Инженерная техника
Советской Армии

(шестдесятые- семидесятые годы XX   века)

Установка разминирования УР-67

Самоходная бронированная плавающая гусеничная установка разминирования УР-67 предназначена для проделывания в ходе боя проходов шириной около 6 метров и длиной 80-90 метров взрывным способом в противотанковых минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-67, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или английские типа  Mk7 со взрывателем No.5 Mk 4, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались).  Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

От автора. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мины взрываются не вследствие передачи детонации на заряд ВВ мины, а вследствие срабатывания штатного взрывателя мины под воздействием давления  ударной волны. Автору приходилось обнаруживать разрушенные и поврежденные взрывом заряда, но не взорвавашиеся   мины, имеющие взрыыватели не нажимного действия. И даже пробиваемые   струей кумулятивного заряда мины не всегда детонируют. Так что и этот способ проделывания проходов не дает стопроцентной гарантии. Абсолютно надежных способов  поиска и уничтожения мин так и не создано по сей день. Никем и нигде.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Была разработана и принята на вооружение Советской армии в 1968 году. С 1978 года началось их замена на более совершенную машину УР-77. К настоящему времени в Российской Армии установок УР-67 уже не имеется.

УР-67 состоит из базовой машины ( бронетранспортер БТР-50ПК) и специального оборудования (непосредственно установки разминирования).

Специальное оборудование включает:
- направляющая для размещения реактивных двигателей двух зарядов;
- механизм подъёма направляющей;
- два контейнера для зарядов, которые установлены в десантном отделении бронетранспортёра;
- два механизма отцепки тормозного каната МТК, которые расположены впереди по бортам над надгусеничной полкой;
- две специальные рамы для крепления укладки тормозного каната, которые размещены над моторным отделением, справа и слева от направляющей, каждая для крепления трёх укладок тормозного каната;
- пульт управления.
Экипаж 3 человека: командир, механик-водитель и оператор.
УР-67 имеет вооружение: пулемёт СГМБ ( или ПКБ).yr-67-2.jpg (13930 bytes)

На схеме справа:
1- Механизм отцепки тормозного каната (МТК),
2- Тормозной канат
3- Взрыватель,
4- Узел передачи детонации,
5- Секции заряда,
6- Ящики укладки тормозного каната,
7- Соединительные втулки,
8- Разъёмы,
9- Реактивные двигатели
10- Разъединительное устройство,
11- Соединительный трос

Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными ракетными двигателями. Один заряд - один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет примерные размеры 90х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности.  Экипаж в момент пуска остается в машине.
Могут использоваться заряды УЗ-67, УЗП-72, УЗП-77. Первоначально существовал только заряд УЗ-67, позднее был разработан его модифицированный вариант УЗП-72. Заряд УЗП-77 предназначен для установки разминирования УР-77, однако без каких либо проблем и ограничений сможет испоььзоваться  установкой УР-67.
Дальность подачи зарядов  фиксированная и составляет для УЗ-67  200 и 350 метров, для УЗП-72 500 метров, для УЗП-77 200 и 500 метров.

yr-67-3.jpg (9169 bytes)Установка разминирования выдвигается к передней границе минного поля. Направляющая поднимается на 50 градусов. Оператор с пульта управления производит пуск двигателей заряда.  Двигатели за соединительный трос вытягивают за собой заряд, через 3-4 секунды после пуска приводится в боевое положение взрыватель . После того, как сам заряд полностью выйдет из касеты, он   увлекает за собой тормозной канат, выбирая его из ящиков. Через 6-9 секунд после пуска срабатывает разъединительное устройство РУ, отделяющее двигатель от заряда. Двигатель уходит по баллистической траектории, а заряд   продолжает полет по инерции. После выбора тормозного каната на всю длину происходит остановка полета заряда и он падает на землю на минное поле.  Установка отъезжает на некоторое расстояние назад выпрямляя тем самым заряд. По   тонкому кабелю, вплетенному в тормозной канат, на заряд с пульта управления подается электроимпульс, что приводит к взрыву заряда.    От действия ударной волны взрыва заряда противотанковые мины срабатывают. Осью образовавшегося прохода в минном поле является образовавшаяся  от взрыва заряда канавка. После взрыва заряда с пульта управления подается импульс на патрон отцепки тормозного каната. Канат перебивается и остаётся на месте. Установка покидает пусковую позицию.

От автора. Отчетливо заметный на местности белый торомозной канат  является прекрасным линейным ориентиром для танкистов, выводя их точно на проход. Но  обычно во время учений сразу после взрыва заряда  УР-67 к этому канату, невзирая на приближающиеся танки и на присутствие на командно-наблюдательных вышках руководителей учений в лампасах,  устремлялись с разных сторон фигурки  военных. Еще бы, тормозной канат по толщине немногим превышающий толщину бельевой веревки, имел прочность стального буксирного троса для тяжелых грузовиков. При этом канат был очень гибкий и легкий.  Лучше буксирного троса для собственной легковой машины и не придумать. Впрочем, и высокопоставленные начальники бывали очень довольны, если и им доставалась доля от каната.

Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-67

Тип установки разминирования....................................... Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая  бронированная
Вооружение...................................................................... Пулемет СГМБ или ПКБ
Типы применяемых зарядов разминирования.................... УЗП-67, УЗП-72, УЗП-77
Длина заряда разминирования.
                                                       УЗ-67...........................
                                                       УЗП-72.......................
                                                       УЗП-77.........................
.

83м.
93м.
93м.

Количество ВВ в одном заряде: УЗ-67...........................
                                                       УЗП-72.......................
                                                       УЗП-77..........................
665кг. (тротил)
725кг. (ПВВ-7)
725кг. ПВВ-7
Дальность подачи заряда разминирования УЗ-67.......
                                                                         УЗП-72.......
                                                                         УЗП-77.....
200 или350м.
500м.
200 или 500м.
Длина образующегося прохода УЗ-67...........................
                                                      УЗП-72...........................
                                                      УЗП-77...........................
75-80м.
80-90м.
80-90м.
Ширина образующегося прохода (гарантированно)....... до 6м.
Время полного цикла проделывания прохода................ 3-5 мин.
Время перезарядки установки двумя зарядами...............
(расчет+саперное отделение)
30-40 мин
Расчет установки................................................................ 3 чел.
Базовая машина.................................................................. Гусеничный бронетранспортер БТР-50ПК
Масса установки................................................................ 14.2 т.
Максимальная скорость движения по шоссе................ 44.6 км/час
                                                           на плаву................ 10.2 км/час
Запас хода по топливу на суше...................................... 360 км.
                                       на воде...................................... 70 км.
Клиренс............................................................................... 40.5 см.
Колея................................................................................... 2.5м.
База....................................................................................... 3.7м.
Удельное давление на грунт............................................ 0.5 кг/кв.см.
Преодолеваемые препятствия: макс.угол подъема........
                                                      макс.угол крена............
                                                      вертик. стенка...............
                                                      ров.................................
38 град.
25 град.
1.1 см.
2.8м.
Бронестойкость.................................................................... Бронебойная пуля кал. 7.62мм. -50м.
Двигатель............................................................................. В-6К дизельный четырехтактный
Мощность двигателя.......................................................... 240 л.с.

yr-67-4.jpg (31694 bytes) Вес комплекта заряд УЗП-72 без упаковки 1200 кг. Заряд состоит из двух   паралельных нитей, в каждой из которых 9 секций. Длина каждой секции 10.3 м. , диаметр 7 см.
На погонный метр секции приходится 4 кг. ВВ, что обеспечивает требуемые 8 кг. на метр длины заряда.
В комплекте одного заряда 18 секций ДКРП-4 и 4 двигателя ДУР-67.
Время, требуемое для снаряжения одной установки УР-67 одним зарядом.  экипажем вручную 3 часа, с использованием автокрана 0.5 часа; экипажем с привлечением саперного отделения вручную 1 час.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковыхй войск.

На вооружении УР-67 состояли в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 2 установки, в инженерном батальоне штурма и разграждения (инженерно-штурмовом) - 6 установок.

Особая благодарность Виктору Гензе   за предоставленные иллюстрации и технические характеристики машины УР-67..

 

 

Источники

1. Сайт "Министерство обороны республики Беларусь" (www.mod.mil.by)
2. Записи в рабочей тетради (1980г.) автора.
3. Записи в рабочей тетради В.Гензе.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника