Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые  годы XX века - начало XXI века)

Система минирования ВСМ-1

Система минирования ВСМ-1 предназначена для дистанционного минирования местности с воздуха противопехотными минами ПФМ-1, ПФМ-1С, ПОМ-1, ПОМ-1С, ПОМ-2, и противотанковыми минами ПТМ-3. Система ВСМ-1 представляет собой комплект оборудования, устанавливаемого на вертолетах МИ-8Т, МИ-8МТ.

От автора. В данной статье я руководствуюсь данными, взятыми из книги "Средства механизации минирования" и сайта Russian Arms Forum. Согласно книги ВСМ-1 предназначалась только для установки противопехотных мин мин ПФМ-1, ПФМ-1С, ПОМ-1, и ПОМ-1С.  Сайт же указывает на возможность применения противотанковых мин ПТМ-3 и противодесантных мин. Из вторичных источников следует, что возможно использование мин ПТМ-1, ПМД-4. Смею предположить, что система минирования ВСМ-1 способна использовать любые мины, помещаемые в кассеты серии К (КСФ, КПОМ, КСО, КПТМ-3,...).

В комплект оборудования ВСМ-1 входят: 
1. Четыре контейнера для кассет. В каждом контейнере имеется 29 гнезд для размещения кассет. Контейнеры устанавливаются на балочных держателях БДЗ-57-КрВ по бокам вертолета. На каждом борту вертолета крепится по два контейнера.
Размеры контейнера 1884 на 630 и на 410 мм. Масса пустого контейнера 80 кг. Масса загруженного контейнера (брутто (347 кг.).
Кроме гнезд для кассет внутри в  кормовой части каждого контейнера размещается блок управления, состоящий из коммутирующего прибора управления ПУС-36-71 и соответствующих штепсельных разъемов. Также в контейнере имеются стопоры для фиксации кассет с минами.  Кассеты вставляются в контейнер снизу.

На рисунке слева пример кассет, используемых в ВСМ-1.

2. Пульт управления ПУМ-1В с соответствующими соединительными кабелями, размещенный в кабине вертолета и предназначенный для автоматической выдачи с различными временными интервалами импульсов тока управления  и для распределения этих импульсов на четыре контейнера.
Пульт закрепляется  на верхней панели аккумуляторного отсека. Масса пульта 17 кг.,  размеры 512 на 353 и на 299 мм. Рабочее напряжение 24 вольта,  потребляемый ток 5 ампер, используемая мощность 200 ватт.
С пультом управления работает оператор, в роли которого выступает борттехник вертолета.
В зависимости от скорости полета и типа используемых мин, пульт обеспечивается интервалы между импульсами тока  от 0.4 до 10.4 сек. Интервалы устанавливаются оператором. Кроме того, пульт позволяет отслеживать количество установленных кассет, контроль количества заданных импульсов и выданных. Управление левой и правой группами контейнеров раздельное, что позволяет размещать в группах мины различного типа и разный шаг минирования левой и правой групп контейнеров.

Тактико-технические характеристики системы минирования ВСМ-1:

Масса комплекта ВСМ-1 (нетто).................................................. 400 кг.
Масса комплекта, снаряженного минами................................... 1467 кг.
Боекомплект:  
  -мины ПФМ-1...................................................... 8352 шт.
  -мины ПОМ-1...................................................... 928 шт.
  -мины ПОМ-2....................................................... 464 шт.
  -мины ПТМ-3, ПДМ-4......................................... 116 шт.
Скорость вертолета во время минирования...............................  150-220 км/час
Высота  полета вертолета во время минирования..................... 30-100 м.
Время установки минного поля из одного комплекта мин....... 30-60 сек.
 Время подготовки к повторному вылету на минирование........  40 мин.

Параметры минных полей:

Тип мин ПФМ-1 ПОМ-1 ПОМ-2 ПТМ-3          
Длина минного поля 2 км. 3-4 км. 4 км. 0.4 км.          
Глубина минного поля 15-25 м. 15-25 м. 15-25 м. 15-25 м.          
Плотность минирования (мин на погонный метр 3-5 0.2-03 0.1-0.15 0.5-08          

 

Работа  экипажа вертолета:
До начала минирования оператор в соответствии с полученным заданием выставляет на пульте исходные данные.
Командир вертолета:
-выводит вертолет на боевой курс и удерживает заданные высоту и скорость полета,
- подает команду оператору "Включить питание пульта управления минированием",
- по выходе на точку начала сброса мин нажимает кнопку РС на своей ручке управления  РУ-2 и информирует экипаж "Начало минирования". По этой команде штурман фиксирует координаты начала минного поля, оператор отслеживает выброс мин.
-по израсходовании комплекта мин информирует экипаж "Конец минирования". По этой команде штурман фиксирует координаты конца минного поля. Командир подает команду оператору "Отключить питание пульта  управления минированием".  

 Заметим, что пустые кассеты после отстрела из них мин остаются в контейнере и удаляются вручную при перезарядке системы. 

Тактика минирования (по опыту афганской войны): 
Минирование осуществляется 2 вертолетами МИ-8Т. 2 вертолета МИ-24  летят впереди на удалении 2-4 километров и подавляют огневые средства противника. Прежде всего зенитные пулеметы и малокалиберные зенитные пушки (СУ-23-2) и позиции ПЗРК.
2 вертолета МИ-24 летят несколько выше пары МИ-8 и несколько с боков. Их задача прикрытие минирующих вертолетов от огня стрелкового оружия и пулеметов с земли. 

P.S. Судя по публикациям в Интернете, сегодня вертолетчиков обучают применению системы ВСМ-1, чего не делалось в Российской времен до 2013 года.  Это очень хорошо.
И вместе с тем, имея многолетний опыт службы в должности начальника инженерной службы полка, а потом и дивизии, сильно сомневаюсь, что в случае серьезной войны эта система найдет хоть какое то применение.
Дело в том, что инженерная служба и инженерные части не обладают своими собственными  РСЗО типа Град, Ураган или Смерч, равно как и своими вертолетами с тем, чтобы иметь возможность устанавливать перед наступающим противником дистанционные минные поля. А выпрашивать  у командира дивизии или  командующего армией хотя бы один залп РСЗО или вылет минирующего вертолета дело тухлое. Этих огневых средств вечно не хватает даже для нанесения сильных огневых ударов по противнику. И отдавать дивизион РСЗО или вертолетную эскадрилью саперам  для установки какого то там минного поля, которое чи сыграет свою роль, чи нет, командир согласится едва ли. Тем более, что тот же вертолет нужно еще переоборудовать, загрузить боекомплектом и ждать, когда  возникнет необходимость срочно выставить минное поле на пути движения вражеских танков. А она может и не возникнуть.
Так что обычный командирский ответ инженеру: "Обходитесь своими возможностями. У вас ведь есть свои, как их там, минные заградители, раскладчики."
Имеется информация (неконкретная), что ВСМ-1 успешно применялась как во время афганской, так и обеих чеченских войн. Но это оказалось возможным из-за того, что вертолетов в этих войнах имелось в избытке, боевые действия велись очагово и в ограниченных масштабах. Наша армия могла позволить себе роскошь иметь минные вертолеты.

Ноябрь 2017 г.

Источники и литература

1. Средства механизации минирования.  Руководство по мат.части и применению. Книга 2. Военное издательство.  Москва. 1980 г.
2. Сайт "Russian Arms Forum" (www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,3217.msg53904.html#msg53904)
3. Опыт боевых действий в горно-пустынной местности. Часть 1. Военное издательство.  Москва. 1983 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника