Средства инженерного вооружения
Вермахта

(1935-1945)

Наплавной  мостик из малых  надувных лодок
( Floßsacksteg aus kleinen Floßsäcken)

wehrmaht-pesh-most-1.jpg (23378 bytes)

Наплавной   мостик из малых надувных лодок предназначен для  переправы   личного состава через узкие водные преграды (речки, арыки, рвы, оросительные каналы и т.п.). Грузоподъемность мостика достигает 300 кг., что при ширине пешеходной дорожки 50-60 см.  и двустороннем леерном ограждении позволяет движение личного состава, несущего  тяжелые грузы (носилки с раненым, станковые пулеметы, минометы, ящики с боеприпасами).

Стандарт длины  наплавного мостика не определен, он может иметь любую разумную длину, но наиболее целесообразно наведение   наплавных  мостиков длиной до 50 метров при скорости течения до 1.5 м/сек.  При наведении более длинных мостиков и при большем течении возникают проблемы с удержанием плавучих опор (лодок) в линии моста, поскольку пролетное строение не имеет достаточной  поперечной жесткости. Даже   при слабом  течении каждая лодка должна ставиться на якорь, забрасываемый  выше по течению, а каждая четная лодка и ниже по течению.

Основными элементами    наплавного  мостика являются  малые надувные лодки и   изготавливаемые в войсках деревянные конструкции пролетных строений..

wehrmaht-sturm-most-2.jpg (11819 bytes)Малая надувная лодка (Kleine  Floßsäcke) являлась табельным  инженерным имуществом саперного батальона (Pionierbataillon) дивизии. По табелю он имел 36 таких лодок.

В мостовых парках саперных батальонов   некоторых пехотных дивизий  вместо  комплектов понтонных мостов  имелись легкие переправочные комплекты из  48 лодок  с     деревянными конструкциями фабричного изготовления, позволяющими собирать     пешеходные наплавные  мостики  (Floßsaecksteg). 

Малая надувная лодка имела длину  3 метра, ширину 1.15 м., диаметр надувного борта 35 см. Снаряженная масса 50 кг. Грузоподъемность 300 кг. или 3-4 человека. В комплект лодки кроме собственно лодки входили 3 весла типа "Каноэ", дощатый настил, укладываемый на днище,  мешок для переноски, 1 ножной мех для накачки, сумка с инструментами и сумка с резиновыми затычками пробоин. "Бублик" лодки был разделен на два отсека, которые накачивались отдельно. Одним мехом лодка накачивалась в течение 5 минут. По бортам лодки проходил, продетый сквозь приклеенные резиновые кольца страховочный леер. По бортам, на носу и корме имелись более крупные резиновые кольца для закрепления опорных досок и якорных канатов. Лодки  производства различных фирм могли иметь несущественные внешние отличия. Однако размеры лодок и кольца для закрепления опорных досок обязательно совпадали.

На один пролет моста требуются следующие деревянные конструкции:wehrmaht-pesh-most-2.jpg (20734 bytes)
1. Две опорные доски (длина 2 м., ширина 25 см., толщина 3 см.),
2. Два прогона из бруса сечением 10 на 10 см. и длиной 5.5 метров,
3. Восемь упорных  брусьев размером 10 на 20 и на 3 см.,
4. Восемь поперечных досок (длина 1 м., ширина 18 см., толщина 3 см.
5. Две доски пешеходной дорожки (длина 4 м., сечение 25 на 3 см.),
6. Две перильные стойки (длина 1.5 м., диаметр 6-8 см.),
7. Крепеж- 30 м. пенькового каната, 60 гвоздей длиной 75-100 мм.

Инструмент: 2 ручные пилы-ножовки, 3 кувалды, 3 клещей, 2 топора, 2 плотничных метра.

Для  наводки  наплавного   восьмипролетного мостика (32 метра) необходимо два саперных отделения (16 человек). Без заготовки конструкций и без подготовки лодок восьмипролетный мостик они собирают за 30 минут. С заготовкой конструкций из готовых пиломатериалов - 1 час.

При наводке мостика сначала выстраивается линия опор (лодок) с интервалом 4 метра. С помощью якорных канатов, привязываемых в резиновые кольца в носу и корме лодки, линия лодок выравнивается. В качестве якорей используются любые тяжелые грузы (валуны, металлические изделия и т.п. подручный материал). При невозможности заякоривания лодок, через водную преграду выше по течению  натягивался трос, к которому крепились якорные канаты лодок.

На борта лодки заранее укладываются и привязываются две опорные доски. На доски укладываются два прогона (длинные брусья). Они закрепляются от продольного смещения восемью упорными брусками, прибиваемыми к прогонам снизу и упирающимися в опорные доски. Сразу же к прогонам привязываются два прогона соседнего пролета. На  прогоны набиваются восемь поперечных досок. На поперечные доски прибиваются две доски, образующие пешеходную дорожку. В середине лодки устанавливаются и прибиваются (привязываются) к прогонам две перильные стойки. Сквозь щели перильных стоек продергиваются и закрепляются узлами веревочные леера.

Тактико-технические характеристики    наплавного  мостика (Floßsackesteg):

Тип моста........................................................................................... пешеходный наплавной  многопролетный
Грузоподъемность............................................................................. 300 кг.
Ширина пешеходной дорожки......................................................... 50-60 см.
Длина пролета................................................................................... 4 метра
Количество пролетов....................................................................... не регламентируется
Длина моста....................................................................................... не регламентируется, целесообразно до 50м.
Время на наведение  восьмипролетного моста (без заготовки)..... 30 мин.
Расчет для сборки моста................................................................... 16 человек (два отделения)
Допустимая максимальная глубина преграды................................ не регламентируется
Допустимая минимальная  глубина преграды................................ 0.5 метра
Допустимая максимальная скорость течения................................. 1,5 м/сек.
Качество берегов............................................................................... плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт
Время эксплуатации моста............................................................... летний сезон от ледохода до ледостава

Декабрь 2007 г.

Источники

1. H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.).Ernst Siegfried Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.H. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German  Military Forces. War Departament. Washington 25. DC. 15 March 1945
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
4. К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник. Санкт-Петербург.2003 г.
5. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962 г.
6. Kriegsstarkenachweisung 714 (freie Gliederung) von 1.6.1944 (K.St.N. 714 (fG) v.1.6.1944) Pionierkompanie (gepanzert) (Freie Gliederung).
7. Kriegsstarkenachweisung 703 von 1.10.1937 ( KStN 703 v.1.10.1937). Stab Pionierbataillon (mot).
8. Kriegsstarkenachweisung 714 von 1.10.1938 KStN 714 v.1.10.1938.  leichte Pionierkompanie (mot).
9. Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. 1941-1945. Центрполиграф. Москва. 2005 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю. И.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. В общем то, все эти лодки,  понтоны, паромы, мостики    это штуки не романтичные. Никто тут не поднимается картинно в атаку, не мчится на врага грозная броня, не грохочут пушки, не снимают   часовых лихие спецназовцы, не взлетают на воздух мосты... Словом,  это  как то не очень похоже на войну, какую все привыкли видеть в батальных кинофильмах, боевиках. Все очень скучно и приземленно. Какая ж это война, какие боевые действия ? И за что тут давать награды? Пустяки, мол, все это.

Но без этих, внешне простых устройств, без незаметного труда саперов никакая война просто напросто невозможна. Десятиметровая речка глубиной в полметра и болотистым дном уже непреодолимая ни для танков, ни для пехоты преграда. И тогда любому полководцу только и остается подать команду: "Pioniere, voran!" (Саперы, вперед!). И теперь все  с надеждой и мольбой  глядят на саперов, без которых дальнейшее   выполнение боевой задачи просто немыслимо.  
Переправа наведена, пехота устремилась вперед к победе. А про саперов  все забывают. И пехотинец, танкист, артиллерист вновь смотрят на сапера свысока и с некоторым презрением.

Саперы  труженики войны - первые в бою, последние в очереди за наградами и славой.

Хотя в немецком языке им и дано очень точное название - Pioniere (Пионеры), т.е. "Идущие впереди".

В отличие от штурмового мостика, задача которого обеспечить оперативную переправу боевых пехотных подразделений в первые часы боя за водную преграду, наплавной мостик более солидное и более длительно существующее сооружение. Он используется до тех пор, пока через водную преграду не будет наведен хотя бы пешеходный мостик на жестких опорах. Например, козловой мостик.

Нередко наведением  наплавного   мостика дело и ограничивалось, особенно если наступление не развивалось дальше и войска переходили к длительной обороне. По   наплавному  мостику было возможно обеспечивать пехотные подразделения  первого эшелона всем необходимым, а артиллерия либо занимала позиции позади водной преграды, либо переправлялась на паромах из больших надувных лодок, которые затем перебрасывались в другие места.

Командир роты 437-го гренадерского полка 132-й пехотной дивизии 11-й армии лёйтнант Г.Бидерман пишет в своих мемуарах, что когда армия   глубокой осенью 1943 года увязла в позиционной войне под Ленинградом западнее Невеля, то пешеходные мостики на надувных лодках были основным переправочным средством через многочисленные узкие речки и их протоки  этой заболоченной местности.

Мостики на плавучих опорах особенно хороши, если илистое или наоборот каменистое дно не позволяет вбивать сваи или надежно установить рамные опоры.  Немецкое наставление H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) указывает, что вместо резиновых лодок можно использовать  местные   плавсредства и  предметы (рыбацкие лодки, бочки, корыта, канистры из под топлива, молочные бидоны, набитые плавучими материалами автомобильные тенты).