Средства инженерного вооружения
|
Тип моста........................................................................................... | пешеходный наплавной многопролетный |
Грузоподъемность............................................................................. | 300 кг. |
Ширина пешеходной дорожки......................................................... | 50-60 см. |
Длина пролета................................................................................... | 4 метра |
Количество пролетов....................................................................... | не регламентируется |
Длина моста....................................................................................... | не регламентируется, целесообразно до 50м. |
Время на наведение восьмипролетного моста (без заготовки)..... | 30 мин. |
Расчет для сборки моста................................................................... | 16 человек (два отделения) |
Допустимая максимальная глубина преграды................................ | не регламентируется |
Допустимая минимальная глубина преграды................................ | 0.5 метра |
Допустимая максимальная скорость течения................................. | 1,5 м/сек. |
Качество берегов............................................................................... | плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт |
Время эксплуатации моста............................................................... | летний сезон от ледохода до ледостава |
1. H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.).Ernst
Siegfried Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.H. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German Military Forces. War Departament.
Washington 25. DC. 15 March 1945
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der
Pioniereabteilung des OKH. 1943.
4. К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник.
Санкт-Петербург.2003 г.
5. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1962 г.
6. Kriegsstarkenachweisung 714 (freie Gliederung) von 1.6.1944 (K.St.N. 714
(fG) v.1.6.1944) Pionierkompanie (gepanzert) (Freie Gliederung).
7. Kriegsstarkenachweisung 703 von 1.10.1937 ( KStN 703 v.1.10.1937). Stab
Pionierbataillon (mot).
8. Kriegsstarkenachweisung 714 von 1.10.1938 KStN 714 v.1.10.1938.
leichte Pionierkompanie (mot).
9. Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового
расчета. 1941-1945. Центрполиграф. Москва. 2005 г.
©Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю. И.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. В общем то, все эти лодки, понтоны, паромы, мостики это штуки не романтичные. Никто тут не поднимается картинно в атаку, не мчится на врага грозная броня, не грохочут пушки, не снимают часовых лихие спецназовцы, не взлетают на воздух мосты... Словом, это как то не очень похоже на войну, какую все привыкли видеть в батальных кинофильмах, боевиках. Все очень скучно и приземленно. Какая ж это война, какие боевые действия ? И за что тут давать награды? Пустяки, мол, все это.
Но без этих, внешне простых устройств, без незаметного
труда саперов никакая война просто напросто невозможна. Десятиметровая речка
глубиной в полметра и болотистым дном уже непреодолимая ни для танков, ни
для пехоты преграда. И тогда любому полководцу только и остается подать
команду: "Pioniere, voran!" (Саперы, вперед!). И теперь все с надеждой
и мольбой глядят на саперов, без которых дальнейшее
выполнение боевой задачи просто немыслимо.
Переправа наведена, пехота устремилась вперед к победе. А про саперов
все забывают. И пехотинец, танкист, артиллерист вновь смотрят на сапера
свысока и с некоторым презрением.
Саперы труженики войны - первые в бою, последние в очереди за наградами и славой.
Хотя в немецком языке им и дано очень точное название - Pioniere (Пионеры), т.е. "Идущие впереди".
В отличие от штурмового мостика, задача которого обеспечить оперативную переправу боевых пехотных подразделений в первые часы боя за водную преграду, наплавной мостик более солидное и более длительно существующее сооружение. Он используется до тех пор, пока через водную преграду не будет наведен хотя бы пешеходный мостик на жестких опорах. Например, козловой мостик.
Нередко наведением наплавного мостика дело и ограничивалось, особенно если наступление не развивалось дальше и войска переходили к длительной обороне. По наплавному мостику было возможно обеспечивать пехотные подразделения первого эшелона всем необходимым, а артиллерия либо занимала позиции позади водной преграды, либо переправлялась на паромах из больших надувных лодок, которые затем перебрасывались в другие места.
Командир роты 437-го гренадерского полка 132-й пехотной дивизии 11-й армии лёйтнант Г.Бидерман пишет в своих мемуарах, что когда армия глубокой осенью 1943 года увязла в позиционной войне под Ленинградом западнее Невеля, то пешеходные мостики на надувных лодках были основным переправочным средством через многочисленные узкие речки и их протоки этой заболоченной местности.
Мостики на плавучих опорах особенно хороши, если илистое или наоборот каменистое дно не позволяет вбивать сваи или надежно установить рамные опоры. Немецкое наставление H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) указывает, что вместо резиновых лодок можно использовать местные плавсредства и предметы (рыбацкие лодки, бочки, корыта, канистры из под топлива, молочные бидоны, набитые плавучими материалами автомобильные тенты).