Инженерная техника
|
Тип моста, собираемого с помощью УСМ................ | Деревянный низководный на свайных или рамных опорах |
Грузоподъемность собираемого моста........................ | до 60 тонн |
Ширина проезжей части собираемого моста............ | 4.2 м. |
Длина собираемого моста............................................ | не ограничивается |
Максимальная длина пролета..................................... | 4.5 м. |
Макс.длина забиваемых свай(без наращивания)...... | 6.5.м. |
Расстояния между сваями в опоре................................ | 1.2 --1.8--1.2 метра |
Грузоподъемность копровых лебедок......................... | 0.5т. |
Грузоподъемность крана.............................................. | 2.0-2.5 т. |
Вылет стрелы крана (максимальный)......................... | 7.5 или 3.3 м. |
Производительность (днем/ночью)............................ | до 15пог.м.ч/ до 7 пог.м.ч |
Допустимая скорость течения реки............................ | до 2.5 м/сек. |
Время развертывания установки................................ | до 10 мин. |
Время свертывания установки.................................... | до 10 мин. |
Обслуживающий расчет.............................................. | 11 чел. |
Масса мостостроительной машины............................ | 18.9 т. |
Габариты мостостроительной машины..................... | 10.75х3.07х3.8 м. |
Транспортная скорость................................................. | 70км/час |
Чтобы читателю была более понятна суть установки
УСМ и зачем она вообще нужна при обилии в армии плавающей техники и
понтонных мостов, необходимо пояснить что это такое деревянный низководный
мост и для чего он нужен в войсках.
При форсировании водных преград первый эшелон войск переправляется через
водную преграду на плавающих боевых машинах (БМП, БТР), не
плавающая боевая техника переправляется на переправочно - десантных
средствах (ГСП, ПТС) или по понтонным мостам. Таким же образом
осуществляется переправа вторых эшелонов и резервов.
Но это все временные переправочные средства и, выполнив свою задачу, они
уходят за наступающими войсками в готовности к организации переправы через
новые преграды.
В то же время потребность в переправах через данную преграду не только не снижается, а и возрастает. Войска постоянно нуждаются в пополнениях, в подвозе боеприпасов, продовольствия, горючего и иных материальных средств. Достаточно сказать, что только одному мотострелковому полку в сутки требуется около двух с половиной тонн только одних продуктов и восьми тонн питьевой воды. В обратную сторону нужно переправлять раненых, оружие и технику в ремонт, порожний транспорт, да и для маневра силами переправы тоже нужны.
Как правило, стационарные мосты бывают разрушены и на их восстановление требуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Да их часто и недостаточно или расположены они бывают не всегда удобно для войск. Вот за счет низководных деревянных мостов эту задачу и решают.
Низководные деревянные мосты, это мосты на жестких, обычно свайных опорах, возводимые за несколько часов или суток. Низководными они называются потому, что при их строительстве учитываются лишь суточные колебания уровня воды в реке и во внимание не принимаются месячные и сезонные колебания уровня воды, не обеспечивается защита мостов от ледохода. Пренебрежение этими факторами обеспечивает простоту конструкции и быстроту возведения таких мостов. Поэтому, они и имеют небольшую высоту. отсюда и название -низководные. Они рассчитаны на жизнь в течение 2-4 месяцев, пока проблема переправы через водную преграду не будет решена за счет восстановления стационарных мостов.
От автора. Однако, как показывает жизнь, в нашей стране нет ничего более постоянного и долговечного, чем временные постройки. Например, автор начинал службу на Дальнем Востоке в г. Лесозаводске в гарнизоне со странным названием "Авиагородок", хотя там самолетами и не пахло. Оказывается в середине тридцатых годов эти бараки возвели для летчиков авиаполка, временно базировавшегося на этом месте. Автор туда приехал в семидесятом. Так и низководные мосты, возведенные саперами либо во время войны, либо в учебных целях (обычно места строительства учебных мостов командиры выбирали там, где это нужно местному населению) служат по двадцать-тридцать лет, многократно латаясь, укрепляясь подпорками и защищаясь от ледоходов подручными средствами. И кляня неведомых строителей за то, что не удосужились установить ледоломы, за то, что мост устроен так низко, что его заливает в каждое половодье, никто уже и не помнит, что этот мост просто учебная постройка военных, что жизни ему планировалось до первого ледохода.
Низководный мост состоит из двух основных частей - опор и пролетных строений.
Не вдаваясь в подробности и различия в конструкциях опор,
покажем один из самых простых и самый распространенный тип опоры
низководного моста. Это плоская свайная опора, которая состоит из четырех
свай по 18-20см. диаметром каждая и насадки диаметром 25-28см., прибиваемой
к сваям. Эта опора выдерживает нагрузку 60 тонн. Конечно, в зависимости от
глубины воды, скорости течения и необходимой высоты моста, такая опора может
иметь дополнительные элементы, повышающие ее устойчивость.
С задачей установки таких опор отлично справляется сваебойно-обстроечная
площадка установки УСМ.
Пролетные строения существуют различных
конструкций. Рассмотрим одну из наиболее распространенных конструкций.
Эта конструкция называется колейным блоком.
Колейный блок состоит из собранных в один пакет пяти прогонов (обтесанных
соответствующим образом бревен диаметром 20-22см.). Поверх прогонов
прибивается поперечный рабочий настил из досок толщиной 5см и шириной 20см..
Поверх рабочего настила из таких же досок, но в продольном направлении
набивается продольный защитный настил. С одного края с доскам поперечного
настила прибивается тонкое бревно (накатник) диаметром 15-18см., выполняющий
роль колесоотбоя.
Ширина такого колейного блока 2 метра, длина делается в зависимости от
выбранного расстояния между опорами. Обычно до 5 метров. На один пролет
требуется два таких колейных блока.
С помощью своего крана установка УСМ укладывает на опоры моста эти блоки прогонов. Промежутки между блоками закрываются закладными щитами.
На рисунке справа начальный участок моста. Установлены четыре опоры и уложены пролетные строения двух пролетов полностью. На последнем пролете один колейный блок уложен, второй показан висящим в воздухе (момент укладки на место краном, хотя саму УСМ здесь мы не показываем).
Январь 2013г.
1. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных
войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
2. Проспект концерна "Трансимпекс".
3.Сборник фотографий военной кафедры СПб ГАСУ.
4. Б.В.Варенышев и др. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство. 1982г.
5.Военные мосты на жестких опорах. Руководство. Военное издательство. 1982г.
6.Мостостроительная установка УСМ. ТО и ИЭ. Военное издательствол. Москва.
1978г.
7.Мостостроительная установка УСМ-2. ТО и ИЭ. Военное издательствол. Москва.
1988г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях . Возможно, прочитав об УСМ, кто-то ухмыльнется и воскликнет, что мол, Россия как была лапотной, так ею и осталась. Что деревянный мост в XXI веке, это та-а-а-кая древность и отсталость, что и говорить тут не о чем.
Конечно индустриально могучая и богатая Америка может себе позволить роскошь таскать за собой стальные конструкции, а ее войска дожидаться постройки стационарных мостов.
Но вот почему то, во время иракской войны в 2003 году при наличии всего нескольких полупересохших рек американские войска очень быстро оказались отрезанными от баз снабжения и солдаты несколько недель получали один сухой паек на двоих, а первый раз горячую пищу получили через две недели после начала войны.
Конечно, в иракских условиях пустыни и УСМ ничем бы не помогла по причине отсутствия леса, но ведь войны ведутся не только в пустынях.