Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые годы XX века - начало XXI века)

Установка строительства мостов УСМ

usm-01.jpg (45047 bytes)

Установка строительства мостов УСМ предназначена для строительства низководных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 тонн на свайных и рамных опорах через водные преграды (реки, каналы, озера, водохранилища), а также через суходолы (овраги, балки, рвы). Комплект УСМ состоит из двух машин, одна из которых оснащена специальным оборудованием, позволяющим выполнять работы по забивке свай и обстройке опор моста, укладке на опоры пролетного строения; вторая является обычным грузовым автомобилем для перевозки вспомогательного имущества (надувная резиновая лодка НЛ-8, пять мотопил МП-5,  дизель-молот ДМ-240, ЗИП) и подвоза элементов моста.

В зависимости от того, на базе автомобиля какой марки скомплектована установка различают УСМ-1 (на базе автомобиля КрАЗ-255) и УСМ-2 (на базе автомобиля КрАЗ-260), хотя обе установки совершенно идентичны по своим характеристикам и устройству.

Ниже по тексту, говоря об УСМ, мы будем иметь в виду только автомобиль со специальным оборудованием, т.к. второй автомобиль не представляет существенного интереса.

Специальный автомобиль УСМ имеет платформу, на которой за кабиной установлено полноповоротное крановое оборудование с приводом от базового двигателя автомобиля. Стрела крана телескопического типа, позволяющая в транспортном положении установки вдвигать в корневую часть стрелы ее вдвижную часть и тем самым уменьшать габариты машины. В рабочем положении стрела имеет длину около 7.5  метров и позволяет поднимать и перемещать грузы весом до 2.0 тонн. при  максимальном вылете стрелы (т.е. при ее горизонтальном положении).
Кроме кранового оборудования на платформе автомобиля размещается выдвижная ферма, имеющая на конце четыре копра с дизель-молотами и горизонтальную площадку для четырех солдат, которые занимаются обстройкой опоры. этот узел называется сваебойно-обстроечной площадкой. Длина фермы позволяет выносить вышки с дизель-молотами на расстояние до 4.5 метров от крайней опоры моста. Это позволяет вбивать сваи следующей опоры моста на расстояниях от предыдущей на расстоянии от 0.5 до 4.5 метра.

usm-02.jpg (59238 bytes)На снимке слева: установка УСМ в рабочем положении. Машина стоит на уже построенном участке моста (два первых пролета). Ферма выдвинута и копры подняты. Кран развернут вперед и может принять с транспортного автомобиля сваи, и подать их на копры. Он же затем укладывает блоки прогонов на опоры, образуя новый пролет моста   На снимке показан  процесс забивки дизель-молотами свай для третьей опоры.
В отдалении видна наводка наплавного моста из парка ПМП.

Порядок работы УСМ следующий:

Установка задним ходом подается к концу готовой части моста. На сваебойно-обстроечную площадку краном или по воде подаются сваи. Солдаты на площадке принимают сваи, заводят их в молота и производят забивку свай в грунт дна. Затем головки свай отпиливаются мотопилами и на сваи укладывается и закрепляется насадка (горизонтальное бревно). Если по каким-то причинам забивка свай невозможна, то с помощью крана и обстроечной площадки в воду опускается рамная опора.
После этого с помощью крана на опоры укладывается пролетное строение с настилом. Установка по этому новому пролету моста задним ходом продвигается до к концу готовой части моста и операция повторяется.

Скорость строительства моста из заранее заготовленных элементов составляет до 15 метров моста в час (рекорд составляет 26.4 метра в час). Расчет установки 11 человек.

Тактико-технические характеристики   УСМ

Тип моста, собираемого с помощью УСМ................ Деревянный низководный на свайных или рамных опорах
Грузоподъемность собираемого моста........................ до 60 тонн
Ширина проезжей части собираемого моста............ 4.2 м.
Длина собираемого моста............................................ не ограничивается
Максимальная длина пролета..................................... 4.5 м.
Макс.длина забиваемых свай(без наращивания)...... 6.5.м.
Расстояния между сваями в опоре................................ 1.2 --1.8--1.2 метра
Грузоподъемность копровых лебедок......................... 0.5т.
Грузоподъемность крана.............................................. 2.0-2.5 т.
Вылет стрелы крана  (максимальный)......................... 7.5 или 3.3 м.
Производительность (днем/ночью)............................ до 15пог.м.ч/ до 7 пог.м.ч
Допустимая скорость течения реки............................ до 2.5 м/сек.
Время развертывания установки................................ до 10 мин.
Время свертывания установки.................................... до 10 мин.
Обслуживающий расчет.............................................. 11 чел.
Масса мостостроительной машины............................ 18.9 т.
Габариты мостостроительной машины..................... 10.75х3.07х3.8 м.
Транспортная скорость................................................. 70км/час

Чтобы читателю была более  понятна суть установки УСМ и зачем она вообще нужна при обилии в армии плавающей техники и понтонных мостов, необходимо пояснить что это такое деревянный низководный мост и для чего он нужен в войсках.
При форсировании водных преград первый эшелон войск переправляется через водную преграду на плавающих боевых машинах (БМП, БТР),   не плавающая боевая техника переправляется на переправочно - десантных средствах (ГСП, ПТС) или по понтонным мостам. Таким же образом осуществляется переправа вторых эшелонов и резервов.
Но это все временные переправочные средства и, выполнив свою задачу, они уходят за наступающими войсками в готовности к организации переправы через новые преграды.

В то же время потребность в переправах через данную преграду не только не снижается, а и возрастает. Войска постоянно нуждаются в пополнениях,  в подвозе боеприпасов, продовольствия, горючего и иных материальных средств. Достаточно сказать, что только одному мотострелковому полку в сутки требуется около двух с половиной тонн только одних продуктов и восьми тонн питьевой воды. В обратную сторону нужно переправлять раненых, оружие и технику в ремонт, порожний транспорт, да и для маневра силами переправы тоже нужны.

Как правило, стационарные мосты бывают разрушены и на их восстановление требуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Да их часто и недостаточно или расположены они бывают не всегда удобно для войск. Вот за счет низководных деревянных мостов эту задачу и решают. 

Низководные деревянные мосты, это  мосты на жестких, обычно свайных опорах, возводимые за несколько часов или суток. Низководными они называются потому, что при их строительстве учитываются лишь суточные колебания уровня воды в реке и во внимание не принимаются месячные и сезонные колебания уровня воды, не обеспечивается защита мостов от ледохода. Пренебрежение этими факторами обеспечивает простоту конструкции и быстроту возведения таких мостов. Поэтому, они и имеют небольшую высоту. отсюда и название -низководные.   Они рассчитаны на жизнь в течение 2-4 месяцев, пока проблема переправы через водную преграду не будет решена за счет восстановления стационарных мостов.

От автора. Однако, как показывает жизнь, в нашей стране нет ничего более постоянного и долговечного, чем временные постройки. Например, автор начинал службу на Дальнем Востоке в г. Лесозаводске в гарнизоне со странным названием "Авиагородок", хотя там самолетами и не пахло. Оказывается в середине тридцатых годов эти бараки возвели для летчиков авиаполка, временно базировавшегося на этом месте. Автор туда приехал в семидесятом. Так и низководные мосты, возведенные саперами либо во время войны, либо в учебных целях (обычно места строительства учебных мостов командиры выбирали там, где это нужно местному населению) служат по двадцать-тридцать лет, многократно латаясь, укрепляясь подпорками и защищаясь от ледоходов подручными средствами. И кляня неведомых строителей за то, что не удосужились утановить ледоломы, за то, что мост устроен так низко, что   его заливает в каждое половодье, никто уже и не помнит, что этот мост просто учебная постройка военных, что жизни ему планировалось до первого ледохода. 

usm-4.jpg (5998 bytes)Низководный мост состоит из двух основных частей - опор и пролетных строений.

Не вдаваясь в подробности и различия в конструкциях опор, покажем один из самых простых и самый распространенный тип опоры низководного моста. Это плоская свайная опора, которая состоит из четырех свай по 18-20см. диаметром каждая и насадки диаметром 25-28см., прибиваемой к сваям. Эта опора выдерживает нагрузку 60 тонн. Конечно, в зависимости от глубины воды, скорости течения и необходимой высоты моста, такая опора может иметь дополнительные элементы, повышающие ее устойчивость.
С задачей установки таких опор отлично справляется сваебойно-обстроечная площадка установки УСМ.

usm-5.jpg (7781 bytes)Пролетные строения существуют различных конструкций. Рассмотрим одну  из наиболее распространенных конструкций. Эта конструкция называется колейным блоком.
Колейный блок состоит из собранных в один пакет пяти прогонов (обтесанных соответствующим образом бревен диаметром 20-22см.). Поверх прогонов прибивается поперечный рабочий настил из досок толщиной 5см и шириной 20см.. Поверх рабочего настила из таких же досок, но в продольном направлении набивается продольный защитный настил. С одного края с доскам поперечного настила прибивается тонкое бревно (накатник) диаметром 15-18см., выполняющий роль колесоотбоя.
Ширина такого колейного блока 2 метра, длина делается в зависимости отusm-50.jpg (11333 bytes) выбранного расстояния между опорами. Обычно до 5 метров. На один пролет требуется два таких колейных блока.

С помощью своего крана установка УСМ укладывает на опоры моста эти блоки прогонов. Промежутки между блоками закрываются закладными щитами.

На рисунке справа начальный участок моста. Установлены четыре опоры и уложены пролетные строения двух пролетов полностью. На последнем пролете один колейный блок уложен, второй показан висящим в воздухе (момент укладки на место краном, хотя саму УСМ здесь мы не показываем).

Январь 2013г.

Источники

1. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
2. Проспект концерна "Трансимпекс".
3.Сборник фотографий военной кафедры СПб ГАСУ.
4. Б.В.Варенышев и др. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. 1982г.
5.Военные мосты на жестких опорах. Руководство. Военное издательство. 1982г.
6.Мостостроительная установка УСМ. ТО и ИЭ. Военное издательствол. Москва. 1978г.
7.Мостостроительная установка УСМ-2. ТО и ИЭ. Военное издательствол. Москва. 1988г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях . Возможно, прочитав об УСМ, кто-то ухмыльнется и воскликнет, что мол, Россия как была лапотной, так ею и осталась. Что деревянный мост в XXI веке, это та-а-а-кая древность и отсталость, что и говорить тут не о чем.

Конечно индустриально могучая и богатая Америка может себе позволить роскошь таскать за собой стальные конструкции, а ее войска дожидаться постройки стационарных мостов.

Но вот почему то, во время иракской полувойны в 2003 году при наличии всего нескольких  полупересохших рек американские войска очень быстро оказались отрезанными от баз снабжения и солдаты несколько недель получали один сухой паек на двоих, а первый раз горячую пищу получили через две  недели после начала войны.

Конечно, в иракских условиях пустыни и УСМ ничем бы не помогла по причине отсутствия леса, но ведь войны ведутся не только в пустынях.