Труднозатопляем имущество ТЗИ - tzi.html

Средства инженерного вооружения
Красной (Советской) Армии

(тридцатые - пятидесятые годы)

Легкое переправочное труднозатопляемое имущество ТЗИ

tzi-5.jpg (18730 bytes)

Комплект легкого переправочного труднозатопляемого имущества ТЗИ предназначен для  десантной переправы личного состава и вооружения, максимальный вес которого не превышает 2 тонн (например, 76-мм полковая пушка без конной или автомобильной тяги, мотоцикл с коляской, пароконная повозка без лошадей) через водные преграды шириной до 100-150 метров и скоростью течения до 2.5 метров в секунду, а также для наведения наплавных   пешеходных мостов длиной 30 или 60 метров. Фактически комплект  обеспечивает переправу всех грузов стрелкового полка кроме автотранспорта и лошадей.tzi-92.jpg (13928 bytes)

Из одного комплекта можно собрать паромов (плотов):
*грузоподъемностью 1 тонна -  8 паромов,
*грузоподъемностью 1.5 тонны - 4 парома,
*грузоподъемностью 2 тонны - 3 парома.

Паромы передвигаются по воде на веслах   со скоростью до 60 метров в минуту или перетягиваются канатом со скоростью до 45 метров в минуту.

Из одного комплекта можно навести наплавных мостов:
*пешеходный для движения в колонну по одному - длиной 60 метров,
*пешеходный для движения в колонну по два - длиной 30 метров.

Паромы (плоты) собираются малообученым личным составом за 5-10 минут, мосты наводятся со скоростью 3-5 метров в минуту (60-метровый мост за 10-15 минут, 30-метровый за 15-20 минут). Количество привлекаемого личного состава от стрелкового отделения (для сборки парома) до двух стрелковых взводов (для наведения 60-метрового моста). Из всего привлекаемого личного состава обученных саперов требуется не более 10%.

Для переправы лошадей, автотранспорта, тяжелых артиллерийских систем комплект не предназначен.

От автора. По грузоподъемности паромы и мосты из комплекта ТЗИ вполне обеспечивают переправу лошадей в поводу. Однако, это возможно лишь в том случае, если лошади прошли соответствующее обучение и не пугаются зыбкой опоры под ногами, что выполнялось в войсках крайне редко, да и то, как правило, лишь для показных занятий. Поэтому создатели моста сочли   нужным заявить, что комплект ТЗИ для переправы лошадей непригоден.

В комплект имущества ТЗИ входятtzi-94.jpg (12778 bytes)tzi-93.jpg (10173 bytes):
*32 поплавка с подкладочными досками,
*16 пролетных щитов (звеньев),
*24 настилочные доски,
*32 перильные стойки с уключинами для весел,
*16 весел,
*16 причальных канатов (штропов),
*16 багров,
*16 якорей с якорными канатами
* вспомогательное имущество,

Весь комплект ТЗИ перевозится на четырех пароконных повозках или на двух грузовых автомобилях грузоподъемностью 1.5 тонны (ГАЗ-АА).

Поплавок.
tzi-1.jpg (9436 bytes)Основным элементов комплекта является поплавок из прорезиненной ткани, который представляет из себя мешок в форме сплюснутого цилиндра длиной 2.75см., шириной 50см. и высотой 30см. Через имеющуюся в верхней части мешка прорезь, внутрь набивается легкий плавучий материал (солома, сено, сухой камыш, ласточник, кендырь и т.п.), после чего прорезь зашнуровывается. Общий вес мешка с набивкой 40 кг.
Получившийся таким образом поплавок имеет грузоподъемность на воде около 250 кг.
На боковых сторонах мешка вшиты ременные петли, сквозь которые продергиваются четыре стяжных (поясных) ремня, выполняющие две основные задачи- удерживать на поплавке подкладную доску (два средних ремня) и обеспечивать равномерное распределение набивки по длине поплавка с тем, чтобы поплавок сохранял свою форму.

Подкладочная доска. 
tzi-2.jpg (11639 bytes)Предназначена для передачи и равномерного распределения нагрузки от пролетного щита на поплавок, обеспечения сохранения формы поплавка, а также для соединения поплавка с пролетным щитом.
Представляет собой доску длиной 2.6м., шириной 12 см. и толщиной 3 см. Вес доски 11 кг.
Доска соединяется с поплавком с помощью двух средних стяжных ремней, которые пропускаются через металлические петли двух опорных площадок. На верхней стороне доски размещены четыре металлические обоймы с запорными рукоятками и в центре деревянная колодка с  двумя крестообразными прорезями. С помощью этих элементов подкладочная доска скрепляется с пролетным щитом.

Практически, подкладочная доска является неотъемлемой частью поплавка, который без нее свои функции выполнять не может.
После того, как поплавок  будет заполнен набивочным материалом и зашнурован, к нему прикрепляется подкладочная доска, имеющая по концам ручки, с помощью которых поплавок с доской переносится двумя солдатами.
Во всех вариантах использования ТЗИ поплавок используется только с доской. В комплекте ТЗИ   подкладочных досок столько же, сколько и поплавков - 32.

На рисунке показана отдельно подкладочная доска и она же, соединенная с поплавком.

Пролетный щит. 
tzi-3.jpg (15209 bytes)Предназначен для использования в качестве верхнего строения в перевозных паромах (палуба парома) и мостах (пролетное строение).
Представляет собой три продольных бруса, выполняющих роль прогонов, соединенных между собой четырьмя поперечинами. Сверху на прогоны набиты доски поперечного настила, которые играют роль несущего настила моста и паромов.

К обеим крайним прогонам снизу прикреплены металлические вилки ( по 4 штуки), предназначенные для скрепления пролетного щита с подкладочными досками поплавков.
Концы крайних прогонов имеют металлические оковки, имеющие с одного конца вилку, а с противоположного обойму с запирающим штырем и рукой. Они предназначены для соединения пролетных щитов между собой при  наводке моста.

Длина пролетного щита по концам прогонов 3.5 метра, ширина 70 см,  высота 10см.. Вес пролетного щита 40 кг.
В комплекте ТЗИ таких щитов 16.
На рисунке показан пролетный щит в виде сверху и второй в перевернутом виде, чтобы была видна его конструкция.

Настилочная доска.
Настилочные доски предназначены для использования в качестве продольного защитного колейного настила и  аппарелей (сходен) при переправе на 1.5-тонных  или 2-тонных  паромах   или по 30-метровым мостам артиллерийских орудий (до 76-мм. полковых пушек включительно), 120-мм. минометов на колесном ходу, конных повозок без лошадей, полевых кухонь без лошадей.
Длина каждой доски 3- 3.5 метра, ширина 15 см., толщина 3 см.
Никаких приспособлений, оковок, вилок или обойм на досках не имеется.
Настилочных досок в комплекте ТЗИ 24 шт.

Перильная стойка с уключиной.
tzi-4.jpg (2843 bytes)Предназначена служить перильной стойкой при прокладывании лееров в пешеходных мостах и опорой уключины для весел в перевозных паромах.
Представляет собой металлическую трубу высотой 98 см., к которой приварены в верхней части кольцо для веревочного леера, а в в нижней весельная уключина. В трубу вварен снизу стержень с поперечиной с помощью которой стойка вставляется и закрепляется  в специальные кронштейны, имеющиеся в оковках концов   пролетного щита.
Таких стоек в комплекте ТЗИ 32 штуки.

От автора. В используемых первоисточниках употребляются некоторые ныне устаревшие термины, которые я счел возможным заменить на современные, как более понятные современному читателю. Например, то, что ныне называется "перевозным паромом" , (в отличие от термина просто "паром", обозначающего элемент  наплавного моста), в старых книгах называется "плот" или "плотик. Вместо "поясной ремень", я употребил термин "стяжной ремень".

Из комплекта ТЗИ можно собирать следующие перевозные паромы:

Перевозной паром на четырех поплавках.
tzi-6.jpg (15202 bytes)Предназначен для переправы стрелкового отделения (10-11 чел.), а также различных грузов масой до 1 тонны. В частности, для переправы 82-мм. батальоных минометов, станковых пулеметов, 50-мм. ротных минометов, 12-7-мм. зенитных пулеметов.
Паром собирается отделением из 8 человек за 3-4 минуты (поплавки набиты заранее). Для сборки парома требуется 4 поплавка, 2 пролетных щита, 2 перильные стойки, 2 весла, 1 багор, 1 причальный канат.
Передвигается паром на двух веслах со скоростью 30-60 метров в минуту. Возможно перемещение парома по канату. Для этого концы каната закрепляются на берегах на столбах, а сам канат пропускается сквозь кольца перильных стоек. Усилиями бойцов тянущих канат паром перемещается по воде.

Из комплекта ТЗИ собирается 8 таких паромов, что обеспечивает переправу за один рейс восьми стрелковых отделений (два  стрелковых взвода без минометных отделений). На полную стрелковую роту потребуется два рейса восьми паромов.

Перевозной паром на семи поплавках.
tzi-7.jpg (18378 bytes)Предназначен для переправы батальонной (45-мм. противотанковых пушек) и полковой артиллерии (76-мм. полковых пушек, 120-мм полковых минометов) и других грузов массой до 1.5 тонн, конные повозки без лошадей, полевые кухни.
Паром собирается командой из 14 человек за 10 минут (поплавки набиты заранее). Обычно расчетом первого переправляемого орудия с привлечением до 4 саперов. Для сборки парома требуется 7 поплавков, три пролетных щита, 6 настилочных   досок, 4 перильные стойки, 4 весла, 2 багра, 2 причальных каната.
Орудия закатываются на паром по двум настилочным доскам, опускаемым на берег, которые затем используются и при разгрузке парома. Четыре настилочные доски, которые канатами привязываются к пролетным щитам, используются для установки на них орудия или автомобиля.
Команда парома 4 гребца из числа саперов. Передвигается паром на четырех веслах со скоростью 30-60 метров в минуту. Перемещение парома по канату не предусматривается.

Из комплекта ТЗИ собирается 4 таких парома.

Перевозной паром на десяти поплавках.
tzi-8.jpg (14723 bytes)Предназначен для переправы полковой артиллерии и других грузов массой до 2 тонн.

От автора. Грузовой автомобиль типа ГАЗ-АА без груза весил всего 1750 кг., однако, на этом пароме его было переправить невозможно, поскольку длина палубы составляла всего  2.6м., тогда как длина автомобиля была около 5 метров. В принципе возможно уложить два дополнительных пролетных щита, благо, что поплавки это позволяют, и тогда полуторка вполне поместится на пароме. Однако, по не совсем понятным причина количество используемых щитов не должно превышать трех.

Паром собирается  командой из 14 человек за 10 минут (поплавки набиты заранее). Для сборки парома требуется 10 поплавков, три пролетных щита, 6 настилочных   досок, 4 перильные стойки, 4 весла, 2 багра, 2 причальных каната.
Команда парома 4 гребца из числа саперов. Передвигается паром на четырех веслах со скоростью 30-60 метров в минуту. Также паром может передвигаться по канату, как и паром из четырех поплавков. В этом случае, команда парома 2 сапера и 1 сержант.

Из комплекта ТЗИ собирается 3 таких парома.

Тактически применение комплекта ТЗИ предусматривало вначале сборку и применение   4-поплавочных паромов, на которых переправляли стрелковые подразделения с индивидуальным и групповым стрелковым оружием, 50-мм. минометами. После захвата на противоположном берегу небольшого плацдарма, паромы переделывали в 7-поплавочные, на которых переправляли батальонную и полковую артиллерию, которая усиливала пехоту. И в конечном счете, но уже по необходимости их переделывали в 10-поплавочные, на которых переправляли грузы снабжения (боеприпасы, продовольствие),  личный состав для пополнения, эвакуировали с плацдарма раненых.

Когда исключался обстрел противником водного зеркала огнем стрелкового оружия, пулеметов и минометов и дальнейшее наступление оказывалось невозможным, паромную переправу заменяли на мостовую.

Из комплекта ТЗИ могли наводиться два типа пешеходных мостов.

Пешеходный мост в одну ленту движения.
tzi-9.jpg (22670 bytes)Предназначен для мостовой переправы личного состава в колонну по одному,  переправы боеприпасов, группового стрелкового вооружения (пулеметы), 50-мм. и 82-мм. минометов,  грузов снабжения  (продовольствие, вода). При этом все грузы переносятся личным составом на руках. Во всех случаях должна выдерживаться дистанция между людьми в 1-2 метра. При переноске тяжелого груза (пулемет, миномет и т.п.) дистанция должна увеличиваться до 2-4 метров.

Из одного комплекта ТЗИ можно собрать один  мост длиной до 60 метров или несколько мостов суммарной  длиной до 60 метров. Ширина дорожки для движения личного состава 70 см.
Длина одного пролета моста 3.5 метра.
Общее количество речных пролетов может составлять до 16.  Плюс два береговых пролета.
На один пролет требуется 2 поплавка, 1 пролетный щит, 2 перильные стойки, 3 якоря с якорными канатами (табельные и из подручных материалов). Кроме того, на каждый мост требуются 4 настилочные доски (по 2 на каждый конец моста для устройства берегового пролета) и 2 каната для лееров.
Каждый поплавок заякоривается с верхней стороны, с нижней стороны заякоривается один из двух поплавков пролета. Это требование обязательно для максимальной скорости течения. При меньших скоростях течения количество якорей может быть уменьшено, или же якорные канаты с верхней стороны могут крепится не к якорям, а к канату, натягиваемому через реку с верхней стороны
Допустимая скорость течения реки до 2.5 м/сек, глубина не менее 30 см.
Для сборки и наводки моста требуется два саперных взвода, которые наводят мост за 10-15 минут

Пешеходный мост в две ленты движения.
tzi-91.jpg (23287 bytes)Предназначен для мостовой переправы пехоты в колонну по два или для движения пехоты одновременно в обе стороны. Также возможна мостовая переправа группового стрелкового оружия (станковые пулеметы), 120-мм. минометы на колесном ходу без средств тяги, 76-мм. полковые пушки без средств тяги, орудийные передки,  пароконные повозки без лошадей и без груза, полевые кухни без лошадей.
Дистанция от груза до груза при переправе тяжелых  изделий  4-6 метров (включая личный состав. тянущий груз), при переправе пехоты между людьми 1-2 метра.

Из одного комплекта ТЗИ можно собрать один мост длиной до 30 метров или несколько мостов суммарной длины до 30 метров. Ширина проезжей части 1.7 - 1.9 метра.
Длина одного пролета 3.5 метра.

Общее количество речных пролетов может составлять до 8, плюс два береговых пролета из настилочных досок.
На один пролет требуется 4 поплавка, 2 пролетных щита, 2 перильные стойки, 3 якоря с канатами. Кроме того, на каждый мост требуются 4 настилочные доски (по 2 на каждый конец моста для устройства берегового пролета) и 2 каната для лееров.
Каждый пролет  заякоривается с верхней стороны двумя якорями, с нижней стороны  одним якорем. Это требование обязательно для максимальной скорости течения. При меньших скоростях течения количество якорей может быть уменьшено, или же якорные канаты с верхней стороны могут крепится не к якорям, а к канату, натягиваемому через реку с верхней стороны
Допустимая скорость течения реки до 2.5 м/сек, глубина не менее 30 см.
Для сборки и наводки моста на каждый пролет назначается команда из 8 солдат. Кроме того, одно отделение выделяется на устройство береговых пролетов, для протягивания лееров и заякоривания пролетов. Время на сборку и наводку моста 15-20 минут

Мост может наводиться попаромно или разворотом.
В первом случае сначала собираются восемь четырехпоплавковых паромов, затем первый паром вводится в створ будущего моста и причаливается к берегу, а к нему пристыковывается второй паром, ко второму третий и так далее, пока берега не окажутся замкнутыми.
Во втором случае весь мост собирается аналогично первому случаю, но вдоль исходного берега. Затем исходный конец моста удерживается причальными канатами, а противоположный конец отталкивается от берега с помощью багров. Течение подхватывает мост и  весь мост поворачивается по течению, пока его конец не достигнет противоположного берега, где его подхватывают и закрепляют.

В принципе возможны и иные варианты паромов и мостов, но вышеописанные являются табельными и личный состав обучается сборке и наведению именно данных вариантов.

Комплект ТЗИ был  принят на вооружение РККА в 1931 году как табельное переправочное средство стрелковых полков (в саперной команде, позднее саперной роте полка), и использовался вплоть до середины пятидесятых годов.

О востребованности ТЗИ во время войны говорят следующие цифры производства комплектов:
* 1941 (1 полугодие)-  3 комплекта,
* 1941 (2 полугодие) - 69 комплектов,
* 1942  - 256  комплектов,
* 1943 - 448 комплектов,
* 1944 - 503 комплекта,
* 1945 (1 полугодие) - 189 комплектов.

Большая благодарность Егору Окуневу из Санкт-Петербурга за предоставленный материал.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство Военного Министерства Союза ССР. Москва. 1950г.
3.А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им. Куйбышева. Москва. 1941г.
4. Военно-инженерное дело. Наставление. Воениздат НКО СССР. Москва. 1931г.
5. Наставление по войсковому инженерному делу для пехоты (1926). Государственное военное издательство. Москва. 1930г.
6.Д.Карбышев. Краткий справочник по военно-инженерному делу.  Гос. воен. издательство НКО Союза ССР. Москва. 1936г.
7.Наставление по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской Армии. Военное издательство МО СССР. Москва. 1956г.
8.А.Иванов. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. Издательский дом "Нева". Санкт-Петербург. 2003г.
9. Сайт РККА (www.rkka.ru). Штат стрелковой дивизии № 4/400-416 от 5 апреля 1941 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Отличный комплект переправочных средств для пехоты. Весит мало, перевозится легко, паромы и мосты могут собираться почти не обученным личным составом в кратчайшее время.
Почти не требует комплектующих заводского изготовления, легко ремонтируется подручными средствами и материалами, причем непосредственно в саперной роте. Даже поплавки из прорезиненной ткани, которая в военное время дефицит, возможно заменять самодельными из брезента, палаточной ткани.

Во времена Второй Мировой войны, когда наиболее многочисленным родом войск была пехота, а транспортных средств, особенно автотранспорта, остро не хватало, комплект ТЗИ перевозился на любых повозках, крестьянских телегах, санях, а при необходимости и самолетами.

И между тем, комплект ТЗИ обеспечивал переправу всех грузов стрелкового полка за исключением лошадей и автомобилей.
Впрочем, по тогдашним  правилам лошадей переправляли обычно вплавь.

Думается, что во времена буйного развития воздушно-десантных войск в шестидесятые-семидесятые годы не стоило изобретать понтонных парков для ВДВ типа ДПП-40, для перевозки которых  по воздуху требовалась масса самолетов, стоило бы снабжать десантников чем то вроде модернизированного комплекта ТЗИ.

Очевидно внешняя несерьезность и примитивность ТЗИ  в условиях превращение пехоты в мотострелков, снабжаемых плавающими бронетранспортерами и БМП,  подтолкнула наше военное руководство отказаться от него.