Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые-шестидесятые годы)

Тяжелый  понтонный  парк ТПП

tpp-00.jpg (32954 bytes)

Тяжелый  понтонный  парк ТПП  предназначен для наведения мостов грузоподъемностью 16, 50 и  70 тонн на плавучих опорах, а также для  организации паромных переправ  с перевозными паромами   грузоподъемностью 16, 35, 50 и 70 тонн.
Основными схемами считаются мосты и перевозные паромы грузоподъемностью 50 и 70 тонн

Парк ТПП был  принят на вооружение в 1950 году в качестве основного понтонного парка, призванного заменить все ранее состоявшие на вооружении понтонные парки типа УВСА-3, НЛП, Н2П, ДЛП, ДМП, ДМП-42, ТМП. Снят с вооружения в шестидесятых годах с появлением парка ПМП.

От автора. В некоторых публикациях утверждается, что уже в 1963 году в армии оставалось буквально 2-3 парка ТПП. Во всяком случае, автор, поступив в 1966 г. в военно-инженерное училище, этот парк уже не изучал и в парке машин с понтонами ТПП не было.

По своей конструкции он является глубокой модификацией парка ТМП  времен Второй Мировой войны.

Организационно он может делиться на две или четыре части, каждая из которых обеспечивает как наведение моста, так и сборку перевозных паромов. Естественно, меньшей длины и меньшего количества.
Полный парк эксплуатируется понтонным полком, половина понтонным батальоном, а четверть понтонной ротой.
Численность понтонного полка 955 чел.

Комплект парка ТПП позволяет наводить понтонные мосты:
*16-тонный мост длиной 335 метров (наплавная часть 311 м.), с шириной проезжей части 3.2 м. за 2.5 часа расчетом из 384 чел.
*50-тонный мост длиной 265 м. (наплавная  часть 241 м.) с шириной проезжей части 4 м. за 2 часа. расчетом из 384 чел.
*70-тонный мост длиной 205 м. (наплавная часть (181 м.) с шириной проезжей части 4 м. за 2.5  часа. расчетом из 384 чел.

Максимально допустимая скорость течения для 16-тонного моста 1.5 м/сек, для всех остальных 3.0 м/сек.

Комплект парка ТПП позволяет собрать перевозных паромов:
*16-тонных паромов -24. Размеры палубы 11 на 4 м. Время сборки парома 25 мин. силами 18 чел.
*35-тонных паромов - 16.  Размеры палубы 16 на 4 м. Время сборки парома 30 мин. силами 27 чел.
*50-тонных паромов -12. Размеры палубы 17 на 4 м. Время сборки парома 30 мин. силами 36 чел.
*50-тонных паромов большой площади -10. Размеры палубы 16 м. на 8 м. Время сборки парома 40 мин. силами 39 чел..
*70-тонных паромов - 8. Размеры палубы 24,5  на 4 м. Время сборки парома 35 мин. силами 54 чел.

Максимально допустимая скорость течения для перевозных паромов - 3.0 м/сек.

Комплект парка ТПП включает в себя:
*48 носовых понтонов,
*48 средних понтонов,
*132 прогона,
*768 настилочных щитов,
*96 настилочных досок,
*112 пажилин,
*4 рамных опоры,
*4 катковые опоры,
*8 береговых лежней,.
*12 катеров БМК-90 (с прицепами) или БМК-150.

Комплект парка ТПП перевозится на:
*96  понтонных автомобилях ЗИС-151,
*20 бортовых специально переоборудованных автомобилях ЗИС-151.

Итого 116 автомобилей ЗИС-151. Кроме того, в комплект парка входят 2 автомобиля-топливозаправщика АТЗ-3-151 (на шасси ЗИС-151).

От автора. Для сравнения. Парк ПМП позволяет наводить 60-тонный мост длиной 227 метров, 20-тонный длиной 382 м. Автомобилей в парке 50. Парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном численностью 250 чел. Время наведения 60-тонного моста - 30 минут.

Носовой понтон.
tpp-01.jpg (12010 bytes)В комплекте парка  48 носовых понтонов.
Он представляет собой стальную  сварную герметичную коробку прямоугольной формы.   Кормовой конец транцевого типа, носовой конец лыжеобразной формы. Палуба имеет выпуклые ребра жесткости,  борта и транец наоборот - вдавленные. Понтоны изготовления до 1953 г. имеют палубу, транец и борта без ребер жесткости.
Толщина обшивки 2 мм.
Вес понтона (без уложенного на него имущества) 1051 кг. Длина 5.98 м., ширина 2.4 м., высота 1.15 м.
На понтон укладываются 4 прогона, 6 настилочных щитов и 1 настилочная доска, 1 пажилина, 2 коротких и  2 длинных распорки, 2 весла, 1 багор, 125-килограммовый якорь, 2 перильные стойки, различное вспомогательное имущество и крепежные средства. Прогоны, щиты и доски опираются на турникет и стрингерный угольник транца и закрепляются прижимными балками.
Турникет это специальной формы балка, установленная на оси ближе к транцевому концу понтона. В транспортном положении прогоны и щиты, уложенные на турникет,  располагаются вдоль понтона, а после сброса  понтона на воду турникет позволяет без особых усилий развернуть прогоны поперек понтона.
Носовой понтон с уложенным на нем вышеперечисленным имуществом называется носовой понтонный блок.
Прогоны и настилочные щиты укладываются на турникет, установленный на палубе с тем, чтобы после разгрузки понтона на воду их можно было развернуть поперек понтона.
Для работы с якорем (отдача и выбирание) ближе к передней части понтона установлен шпиль с ручным приводом. Рядом уложен 125-килограммовый якорь.tpp-02.jpg (26797 bytes)
Расчет носового понтонного блока  4 чел.

На снимке справа: Носовой понтонный блок на специальном понтонном автомобиле ЗИС-151 (кузов заменен специальной платформой а впереди лебедка с приводом от двигателя автомобиля)

От автора. Для сравнения.   Чтобы получить 10 метров 50-тонного моста из парка ТПП требуется 2 носовых блока, 2 средних блока и 19 понтонеров. А вот для того, чтобы получить 14 метров 60-тонного моста из парка ПМП требуется всего 2 звена и 4 понтонера. Удивительно ли, что когда полковник Ю.Н.Глазунов в 1947 году предложил идею ПМП, ему просто не поверили. Уж слишком фантастичными казались приводимые им данные.

Средний  понтон.
tpp-04.jpg (11740 bytes)В комплекте парка 48 средних  понтонов. Средний понтон  представляет собой стальную сварную герметичную коробку прямоугольной формы.  Оба конца понтона  транцевого типа. Палуба имеет выпуклые ребра жесткости, борта и транец наоборот - вдавленные. Понтоны изготовления до 1953 г. имеют палубу, транец и борта без ребер жесткости.
Толщина обшивки 2 мм. Вес понтона (без уложенного на него имущества) 968 кг. Длина 4.94 м., ширина 2.4 м., высота 1.15 м.

На понтон укладываются 4 прогона, 6 настилочных щитов и 1 настилочная доска, 1 пажилина, 2 коротких, 2 длинных и 1 специальная распорки, 2 весла, 1 багор, 75-килограммовый якорь, 2 перильные стойки, различное вспомогательное имущество и крепежные средства. Прогоны, щиты и доски опираются на турникет и стрингерный угольник транца и закрепляются прижимными балками.

Средний  понтон с уложенным на нем вышеперечисленным имуществом называется средний понтонный блок.
Прогоны и настилочные щиты укладываются на турникет, установленный на палубе с тем, чтобы после разгрузки понтона на воду их можно было развернуть поперек понтона.

Хотя, в комплект среднего понтонного   блока входит облегченный якорь (75 кг. против 125 кг носового блока), однако средний понтон шпилем для отдачи и выборки якоря не оборудуется поскольку этот якорь имеет вспомогательное значение и почти никогда не используется. Расчет среднего понтона 4 чел.

tpp-03.jpg (17171 bytes)На снимке справа: средний понтонный блок на автомобиле ЗИЛ-157.

От автора. В музее  артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге сегодня экспонируется средний понтонный блок парка ТПП, на автомобиле ЗИЛ-157. Наставление по парку ТПП издания 1955 года однозначно указывает, что парк перевозится на автомобилях ЗИС-151. А вот учебник для военно- инженерных училищ "Машины инженерного вооружения. Книга четвертая" издания 1964г. указывает, что парк ТПП перевозится либо на ЗИЛ-151 (именно ЗИЛ, а не ЗИС), либо на ЗИЛ-157. Таким образом, спор относительно того, что в музее экспонируется "новодел" (мол, за неимением ЗИС-151 музейщики водрузили понтон на ЗИЛ-157) можно полагать исчерпанным. Достаточно очевидно, что изначально базовой машиной был ЗИС-151, а с переходом армии на ЗИЛ-157,  и для ТПП была сменена базовая машина.

Прогон. 
tpp-05.jpg (14941 bytes)Предназначен для образования пролетного строения между наплавными опорами (понтонами), между наплавной и береговой частями моста. Представляет собой стальной швеллер сортамента 30а. В полках и вертикальной стенке имеются отверстия для соединения прогонов между собой и для закрепления прогона на стрингерах. Каждый прогон комплектуется двумя стяжными болтами для скрепления прогонов между собой.
Прогон весит 209 кг., имеет длину 5.96м., высоту 30 см. и ширину 8.5 см.
В комплекте парка ТПП имеется 432 прогона. Из них   384 прогона входят в комплекты понтонных блоков. Остальные  48 прогонов предназначены для образования береговых пролетов и входят в комплекты береговых жестких опор.
Во всех схемах моста требуется по 8 прогонов для одного пролета. И лишь для 16-тонного моста их требуется 4 прогона в пролете. Пролет (расстояние между серединами понтонов) в  16-тонном и 50-тонном мосту 5м., в 70-тонном мосту 3.73м.

На рисунке слева показан прогон (1).   Каждый прогон комплектуется двумя зажимными болтами (2), которые в транспортном положении закрепляются в специальных поперечных полках.. Скрепление двух прогонов осуществляется этими зажимными болтами, которыеtpp-06.jpg (15487 bytes) вставляются в отверстия стойки прогона (3). В головках винта и гайки имеются отверстия для понтонного ломика, с помощью которого болтовое соединение затягивается.

На рисунке справа: закрепление прогона на понтоне с помощью стрингерных болтов. Два болта пропускаются через отверстия в нижней полке прогона и через отверстия в стрингерах левого и правого борта понтона. В нижней части стрингерного болта имеется поворотная пластинка (чека), которая в этот момент повернута так, что не мешает проходу болта сквозь отверстия. Затем чека поворачивается   в положение, показанное на рисунке и вращением гайки с помощью скобы с ручкой  болт прижимает прогон к стрингеру.
На рисунке показан только один прогон. Обратите внимание, что турникет повернут в рабочее положение, т.е. вдоль понтона.

От автора.  Я столь подробно все это объясняю, чтобы стало понятно, как много операций приходилось выполнять понтонерам при подготовке понтонов парка ТПП к сборке ленты моста. Каждый из четырех прогонов, имеющихся на понтоне нужно  сдвинуть с турникета (а прогон весит 209 кг.)  на свое место, совместить отверстия, вставить по два болта в каждый и затянуть их. И это далеко не все. Нужно еще вставить распорки между прогонами, настелить настилочные щиты, уложить пажилину и притянуть ее к щитам пажильными болтами.
Для сравнения.  Для подготовки звена парка ПМП от двух понтонеров, работающих на звене,  всего то и требуется - закрыть два палубных и четыре днищевых замка. А для этого нужно сделать всего   8 движений понтонным рычагом. Все! Звено готово к стыковке с другими звеньями.

Настилочный щит.
tpp-07.jpg (11852 bytes)Предназначен для образования проезжей части моста или палубы перевозного парома. Он состоит из трех досок толщиной 75 мм., скрепленных между собой сверху металлическими планками, а снизу металлическими планками и ограничивающими накладками. По концам щит имеет скосы для пропуска между щитами пажильных болтов.  Верхняя поверхность щита дополнительно покрыта   металлическими решетками ( в тех местах, где проходят гусеницы танков) для зажиты от разрушения. 
В комплекте парка 768 настилочных щитов. Из них 576 щитов (по 6 шт.на понтон) уложены на понтоны и входят в комплекты понтонных блоков. Остальные уложены на 12 бортовых автомобилях и используются для образования настила береговых пролетов моста.

Настилочный щит весит 88 кг. Его длина 4.3 м., ширина 41.5 м. и толщина 7.5 см.

Настилочная доска. Предназначена для заполнения промежутков между настилочными щитами смежных мостовых паромов, между последним мостовым паромом и береговым пролетом и т.п. в тех случаях, когда невозможно уложить настилочный щит из-за того, что промежуток меньше ширины щита.
В комплекте парка 96 настилочных досок.  Все они по 1 штуке уложены на понтоны и входят в комплекты понтонных блоков.

Кроме стандартных настилочных досок силами батальона заготавливается необходимое количество настилочных досок, имеющих различную ширину. Они используются обычно только при наведении 16-тонных мостов.

Размеры доски 4.3 м. на 20 см. и на 7.5 см. вес 35 кг.

tpp-14.jpg (8856 bytes)Пажилина. Предназначена для прижимания настилочных щитов и настилочных досок к прогонам и удержания их на месте. Кроме того, она играет роль колесоотбоя (поребрика) и обозначает край проезжей части мостового настила.
Пажилина представляет собой стальной швеллер сортамента 12.
В комплекте парка имеются длинные и короткие пажилины.
Длинная пажилина имеет длину 4.5 м.,  высоту 12 см. и ширину 5.3 см. Вес 54.8 кг. В комплекте парка 112 длинных пажилин. Из них 96 входят в комплекты понтонных блоков ( по 1 пажилине на понтонный блок), остальные в комплекты береговых опор.
Короткая  пажилина имеет длину 2.25 м.,  высоту 12 см. и ширину 5.3 см. Вес 27.4 кг. В комплекте парка 12 коротких пажилин  Все они входят в комплекты береговых опор.

На рисунке слева: пажилина (1) с двумя пажильными болтами, и перильной стойкой(2). В верхнее кольцо пропущен леер (3). Правее показан пажильный болт (4).

Ниже на перильной стойке крючок, на который подвешивается спасательный круг (в комплект понтона входят две перильные стойки и бухта каната для натягивания леера.

tpp-08.jpg (13069 bytes)Выше уже говорилось, что на турникеты как носовых так и средних понтонных понтонов   загружено по 4 прогона, по 6 настилочных щитов, по 1 пажилине и по 1 настилочной доске. Понтон, с загруженными на турникет изделиями и другими, находящимся на понтоне комплектующими называется понтонным блоком . Таким образом, имеются носовые понтонные блоки и средние понтонные блоки.

При транспортировке на автомобиле и в момент сбрасывания понтона на воду турникет развернут поперек понтона, а прогоны и щиты на него уложенные, располагаются вдоль понтона. Сверху они прижаты прижимными балками.

На рисунке слева: новой понтонный блок в транспортировочном положении. Для облегчения восприятия, крепежные изделия не показаны.

Спуск носового и среднего понтонных блоков  на воду производится способом сбрасывания, для чего машина с понтоном задним ходом заезжает в воду так, чтобы колеса среднего моста оказались полностью под водой, резко тормозит и понтон, скатываясь по роликам падает в воду.

От автора.  Очевидно, впервые расположение понтона на автомобиле палубой кверху было внедрено в парке ТМП.  В известных   автору предшествующих парках как советских, так и  немецких понтоны загружались на машины   днищем понтона кверху. Это вполне объяснимо. Раньше понтоны были беспалубные (по сути дела лодка)  и приходилось при транспортировке и хранении их переворачивать, чтобы они не заполнялись дождевой водой, снегом, и не портились. Однако понтоны приходилось разгружать на сушу, переносить к урезу воды на руках (понтон немецкого парка Brueckengerät B несли 20 солдат), переворачивать и сталкивать в воду.   Снабжение в парке ТМП понтонов закрытой палубой и и расположение на машине днищем вниз позволило спускать понтоны на воду просто сбрасывая их с автомобиля. Это резко сокращало время наведения моста, значительно облегчало труд понтонеров.
Закрытые палубой понтоны затем будут применены в парках ЛПП и ТПП.
Но лишь полковнику Ю.Н.Глазунову из Нахабинского НИИ к 1947 году придет в голову идея сделать палубу понтона проезжей частью
tpp-09.jpg (14330 bytes) моста. Эта идея и будет осуществлена в парке ПМП. И навсегда уйдут из лексикона понтонеров слова - прогон, пажилина, настилочный щит, зажимной болт, пажильный болт, стрингерный болт, турникет.
Для сегодняшних понтонеров эти слова как и для всех остальных стали непонятными и экзотичными. Ну как для  шоферов слова дышло, супонь, облучок. Или для артиллеристов - единорог, передок, гандшпуг, астролябия.

После сброса понтонного блока  на воду расчет с помощью швартовочного каната подтягивает блок к берегу, поднимается на палубу и разворачивает турникет вдоль понтона.

На рисунке справа: носовой понтонный блок после сброса на воду. турникет развернут вдоль понтона, а загруженные на него изделия расположились поперек понтона.

И лишь после этого  носовые и средние понтонные блоки сводятся своими транцами и соединяются в мостовой полупаром.

tpp-11.jpg (17520 bytes)Этот полупаром применяется во всех 50-тонных и 70-тонных схемах моста и перевозных паромов, кроме 16-тонного моста.

На рисунке слева: мостовой полупаром. Прогоны сдвинуты с турникетов на свои штатные места и закреплены стрингерными болтами на понтонах. Пакеты настилочных щитов подготовлены к укладке на прогоны.

Два полупарома соединяются в мостовой паром.
Схемы 50-тонного и 70-тонного мостовых паромов одинаковы. Разница лишь в длине пролета (расстоянии между продольными  осями полупаромов). В 50-тонной схеме пролет 5.02 м., а в 70-тонной схеме 3.73 м.

Для соединения полупаромов в паром они совмещаются концами прогонов и скрепляются зажимными болтами.

От автора.  Весьма трудный момент. Понтонерам приходится балансировать на концах прогонов и ловить момент, когдаtpp-12.jpg (11619 bytes) совместятся отверстия в прогонах. Тут уж не зевай, вовремя вставь в совместившиеся отверстия   понтонный ломик, чтобы получить возможность в другое вставить и затянуть зажимной болт. Несложно подсчитать, что для скрепления двух полупаромов нужно вставить и затянуть 16 зажимных болтов. А ведь все это делается не на земле. Течение, ветер норовят сместить полупаромы. Понтонерам нужно удерживаться на узких швеллерах и при этом не ронять в воду  ломики и зажимные болты.
Нелегок, ох нелегок был труд понтонера на парке ТПП.
Старые офицеры рассказывали, что солдаты, которые после ТПП осваивали ПМП,  не могли нарадоваться. Настолько новый парк облегчил им жизнь.

На рисунке справа: схема 50-тонного и 70-тонного мостового парома. Для наглядности прогоны левого и правого полупаромов показаны различными оттенками. Носовые понтоны окрашены в более темный зеленый цвет, нежели средние также для наглядности. Настил показан на рисунке слева ниже.

Настильные щиты прижимаются к прогонам с помощью пажилин, которые крепятся к прогонам с помощью пажильных болтов.
Кроме того, в полках пажилин имеются отверстия для перильных стоек, сквозь кольца которых пропускаются леера.

От автора.   Парк ТПП последний советский парк, снабженный перилами. К моменту создания парка ПМП было признано, что tpp-13.jpg (29329 bytes)надобности в перилах на мостах нет поскольку советская пехота стремительно моторизовалась, а кавалерия постепенно отходила в историю. Машинам же перила совсем ни к чему.

Мостовые паромы соединяются между собой таким же способом как и полупаромы, образуя ленту моста.

Стандартным способом сборки ленты моста была и остается сборка ленты вдоль исходного берега. И лишь затем ленту с помощью катеров начинают разворачивать поперек реки. Чаще всего нижний конец ленты (тот, что ниже по течению), закрепляют (заякоривают) у берега, а верхний конец оттягивают от берега, и течение само поворачивает ленту поперек реки. Катерам, которые причаливают к ленте моста снизу, остается только вовремя увеличить обороты винтов, чтобы удержать точно в створе.

От автора.  Интересно, такой способ наводки моста известен с древнейших времен. Им пользовался еще Кай Юлий Цезарь. Правда, его наплавные мосты обычно представляли плот, длиной в ширину реки.

Пока понтонеры собирают ленту моста береговые команды устанавливают береговые и промежуточные опоры. Дело в том, что высота самого понтона 1.15 м. Плюс высота прогона 30 см., плюс толщина настилочного щита 7.5 см. Итого 1.525 м.. При этом глубина воды у крайнего понтона должна быть не менее 80 см. Иначе, танк, съезжая с понтона, просто раздавит его.
Таким образом, высота от дна реки и до верха пролетного строения должна составлять  не менее 2.35 м.
По этой причине последние один-два пролета (в зависимости от крутизны берега) должны опираться на на понтоны, а на жесткие опоры. В комплекте парка ТПП имеется два типа жестких опор. Это рамные опоры и катковые опоры.

Рамная опора.
tpp-15.jpg (31969 bytes)Предназначена для устройства промежуточных опор береговых пролетов. Также используется при создании пристани для перевозных паромов. В комплект парка входят четыре рамные опоры. Каждая опора входит в комплект берегового пролета, который перевозится в автомобиле ЗИС-151. Кроме элементов самой опоры в автомобиле перевозятся 6 прогонов, береговой лежень, и различные изделия для сборки берегового пролета. Настилочные щиты перевозятся на другом автомобиле.
Высота опоры может изменяться от 1 м. до 2.7 м.
Общий вес рамной опоры 630 кг.

На рисунке слева:  береговой пролет с рамной опорой в качестве промежуточной опоры. На нее уложены 6 прогонов, вторые концы которых опираются на береговой лежень. Настил для наглядности показан не полностью. Настил прижат к прогонам пажилинами.

С прогонами берегового пролета соединяются  прогоны либо второго берегового пролета, либо прогоны последнего мостового парома.

От автора.  Жесткие опоры береговых пролетов всегда были самым слабым местом всех понтонных мостов. При достаточно сильном течении (более 0.5 м в сек.) и слабом грунте дна (песок, ил и т.п.) из под тарелей рамной опоры грунт быстро начинал вымываться. Приходилось идти на различные ухищрения, чтобы добиться устойчивости рамной опоры.

Катковая опора.
tpp-16.jpg (29146 bytes)Предназначена для устройства пристаней перевозных паромов. Использование в качестве промежуточной опоры береговых пролетов моста не предусматривается. Высота регулируемая. Высота, считая от нижней точки катка до верхней площадки опоры может изменяться от 1.27 до 1.57 м.
В комплект парка входят четыре катковые опоры, позволяющие собрать четыре пристани.
В комплект пристани кроме опоры входят 6 прогонов, 6 аппарельных балок, 22 настилочных щита, 2 длинные и 2 короткие пажилины и различное вспомогательное оборудование. Вес катковой опоры без прогонов и настилочных щитов около 1200 кг. Катковая опора перевозится на автомобиле ЗИС-151. Щиты и прогоны перевозятся на другом автомобиле.

От автора.  Катковую опору проще и быстрее устанавливать нежели рамную. Передние концы прогонов скрепляются с помощью специального дышла и зацепляются за фаркоп автомобиля. Последний наталкивает опору в воду до нужного места, а затем под  береговые концы прогонов подсовывается береговой лежень. Разумеется, от смещения в воду  опора удерживается с помощью тросовых оттяжек, закрепленных на анкерах на берегу.
По какой причине катковая опора предназначена только для устройства  пристаней для перевозных паромов, автору не вполне ясно

Перевозные паромы.
Как было сказано выше, из комплекта ТПП можно собирать перевозные паромы   грузоподъемностью 16, 35, 50 и 70 тонн.

16-тонный перевозной паром.
tpp-17.jpg (8231 bytes)Схема парома та же самая, что и 50-тонного мостового парома.
Размеры палубы 11 на 4 м. Время сборки парома 25 мин. силами 18 чел.
Из комплекта парка собирается 24 таких парома.
Паром может перевозить (варианты):
* до 100 солдат с полным снаряжением,
*3 автомобиля ГАЗ-69, 
*2 автомобиля ГАЗ-63,
*1 автомобиль ЗИС-151
*1 автомобиль типа КРАЗ-214,
*1 гусеничный трактор,
*2 гусеничных тягача АТ-Л,
*1 гусеничный тягач АТ-С,
*1 артсистему калибра до 100мм. с тягачом.

35-тонный перевозной паром.
tpp-18.jpg (8414 bytes)Собирается из 3 полупаромов. Таким образом, для 35-тонного парома требуются 3 носовых и 3 средних понтона..
Размеры палубы 16 на 4 м. Время сборки парома 30 мин. силами 27 чел.
Из комплекта парка собирается 16 таких паромов.
Паром может перевозить (варианты):
* до 110 солдат с полным снаряжением,
*4 автомобиля ГАЗ-69, 
*2 автомобиля ГАЗ-63,
*2 автомобиля ЗИС-151
*1 автомобиль типа КРАЗ-214,
*2 гусеничных трактора,
*3 гусеничных тягача АТ-Л,
*2 гусеничных тягача АТ-С,
*1 гусеничный тягач АТ-Т
*1 артсистему калибра до 152 мм. с тягачом.

От автора.  Количество перевозимых солдат и техники здесь в большей степени диктуется не грузоподъемностью, а размерами палубы, т.е. возможностями размещения грузов на палубе.

50-тонный перевозной паром.
Представляет собой сдвоенный 70-тонный мостовой паром. Для его сборки требуется 4 носовых и 4 средних понтона.tpp-19.jpg (12127 bytes)
Размеры палубы 17 на 4 м. Время сборки парома 30 мин. силами 36 чел.
Из комплекта парка собирается 12 таких паромов.
Паром может перевозить (варианты):
* до 120 солдат с полным снаряжением,
*4 автомобиля ГАЗ-69, 
*3 автомобиля ГАЗ-63,
*2 автомобиля ЗИС-151
*2 автомобиля типа КРАЗ-214,
*3 гусеничных трактора,
*3 гусеничных тягача АТ-Л,
*2 гусеничных тягача АТ-С,
*2 гусеничный тягач АТ-Т
*1 артсистему калибра до 152мм. с тягачом.
* 1 средний танк.
*1 тяжелый танк.

50-тонный перевозной паром большой площади.
tpp-20.jpg (17390 bytes)Имеет схему, отличающуюся от схем других паромов. Для его сборки требуется 5 носовых и 4 средних понтона.
Размеры палубы 16 м. на 8 м. Время сборки парома 40 мин. силами 39 чел.
Из комплекта парка собирается 10 таких паромов.
Паром может перевозить (варианты):
* до 240 солдат с полным снаряжением,
*12 автомобилей ГАЗ-69, 
*9 автомобилей ГАЗ-63,
*5 автомобилей ЗИС-151
*2 автомобиля типа КРАЗ-214,
*4 гусеничных трактора,
*6 гусеничных тягача АТ-Л,
*3 гусеничных тягача АТ-С,
*2 гусеничных тягача АТ-Т
*2 артсистемы калибра до 152мм. с тягачом.
* 1 средний танк.
*1 тяжелый танк.

В основном паром этого типа удобен для перевозки относительно легких грузов, но которые занимают много места. например, он перевозит до 240 солдат-пехотинцев, тогда как другие паромы от 100 до 150.

70-тонный перевозной паром.
tpp-21.jpg (8270 bytes)Имеет схему, почти аналогичную схеме 50-тонного перевозного парома большой площади. Но   используются 6 носовых и  3 средних понтона (средний полупаром аналогичен крайним), а палуба одинарной ширины.
Размеры палубы 16 на 4 м. Время сборки парома 30 мин. силами 36 чел.
Из комплекта парка собирается 8 таких паромов.
Паром может перевозить (варианты):
* до 150 солдат с полным снаряжением,
*6 автомобилей ГАЗ-69, 
*4 автомобиля ГАЗ-63,
*3 автомобиля ЗИС-151
*3 автомобиля типа КРАЗ-214,
*5 гусеничных трактора,
*4 гусеничных тягача АТ-Л,
*3 гусеничных тягача АТ-С,
*2 гусеничных тягача АТ-Т
*2 артсистемы калибра до 152мм. с тягачом.
*2  средний танка.
*1 тяжелый танк.

В общем, 70-тонная схема исключительная и применяется редко, поскольку не дает практически никаких преимуществ перед 50-тонными паромами. Разве что может перевозить два средних танка типа Т-54, Т-55 вместо одного.
Паромы, как правило, буксируются катерами и лишь 16-тонный паром может перемещаться на веслах.

Как уже сказано выше, в комплект парка ТПП входило 12 катеров  БМК-90 на прицепах или БМК-150. Поскольку катерам посвящены отдельные статьи сайта, здесь они не описываются.


P.S. С принятием на вооружение парка ПМП предполагалось оставить значительную часть парков ТПП в мобилизационном резерве. Однако  пробное развертывание одного понтонно-мостового полка с парком ТПП, проведенное в 1973 году,   показало, что приписной личный состав (солдаты и сержанты запаса) очень быстро утрачивает навыки обращения с парком,  а восстановление навыков занимает два-три месяца. Молодые же кадровые офицеры и солдаты понтонно-мостовых частей не знают парка совсем т.к. ни с чем подобным по службе не сталкиваются, и, поэтому, обучать приписной состав обращению с парком не могут.  Все это вместе взятое дало основание считать дальнейшее содержание парков ТПП как резервного переправочного средства нецелесообразным.
После 1973 года парк ТПП был исключен из табелей средств инженерного вооружения.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. Машины инженерного вооружения. Книга четвертая. Военное издательство. Москва. 1964г.
4. Наставление для инженерных войск. Тяжелый понтонный парк ТПП. Военное издательство. Москва. 1955г.
5. Экспозиция музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Приношу читателям свои извинения за неточную и ошибочную информацию, изложенную в прежней версии статьи.

Автор еще раз убедился как опасно доверяться вторичным источникам. Старая версия статьи была написана на основе материалов журнала "Техника и вооружение", редакция которого отнеслась к своей публикации поверхностно и некритично, а автор журнальной   статьи  не владел в полной мере информацией о парке ТПП.

Парк отличный и представлял собой большой шаг вперед  в сравнении с понтонными парками как РККА, так и Вермахта периода   Второй Мировой войны.  Во время войны ему бы не было цены. Но ТПП устарел едва появившись на свет, и в Советской Армии ему была уготована короткая жизнь.

Впрочем, ТПП нашел свою нишу. Его долгое время  охотно использовали  в гражданской области у нас в стране для создания мостов через небольшие реки в сельской местности, да и в городах тоже.

Он оказался очень востребован в странах  Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос) в годы антиамериканской войны шестидесятых-семидесятых годов.  Переправлять там танки приходилось не часто, а вот быстро восстанавливать переправы для движения людей и автомобилей после разрушения стационарных мостов американской авиацией потребность была огромная. К тому же комплектующие, включая понтоны (весит то понтон около 1 тонны) можно было перевозить на любых грузовых автомобилях, чего нельзя сказать о звеньях ПМП, для которых нужен КРАЗ.