Инженерная техника
Советской Армии

(семилесятые- восьмидесятые годы)

Траншейная машина ТМК

tmk-01.jpg (57082 bytes)

От автора.   Сразу предупреждаю - о машине ТМК-2 мне ничего неизвестно, хотя Интернет пестрит ее описаниями с.... изображениями ТМК.  Я не смог отыскать служебных источников никаких сведений по машине ТМК-2. Очевидно всех в заблуждение вводят машины ПКТ и БКТ, созданные на базе тягача МАЗ-538,   и   их модификации путепрокладчик  ПКТ-2, и бульдозер БКТ-РК-2, которые были  созданы на базе инженерного колесного тягачаtmk-02.jpg (22261 bytes) ИКТ (КЗКТ-538ДП).

Но ТМК изначально была разработана на базе инженерного колесного тягача  ИКТ (КЗКТ-538ДП).  Внешне машины на базе МАЗ-538 и ИКТ можно различить по расстоянию между передним и задним шасси.  ИКТ имеет несколько большее расстояние.

Существует еще траншейная машина К-703МВ-ТМК-3 созданная на базе трактора К-703. Она весьма похожа на ТМК.

Траншейная машина ТМК предназначена для отрывки траншей (ходов сообщения и окопов   для мотострелков) в грунтах I-IV категорий. Глубина отрываемых траншей до 1.5 метра (траншея полного профиля). Ширина траншеи по дну 50 см., по верху от 0.9 до 1.1м. Скорость отрывки траншей в зависимости от плотности грунта и заданной глубины от 250 до 400 метров в час.

От автора.  Окоп на мотострелковое  отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам  (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты")  трудозатраты 200-300 чел.часов, а большими  лопатами, коих у пехоты обычно нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справится за полдня. Ну за день.
tmk-03.jpg (30335 bytes)Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения   900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника  и на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте  остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.

Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины.

Увы, но, начиная со второй половины   шестидесятых годов полевой фортификацией стали все больше и больше пренебрегать. Забыли старую престарую истину - "лучше пролить ведро пота, нежели каплю крови". Начиналось то все вроде безобидно. На учениях все реже стали оборудовать окопы и все чаще их стали просто обозначать. Или пользоваться давным-давно отрытыми полигонными окопами. Ведь на учения отводится не так уж много времени. Хочется отработать как можно больше учебно-боевых задач за отведенное время. А зарыть взвод в землю, это неделя и скука копания, копания, копания.
Сегодня это привело к страшным последствиям. Большие потери уже в афганскую войну и огромные потери  в обе чеченские войны. Все
tmk-2.jpg (20373 bytes)восторгаются подвигами то 6-й, то 9-й роты. Чем восторгаетесь!? Тем, что мальчики беззаветно пролили свою кровь?
А ведь оборудовав  в должной мере и по всем правилам фортификации свои позиции, та же 6-я рота перебила бы кучу боевиков, не пропустила их,   и большая часть ребят осталась  в живых. Еще одна старая забытая аксиома войны "Окоп это крепость солдата".

Еще американский генерал Бредли во Вторую Мировую войну говорил своим солдатам "Копай, или закопают тебя самого".

В качестве базового шасси используется универсальный инженерный тягач ИКТ. На шасси навешено сзади основное ковшово-роторное экскаваторное оборудование, а спереди вспомогательное бульдозерное оборудование.
Привод оборудования  осуществляется отбором мощности от основного двигателя машины. Перевод как основного, так и вспомогательного оборудования в рабочее и транспортное положение осуществляется с помощью гидропривода, питаемого от основного двигателя.

Основной двигатель дизельный V-образный двенадцатицилиндровый Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

При отрывке траншеи разрабатываемый ковшами, расположенными на роторе, грунт  в верхней точке ссыпается на делитель и с помощью вращающихся метателей отбрасывается за пределы траншеи, образуя передний и задний брустверы. Глубинаtmk-3.jpg (20967 bytes) заглубления ротора удерживается постоянной с помощью гидроцилиндров управления. Для придания траншеи трапециевидного сечения слева и справа от ротора наклонно закреплены ножи (откосообразователи). Этим обеспечивается ширина траншеи по дну 0.5м, а по верху 0.9-1.1.м. (в зависимости от глубины траншеи).
Траншея в плане может иметь начертание прямолинейное  или ломаной линии. Последнее достигается тем, что после отрывки прямолинейного участка траншеи, ротор выглубляется, машина занимает новое положение и отрывает следующий участок.
Машина может работать на местности с поперечными уклонами до 5 градусов и продольными уклонами до 10 градусов.

На рисунке справа: вид траншеи полного профиля, отрытой машиной ТМК.

Вспомогательное бульдозерное оборудование, навешенное в передней части машины, предназначено для расчистки  местности от предметов, препятствующих нормальной работе ротора, планирования местности, снятия верхнего слоя мерзлого грунта ( до 20 см. толщиной) и других вспомогательных земляных работ (оборудование спусков в крутых местах, снятие косогоров, засыпка воронок, котлованов, канав). Кроме того, с помощью бульдозера можно отрывать укрытие для ТМК. Однако, для отрывки вообще укрытий или окопов для техники бульдозер не предназначен.

Вооружения и брони, средств связи, систем защиты от отравляющих веществ и радиации, приборов ночного видения и прочего военного оснащения  машина не имеет.

Основные тактико-технические характеристики ТМК

Базовая машина......................................................................................................... инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538ДК)
Масса машины (без экипажа и топлива)................................................................ 26.3 тонн
Экипаж..................................................................................................................... 2 чел.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 10.02м.
                                                                                          ширина............................. 3.15м.
                                                                                          высота .............................  4.083м.
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина............................... 12.22м.
                                                                                          ширина............................. 3.33м.
                                                                                          высота .............................  3.1м.
Призводительность в грунтах категорий I-II:
                                    - при глубине траншеи 1.1м.............................................. 300-400 пог.м. в час
                                    -при глубине траншеи 1.5м................................................. 250-300 пог.м. в час
Категории разрабатываемых грунтов.................................................................... I-IV
Размеры отрывыаемой траншеи
                                                        глубина.................................................................... 1.1 или 1.5м.
                                                        ширина по дну........................................................ 0.5м.
                                                        ширина по верху................................................... 0.9м. для глубины 1.1.м.; 1.1м. для глубины 1.5м.
Колея.......................................................................................................................... 2.73м.
Клиренс..................................................................................................................... 48см.
Минимальный радиус разворота в транспортном положении......................... 14м.
Минимальный радиус поворота при рытье траншеи........................................... 25м.
Время перевода машины из транспортного в рабочее или обратно.................... 3 мин.
Транспортная скорость максимальная................................................................... 45.32 км/час
Максимальный угол подъема в транспортном положении.................................. 20 градусов
Максимальный угол подъема в рабочем положении.................. ....................... 10 градусов
Максимальный угол крена в транспортном положении....................................... 10 градусов
Максимальный угол крена в рабочем положении.................. .............................. 5 градусов
Преодолеваемый брод............................................................................................. 1.2м.
Емкость топливных баков....................................................................................... 840 литров
Запас хода по топливу............................................................................................. 700 км.
Продолжительность работы машины на одной заправке..................................... до 16 час.
Двигатель................................................................................................................. Д-12А-275А
Мощность двигателя................................................................................................. 275.81 квт (375 л.с.)
Рабочее оборудование:
                                      -основное (роторный экскаватор):
                                                                                -диаметр ротора....................... 3.33.м
                                                                                -количество ковшей.................. 16
                                                                                - ширина ковша........................ 0.5м.
                                                                               -очистка ковшей........................ принудительная
                                                                               -привод вращения..................... от базового двигателя
                                                                               -управление ............................... гидравлическое
                                     -вспомогательное (бульдозер)
                                                                              -ширина без уширителей........... 3.15м.
                                                                              -ширина с уширителями............ 3.33м
                                                                              -высота отвала............................ 96см.
                                                                              -управление................................ гидравлическое

Существует вариант ТМК с рабочим органом, способным отрывать траншеи в мерзлых грунтах. Этот вариант отличается усиленным ротором и измененной конструкцией ковшей.  Эта машина способна отрывать мерзлый грунт с глубиной промерзания до 0.6-0.8м. со скоростью от 30 до 100 м. в час.

Справка. Категорирование грунтов.
I      категория. Пески, супеси, растительный грунт естественной плотности, чернозем, торф без корней.
II     категория. Суглинки, торф и плотный растительный грунт с корнями травы и кустарника, пески, супеси и растительный грунт
        смешанный со щебнем и галькой.
III    категория. Глина, тяжелые суглинки, крупный гравий, галька и щебень; растительный грунт и торф с корнями деревьев;
             суглинки   со щебнем и строительным мусором.
IV   категория. Глина и тяжелые суглинки с примесью щебня, гальки и строительного мусора; меловые породы;   
              сцементировавшийся  строительный мусор; металлургические шлаки.
V    категория. Скальные грунты (объемный вес до 2200 кг/куб.м.).
VI   категория. Скальные грунты (объемный вес от 2200 до 2800 кг/куб.м.).
VII категория. Плывун.

От автора. Предвижу недоумение читателей. Ведь плывун это почти жидкая смесь песка с водой и ставить ее выше, нежели прочная скала?  А дело в том, что категория определяется тем, насколько трудно разрабатывать тот или иной грунт. А плывун разрабатывать вообще невозможно. С почти таким же успехом можно пытаться  вычерпывать   воду из лужи  с помощью лопаты. Замерзший же плывун по прочности почти как  гранитный монолит.

Источники и литература

1.Траншейная машина ТМК. Руководство по материальной части и эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1977г.
2. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1980г.
3.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
4.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва. 1984г.
5.Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).
6.Боевой Устав Сухопутных войск. Часть III (Взвод-отделение-танк). Военное издательство. Москва. 1983г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
Инженерный колесный тягач ИКТ единственная машина, которая была разработана исключительно для инженерных войск.  Основной идеей этой машины было сделать ее универсальной колесной базой для всех дорожных и землеройных машин инженерных войск, да и другой техники тоже.
Еще во время  блестящего вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году выяснилось, что на марше инженерные подразделения со своей громоздкой и малоскоростной техникой отстают не только от танков и мотострелков, но даже и от тыловых подразделений, а следовательно,  в условиях значительно выросшей подвижности войск не могут своевременно выполнять задачи инженерного обеспечения марша и боевых действий.

Проще говоря, когда инженерная  техника прибывает на место, так или иначе она там уже не нужна.

Вследствие этого было принято решение переставить хотя бы часть рабочих органов на скоростную и  вездеходную базу. Хотя от идеи использования мощного  колесного трактора "Кировец" отказались сразу, но созданная от нуля база во многом несла его черты и   оказалась в целом неудачной. Прежде всего тем, что из-за короткой рамы крайне трудно, а для ряда механизмов вообще невозможно  размещать рабочее оборудование.  Единственным достоинством ИКТ оказалась достаточно высокая транспортная скорость  Но по  габаритам и весу  тягач оказался даже крупнее, нежели обычно использующаяся   гусеничная базовая машина АТ-Т.

Сравнивать проходимость гусениц и колес даже не стоит.

А куда более худшие сцепные характеристики колес с грунтом по сравнению с гусеницами привели к тому, что ни одна из созданных на базе ИКТ машин (БКТ-2,ПКТ-2, ТМК) по своей производительности даже вполовину не достигали производительности своих гусеничных собратьев. Например ТМК в реальности никогда не давала больше 200-220 метров траншеи в час, тогда как БТМ легко давал 450-600.
Не стал ИКТ из-за своих габаритов и аэротранспортабельным.

Хотя все эти машины и были приняты на вооружение, но изготовлено  было немного, инженерно-саперные батальоны брали неохотно и норовили поскорее от них избавиться.

В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При  интенсивной   коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных  запасных частей.