Инженерная техника
|
Базовая машина......................................................................................................... | инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538ДК) |
Масса машины (без экипажа и топлива)................................................................ | 26.3 тонн |
Экипаж..................................................................................................................... | 2 чел. |
Габаритные размеры: | |
- в транспортном положении | |
длина............................... | 10.02м. |
ширина............................. | 3.15м. |
высота ............................. | 4.083м. |
- в рабочем положении | |
длина............................... | 12.22м. |
ширина............................. | 3.33м. |
высота ............................. | 3.1м. |
Призводительность в грунтах категорий I-II: | |
- при глубине траншеи 1.1м.............................................. | 300-400 пог.м. в час |
-при глубине траншеи 1.5м................................................. | 250-300 пог.м. в час |
Категории разрабатываемых грунтов.................................................................... | I-IV |
Размеры отрывыаемой траншеи | |
глубина.................................................................... | 1.1 или 1.5м. |
ширина по дну........................................................ | 0.5м. |
ширина по верху................................................... | 0.9м. для глубины 1.1.м.; 1.1м. для глубины 1.5м. |
Колея.......................................................................................................................... | 2.73м. |
Клиренс..................................................................................................................... | 48см. |
Минимальный радиус разворота в транспортном положении......................... | 14м. |
Минимальный радиус поворота при рытье траншеи........................................... | 25м. |
Время перевода машины из транспортного в рабочее или обратно.................... | 3 мин. |
Транспортная скорость максимальная................................................................... | 45.32 км/час |
Максимальный угол подъема в транспортном положении.................................. | 20 градусов |
Максимальный угол подъема в рабочем положении.................. ....................... | 10 градусов |
Максимальный угол крена в транспортном положении....................................... | 10 градусов |
Максимальный угол крена в рабочем положении.................. .............................. | 5 градусов |
Преодолеваемый брод............................................................................................. | 1.2м. |
Емкость топливных баков....................................................................................... | 840 литров |
Запас хода по топливу............................................................................................. | 700 км. |
Продолжительность работы машины на одной заправке..................................... | до 16 час. |
Двигатель................................................................................................................. | Д-12А-275А |
Мощность двигателя................................................................................................. | 275.81 квт (375 л.с.) |
Рабочее оборудование: | |
-основное (роторный экскаватор): | |
-диаметр ротора....................... | 3.33.м |
-количество ковшей.................. | 16 |
- ширина ковша........................ | 0.5м. |
-очистка ковшей........................ | принудительная |
-привод вращения..................... | от базового двигателя |
-управление ............................... | гидравлическое |
-вспомогательное (бульдозер) | |
-ширина без уширителей........... | 3.15м. |
-ширина с уширителями............ | 3.33м |
-высота отвала............................ | 96см. |
-управление................................ | гидравлическое |
Существует вариант ТМК с рабочим органом, способным отрывать траншеи в мерзлых грунтах. Этот вариант отличается усиленным ротором и измененной конструкцией ковшей. Эта машина способна отрывать мерзлый грунт с глубиной промерзания до 0.6-0.8м. со скоростью от 30 до 100 м. в час.
Справка. Категорирование грунтов.
I категория. Пески, супеси, растительный грунт
естественной плотности, чернозем, торф без корней.
II категория. Суглинки, торф и плотный растительный
грунт с корнями травы и кустарника, пески, супеси и растительный грунт
смешанный со щебнем и галькой.
III категория. Глина, тяжелые суглинки, крупный гравий,
галька и щебень; растительный грунт и торф с корнями деревьев;
суглинки со щебнем и строительным мусором.
IV категория. Глина и тяжелые суглинки с примесью щебня, гальки
и строительного мусора; меловые породы;
сцементировавшийся строительный мусор; металлургические шлаки.
V категория. Скальные грунты (объемный вес до 2200
кг/куб.м.).
VI категория. Скальные грунты (объемный вес от 2200 до 2800
кг/куб.м.).
VII категория. Плывун.
От автора. Предвижу недоумение читателей. Ведь плывун это почти жидкая смесь песка с водой и ставить ее выше, нежели прочная скала? А дело в том, что категория определяется тем, насколько трудно разрабатывать тот или иной грунт. А плывун разрабатывать вообще невозможно. С почти таким же успехом можно пытаться вычерпывать воду из лужи с помощью лопаты. Замерзший же плывун по прочности почти как гранитный монолит.
1.Траншейная машина ТМК. Руководство по материальной
части и эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1977г.
2. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва.
1980г.
3.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное
издательство. Москва. 1989г.
4.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя.
Военное издательство. Москва. 1984г.
5.Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).
6.Боевой Устав Сухопутных войск. Часть III (Взвод-отделение-танк). Военное
издательство. Москва. 1983г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях.
Инженерный колесный тягач ИКТ единственная машина, которая была разработана
исключительно для инженерных войск. Основной идеей этой машины было
сделать ее универсальной колесной базой для всех дорожных и землеройных
машин инженерных войск, да и другой техники тоже.
Еще во время блестящего вторжения советских войск в Чехословакию в
1968 году выяснилось, что на марше инженерные подразделения со своей
громоздкой и малоскоростной техникой отстают не только от танков и
мотострелков, но даже и от тыловых подразделений, а следовательно, в
условиях значительно выросшей подвижности войск не могут своевременно
выполнять задачи инженерного обеспечения марша и боевых действий.
Проще говоря, когда инженерная техника прибывает на место, так или иначе она там уже не нужна.
Вследствие этого было принято решение переставить хотя бы часть рабочих органов на скоростную и вездеходную базу. Хотя от идеи использования мощного колесного трактора "Кировец" отказались сразу, но созданная от нуля база во многом несла его черты и оказалась в целом неудачной. Прежде всего тем, что из-за короткой рамы крайне трудно, а для ряда механизмов вообще невозможно размещать рабочее оборудование. Единственным достоинством ИКТ оказалась достаточно высокая транспортная скорость Но по габаритам и весу тягач оказался даже крупнее, нежели обычно использующаяся гусеничная базовая машина АТ-Т.
Сравнивать проходимость гусениц и колес даже не стоит.
А куда более худшие сцепные характеристики колес с
грунтом по сравнению с гусеницами привели к тому, что ни одна из созданных
на базе ИКТ машин (БКТ-2,ПКТ-2, ТМК) по своей производительности даже
вполовину не достигали производительности своих гусеничных собратьев.
Например ТМК в реальности никогда не давала больше 200-220 метров траншеи в
час, тогда как БТМ легко давал 450-600.
Не стал ИКТ из-за своих габаритов и аэротранспортабельным.
Хотя все эти машины и были приняты на вооружение, но изготовлено было немного, инженерно-саперные батальоны брали неохотно и норовили поскорее от них избавиться.
В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что моторесурс этих машин крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей.