Инженерная техника
Российской Армии

(девяностые годы XX века-начало XXI века )

Инженерное навесное оборудование на танки

Бульдозер-снегоочиститель ТБС-86

tbs-86-01.jpg (26949 bytes)

Навесной бульдозер-снегогочиститель ТБС-86 навешивается на танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72С, Т-90С и  предназначен для прокладки колонных путей (очистка местности от снега, кустарника, пней, валунов, обломков,  отдельных предметов, срезание косогоров,  крутых спусков и подъемов (эскарпов и контрэскарпов), засыпка   воронок, противотанковых рвов и т.п. на направлениях  движения танков) танковых подразделений (до танковой роты включительно), а также для отрывки танковых окопов и укрытий для танковой роты.

tbs-86-02.jpg (15284 bytes)В отличие от своего предшественника (БТУ) ТБС-86 имеет возможность поворачивать свою лопату из бульдозерного в грейдерное положение и перекашивать в поперечном направлении, что позволяет сдвигать разрабатываемый грунт или снег в строну и производить отрывку кюветов.

Для монтажа бульдозера на танк используются имеющиеся на лобовой броне машины платики. При этом  к лобовой броне танков   Т-54, Т-55 и Т-62 требуется наварить специальный кронштейн поскольку в основном ТБС-86 предназначен для танков Т-72С и Т-90С, имеющих другие углы наклона верхнего и нижнего листов лобовой части корпуса.
Кроме того, для навешивания бульдозера на танк требуется помощь грузоподъемного средства (автокран, кран-укосина), имеющего грузоподъемность не менее 1.5 тонн.

Лопата  поднимается   вверх и опускается вниз ниже нулевого уровня на 42-45 см. с помощью гидропривода, что позволяет заглублять ее принудительно.

Пульт управления закрепляется наtbs-86-03.jpg (15899 bytes) левом рычаге поворота танка. Все операции по управлению работой бульдозера осуществляются механиком водителем.

ТБС-86 состоит из отвала (лопаты), закрепленной шарнирно на толкающей раме, на которой также размещен гидроотсек,  двух гидроцилиндров подъема и опускания лопаты, двух гидроцилиндров перекоса рабочего органа, и   электрооборудования.

В коробке гидроотсека размещены два гидронасоса, приводимых в действие двумя электромоторами, бак для гидрожидкости, гидроаппаратура управления гидроприводом.

От автора. БТУ имел один электромотор, в качестве которого использовался танковый стартер, не рассчитанный на длительную работу. Конечно, если использовать БТУ в том плане, на что он рассчитывался  (периодическая отрывка 10 танковых окопов и изредка очистка маршрутов), то его бы хватало надолго. Но в 383 учебном танковом полку 44 учебной танковой дивизии БТУ использовались едва ли не круглосуточно. Ведь танки бегали по танкодрому, разбивая его насмерть тоже круглосуточно. Да еще нужно было равнять дорожки на танковой директрисе. К тому же два других танковых полка были вооружены Т-80, на которые БТУ не навешивались. А им тоже требовалось равнять дорожки и танкодромы.
Ну и у зам.командира полка по вооружению подполковника Ашакина начинала дергаться щека, когда он видел идущего ему навстречу НИСа полка, в ведении которого находились БТУ. Он знал, что единственный вопрос полкового инженера будет: "Дайте мне танковый стартер". Их полк получал не густо, но срывать учебный процесс....
Надеюсь, что электромоторы МИ-31М2 куда более живучи.

Основные тактико-технические характеристики   ТБС-86

Тип  изделия...................................................................................................... бульдозер-снегоочиститель танковый навесной
Масса изделия.................................................................................................. 2 тонны
Тип управления оборудованием................................................................... электрогидравлический с электропитанием от сети танка
Размеры рабочего органа (лопаты):
                                                            - ширина................................................. 3.38м.
                                                            -высота.................................................. 0.9м.
Время перевода в рабочее положение........................................................... 35 сек.
Ширина захвата в бульдозерном положении лопаты................................... 3.38 м.
Ширина захвата в грейдерном положении лопаты................................... 3.25м.
Максимальное опускание лопаты ниже нулевого уровня........................... 42-45см.
Максимальный угол поворота лопаты в грейдерное положение............... 15 градусов
Максимальный угол перекоса лопаты в поперечном направлении........... 1.5 градуса
Скорость подъема лопаты............................................................................. 0.07 м/сек.
Скорость опускания лопаты........................................................................... 0.08 м/сек.
Категории разрабатываемого грунта.......................................................... II-III
Максимально допустимая глубина снежного покрова............................... 0.8 м. (реально 1.2 - 1.3 м.)
Производительность:
                                     -очистка дорог от снега толщиной 0.8м................... 10-12 км/час  (реально до 20 км/час)
                                     -очистка дорог от камней размерами до 1 м........... 180-200 куб.м./час
                                     -отрывка окопов для танков...................................... 180-240 куб.м./час ( на один окоп уходит времени 15-20 мин.)
                                     - оборудование спусков в крутых склонах................ 350-400 куб.м./час
                                     - устройство переходов через рвы и овраги.............. 170-240 куб.м./час
Время монтажа бульдозера на танк............................................................... 2 час.
Время снятия бульдозера с танка.................................................................... 1.5 час.

 

От автора.  Подобной   техники в армии США и в Бундесвере  нет. Там она, наверное,  и не очень то нужна. Но вот в России, а особенно на Урале, Сибири, на Дальнем Востоке без мощных средств очистки дорог от снега никуда.
В советские времена все три снегоочистителя СТУ-2М, имевшиеся в  383 учебном танковом полку 44-й учебной танковой дивизии Уральского округа как с первыми снегопадами уезжали из военного городка, так только после таяния снега весной возвращались. Комдив только и мог чего   оставить для дивизии, так это старенький, давно списанный  еще СТУ-38, весь латанный перелатанный.
СТУшки всю зиму чистили  шоссе Свердловск-Тюмень  от Камышлова до Богдановичей, расчищали дороги в села Камышловского района. И не было проблем. А ведь зимы восьмидесятых годов на Урале были снежные и морозные.
Воистину тогда было "Народ и армия едины".
Драматичная многодневная история с затором на  федеральной трассе в Тверской области из-за довольно таки дохлого снегопада  в конце ноября 2012, в советские времена была бы просто немыслима.
Всего то и потребовался бы один звонок из штаба округа в ближайшую дивизию (а их тогда по стране   натыкано было немало). И через пару часов снег с шоссе разлетался бы в стороны  со скоростью 8 километров в час. А то и быстрее.

Сэкономили на армии? Ну-ну!

P.S. Все же для бизнеса ТБС-86 едва ли применим. К нему, прежде всего, нужен танк или ему равная машина. Т.е. тяжелая (35-40 тонн) с   высокооборотным мощным дизелем и 24-вольтовым генератором. Не дешевая гидрожидкость МГЕ-10А. Да и ресурс ТБС-86 невелик. Так что в гражданской жизни у него по совокупности едва ли есть существенные  преимущества перед обычным бульдозером на  базе трактора С-100. Ну а если нужно что то мощное, то лучше американский бульдозер  Катерпиллар.

Апрель 2016г.

Источники

1.Навесной танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86.  Тех.описание и инструкция по эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1988г.
2.Инстр. по мат. части и эксплуатации навесного бульдозерного и снегоочистительного оборуд. к танкам (БТУ, СТУ). Военное. Москва 1963г.
3.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
4. Экспозиция выставки  RAE-2013 (полигон "Старатель" НТИИМ. г.Нижний Тагил  Свердловской области).
5. Стенд ФГУП "Уральское КБ Трансмаш" выставки REA-2002 (полигон "Старатель" НТИИМ. г.Нижний Тагил  Свердловской области).

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. ТБС-86 относится к средствам инженерного вооружения и за них отвечает начальник инженерной службы полка. Они   перевозятся автотранспортом инженерно-саперной роты полка и навешиваются на танки по необходимости.  В танковом  полку по штату девять ТБС-86. Т.е. по одному для  каждой танковой роты.

Впрочем, в прошлом, их предшественники БТУ в полковой саперной роте только и видели. Получив однажды в свои руки БТУ, командир танковой роты наотрез отказывался возвращать его обратно. И почему то всякий раз БТУ оказывался навешен на танк учебно-боевой группы.

Еще бы, не нужно бегать за НИСом полка, упрашивать дать хоть на пол-дня БАТ-М, чтобы почистить танковые дорожки на директрисе, подравнять трассу на танкодроме. Ротный, имеющий БТУ, король в батальоне.