Русский стропильный мост
(конец XIX века)

stropil-most-01.jpg (26535 bytes)

Стропильный мост относится к простейшим мостам и возводится саперами полковой саперной команды. Он может перекрывать водные препятствия шириной от 3 (6.4 м.) до 5 саженей (11 м.), имеющие достаточно плотный грунт берегов. Грузоподъемность моста до 3 тонн, ширина проезжей части 2.6 метра.
Этот мост обеспечивает  переправу пехоты, кавалерии (лошади ведутся в поводу) и пушек калибра до 6 дюймов включительно. При этом 6-дюймовые пушки перекатываются через мост вручную, а их зарядные ящики и упряжки перевозятся отдельно.

Толщина используемых для моста бревен 17-22 см.
stropil-most-02.jpg (27327 bytes)Основой моста являются две пары плоских бревенчатых ферм (называемых в Наставлении стропильными ногами), установленных на расстоянии 10 футов (3 метра) друг от друга. Верхние концы стропильных ног соединяются между собой с помощью проволоки или болтов на высоте от проезжей части 7-10 футов (2-3 метра), а нижними концами опираются на упорные доски (толщина 7.62см., ширина 25-30см.) вкопанные наклонно в берег.

Пары стропильных ног соединены между собой одной верхней и двумя нижними поперечинами также с помощью проволоки или болтов.

К верхней поперечине на двух проволочных или веревочных скрутках подвешено поперечное бревно.

К концам этого поперечного бревна также с помощью проволоки или болтов прикрепляются нижние концы боковых раскосов. Боковые раскосы верхними концами с помощью болтов крепятся к соответствующим стропильным ногам.

В берега вкапываются  ниже уровня дороги на 17-22 см. береговые лежни (бревна диаметров 25-30 см.), которые фиксируются в своем положении с помощью пар кольев, вбиваемых в грунт через каждые 30-40 см.

На береговые лежни и поперечное бревно кладутся пять бревен, которые в те времена назывались переводинами, а в настоящее время прогонами. Концы прогонов упираются в упорные бревна, вкопанные вровень с дорогой. Упорные бревна предотвращают смещение прогонов в продольном направлении.

Следует заметить, что на нижние поперечины прогоны не опираются.  Каждый прогон опирается своими концами на береговые лежни, а серединой на поперечное бревно. Если в распоряжении саперов нет достаточно длинных бревен, чтобы они доставали от одного берегового лежня до другого, то поперечное бревно играет роль промежуточной подвесной опоры. В этом случае требуются для прогонов бревна лишь половинной длины. Т.е. каждый прогон опирается одним концом на береговой лежень, а вторым на поперечное бревно.

stropil-most-03.jpg (8378 bytes)На прогоны укладываются доски   поперечного настила, которые прибиваются к прогонам гвоздями или же прижимаются к прогонам двумя пажилинами. Пажилина это бревно, укладываемое вдоль моста над крайним прогоном на настил и привязанное к прогону проволокой или веревкой.

Для защиты грунта берега возле упорных бревен и береговых лежней от разрушения колесами, копытами лошадей с настила на дорогу укладываются дощатые щиты равные по ширине проезжей части, и имеющие длину 2-2.5 метра.


От автора. По мере развития демократии в России во главу угла всей внутренней политики   административных органов, особенно на местах, во все большей степени ставится принцип   обеспечения успешной предпринимательской деятельности, или как чаще говорят "поддержка малого и среднего бизнеса". До простых граждан   администраторам нет никакого дела. Особенно в  отношении деревенских жителей, жителей малых населенных пунктов. Исходя из нерентабельности сельских магазинов, почтовых отделений, отделений Сбербанка, малокомплектных школ, детских садов и т.п. и т.д., их просто закрывают. Ликвидируют, совершенно не думая о людях.

Любопытно, что средства массовой пропаганды при этом усиленно кричат о том, что при демократии, в отличие от социализма, главное это соблюдение прав человека, защита его свобод. Очевидно, имея в виду, что в отрезанном от внешнего мира селе люди совершенно свободно могут не пользоваться электричеством, телефоном, почтовой связью, магазинами, медицинской помощью, и имеют полное право не учить своих детей грамоте.

Но и с другой стороны, за десятилетия советской власти мы все как то привыкли к тому, что государство выступает в роли некой няньки, которая обо всем позаботится, все организует, все устроит, всех накормит и обогреет. От гражданина требуется лишь старательно трудится на своем рабочем месте. Все остальное ему будет предоставлено "на тарелочке с голубой каемочкой".

Да, так было. Было при социализме. При демократии же государство берет на себя куда меньше функций. В основном это функции посредничества между  работодателями и трудящимися. Но никак не забота о гражданах. Причем, в нашей стране и эти функции государство исполняет из рук вон плохо.

Среди очень многих проблем малых населенных пунктов есть и проблема мостов через небольшие  водные преграды. Преграды то небольшие, но жителям они создают очень крупные проблемы, нередко просто отрезая села от внешнего мира. По телевизору не раз и не два показывали полуразрушенные или вовсе разрушенные мосты через такие речки, овраги. И жители рискуя здоровьем, а то и жизнью, перебираются с берега на берег, кляня и местные власти и  президента.
Самое большее, что они делают, это рассылают во все инстанции слезные письма и гневные жалобы. Ну, еще могут перекрыть магистральную шоссейную дорогу. Это, пожалуй и все.

Иждивенческие настроения в эпоху принципа "Спасение утопающих есть дело рук самих утопающих" ничего дельного не дадут.

А ведь мост можно построить и самим. Не Бог весь какой, но пешеходы, телеги, легковые автомобили вполне по нему могут ездить. И особых то мостостроительных познаний и спецтехники для этого не требуется. Немного бревен и досок, немного проволоки и гвоздей, да руки, растущие оттуда, откуда надо.

Вот с этой то целью я и рассказал сегодня об одном из мостов, который можно построить своими руками. Это стропильный мост, который русские саперы строили в конце XIX века. Строили буквально за один день.  И не требуются капитальные расходы, не нужно составлять дорогостоящий проект. Чуть-чуть внимания этому мосту (проолифить бревна, подтянуть скрутки) и он исправно прослужит долгие годы.

Мост этот по Наставлению считается временным. Но в нашей стране нет ничего более долговечного, чем все временное. В годы своей службы автор как то в составе саперной роты во время  войсковых учений с чисто учебными целями построил низководный деревянный мост. Каково же было мое удивление, когда проезжая по этим местам спустя почти 20 лет, я обнаружил свой мост все еще живым. Обветшал, конечно. Обзавелся всякими подпорками. Но и по сей день через него брели из села на дальний луг коровы и осторожненько перебирался молоковоз.

Источники и литература

1. 1. Подчертковъ, Яковлевъ.Саперное дъло для пъхоты и кавалерi. Типографiя П.П.Сойкина.С-Петербургъ.1897г
2..F.Pi.D. Feld-Pionierdienst aller Waffen. Entwurf 1912. Muenhen. 1912
3. Калибернов Е.С. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное издательство. 1989г.
4.F.Pi.D. Feld-Pionierdienst aller Waffen. Entwurf 1912. Muenhen. 1912
5. Войсковые учебники. Пъхота.Учебникъ для унтеръ-офицера. 1917г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника