Русский стропильный мост
(конец XIX века)
Стропильный мост относится к простейшим мостам и
возводится саперами полковой саперной команды. Он может перекрывать водные
препятствия шириной от 3 (6.4 м.) до 5 саженей (11 м.), имеющие достаточно
плотный грунт берегов. Грузоподъемность моста до 3 тонн, ширина проезжей
части 2.6 метра.
Этот мост обеспечивает переправу пехоты, кавалерии (лошади ведутся в
поводу) и пушек калибра до 6 дюймов включительно. При этом 6-дюймовые пушки
перекатываются через мост вручную, а их зарядные ящики и упряжки перевозятся
отдельно.
Толщина используемых для моста бревен 17-22 см.
Основой моста являются две пары
плоских бревенчатых ферм (называемых в Наставлении стропильными ногами),
установленных на расстоянии 10 футов (3 метра) друг от друга. Верхние концы
стропильных ног соединяются между собой с помощью проволоки или болтов на
высоте от проезжей части 7-10 футов (2-3 метра), а нижними концами опираются
на упорные доски (толщина 7.62см., ширина 25-30см.) вкопанные наклонно в
берег.
Пары стропильных ног соединены между собой одной верхней
и двумя нижними поперечинами также с помощью проволоки или болтов.
К верхней поперечине на двух проволочных или веревочных
скрутках подвешено поперечное бревно.
К концам этого поперечного бревна также с помощью
проволоки или болтов прикрепляются нижние концы боковых раскосов. Боковые
раскосы верхними концами с помощью болтов крепятся к соответствующим
стропильным ногам.
В берега вкапываются ниже уровня дороги на 17-22
см. береговые лежни (бревна диаметров 25-30 см.), которые фиксируются в
своем положении с помощью пар кольев, вбиваемых в грунт через каждые 30-40
см.
На береговые лежни и поперечное бревно кладутся пять
бревен, которые в те времена назывались переводинами, а в настоящее время
прогонами. Концы прогонов упираются в упорные бревна, вкопанные вровень с
дорогой. Упорные бревна предотвращают смещение прогонов в продольном
направлении.
Следует заметить, что на нижние поперечины прогоны не
опираются. Каждый прогон опирается своими концами на береговые лежни,
а серединой на поперечное бревно. Если в распоряжении саперов нет достаточно
длинных бревен, чтобы они доставали от одного берегового лежня до другого,
то поперечное бревно играет роль промежуточной подвесной опоры. В этом
случае требуются для прогонов бревна лишь половинной длины. Т.е. каждый
прогон опирается одним концом на береговой лежень, а вторым на поперечное
бревно.
На прогоны укладываются
доски поперечного настила, которые прибиваются к прогонам
гвоздями или же прижимаются к прогонам двумя пажилинами. Пажилина это
бревно, укладываемое вдоль моста над крайним прогоном на настил и
привязанное к прогону проволокой или веревкой.
Для защиты грунта берега возле упорных бревен и береговых
лежней от разрушения колесами, копытами лошадей с настила на дорогу
укладываются дощатые щиты равные по ширине проезжей части, и имеющие длину
2-2.5 метра.
От автора. По мере развития демократии в России во главу угла всей
внутренней политики административных органов, особенно на
местах, во все большей степени ставится принцип обеспечения
успешной предпринимательской деятельности, или как чаще говорят "поддержка
малого и среднего бизнеса". До простых граждан администраторам
нет никакого дела. Особенно в отношении деревенских жителей, жителей
малых населенных пунктов. Исходя из нерентабельности сельских магазинов,
почтовых отделений, отделений Сбербанка, малокомплектных школ, детских садов
и т.п. и т.д., их просто закрывают. Ликвидируют, совершенно не думая о
людях.
Любопытно, что средства массовой пропаганды при этом
усиленно кричат о том, что при демократии, в отличие от социализма, главное
это соблюдение прав человека, защита его свобод. Очевидно, имея в виду, что
в отрезанном от внешнего мира селе люди совершенно свободно могут не
пользоваться электричеством, телефоном, почтовой связью, магазинами,
медицинской помощью, и имеют полное право не учить своих детей грамоте.
Но и с другой стороны, за десятилетия советской власти мы
все как то привыкли к тому, что государство выступает в роли некой няньки,
которая обо всем позаботится, все организует, все устроит, всех накормит и
обогреет. От гражданина требуется лишь старательно трудится на своем рабочем
месте. Все остальное ему будет предоставлено "на тарелочке с голубой
каемочкой".
Да, так было. Было при социализме. При демократии же
государство берет на себя куда меньше функций. В основном это функции
посредничества между работодателями и трудящимися. Но никак не забота
о гражданах. Причем, в нашей стране и эти функции государство исполняет из
рук вон плохо.
Среди очень многих проблем малых населенных пунктов есть
и проблема мостов через небольшие водные преграды. Преграды то
небольшие, но жителям они создают очень крупные проблемы, нередко просто
отрезая села от внешнего мира. По телевизору не раз и не два показывали
полуразрушенные или вовсе разрушенные мосты через такие речки, овраги. И
жители рискуя здоровьем, а то и жизнью, перебираются с берега на берег,
кляня и местные власти и президента.
Самое большее, что они делают, это рассылают во все инстанции слезные письма
и гневные жалобы. Ну, еще могут перекрыть магистральную шоссейную дорогу.
Это, пожалуй и все.
Иждивенческие настроения в эпоху принципа "Спасение
утопающих есть дело рук самих утопающих" ничего дельного не дадут.
А ведь мост можно построить и самим. Не Бог весь какой,
но пешеходы, телеги, легковые автомобили вполне по нему могут ездить. И
особых то мостостроительных познаний и спецтехники для этого не требуется.
Немного бревен и досок, немного проволоки и гвоздей, да руки, растущие
оттуда, откуда надо.
Вот с этой то целью я и рассказал сегодня об одном из
мостов, который можно построить своими руками. Это стропильный мост, который
русские саперы строили в конце XIX века. Строили буквально за один день.
И не требуются капитальные расходы, не нужно составлять дорогостоящий
проект. Чуть-чуть внимания этому мосту (проолифить бревна, подтянуть
скрутки) и он исправно прослужит долгие годы.
Мост этот по Наставлению считается временным. Но в
нашей стране нет ничего более долговечного, чем все временное. В годы своей
службы автор как то в составе саперной роты во время войсковых учений
с чисто учебными целями построил низководный деревянный мост. Каково же было
мое удивление, когда проезжая по этим местам спустя почти 20 лет, я
обнаружил свой мост все еще живым. Обветшал, конечно. Обзавелся всякими
подпорками. Но и по сей день через него брели из села на дальний луг коровы
и осторожненько перебирался молоковоз.
Источники и литература
1. 1. Подчертковъ, Яковлевъ.Саперное дъло для пъхоты и
кавалерi. Типографiя П.П.Сойкина.С-Петербургъ.1897г
2..F.Pi.D. Feld-Pionierdienst aller Waffen. Entwurf 1912. Muenhen. 1912
3. Калибернов Е.С. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное
издательство. 1989г.
4.F.Pi.D. Feld-Pionierdienst aller Waffen. Entwurf 1912. Muenhen. 1912
5. Войсковые учебники. Пъхота.Учебникъ для унтеръ-офицера. 1917г.
---***---
|