Инженерная техника
Российской Армии

(десятые годы XXI века )

Плавающий транспортер ПТС-4

pts-4-01.jpg (27096 bytes)

Плавающий транспортер ПТС-4 предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной  и гусеничной не плавающей техники, артиллерийских систем и материальных средств.  Ширина грузовой платформы 3.3 м., длина 8.28м., что позволяет перевозить гусеничные бронемашины танковых габаритов , например, БМП-3.

От автора. В характеристиках БМП-3 указано, что она плавает. Но как в том анекдоте "крокодил тоже летает, но низехонько". Конечно, реку шириной 50, даже 200 метров, да при небольшом течении БМПешка преодолеть в состоянии.  Но лучше без десанта и боекомплекта. Но вот преодолеть Волгу в районе   Волгограда, а уж тем паче Зею возле станции Средне-Белая, тут уж без ПТСа не обойтись. Так и то сказать, если для ПТСа плавать это его основное предназначение, то для БМП это задача исключительная.pts-4-02.jpg (13892 bytes) Общевойсковые командиры пошлют БМП в воду только если никаких других способов переправы просто нет.

Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 18 тонн (при запасе плавучести 46%),  на суше 12 тонн.

На снимке справа: погрузка в ПТС-4  машины БМП-3.  Хорошо видно, что задний борт откинут, а с него откинуты аппарели, по которым техника заезжает в кузов. Для погрузки   не самоходных машин, прицепов и т.п. ПТС-4 имеет грузовую лебедку, с помощью которой техника затаскивается в кузов.

pts-4-03.jpg (20965 bytes)В отличие от своих предшественников (ПТС, ПТС-М) задний борт и аппарели откидываются и поднимаются не с помощью ручной лебедки, а с помощью гидроцилиндров с приводом от базового двигателя, что значительно облегчает и ускоряет работу экипажа.

Два гребных винта размещены в опускающихся  гидродинамических насадках. Каждый винт оснащен спаренным рулем.

От автора. Мне не довелось попробовать эту машину на воде и какова ее управляемость на плаву не знаю. А вот ПТСом управлять было крайне сложно. Рулевое колесо, находившееся в кабине под щитком приборов,   при  полных оборотах винтов было невозможно повернуть. А если сбавить обороты и повернуть баранку, то при увеличении оборотов ее просто вырывало из рук и рули становились по потоку. Оставалось одно - выдерживать направление за счет отключения с помощью рычагов то одного, то другого винта. А это требовало от механика-водителя хороших навыков.

Такая схема обеспечивает нужное заглубление винтов в зависимости от загрузки, повышает маневренность машины на воде и почти в полтора раза увеличило скорость (с 10.1.км/час до 15)

pts-4-04.jpg (29606 bytes)Рубка   полубронированная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем  с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов. Имеет противошумовую и тепловую изоляцию, систему отопления. Остекление оснащено стеклоочистителями и обогревом стекол.
Рубка имеет два люка для выхода вверх и две двери для выхода на грузовую платформу.
Люк командира оборудован пулеметной турелью 6У16 для крупнокалиберного зенитного пулемета типа 6П58 "Корд" (12.7 мм.), НСВ

От автора.  Будут ли ПТС-4 оснащать пулеметами, буде эта машина начнет поступать в войска, неизвестно. Может быть и нет, хотя нужда в том, чтобы  инженерные машины были   способны защищать хотя бы себя, большая.
У нас всегда  господствовала  теоретическая концепция - вы инженеры делайте свое дело, а мы пехота вас будем защищать и прикрывать. Так что пулеметы вам ни к чему.
Хотя на деле всегда оказывалось  так, что у пехоты и танкистов своих задач выше крыши и выделять саперам хоть какие то огневые средства просто не из чего. Да и незачем. Вы, саперы для нас дело сделали, а дальше выкручивайтесь, как знаете. Нам некогда возиться с вами.

Тактико-технические характеристики ПТС-4.

Тип машины..................................................................................... транспортер гусеничный плавающий
Вес снаряженной машины.............................................................. 33.2 тонны
Габаритные размеры грузовой платформы:
-длина............................................................ 8.28м.
-ширина........................................................... 3.3м.
Экипаж.................................................................................................. 2 чел.
Грузоподъемность на суше................................................................. 12 тонн
Грузоподъемность на воде............................................................ 18 тонн
Ширина колеи................................................................................ 2.76 м.
Клиренс.......................................................................................... 0.4 м.
Максимальная скорость движения на суше............................... 60 км/час
Максимальная скорость на воде ( с грузом )............................... 15 км/час
Запас плавучести с грузом 18 т........................................................... 46%
Запас хода по топливу на суше ........................................................ 587 км.
Запас хода по топливу на воде (на макс. обор.)............................ 10.6 часов.
Мощность двигателя...................................................................... 617.8 квт. (840 л.с.)
Средства связи.............................................................................. радиостанция Р-123М, ТПУ Р-124
Вооружение........................................................................................... 12.7-мм. пулемет 6П58 "Корд", боекомплект 400 патронов.

Разработка ПТС-4 была начата КБ "Трансмаш" (г.Омск) до 2007 г. Впервые прототип транспортера был экспонирован  на выставке военной техники в Омске в 2007 г.  Также экспонировался на выставке на полигоне "Старатель" НТИИМ  под Нижним Тагилом в 2011 и 2013 годах.
В 2011 г.  прошел Государственные испытания.
Осенью 2013 г.транспортер принят на вооружение ВС России с размещением гособоронзаказа в 2014 г.

P.S. По данным сайта "Российская военная техника" на Украине заводом "Лугансктепловоз"   примерно в эти же годы был разработан плавающий транспортер под индексом ПТС-3, очень схожий по внешнему виду и   характеристикам с российским ПТС-4. Если судить по фото, то внешние отличия  состоят в том, что если катки ПТС-4  схожи с катками танка   Т-72, то у ПТС-3 катки от танка Т-64.

Однако, поскольку Россия и Украина это теперь два разных государства, то каждое из них вправе давать своим изделиям те наименования, какие сочтут нужным. Таким образом линейка плавающих гусеничных транспортеров в  России такова - К-61, ПТС, ПТС-М, ПТС-2, ПТС-4.

Это я к вопросам - почему у нас после ПТС-2 сразу ПТС-4.

Декабрь 2015 г.

Источники

1.Экспозиция выставки  RAE-2013 (полигон "Старатель" НТИИМ. г.Нижний Тагил  Свердловской области).
2. Сайт "КБ транспортного машиностроения" (www.kbtm-omsk.ru/).
3. Сайт "Российская военная техника" (russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=424)
4.Фотоархив  Веремеева Ю.Г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях.
Прошли времена, когда военная техника сначала оказывалась на вооружении нашей армии, доводя до икоты и истерик "наших западных партнеров", а уж затем она становилась известна широкой публике.
Теперь все наоборот - появляются новые прекрасные образцы, их показывают на выставках, рекламируют, а поступит ли новинка на вооружение армии или нет, неизвестно.

Сколько за прошедшие годы было показано боевой техники, которой наша армия так и не увидела, радуя тем самым  забугорных  "личных друзей" наших президентов, но которые теперь уже имеются на вооружении других стран, в том числе и наших потенциальных врагов.

Если  министром обороны России по прежнему оставался бы   "маршал  Табуреткин", я бы сказал однозначно - ПТС-4 армии не видать как своих ушей. Но похоже, что с лета 2013 положение стало меняться к лучшему.

И если бы не необходимость проталкивания в угоду демократам, к которым так и липнет ярлык "враг народа",   заведомо провального проекта перехода на контрактную армию с его неимоверными расходами, ПТС-4 с армейскими номерами окунулся бы в воды Ахтубы (на ее берегах находится знаменитая учебка инженерных войск)  уже весной 2014.