Плавающий транспортер ПТС-2. pts-2.html

Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые годы XX века -второе десятилетие XXI века )

Плавающий транспортер ПТС-2

pts-2-01.jpg (32847 bytes)

Плавающий транспортер ПТС-2 предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.   Для одновременной переправы артсистемы и тягача  к ПТС-2 может прицепляться колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема   переправляется на прицепе, а тягач и расчет орудия  в транспортере.

Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности.pts-2-02.jpg (31253 bytes) Грузоподъемность на воде и на суше 12 тонн ( при запасе плавучести 46%), что на 2 тонны больше возможностей старой машины типа ПТС..

На снимке справа: погрузка в ПТС-2 автомобиля ЗиЛ-131.

Транспортер  оснащен системой защиты от отравляющих веществ и радиоактивных веществ. Экипаж в кабине может работать без индивидуальных средств защиты.

Под задним откидным бортов подвешено устройство для самоокапывания с гидравлическим управлением, благодаря чему экипаж имеет возможность оборудовать укрытие для машины своими силами.

pts-2-03.jpg (16096 bytes)От автора. Ну это устройство скорее для большого начальства и для больших штабов. Только там могут полагать, что подобные штуковины действительно что то могут. Если аналогичное устройство, подвешенное под нижним лобовым листом танка Т-72 еще действительно  несколько облегчает труд экипажа по отрывке окопа (только облегчает!), да и то в весьма мягком грунте, то полагать, что ПТС-2 действительно может закопать себя сам,  может только довольно наивный человек. Отрыть укрытие для ПТС-2 это задача еще та даже для котлованной машины МДК. Прикиньте сами - 160 кубометров грунта нужно извлечь и переместить. Причем с глубины 3 метра. Это минимум час времени для МДК.
Хотя, дураков в больших штабах не держат. Они отлично знают возможности любой машины. Но штабным это удобно для оперативно-тактических расчетов. В нормативы заложено, что ПТС-2 отрывает себе укрытие сам. А значит, расчеты упрощаются. А там в войсках солдаты и командиры  выкрутятся сами. Надавим, наорем, припугнем - придумают что нибудь.

ПТС-2 также может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины , герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса  обеспечивает мореходность до 3 баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты):
*12 раненых на носилках,
*75 солдат мотострелков с полным вооружением и снаряжением,
*2 пушки калибра до 85 мм. включительно с расчетами,
*1 пушка калибром от 85 до 122 мм. включительно с расчетами,
*1 гаубица калибра 122-152 мм. с расчетами,
*1 автомобиль с грузом общим весом до 12 тонн.

Кабина трехместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов. Имеет противошумовую и тепловую изоляцию, систему отопления. Остекление оснащено стеклоочистителями и обогревом стекол.
Люк командира оборудован пулеметной турелью, однако, пулемет в комплект машины не входит.
Кабина имеет два люка для выхода вверх и дверь для выхода на грузовую платформу.

Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью гидросистемы. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.

Предшественником ПТС-2  был гусеничный транспортер  ПТС  и его модификация  ПТС-М.

Тактико-технические характеристики ПТС-2.

Тип машины..................................................................................... транспортер гусеничный плавающий
Вес снаряженной машины.............................................................. 24 тонны
Габаритные размеры машины::
-длина........................................................ 12.44м.
-ширина.................................................... 3.3 м.
-высота..................................................... 2.9м.
Габаритные размеры грузовой платформы:
-длина............................................................ 8.23м.
-ширина........................................................... 2.87м.
Экипаж.................................................................................................. . чел.
Грузоподъемность на суше (при длительном движении)....... 12 тонн
Грузоподъемность на воде............................................................ 12 тонн
Ширина колеи................................................................................ 2.76 м.
Клиренс.......................................................................................... 04. м.
Удельное давление на грунт (с грузом 12 т.).................................... 0.65 кг/кв.см.
Максимальная скорость движения на суше............................... 60 км/час
Средняя скорость движения на суше с грузом 12 тонн............. 34 км/час
Максимальная скорость на воде (без груза)............................... 12.9 км/час
Максимальная скорость на воде (с грузом 12т.)......................... 11.7 км/час
Максимальная сила тяги на швартовых.............................................. 2.9 тонны
Запас плавучести с грузом 12 т........................................................... 46%
Мореходность...................................................................................... 3 балла
Максимально допустимая скорость течения...................................... 2.5 м/сек.
Максимальный угол подъема............................................................. 32 градуса
Максимальный угол выхода из воды и входа в воду.................... 15 градусов
Максимальный угол крена (без груза)........................................... 20 градусов
Максимальный угол крена (с грузом 12 т.)..................................... 20 градусов
Минимальный радиус поворота......................................................... 8.5м.
Запас хода по топливу на суше ( с грузом 12 т.)............................ 500 км.
Запас хода по топливу на воде (с грузом 12 т. на макс. обор.).... 18 часов.
Емкость топливных баков............................................................... 1090 литров
Двигатель......................................................................................... дизельный четырехтактный многотопливный  В-46-5
Мощность двигателя...................................................................... 522.2. квт. (710 л.с.)
Водооткачивающие насосы:
- малый........................................................ 450 л/мин.
-большой..................................................... 1500 л/мин.
Тяговая лебедка   ............................................................................. тяга 10 тонн, длина троса 50 м.
Средства связи.............................................................................. радиостанция Р-123М,  внутр. переговорное устройство  Р-124
Средства измерения радиоактивности.............................................. радиометр-рентгенметр ДП-3Б
Аэротранспортабельность................................................................... Самолет Ан-22 (2 ПТС-2)

Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 2.5 м/сек.  Благодаря низкому  удельному давлению на грунт   машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов.

ПТС-2 состояли  на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1 взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Плавающий прицеп ПКП.pts-04.jpg (12284 bytes)
Характеристики:
-грузоподъемность – 5 т. (артсистемы калибра до 152 мм. включительно);
- масса – 3,6 т;
- время загрузки артсистемы на прицеп  – 8 мин;
- время разгрузки – 5 мин.
Габаритные размеры:
- длина с прицепным устройством – 10300 мм;
- высота по палубе – 1980 мм;
- высота по поднятым поплавкам – 2200;
- ширина по корпусу с поднятыми поплавками – 2870 мм;
- ширина по корпусу с откинутыми поплавками – 4030 мм.

Для загрузки артсистемы на прицеп он наклонялся назад, артсистема закатывалась на прицеп с помощью лебедки ПТС. Прицепы ПКП поставлялись в подразделения ГПТ из расчета на половину машин подразделения.

От автора. С прицепом ПТС на воде становился совершенно неуправляемым. Удовлетворительно такая связка могла действовать только на стоячей воде ( в озерах, прудах). Поэтому ими никогда не пользовались.

Источники

1. Плавающий гусеничный транспортер ПТС-2.  ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1979г.
2.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.
3.Инженерная разведка. Военное издательство. Москва.1983г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 От автора. Как всегда, возможности вновь создаваемой техники выше, но растут и габариты, вес, сложность конструкции.

Например, некогда очень компактная и шустрая БМП выродилась в БМП-3, которая в   меньшей степени стала средством транспортировки пехоты и   по сути дела заняла место легкого танка, которые в свое время по мере развития тяжелели и становились средними танками. Последние же уже давно превратились в тяжелые танки.

Очевидно этот процесс неизбежен, но не окажется ли однажды, что уже не на чем возить пехоту, и особенно переправлять через водные преграды.