Военно-инженерная техника
России

(восьмидесятые годы XX века - начало XXI века)

Понтонно-мостовой парк ППС-84

pps-84-1.jpg (20027 bytes)

Понтонно-мостовой парк ППC-84 является дальнейшим развитием  понтонно-мостового парка ПМП и его последующих модификаций (ПМП-М, ПМП-У, ПМП-А, ПМП-П, ПМП-Д, МЛЖ,  МЛЖ-М). Принят на вооружение Советской Армии в 1986 году.

Парк ППС-84 предназначен для наведения наплавных мостов и  сборки перевозных паромов с целью переправы через широкие водные преграды тяжелых и особо тяжелых грузов. Из комплекта парка могут наводиться наплавные мосты грузоподъемность 60, 90 и 120 тонн и собираться перевозные паромы грузоподъемностью 90, 180 и 360 тонн

Понтонно-мостовой парк ППС-84 состоит из 6 батальонных комплектов.
Батальонный комплект состоит:   32 речных звена,   4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирно-моторных катеров БМК-460.  Батальонный комплект  перевозится на 54 автомобилях КрАЗ-260.

Таким образом,  весь парк ППС-84 имеет 192 речных звена, 24 береговых звена, 12 выстилок, 72 буксирно-моторных катера БМК-460 и перевозится на 324 автомобилях КрАЗ-260. Парк может эксплуатироваться как в полном составе, так и побатальонно и поротно (две роты в батальоне). Ротные полукомплекты и батальонные комплекты обеспечивают полную автономность роты и батальона в наведении моста

Парк эксплуатируется понтонно-мостовой бригадой РГК.  Возможно разукомплектование парка и  использование батальонных комплектов для оснащения окружных и армейских  понтонно-мостовых батальонов, а ротных полукомплектов  для оснащения понтонных рот инженерно-саперных батальонов мотострелковых (танковых дивизий). Т.е. парк универсален не только технически, но тактически.

Из  парка ППС-84 может быть собрано паромов:
* 48 паромов грузоподъемностью 90 тонн  за 15 минут. Расчет л.с. на один паром - 8 понтонеров, 4 моториста, 6 водителей. Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов;
*24 парома грузоподъемностью 180 тонн за 20 минут. Расчет л.с. на один паром - 18 понтонеров, 4 моториста, 11 водителей.  Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов;
*12 паромов грузоподъемностью 360 тонн за 25 минут. Расчет л.с. на один паром -36 понтонеров, 8 мотористов, 22 водителя. Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов.

Один парк ППС-84  позволяет навести:
*Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн длиной до 1393 метра за 2 часа 30 минут при ширине проезжей части 6.55 метра. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов.
Примечание. При такой ширине проезжей части танки могут двигаться со скоростью до 30 км/ч., колесные машины без ограничения скорости. Для колесных машин такой мост является двухпутным, т.е. можно организовывать одновременное движение машин в обеих направлениях.
*Наплавной мост грузоподъемностью 90 тонн длиной до 932 метра за 3 часа 30 минут минут при ширине проезжей части 10 метров. Допустимая скорость течения до 3.5 м/сек, волнение до 2 баллов.
Примечание. Это так называемый мост полуторной ширины. Он позволяет организовать   движение танков в одном направлении и автомобилей в обратном направлении одновременно, или же движение мобильных пусковых установок ракет стратегического назначения типа "Пионер", "Тополь".
*Наплавной мост грузоподъемностью 120 тонн длиной до 702 метров за 3 часа при ширине проезжей части 13.8  метра. Допустимая скорость течения до 3.5 м/сек, волнение до 4 баллов.
Примечание. Это так называемый мост двойной ширины. Он позволяет организовать  движение танков в две колонны в одном направлении или во встречных.  Фактически, не существует грузов, которые не смог бы поднять этот мост.

Речное звено представляет собой шарнирно соединенные между собой четыре pp-91-3.jpg (9028 bytes)понтона, два из которых (средние, выделены на снимке условно зеленым и синим цветами) имеют форму параллелепипеда,  а два (боковые, выделены на снимке красным и желтым цветами) имеют один край скругленный. Понтоны изготовлены из стали, причем верхняя палуба имеет толстолистовую упрочненную сталь, выдерживающую тяжелые гусеничные грузы.    pp-91-4.jpg (7677 bytes)Один боковой понтон составной из двух частей, одна из которых может убираться внутрь второй так, что  палуба звена с трех сторон становится практически плоской. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность собирать мосты полуторной или двойной ширины.
Второй боковой понтон  имеет щит-обтекатель (виден в опущенном виде на красном понтоне).
Размеры звена в разложенном виде: длина -7.2м, ширина -8м., ширина проезжей части 6.55м. Осадка пустого звена 20см., максимальная осадка под грузом до 0.65м. Масса звена 7 тонн. Грузоподъемность звена 22.5 тонн.
Звено в сложенном виде перевозится на автомобиле КрАЗ-260. На снимке хорошо заметна подворачивающаяся часть бокового понтона.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер.

Береговое звено отличается от речного звена тем, что имеет иную форму понтонов, сходящую по длине на нет, наличием откидывающихся аппарелей, меньшей длиной(5.5м. вместо 7.2м. у речного звена), меньшей грузоподьемностью (16 т. вместо 22.5т. у речного звена) и большей прочностью понтонов. Это связано с тем, что часть берегового звена при работеpp-91-6.jpg (7403 bytes) находится наплаву, а часть лежит на грунте.
Кроме того, береговое звено имеет гидравлическое устройство для обеспечения сопряжения моста с берегом и дополнительные якорные устройства для удержания конца моста у берега.

На снимке автомобиль в момент окончания загрузки берегового звена. Отчетливо заметно отличие внешнего вида берегового звена от речного (сравните со снимком выше).
Порядок действий при работе с береговым звеном аналогичен работе с речным звеном.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер

pps-84-02.jpg (23807 bytes)Буксирно-моторный катер БМК-460   полукатамаранного типа предназначен для буксирования паромов, разворота и удержания ленты в створе моста, организации верховых и низовых речных застав (борьба с плавающими минами, диверсантами, плывущими по течению предметами, представляющими опасность для моста, ведения разведки водной преграды, организации аварийно-спасательной службы.
Корпус катера состоит из трех герметичных отсеков. В среднем отсеке установлены два дизельный двигателя ЗД20ср3 мощностью по 230 л.с. Водоходный движитель - два винта с насадками в полноповоротных колонках, которые могут поворачиваться по горизонтали на 360 градусов в обе стороны, причем независимо друг от друга. Таким образом достигается абсолютная маневренность катера на воде. Он может разворачиваться на месте практически вокруг собственной оси, резко тормозить и быстро осуществлять реверс. pps-84-03.jpg (26957 bytes)
Тяга на швартовых 4600кгс. Максимальная скорость на воде до 16 км/час.
В моторном отсеке установлен и мощный водоотливный насос, с помощью которого возможна не только откачка воды из трюма катера, но и из речных звеньев.
Катер оборудован носовым быстродействующим причальным автоматическим захватом, волноотбойным щитом и гидродинамическим носовым устройством, устраняющим возможность зарывания катера носом в волну. Мореходность катера до 4-5 баллов, скорость течения, на которой катер сохраняет подвижность и управляемость до 4 м/сек.
Расчет катера 2 моториста ( по штату понтонных подразделений 1 моторист).
На суше катер перевозится как и речные звенья на автомобилях КрАЗ-260, имеющих платформу и оснащение речных звеньев. Спуск на воду и подаем на автомобиль производится аналогично спуску и подъему речных и береговых звеньев. 

Выстилка представляет собой металлические пластины, соединенные между собой pp-91-94.jpg (6375 bytes)кольцами и образующие в целом металлическую гибкую ленту длиной 11.7м. и шириной 3 м. Эта лента уложена на специальный автомобиль КрАЗ-260 или  обеспечивающий механизированную выкладку ленты на грунт и обратный подъем. Выстилка предназначена для обеспечения возможности переправляемой техники доехать до моста или парома по топкому грунту.

Примечание автора. По инструкции лента выдерживает 1000 проходов по ней танков. Однако в действительности, ее можно спокойно списывать и сдавать в металлолом после того, как по ней пройдет одна рота танков, которые ее искорежат так, что с трудом можно будет догадаться что это такое было. Поэтому, приказом НИВ Вооруженных Сил  использование выстилок в мирное время было категорически запрещено.

pps-84-4.gif (16955 bytes)Пояснения.  Мост 60-тонный выглядит точно также, как и мост парка ПМП-М и отличается от моста парка ПМП только наличием на боковых понтонах гидродинамических щитов. Этим боком мост обращен в верховую сторону течения.
На схематическом рисунке показана часть 60-тонного моста (4 звена). Желтым показаны гидродинамические щиты. Точно также выглядит и 90-тонный паром.

pps-84-5.jpg (12356 bytes)Для сборки 90-тонного моста  часть одного из двух крайних понтонов подворачивается вниз , и таким образом палуба звена становится доступной для пристыковки к ней других звеньев с трех сторон.

На рисунке справа  на звене, показанном сверху эта секция выделена красным цветом. Ниже pps-84-01.jpg (15545 bytes)показано звено с убранной секцией.

На снимке слева: речное звено парка ПП-91, аналогичное звену парка ППС-84. Хорошо видна подворачивающаяся  часть правого крайнего понтона.

Этот парк (ПП-91)  был показан на выставке   REA-2006 на полигоне "Старатель" НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области. В связи с тем, что Кременчугский автозавод оказался на территории Украины, в качестве базовой машины предложен автомобиль КАМАЗ-43118.

От автора. Печальной памяти годы правления на Украине проамерикански и проевропейски настроенного президента Ющенко едва ли пошли на пользу как украинской промышленности в целом, так и Кременчугскому   автозаводу. Не знаю, насколько загружены мощности завода под нужды Украины, но то, что КРАЗы совершенно не нужны Европе, это несомненно. Они просто не пустят на свои дороги конкурента. И едва ли Россия теперь вернет для своих понтонных парков Кременчугские машины.  Слишком дорого обошлось переконструирование КАМАЗов под парк ПП-91 и перестройка линий сборки.
А жаль. У автора со времен службы в 1257 ОПОМБ в ЦГВ остались самые благоприятные впечатления от КрАЗ-255. Машина, казалось, не чувствовала веса нагруженного на нее понтона, ни подъемов в гору, и шла с высокой скоростью по отличным чехословацким шоссе. Особенно заметно  было преимущество КРАЗа перед чешскими четырехосными понтонными Татрами при действиях у реки. Там где   на илистом берегу Татра безнадежно гребла на месте всеми четырьмя мостами, КРАЗ, как будто не замечал, что под колесами не твердый асфальт, а жидкая хлябь.

pps-84-6.jpg (10266 bytes)Две трети звеньев комплекта используются в этом целом  виде, а звенья одной трети  комплекта разделяются пополам по длине (поворотные секции боковых понтонов не убираются) и пристыковываются к цельным звеньям.

Таким образом, получается мост полуторной ширины, имеющий грузоподъемность 90 pps-84-7.jpg (12127 bytes)тонн и ширину проезжей части 10 метров.
Естественно, что мост полуторной ширины из парка может быть собран на треть короче, нежели 60-тонный мост.

На рисунке мы видим полное звено, у бокового понтона которого убрана секция и пристыкованное к нему полузвено, состоящее из одного среднего понтона и бокового понтона.

pps-84-8.jpg (21599 bytes)Для сборки 120-тонного моста убираются верхние секции бокового понтона каждого звена и звенья стыкуются между собой. Получается мост вдовое более короткий нежели 60-тонный мост при ширине проезжей части 13.8 метра.

Именно такой мост показан на фотографии в начале статьи.

Подобным образом собираются и паромы, 90-тонные паромы собираются из обычных или двойных звеньев, более тяжелые из полуторных и двойных звеньев.

Точно так же организован и парк ПП-91, но он состоит из одного батальонного комплекта, в нем только четыре катера БМК-225, но в комплект взамен 8 катеров введено  8 моторных звеньев М-235. Плюс там добавлены автомобили со вспомогательным имуществом.

P.S.
ППС-84 изначально  планировалось использовать в понтонных полках, состоящих  из двух батальонов трехротного состава и отдельной полковой мостостроительной роты, что составляет половину комплекта парка.
Такой штат имел  27-йпонтонно-мостовой полк Группы Советс5ких Войск в Германии, дислоцировавшийся в  Виттенберге. При мобилизации  полки  разворачивались до бригад специального парка за счет другой половины  парка находящейся на хранении. Разворачиваемая бригада  должна была состоять   из 4 понтонно-мостовых батальонов (трехротного состава) и мостостроительного батальона.
В СССР ППС-84  имелся  во 2-м понтонно-мостовом полку, который с развалом СССР вывели из Молдавии в Пензу, где он получил наименование 18-й понтонно-мостовой Гомельский Краснознаменный полк специального парка.
Еще один такой полк несколько лет назад расформировали в Дальневосточном округе. Пензенский полк  летом 2009 г. расформировывается.
Так что ППС прекратил  свое существование как парк, так как переходят на ПП-91, который по звеньям аналогичен ППС84.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. Сайт  ФГУП "Окская судоверфь"(http://www.innov.ru/noks) ,
4.Сайт "РОСОБОРОНЭКСПОРТ"(http://www.rusarm.ru)
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6.Сайт "БАТМАСТЕР" (http://www.bmz.ru)
7.А.Гилаев. Система многоцелевых многобазовых понтонных плавсредств ПМП. Рукопись. 1999г.
8.Е.Ильин. Лекция "Переправочные средства Российской Федерации". Военный факультет СПбГАСУ. 2003г.
9.Понтонный парк специальный ППС-84. Книга 1.Материальная часть парка. Военное издательство. Москва. 1990г.
10.Понтонный парк специальный ППС-84. Книга 3. Оборудование и содержание переправ. Военное издательство. Москва. 1990г.
11. Личный фотоархив автора.
12.Экспозиция выставки REA-2006 на полигоне "Старатель" НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области.

 

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.

Парки серии ПМП изготавливает ФГУП "Окская судоверфь".

Это предприятие предлагает целый набор различных комплектаций понтонных парков на вкус заказчика. Звенья могут изготавливаться из легких сплавов, алюминия и пластика.

Универсальность звеньев типа ППС-84 позволяет собирать плавающие площадки для самых различных целей, включая даже плавающие взлетно-посадочные полосы для самолетов.

Да уже, на ленту моста длиной 1300 метров и шириной 14 метров вполне может сесть штурмовик СУ-39 (если я ошибаюсь, пусть летчики меня поправят).