Военно-инженерная техника
России

(девяностые годы XX века - начало XXI века)

Понтонно-мостовой парк ПП-91

pp-91-01.jpg (92682 bytes)

Понтонно-мостовой парк ПП-91 является дальнейшим развитием  понтонно-мостового парка ПМП и его последующих модификаций (ПМП-М, ПМП-У, ПМП-А, ПМП-П, ПМП-Д, МЛЖ,  МЛЖ-М,  ППС-84). Принят на вооружение Советской (Российской) Армии в 1992 году, однако вследствие отсутствия финансирования серийно не изготавливался и в войска не поставлялся.

На снимке:  90-тонный перевозной паром из парка ПП-91. На снимке хорошо видны два моторных звена.

Парк ПП-91 предназначен для наведения наплавных мостов грузоподъемностью 60, 90 или 120 тонн,  сборки перевозных паромов грузоподъемностью  90, 190 или 380 тонн.

В комплект парка ПП-91  входят  32 речных звена, 8 моторных  звеньев М-235, 4 береговых звена, 2 выстилки, 4 буксирно-моторных катера БМК-225, 4 контейнера для   вспомогательного имущества (средства разведки водной преграды, средства регулирования движения, такелажное оборудование, якоря для сильного течения, запасное имущество). Комплект парка перевозится на 54 автомобилях КрАЗ-260 (с 1999 г. Урал-53236, в перспективе  МАЗ-6317).
Парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном (225 человек, включая офицерский состав и личный состав подразделений обеспечения, обслуживания и ремонта), состоящим из двух понтонных рот, отдельного инженерно-технического взвода (комплект ТММ-3, комплект УСМ), ремонтного взвода, взвода материального обеспечения, отделения связи, развед-водолазного отделения.
Одна понтонная рота эксплуатирует половину комплекта парка. Комплект парка может разбиваться на два полукомплекта. Так, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии имеется понтонная рота, имеющая половину комплекта ( 16 речных звеньев, 2 береговых звена, 4 моторных звена, 2 катера, 1 выстилку, 2 контейнера со вспомогательным имуществом).

Из комплекта парка ПП-91 может быть собрано паромов:
* 8 паромов грузоподъемностью 90 тонн  за 15 минут. Расчет л.с. на один паром - 8 понтонеров, 4 моториста, 6 водителей. Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов;
*4 парома грузоподъемностью 190 тонн за 20 минут. Расчет л.с. на один паром - 18 понтонеров, 4 моториста, 11 водителей.  Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов;
*2 парома грузоподъемностью 380 тонн за 25 минут. Расчет л.с. на один паром -36 понтонеров, 8 мотористов, 22 водителя. Скорость движения парома до 14 км/час. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 3 баллов.

pp-91-02.jpg (14850 bytes)
На снимке 190-тонный паром,  использующий моторные звенья  по концам береговые звенья.

Один комплект парка ПП-91 позволяет навести:
*Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн длиной до 268 метров за 30 минут при ширине проезжей части 6.55 метра. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов.
Примечания. 1.При такой ширине проезжей части танки могут двигаться со скоростью до 30 км/ч., колесные машины без ограничения скорости. Для колесных машин такой мост является двухпутным, т.е. можно организовывать одновременное движение машин в обеих направлениях.
                        2. Длина 286 метров является не только предельно возможной, но и суммарной, т.е. можно навести одновременно несколько мостов (как минимум, два, т.к. береговых звеньев в комплекта парка четыре). При благоприятных условиях берега или при использовании для сопряжения ленты моста с берегом пролетов комплекта ТММ (4 штуки в комплекте) или построенных с помощью установки УСМ деревянных можно навести 6-8 наплавных мостов суммарной длиной 286 метров. Но и в другую сторону - можно наводить мост из двух комплектов парков. Тогда получается мост 572 метра. Можно и длиннее, но это уже нецелесообразно, т.к. трудно удерживать ленту моста достаточно прямой, возникают большие напряжения в стыковочных узла и в конце концов мост ломается.

*Наплавной мост грузоподъемностью 90 тонн длиной до 165 метров за 60 минут при ширине проезжей части 10 метров. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов.
Примечание. Это так называемый мост полуторной ширины. Он позволяет организовать   движение танков в одном направлении и автомобилей в обратном направлении одновременно, или же движение мобильных пусковых установок ракет стратегического назначения типа "Пионер", "Тополь".

*Наплавной мост грузоподъемностью 120 тонн длиной до 141 метра за 48 минут при ширине проезжей части 13.8  метра. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов.
Примечание. Это так называемый мост двойной ширины. Он позволяет организовать  движение танков в две колонны в одном направлении или во встречных.  Фактически, не существует грузов, которые не смог бы поднять этот мост.

Речное звено представляет собой шарнирно соединенные между собой четыре pp-91-3.jpg (9028 bytes)понтона, два из которых (средние, выделены на снимке условно зеленым и синим цветами) имеют форму параллелепипеда, а два (боковые, выделены на снимке красным и желтым цветами) имеют один край скругленный. Понтоны изготовлены из стали, причем верхняя палуба имеет толстолистовую упрочненную сталь, выдерживающую тяжелые гусеничные грузы.    pp-91-4.jpg (7677 bytes)Один боковой понтон составной из двух частей, одна из которых может убираться внутрь второй так, что вся палуба звена становится практически плоской. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность собирать мосты полуторной или двойной ширины. Один из боковых понтонов имеет щит-обтекатель (виден в опущенном виде на красном понтоне).
Размеры звена в разложенном виде: длина -7.2м, ширина -8м., ширина проезжей части 6.55м. Осадка пустого звена 20см., максимальная осадка под грузом до 0.65м. Масса звена 7 тонн. Грузоподъемность звена 22.5 тонн.

pp-91-03.jpg (17617 bytes)Звено в сложенном виде перевозится на автомобиле КрАЗ-260 или Урал-53236. На снимке хорошо заметна подворачивающаяся часть бокового понтона.

Парк ПП-91  был показан на выставке   REA-2006 на полигоне "Старатель" НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области. В связи с тем, что Кременчугский автозавод после распада СССР  оказался на территории Украины, в качестве базовой машины был предложен автомобиль КАМАЗ-43118.
В настоящее время ППС-91 поставляется в войска на базе этого автомобиля.

От автора. Это слишком громко сказано "поставляется в войска". В советские то времена парки ПМП поступали в армию по 1 комплекту в год. И еще половина комплекта выпускалась для замены вышедших из строя звеньев.
Если принять во внимание невероятные способности  к воровству гражданских чиновников во главе с "маршалом Табуреткиным" , сменивших на ключевых постах в Министерстве   обороны всеми ругаемых генералов, то как то с трудом верится в то, что с 2007 года в войска поступил хотя бы один парк.

Впрочем, на языке демократов разворовывание и разрушение  армии называется "поставить армию под гражданский контроль"

Для выгрузки  звена на воду автомобиль задним ходом заезжает в воду так, чтобы вода покрыла половину заднего колеса, понтонер, дергая за веревку, отпирает замок и звено по роликам платформы съезжает в воду, где под действием  сил плавучести и торсионов шарниров раскрывается.

pp-91-7.jpg (11349 bytes)Понтонеры с помощью швартовых подтягиваютpp-91-5.jpg (12346 bytes) звено к берегу, поднимаются на палубу и запирают палубные и днищевые замки, превращая звено в жесткую единую конструкцию. Затем они с помощью багров подтягиваются к соседним звеньям и соединяются с ними. Когда таким образом получится лента моста вдоль берега, то с помощью катеров и моторных звеньев она разворачивается поперек реки до стыковки с противоположным берегом.

Обратное складывание звена и погрузка его на автомобиль производится также силами одного-двух понтонеров и водителя, для чего автомобиль оборудован тяговой лебедкой и кран-укосиной (стрелой), которая обычно лежит в углублении платформы.

Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер.

Береговое звено отличается от речного звена тем, что имеет иную форму понтонов, сходящую по длине на нет, наличием pp-91-95.jpg (12863 bytes)откидывающихся аппарелей, меньшей длиной (5.5м. вместо 7.2м. у речного звена), меньшей грузоподъемностью (16 т. вместо 22.5т. у речного звена) и большей прочностью понтонов. Это связано с тем, что часть берегового звена при работе находится наплаву, а часть лежит на грунте.

На снимке береговое звено в развернутом виде в ленте моста одинарной ширины. Красной чертой показано, где кончается береговое звено и дальше видно первое речное звено.
Кроме того, береговое звено имеет гидравлическое устройство для обеспечения сопряжения моста с берегом и дополнительные якорные устройства для удержания конца моста у берега.pp-91-6.jpg (7403 bytes)

На снимке автомобиль в момент окончания загрузки берегового звена. Отчетливо заметно отличие внешнего вида берегового звена от речного (сравните со снимком выше).

Порядок действий при работе с береговым звеном аналогичен работе с речным звеном.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер

Моторное звено МЗ-235 представляет собой металлическую коробку, имеющую pp-91-8.jpg (15456 bytes)профиль и размеры (кроме длины) аналогичные профилю речного звена и имеющую стыковочные устройства те же, что и речные звенья. Это позволяет встраивать моторное звено в ленту моста наравне с речными звеньями.
Коробка разделена на пять герметичных отсеков. В кормовой части звена устроена съемная ходовая рубка с пультом управления, а под ней в отсеке размещается дизельный двигатель водяного охлаждения 3Д20 мощностью 235 л.с.. Охлаждение двигателя осуществляется забортной водой через теплообменник.
Двигатель с помощью механической трансмиссии соединен с закрепленным на коробке водоходным движителем в виде поворотно-откидной колонки с гребным винтом в насадке ПОК-225 с тягой на швартовых 2340 кгс. Изменение вектора тяги обеспечивается за счет поворота нижней головки колонки с винтом. Поворот возможен на 360 градусов по горизонтали в любом направлении.
Масса звена 7 тонн. Длина моторного звена 2.95м., ширина равна ширине речного звена (8 м.). осадка 0.65см. Максимальная скорость движения на воде 15.7км/час (свободного звена).
В смежном с двигателем отсеке располагается топливный бак, емкостью 1000 литров, что обеспечивает непрерывную работу двигателя без дозаправки 12-14 часов. В следующем отсеке располагается водоотливный насос, обеспечивающий откачку воды из отсеков как моторного звена, так и с помощью гибкого шланга из нескольких ближайших речных звеньев
Моторные звенья вводятся в ленту моста в период ее сборки в количестве, определяемом в зависимости от расчетной длины моста и скорости течения. Ониpp-91-9.jpg (11997 bytes) предназначены для перемещения ленты моста, разворота ленты в створ моста и обратно, вывода части звеньев из ленты для пропуска судов, следующих по реке или для замены вышедших из строя и поврежденных звеньев, удержания моста в створе. Кроме того, моторные звенья используются в качестве буксирных средств паромов.
По суше моторные звенья перевозятся как и речные звенья на автомобилях КрАЗ-260 или Урал-53236, имеющих платформу и оснащение речных звеньев. Спуск на воду и подъем на автомобиль производится аналогично спуску и подъему речных и береговых звеньев. Расчет звена - 2 моториста (по штату понтонной роты и понтонного батальона 1 моторист).

Буксирно-моторный катер БМК-225 "Перчик"   полукатамаранного типа предназначен в качестве pp-91-91.jpg (12133 bytes)резервного средства для буксирования паромов, удержания ленты в створе моста в тех случаях, когда недостаточно моторных звеньев или часть из них выведена из строя, организации верховых и низовых речных застав (борьба с плавающими минами, диверсантами, плывущими по течению предметами, представляющими опасность для моста, ведения разведки водной преграды, организации аварийно-спасательной службы.
Корпус катера состоит из трех герметичных отсеков. В среднем отсеке установлен дизельный двигатель СМД-601 мощностью 225 л.с. Водоходный движитель - два винта с насадками в полноповоротных колонках, которые могут поворачиваться по горизонтали на 360 градусов в обе стороны, причем независимо друг от друга. Таким образом достигается абсолютная маневренность катера на воде. Он может разворачиваться на месте практически вокруг собственной оси, резко тормозить и быстро осуществлять реверс , pp-91-92.jpg (4634 bytes)
Тяга на швартовых 2500кгс. Максимальная скорость на воде до 20 км/час.
В моторном отсеке установлен и мощный водоотливный насос, с помощью которого возможна не только откачка воды из трюма катера, но и из речных звеньев.

Расчет катера 2 моториста ( по штату понтонных подразделений 1 моторист).
На суше катер перевозится как и речные звенья на автомобилях КрАЗ-260 или Урал-53236, имеющих платформу и оснащение речных звеньев. Спуск на воду и подъем на автомобиль производится аналогично спуску и подъему речных и береговых звеньев. 

Контейнер с имуществом перевозится на резервном автомобиле КрАЗ-260 или pp-91-93.jpg (4178 bytes)Урал-53236, имеющем платформу и оснащение для перевозки звеньев парка.
В комплект имущества контейнера №1 (в составе парка 2 контейнера №1) входят резиновые надувные лодки, комплект имущества для разведки реки (квантовые дальномеры, мерный трос, эхолот, пенетрометр, гидровертушка), комплект шанцевого инструмента, комплект средств регулирования движения по мосту, маскировочные комплекты, запасной инструмент, тросы, дополнительные якоря.
Комплект имущества контейнера № 2  (в составе парка 2 контейнера №2) состоит из оборудования ложного наплавного моста (надувные макеты звеньев из металлизированной резины, компрессор, тепловые и радиолокационные ловушки, лодочные моторы).

Выстилка представляет собой металлические пластины, соединенные между собой pp-91-94.jpg (6375 bytes)кольцами и образующие в целом металлическую гибкую ленту длиной 11.7м. и шириной 3 м. Эта лента уложена на специальный автомобиль КрАЗ-260 или Урал-53236, обеспечивающий механизированную выкладку ленты на грунт и обратный подъем. Выстилка предназначена для обеспечения возможности переправляемой техники доехать до моста или парома по топкому грунту.
Примечание автора. По инструкции лента выдерживает 1000 проходов по ней танков. Однако в действительности, ее можно спокойно списывать и сдавать в металлолом после того, как по ней пройдет одна рота танков, которые ее искорежат так, что с трудом можно будет догадаться что это такое было. Поэтому, приказом НИВ Вооруженных Сил  использование выстилок в мирное время было категорически запрещено.
Впрочем, эти машины не оставались в парке когда знаменитый 1257 Отдельный понтонно-мостовой батальон Центральной Группы Войск (тогда парк был еще ПМП) выезжал в лагеря под г.Мельник или к деревеньке Горни Почапле, что на реке Лаба (Эльба). На эти машины грузили палатки, матрасы, печки и прочий лагерный скарб.

Ведь у нас, как всегда, помнят и о технике, и об оружии, и подвозе боеприпасов, но забывают о людях. Никто в верхах никогда не задумывался - а как солдаты будут есть, спать, сушиться (понтонер за день работы на реке искупается поневоле не один раз) и под обычные бытовые нужды ни в каком расчете машины не предусматривались.
Не знаю кому как, а мне было стыдно всякий раз после посещения лагеря чешских понтонеров с их удобными полукруглыми палатками, спальными мешками, реечными дорожками, аккуратными фабричного изготовления стойками фонарей освещения, приглашать  чешских офицеров к себе. Никогда не забуду, как старый-престарый чех, улыбаясь говорил про наши палатки : "А я в точно такой палатке в русском плену жил в 1916 году все лето".А на дворе сияло лето 1979 года.

P.S. Наводка понтонного моста задача весьма непростая. Все двести с лишним человек должны действовать, как одна команда, понимая друг друга не только без слов, но зачастую даже без взглядов, а просто чувствуя, что делает товарищ, причем, порой находящийся за сто, двести метров от тебя. Каждое действие должно быть выполнено строжайше в определенном месте и в строжайше определенное время, ни раньше, ни позже и с точностью до сантиметров и секунд. Любой сбой, любая заминка одного человека, неисправность, задержка  одного понтона, машины  или катера   могут свести на нет усилия всех остальных. И неважно, офицер ли ты, сержант, молодой или старослужащий солдат, ты член команды  и от тебя все зависит.
Может быть поэтому в понтонных частях не было места дедовщине и старослужащие терпеливо и настойчиво учили понтонному делу и молодых солдат и молодых офицеров; все вместе от подполковника до повара дружно кидались в порой ледяную воду, чтобы спихнуть с мели неудачно сброшенное звено; все вместе радовались успеху и снисходительно поглядывали на машины, танки, БМП, катящиеся по мосту, который только что соединил два берега.

Здесь  я показываю сильно упрощенную схему наводки моста в одном из наиболееpp-91-95.gif (11921 bytes) простых   вариантов.

На командирской же схеме, которая рождается в короткие сроки усилиями штаба,   расписывается точное место каждой машины в колонне, точные места разворота машин, места и время сброса каждого звена, какое звено в какой момент с каким соединяется, когда к какому участку моста  подходит какой катер и с каким звеном соединяется, в какой момент и с каких звеньев сбрасываются якоря.
Все расписывается по номерами и фамилиям.
И когда эта схема вывешивается возле штабной палатки, то возле нее собираются все. Каждый внимательно читает и записывает что и когда он делает. Нередко можно видеть, как здесь же солдаты отрабатывают без всяких понуканий свои действия способом "пеший по танковому". Порой возникают острые споры и любой солдат свободно идет к командиру батальона, начальнику штаба, ротному, чтобы уточнить, спросить, возразить, обратить внимание на нестыковки и несуразности. И порой,  после замечания даже простого понтонера вся схема перерабатывается заново.

Все действия репетируются  сначала в пешем порядке, потом на машинах, потом по возможности с обозначением реки или на подобном участке. И только тогда понтонеров ждет успех.
И начинается все с разведки. Необходимо точно выяснить возможности подхода машин к урезу воды, характер грунта берега, уклон берега, возможную длину фронта разгрузки, глубины реки в районе предстоящей работы и особенно в створе моста, у берегов. Одним из самых критических значений разведки является совершенно точная (до сантиметров) ширина реки. От того, насколько точно определена ширина реки зависит весь расчет наводки моста и успех выполнения задачи.
И сегодня самым точным инструментом является тонкий металлический трос. У уреза воды на исходном берегу ввинчивается в грунт толстенный стальной винтовой штырь, к которому намертво присоединен трос и лодка с разведчиками пошла к противоположному берегу. Там у уреза воды ввинчивается второй такой штырь и трос с помощью ручной лебедки натягивается как струна.
Все остальные самые  способы (что простейший, что самый хитроумный) - от лукавого. Ни один из них не дает понтонерам достаточной точности. А самый каверзный и подлый прибор - квантовый дальномер. Можно десять раз замерять им расстояние и десять раз он даст один и тот же результат - расстояние от дальномера... до тоненькой никому незаметной   травинки торчащей из воды в десяти метрах от берега. А в дождь или снегопад, или когда летит тополиный пух сие изобретение от греха подальше засунуть под скамейку грузовика и вспомнить про него только тогда, когда заметишь приближение "врага внутреннего" (дяденьку с красными лампасами на штанах).

"Так это все делается только в мирное время" - скажете вы. Да нет, все то же выполняется и в военное время и не только понтонерами, а и пехота, танкисты и все остальные раз за разом репетируют предстоящий бой. Это ведь только в книгах и фильмах бой, это сплошная импровизация и бегание дуриком по полю с криками "Ура" и пальбой во все стороны. В действительности бой подобен спектаклю, и чем тщательнее разработан его сценарий, и чем больше  он отрепетирован, тем больше шансов на успех. А наводка моста это тоже бой, бой понтонеров.

P.P.S. Известно о модернизированном варианте  парка ПП-91 под названием ПП-91М или ПП-2005. Остается только удивляться преданности своему делу и самоотверженности инженеров, которые ухитряются при почти полном отсутствии финансирования создавать новые шедевры военно-технической мысли. И ведь знают, что никто им за это спасибо не скажет, и никто их орденами, госпремиями, лауреатствами одаривать не будет. Неужели для страны куда важнее комедианты и попрыгунчики-спортсмены, а не солдаты и конструкторы?

Январь 2013г.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. Сайт  ФГУП "Окская судоверфь"(http://www.innov.ru/noks) ,
4.Сайт "РОСОБОРОНЭКСПОРТ"(http://www.rusarm.ru)
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6.Сайт "БАТМАСТЕР" (http://www.bmz.ru)
7.А.Гилаев. Система многоцелевых многобазовых понтонных плавсредств ПМП. Рукопись. 1999г.
8.Е.Ильин. Лекция "Переправочные средства Российской Федерации". Военный факультет СПбГАСУ. 2003г.
9. Личный фотоархив автора.
10.Экспозиция выставки REA-2006 на полигоне "Старатель" НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.

Парки серии ПМП изготавливает ФГУП "Окская судоверфь"
Теперь уж не секрет, кто и где изготавливает эти парки. Наоборот, оборонные заводы   стараются рекламировать  свою продукцию в надежде, что может какой шейх или президент купят пару комплектов и завод сможет сохраниться, удержать кадры талантливых конструкторов  и умелых рабочих до того, времени, когда исчезнут с политической арены разные там Ельц..., Березовс..., Чубай...., распродающие Россию оптом и в розницу, когда до каждого в нашей стране дойдет, что никому в мире не нужна процветающая Россия, что со всех сторон только и мыслят как бы раздергать Россию по кусочкам.
Вон уже и Германия вкупе с просвещенной Европой готовят для нас новый нюрнбергский, то бишь гаагский трибунал. Вдумайтесь - немцы (НЕМЦЫ!) будут решать правильно ли воевали русские генералы в Чечне, или нет, имел ли право стрелять русский солдат или нет!
Последыши Кейтеля станут судить наследников Жукова. ПОЗОР!