Понтонный парк А.Немого обр.1759 pontpark-1759.html

Средства инженерного вооружения
Русской Армии

(XVIII-XIX век)

Понтонный парусиновый парк конструкции А.Немого обр. 1759г.
Часть 1. Парк

pontpark-1759-01.jpg (34560 bytes)

Конструкция парусинового понтона и его комплектность подробно описаны во второй части статьи.
Штат понтонной роты и табель к штату описаны в статье "Штат Артиллерийской Понтонной роты Русской Армии 1805г.", в разделе "Военная история"настоящего сайта.

Предисловие.
Русская Армия для переправы через водные преграды воинских грузов (пехота, кавалерия, артиллерия и обозы) в XVIII-XIX веках использовала наряду с другими способами также наплавные мосты, собираемые из стандартных наборов мостовых элементов.

От автора. Вообще то, как в гражданском обиходе, так и в военном такие мосты чаще называют понтонными мостами, исходя из того, что их наиболее характерным внешним признаком являются плавучие опоры. В качестве таких плавучих  опор могут использоваться различные пригодные для этих целей плавсредства (резиновые, деревянные, металлические лодки, бочки, цистерны, баржи и т.п.) или специально изготавливаемые изделия (понтоны). Но должен заметить, что официальное название подобных мостов - наплавной мост или мост на плавучих опорах.

И еще. Вследствие  вопиющего незнания военными историками инженерного дела вообще, и военных переправ в частности, в подавляющем большинстве книг по военной истории, будь то описание форсирования рек в прошлых веках или в веке XX,  все впадают в одну и ту же ошибку - они полагают, что всегда войска переправлялись в основном на подручных средствах (на бревнах, на плотах, бочках, рыбацких лодках) и из них же строили понтонные мосты. Как будто невесть кто  заботливо заранее собрал в одном месте необходимое для войск  количество лодок, заготовил бочки и бревна для изготовления плотов.
"Товарищи ученые, доценты с кандидатами..." (как пел Высоцкий),   имейте в виду, что отходящий противник постарается заблаговременно убрать, эвакуировать и уничтожить все, что  наступающие могут использовать  для переправы. Это одна из аксиом  военного искусства. Да и лодок, катеров и т.п. у приречного местного населения всегда значительно меньше, нежели это требуется наступающим.

На подручных средствах могут переправиться лишь передовые пехотные подразделения, имеющие задачу захватить на противоположном берегу плацдарм и удерживать его до тех пор, пока "эти ленивые и медлительные понтонеры" не наведут наплавной   мост из имеющихся у них и состоящих на вооружении стандартных комплектов.

Переправлять  же на протяжении нескольких недель  на плотах, бочках и лодках сотни и тысячи тонн грузов снабжения с их повозками и лошадьми,  тяжелые пушки и боеприпасы к ним, пока будут построены обычные мосты, просто нереально. Да и  навести наплавные мосты, предварительно собирая в округе все, что может плавать, это тоже задача недели, а то и дольше.

Правда, я извиняю современных историков, которые используют в своих работах труды современников военных событий прошлого, сосредотачивающих свое внимание на описании переправ на подручных средствах. Дело в том, что людей всегда занимает экзотика, необычные решения. А стандартный понтонный мост из стандартных элементов это рутина, которую переправляющиеся даже не замечают.

Стандартными понтонами в Русской Армии были понтоны, имевшие деревянный каркас (прясла) и обшивку (одежду) из досок, медных или жестяных листов. Конструкция этих понтонов и их размеры были схожими. Установить авторство конструкции этих понтонов мне не удалось. А. Немой в своей книге в основном ссылается на прусский опыт и прусские же конструкции  понтонов.

Примерно в пятидесятых годах XVIII века капитаном артиллерии Андреем Немым была предложена конструкция разборного понтона с парусиновой обшивкой. Преимуществом данной конструкции был значительно меньший вес в сравнении с деревянными и металлическими, и ее компактность. Для перевозки требовалось меньше лошадей. Для обслуживания и поддержания в исправности требовался менее квалифицированный персонал. Поврежденная и вышедшая из строя обшивка заменялась в течение 2-3 минут.

pontpark-1759-10.jpg (11092 bytes)При этом парусиновый понтон имел (за счет своего меньшего веса) грузоподъемность даже несколько большую, нежели деревянный или металлический. В то время расчетной нагрузкой (максимально возможной)  считалась 12-фунтовая пушка с лафетом и предком (160 пудов).

Понтонный мост конструкции А.Немого   принят на вооружение понтонных рот артиллерийских полков в 1759 году и предназначался в первую очередь для переправы артиллерии и артиллерийского имущества. С передачей понтонных рот в инженерное ведомство в 1822 году парк стал использоваться для переправы как артиллерии, так и всех иных грузов.
Понтонный парк  обр.1759 года оставался основным парком Русской Армии вплоть до  принятия на вооружение понтонного парка полковника Томиловского в 1868 году, после чего стал числится резервным переправочным имуществом.
После замены в 1872 году парусиновых понтонов обр.1759г. на металлические этот парк (несколько модернизированный) под обозначением "Понтонный парк обр.1759/1872" оставался на вооружении 2-й и 4-й саперных бригад вплоть до 1910 года, поскольку до поступления в армию автомобилей и особо тяжелых осадных орудий   обеспечивал переправу практически всех грузов, имевшихся в армии.

Согласно штата Артиллерийской Понтонной роты 1805 года комплект понтонного парка насчитывал 50 понтонов, что обеспечивало наведение понтонного моста максимальной длины 350 аршин (249м.), или 300 аршин (213м.) или 250 аршин (178м.)Эти длины определялись выбранной схемой сборки моста (расстоянием между серединами смежных понтонов в 7, 6 или 5 аршин).

Схема определялась в зависимости от тяжести предполагаемых грузов. 7-аршинная схема выбиралась для переправы пехоты в строю, кавалерии. 6-аршинная схема использовалась для подавляющего большинства грузов (обозные повозки, 6-фунтовые пушки и т.п.). 5-аршинная схема только для особо тяжелых грузов (12-фунтовые пушки).

От автора. Честно говоря, не очень понятно для чего были три схемы. Дело в том, что один понтон имел грузоподъемность 200 пудов при максимально возможной нагрузке всего 160 пудов. Т.е. даже 7-аршинная схема вполне обеспечивала переправку максимальных грузов. Можно предполагать, что выбор схемы зависел скорее от скорости течения и возможности обеспечить прямолинейность ленты моста, а также от степени износа прогонов и других элементов.

Разумеется из комплекта моста можно было наводить одновременно несколько мостов любой длины Сумма длин, естественноpontpark-1759-05.jpg (31583 bytes) не могла быть больше максимальной длины. Штат понтонной роты был составлен так, что роту можно было разделить на две полуроты с равными возможностями. Каждая полурота могла действовать автономно достаточно долго.

От автора. Вероятнее всего, рота в полном составе существовала лишь как административная единица в мирное время. В военное же время скорее всего каждая полурота придавалась дивизии или корпусу. Полурота могла давать мост длиной до 100-125 м. Трудно себе представить наплавной мост длиной 250 метров, удерживаемый одними только якорями, даже при очень небольшом течении.

В 1862 году в ходе Гражданской войны в США парк обр.1759 года был принят на вооружение армии северян. С этим же  парком армия США вступила в Первую Мировую войну.

От автора. Не верите? Ну вот вам два фотоснимка времен Гражданской войны в США.   На верхнем снимке парусиновый понтонный мост, наведенный через реку.pontpark-1759-06.jpg (42651 bytes)

Хотите сказать, что это снято в России? Ну вот вам второй снимок. Солдаты армии северян  с парусиновым понтоном.

У меня нет сведений о том, когда армия США обзавелась более совершенным понтонным парком, но факт остается фактом, "передовая" американская армия сочла для себя новым русский парк столетней давности. Естественно, что нигде в американской военной литературе вы не найдете признания в этом. Впрочем, и советский понтонно-мостовой парк ПМП, принятый у нас на вооружение в 1962 году, кичливые  янки без тени смущения ровно через 10 лет скопировали и назвали  его "Ribbon-Bridge (RB)". И тоже предпочитают не упоминать, что RB просто копия ПМП, а  с апломбом расписывают    выдающиеся достоинства "лучшего в мире американского  моста-ленты RB".
А потом, какой либо наш доморощенный поклонник всего американского, узнав, что в Российской Армии   имеется аналог американского Ribbon-Bridge, удовлетворенно хмыкнет и воскликнет: "Ну понятно, даже понтонный мост наши туполобые генералы украли у США!".
Так вот и рождаются мифы о передовом американском оружии.

Конец предисловия.

Понтонный мост с парусиновыми понтонами обр. 1759 г. предназначен для переправы через водные преграды всех типов военных грузов (пехота в строю, кавалерия, конные повозки, артиллерийские орудия).

Тактико-технические характеристики парусинового наплавного моста обр. 1759г.

Тип моста - наплавной.
Стандартная грузоподъемность - 200 пудов (3.276 тонны).
Предельная  грузоподъемность -394 пуда 13 фунтов (6.4748 тонн).
Ширина проезжей части - 2.9 м.
Длина одного пролета -  5 аршин (3.56м.), 6 аршин (4.27 м.) или 7 аршин (4.98м.).
Длина моста - в зависимости от комплекта понтонного парка.

Примечание. Согласно книги А Немого 1780г.   комплект парка мог состоять из 10, 50 или 100 понтонов. Согласно штата Артиллерийской Понтонной роты 1805 г. комплект понтонного парка состоял из 50 понтонов. Умножая длину одного пролета на количество понтонов получаем максимальную длину моста. Вместе с тем, нужно учитывать скорость течения. По моему предположению (исходя из прочности канатов,   силы давления текущей воды на мост, удерживающих возможностей якорей, ветровой нагрузки)  длина моста  реально могла составлять 100-125 метров. Более длинные мосты только в стоячей воде.

Время на наведение моста -не определено
Расчет для сборки моста -200 чел.
Скорость движения по мосту - 5 км/час.
Дистанция между повозками максимального веса - 7 аршин (5 м.)
Расположение нагрузки по ширине моста:
                                                                      - пехота по 4 в ряд,
                                                                      - конница (ездоки спешены) по 2 в ряд
                                                                      - повозки и пушки по 1
Допустимая минимальная  глубина преграды -0.5м.
Допустимая максимальная скорость течения - до 1.5 м/сек.
Максимально допустимая высота обрыва берега -   1 аршин (71. см.)
Количество повозок для перевозки парка (50-понтонного) -52 понтонные фуры  и 12 обозных повозок
Количество лошадей перевозки парка (50-понтонного) - 342.

Порядок наведения понтонного моста.

Предварительно должна быть проведена разведка водной преграды в ходе которой   определяется ширина реки, глубина, скорость течения, суточные колебания уровня воды. высота и крутизна берегов, грунт дна.

От автора.  А.Немой в книге приводит довольно сложные расчеты, которые должен выполнить офицер понтонер, исходные данные для которых он получает от унтер-офицеров и понтонеров, пользующихся  соответствующими измерительными инструментами. Не удивительно, что уже в XVIII веке в понтонные роты набирали грамотных рекрутов. Да не просто грамотных, а знающих все четыре действия арифметики, геометрию и начала алгебры. При нехватке грамотных рекрутов их обучали в в батальонных и полковых школах. Так что Русская Армия была уже тогда рассадником грамоты и образования простого народа в России.

pontpark-1759-02.jpg (26853 bytes)А любопытно - приемы, способы и некоторые  из измерительных инструментов используются понтонерами в в XXI веке. Новейшие квантовые дальномеры, теодолиты и прочие электронные  приборы часто  не дают нужной точности, как это ни покажется странным. Да и ставить успех форсирования реки в зависимость от батарейки "АА" как то не очень хочется.

Вроде бы да - квантовый дальномер измерит расстояние  мгновенно и с точностью до сотых долей миллиметра. Но... он легко обманывает на сотни метров. Он ведь никогда не скажет, что измерил не расстояние до кромки воды у противоположного берега, а до пролетавшей в момент измерения.. мухи. Использовать квантовый дальномер в снегопад, дождь, туман и вовсе бесполезно. Он выдает такие ошибки...

В выбранном месте на исходном и противоположном берегах  закапываются по одному двулапому якорю,  между которыми натягивается т.н. "продольный канат" диаметром 89 мм. Этот канат образует  верхнюю   линию моста. К нему будут крепиться понтоны.
Канат натягивается так, чтобы он образовал строго прямую линию и находился над уровнем воды на 80-90 см. От этого зависит прямолинейность ленты моста. Для натягивания каната  используются упряжки  с 12-20 лошадьми. Закрепление якорей зависит от прочности грунта берега. Обычно для усиления крепления используют анкерные столбы. Или же канат привязывают к достаточно мощному дереву и т.п.

pontpark-1759-03.jpg (39974 bytes)В это же время начинается сборка понтонов. Первый же готовый понтон спускают на воду и подводят к продольному канату снизу по течению так, чтобы канат лег на его   наплёк и привязывают канат к нему (что такое напёк см. во второй части статьи) в таком месте, чтобы  прогоны одним концом лежали бы  на обеих бортах понтона, а вторым прочно опирались бы на берег.
На лодке завозится вверх по течению якорь с канатом. Якорь сбрасывается в воду, а канат подается на нос понтона. Понтонеры выбирают канат до тех пор, пока якорь не "возьмет грунт", т.е. пока надежно не врежется в дно и не будет более смещаться. Конец якорного каната привязывается к наплёку.

 С берега на понтон подаются четыре прогона так, чтобы прогоны легли на оба борта.

Под береговые концы прогонов в зависимости от прочности грунта берега и придания им горизонтального положения могут подкладываться бревна, фашины, камни, оставшиеся свободными прогоны (от неиспользуемых понтонов) и т.п. О закреплении концов прогонов как на берегу, так и на понтоне в книге ничего не говорится. Я полагаю, что они ни к берегу, ни к понтону не крепятся никак.

Затем на береговой пролет (от берега до понтона) укладывается и крепится настил. При этом используются как настилочные щиты, так и отдельные доски. Понтонеры заносят на понтон еще четыре прогона.

pontpark-1759-04.jpg (21029 bytes)Точно таким же образом в линию моста заводится и крепится второй и последующие понтоны с той лишь разницей, что прогоны скрепляются между собой смычными болтами (что такое смычной болт см. во второй части статьи). При этом за счет назначенных для скрепления понтонов отверстий в прогонах выдерживается фиксированная длина пролета (расстояния между осями понтонов) в 5, 6 или 7 аршин.

По мере укладки прогонов укладывается и настил. Сами прогоны и элементы настила подносятся с берега  понтонерами. Этот процесс продолжается до тех пор, пока последние четыре прогона и настилочные доски не лягут на противоположный берег.

После этого на наплёки, находящиеся на противоположных концах понтонов укладывается второй продольный канат, который заанкеривается аналогично носовому. Это достаточно хорошо заметно на рисунке в начале статьи.

На этом наводка наплавного моста заканчивается и мост вводится в эксплуатацию.

pontpark-1759-07.jpg (20336 bytes)Вариантов заякоривания понтонов довольно много и все их привести в рамках статьи невозможно. В зависимости от множества факторов (скорость течения, ширина преграды и т.п.)  понтон ставится на якорь с использованием либо тяжелого двулапого якоря, либо четырехлапной кошки. Обычно оба типа якоря чередуются, но используется и вариант, когда на стремнине используются тяжелые якоря, а ближе к берегам кошки.

В некоторых случаях понтоны заякориваются и  вниз по течению. Это делается в тех случаях, когда существует вероятность сильного низового ветра или обратного течения.

От автора.  Обратное течение может иметь место в устьях рек, когда прилив останавливает течение реки или обратное течение возникает вследствие ветра. Например, хорошо известные наводнения в Санкт-Петербурге как раз и вызываются нагонным ветром  со стороны Финского залива.

Вpontpark-1759-08.jpg (60478 bytes) случаях, когда дно реки не позволяет постановку понтонов на якорь, применяются иные способы удержания ленты моста на месте.

На чертеже из книги приведен один из вариантов заанкеривания моста на реке с сильным течением и дном непригодным для якорей.

Здесь натягивание верхнего и нижнего продольных канатов не используется. Вместо этого выше по течению на стремнине установлен отдельный понтон, который с помощью каната надежно закреплен на одном месте. Концы каната заанкерены на берегах, а сам канат имеет слабину. После закрепления к нему понтона канату было позволено натянуться под давлением течения. Понтоны моста  с помощью канатов закреплены на этот анкерном понтоне. С тем, чтобы течением понтоны не смещало к середине реки, с их носов к берегам протянуты диагонально вторые канаты.

Заметим, что это лишь один из многих вариантов заанкеривания моста. В том и состояло искусство понтонных офицеров- выбрать и осуществить наиболее приемлемый вариант крепления моста. А если принять во внимание, что до 1822 года  (когда понтонные роты были переданы в инженерные войска) понтонный офицер обязан был быть еще и квалифицированным артиллеристом, то явно служба медом им не казалась.  Понтонеры офицеры и  солдаты были обязаны иметь достаточно высокий уровень образования и навыков. Одной лишь храбрости и умения владеть оружием тут недостаточно.

Остается заметить, что кроме комплектов самих понтонов в составе парка имеется оснащение так сказать общепарковое. К нему относятся:
* Козловые опоры - 20 опор.pontpark-1759-09.jpg (10830 bytes)
* Шанцевый (лопаты, топоры, ломы) и другой инструмент (ножницы, иглы, шила, крючки,
    щетки).
* Емкости для смолы и других расходных жидкостей (котлы, ведра, ковши).
* Измерительный инструмент (мерная лента,   угломеры, кренометры, астролябии).
* Канаты различного диаметра и длины.
* Запасные части и материалы для ремонта.
*Оснащение и инструменты для обслуживания лошадей, упряжи.
*Комплект плотничного и столярного инструмента (пила продольная,  терпуг, молоток, ложка
     для ступицы, циркуль, кронциркуль, набор буравов по дереву, зензубель, галтель, различные
     долота, наждачные бруски, струги, рашпили, напильники, лучковые пилы, ножовки по
     дереву.
*Повозка с походной кузницей и инструментом (наковальни, кувалды, молотки, меха, клещи,
   оправки, зубила, пробойники и т.п.).
*Комплект слесарного инструмента (наковальни, тиски, молотки, винтовальные доски, зубила,
   напильники, клещи, бруски точильные, ножовки по металлу, дрели по металлу, ).
* Комплект токарного инструмента.
*Комплект паяльного инструмента.

Большая благодарность Борису Кирилловичу Назаренко за предоставленные штат понтонной роты и книгу А.Немого о парусиновых понтонах.

Источники и литература

1. Штатъ Сочиненной Въ сходность Высочайше комфирмованнаго 1805 года Марта 16 дня постановленiя одной Артиллерiйской Понтонной роты, съ прiобщенiем принадлежащих ко оной табелями о мундирных аммуничныхъ и оружейныхъ вещах, и въдомостей годовых  ремонтных сумм. Санктпетербургъ 1807 года.
2. А. Немой.  Руководство к знанию о походныхъ мостахъ употребляемыхъ при войскахъ а особливо изъ парусинных понтоновъ. Санктпетербургъ. 1780 года.
3. А. Немой.  Руководство к знанию о походныхъ мостахъ употребляемыхъ при войскахъ а особливо изъ парусинных понтоновъ. Санктпетербургъ. 1781 года.
4.Военно-инженерный журнал №9-1949г.
5.Плотто. Чертежи  всъмъ полковымъ и батарейнымъ орудiямъ, ихъ лафетамъ, передкам, зарядному ящику съ гнездами разныхъ калибровъ и всей принадлежности оныхъ орудiй. С.Петербургъ. 1805г.
6. Плотто. Чертежи  Пантонной фуры переднему и заднему ходамъ, Пантону съ его принадлежностiю,   походной кузницъ, постановленiю на всехъ орудiях полевой артиллерiи мушекъ и диоптровъ, заготовлениiю разнаго лъса для всъхъ до полевой артиллерiи касающихся предметовъ, Повозки для Инструментовъ,  Роспусковъ и вновь исправленныхъ оковкамъ при полковых и батарейных лафетах, при батарейном передкъ и зарядномъ ящикъ.С.Петербургъ. 1807г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
Капитан артиллерии Андрей Немой ко второй половине пятидесятых годов разработал парусиновый понтонный парк  по заданию генерал-фельдцейхмейстера (начальника артиллерии и инженерных войск) Русской Армии  генерал-фельмаршала графа Петра Ивановича Шувалова.

О самом А.Немом известно немного. Участник Семилетней войны (1756-1762). В 1780 году имел чин подполковника артиллерии. В этот год он издал первое в Европе  Руководство по  военным наплавным мостам. Следует заметить, что первенство в этом деле приписывается Франции. А ведь первое французское Руководство увидело свет лишь в 1799 году, т.е. на 40 лет позднее первого издания книги А.Немого.

Стоит заметить, что инженерные войска Руской Армии  зародились как составная часть артиллерии,  которая куда в большей степени, чем пехота и кавалерия нуждалась в дорогах, фортификационных сооружениях и переправах. Выделение саперов в самостоятельный род войск в России произошло лишь в 1802 году, а понтонеры оставались в составе артиллерии  еще около 20 лет. Поэтому А.Немой офицер специалист инженерных войск и носил чин  офицера   артиллерии.