Средства инженерного вооружения
|
Примечание. Согласно книги А Немого 1780г. комплект парка мог состоять из 10, 50 или 100 понтонов. Согласно штата Артиллерийской Понтонной роты 1805 г. комплект понтонного парка состоял из 50 понтонов. Умножая длину одного пролета на количество понтонов получаем максимальную длину моста. Вместе с тем, нужно учитывать скорость течения. По моему предположению (исходя из прочности канатов, силы давления текущей воды на мост, удерживающих возможностей якорей, ветровой нагрузки) длина моста реально могла составлять 100-125 метров. Более длинные мосты только в стоячей воде. |
Время на наведение моста -не определено
Расчет для сборки моста -200 чел.
Скорость движения по мосту - 5 км/час.
Дистанция между повозками максимального веса - 7 аршин (5 м.)
Расположение нагрузки по ширине моста:
- пехота по 4 в ряд,
- конница (ездоки спешены) по 2 в ряд
- повозки и пушки по 1
Допустимая минимальная глубина преграды -0.5м.
Допустимая максимальная скорость течения - до 1.5 м/сек.
Максимально допустимая высота обрыва берега - 1 аршин (71. см.)
Количество повозок для перевозки парка (50-понтонного) -52 понтонные фуры
и 12 обозных повозок
Количество лошадей перевозки парка (50-понтонного) - 342.
Порядок наведения понтонного моста.
Предварительно должна быть проведена разведка водной преграды в ходе которой определяется ширина реки, глубина, скорость течения, суточные колебания уровня воды. высота и крутизна берегов, грунт дна.
От автора. А.Немой в книге приводит довольно сложные расчеты, которые должен выполнить офицер понтонер, исходные данные для которых он получает от унтер-офицеров и понтонеров, пользующихся соответствующими измерительными инструментами. Не удивительно, что уже в XVIII веке в понтонные роты набирали грамотных рекрутов. Да не просто грамотных, а знающих все четыре действия арифметики, геометрию и начала алгебры. При нехватке грамотных рекрутов их обучали в в батальонных и полковых школах. Так что Русская Армия была уже тогда рассадником грамоты и образования простого народа в России.
А любопытно - приемы, способы и некоторые из измерительных инструментов используются понтонерами в в XXI веке. Новейшие квантовые дальномеры, теодолиты и прочие электронные приборы часто не дают нужной точности, как это ни покажется странным. Да и ставить успех форсирования реки в зависимость от батарейки "АА" как то не очень хочется.
Вроде бы да - квантовый дальномер измерит расстояние мгновенно и с точностью до сотых долей миллиметра. Но... он легко обманывает на сотни метров. Он ведь никогда не скажет, что измерил не расстояние до кромки воды у противоположного берега, а до пролетавшей в момент измерения.. мухи. Использовать квантовый дальномер в снегопад, дождь, туман и вовсе бесполезно. Он выдает такие ошибки...
В выбранном месте на исходном и противоположном берегах
закапываются по одному двулапому якорю, между которыми натягивается
т.н. "продольный канат" диаметром 89 мм. Этот канат образует верхнюю
линию моста. К нему будут крепиться понтоны.
Канат натягивается так, чтобы он образовал строго прямую линию и находился
над уровнем воды на 80-90 см. От этого зависит прямолинейность ленты моста.
Для натягивания каната используются упряжки с 12-20 лошадьми.
Закрепление якорей зависит от прочности грунта берега. Обычно для усиления
крепления используют анкерные столбы. Или же канат привязывают к достаточно
мощному дереву и т.п.
В это же время
начинается сборка понтонов. Первый же готовый понтон спускают на воду и
подводят к продольному канату снизу по течению так, чтобы канат лег на его
наплёк и привязывают канат к нему (что такое напёк см. во второй части
статьи) в таком месте, чтобы прогоны одним концом лежали бы на
обеих бортах понтона, а вторым прочно опирались бы на берег.
На лодке завозится вверх по течению якорь с канатом. Якорь сбрасывается в
воду, а канат подается на нос понтона. Понтонеры выбирают канат до тех пор,
пока якорь не "возьмет грунт", т.е. пока надежно не врежется в дно и не
будет более смещаться. Конец якорного каната привязывается к наплёку.
С берега на понтон подаются четыре прогона так, чтобы прогоны легли на оба борта.
Под береговые концы прогонов в зависимости от прочности грунта берега и придания им горизонтального положения могут подкладываться бревна, фашины, камни, оставшиеся свободными прогоны (от неиспользуемых понтонов) и т.п. О закреплении концов прогонов как на берегу, так и на понтоне в книге ничего не говорится. Я полагаю, что они ни к берегу, ни к понтону не крепятся никак.
Затем на береговой пролет (от берега до понтона) укладывается и крепится настил. При этом используются как настилочные щиты, так и отдельные доски. Понтонеры заносят на понтон еще четыре прогона.
Точно таким же образом в линию моста заводится и крепится второй и последующие понтоны с той лишь разницей, что прогоны скрепляются между собой смычными болтами (что такое смычной болт см. во второй части статьи). При этом за счет назначенных для скрепления понтонов отверстий в прогонах выдерживается фиксированная длина пролета (расстояния между осями понтонов) в 5, 6 или 7 аршин.
По мере укладки прогонов укладывается и настил. Сами прогоны и элементы настила подносятся с берега понтонерами. Этот процесс продолжается до тех пор, пока последние четыре прогона и настилочные доски не лягут на противоположный берег.
После этого на наплёки, находящиеся на противоположных концах понтонов укладывается второй продольный канат, который заанкеривается аналогично носовому. Это достаточно хорошо заметно на рисунке в начале статьи.
На этом наводка наплавного моста заканчивается и мост вводится в эксплуатацию.
Вариантов заякоривания понтонов довольно много и все их привести в рамках статьи невозможно. В зависимости от множества факторов (скорость течения, ширина преграды и т.п.) понтон ставится на якорь с использованием либо тяжелого двулапого якоря, либо четырехлапной кошки. Обычно оба типа якоря чередуются, но используется и вариант, когда на стремнине используются тяжелые якоря, а ближе к берегам кошки.
В некоторых случаях понтоны заякориваются и вниз по течению. Это делается в тех случаях, когда существует вероятность сильного низового ветра или обратного течения.
От автора. Обратное течение может иметь место в устьях рек, когда прилив останавливает течение реки или обратное течение возникает вследствие ветра. Например, хорошо известные наводнения в Санкт-Петербурге как раз и вызываются нагонным ветром со стороны Финского залива.
В случаях, когда дно реки не позволяет постановку понтонов на якорь, применяются иные способы удержания ленты моста на месте.
На чертеже из книги приведен один из вариантов заанкеривания моста на реке с сильным течением и дном непригодным для якорей.
Здесь натягивание верхнего и нижнего продольных канатов не используется. Вместо этого выше по течению на стремнине установлен отдельный понтон, который с помощью каната надежно закреплен на одном месте. Концы каната заанкерены на берегах, а сам канат имеет слабину. После закрепления к нему понтона канату было позволено натянуться под давлением течения. Понтоны моста с помощью канатов закреплены на этот анкерном понтоне. С тем, чтобы течением понтоны не смещало к середине реки, с их носов к берегам протянуты диагонально вторые канаты.
Заметим, что это лишь один из многих вариантов заанкеривания моста. В том и состояло искусство понтонных офицеров- выбрать и осуществить наиболее приемлемый вариант крепления моста. А если принять во внимание, что до 1822 года (когда понтонные роты были переданы в инженерные войска) понтонный офицер обязан был быть еще и квалифицированным артиллеристом, то явно служба медом им не казалась. Понтонеры офицеры и солдаты были обязаны иметь достаточно высокий уровень образования и навыков. Одной лишь храбрости и умения владеть оружием тут недостаточно.
Остается заметить, что кроме комплектов самих понтонов в
составе парка имеется оснащение так сказать общепарковое. К нему относятся:
* Козловые опоры - 20 опор.
* Шанцевый (лопаты, топоры, ломы) и другой инструмент (ножницы, иглы, шила,
крючки,
щетки).
* Емкости для смолы и других расходных жидкостей (котлы, ведра, ковши).
* Измерительный инструмент (мерная лента, угломеры, кренометры,
астролябии).
* Канаты различного диаметра и длины.
* Запасные части и материалы для ремонта.
*Оснащение и инструменты для обслуживания лошадей, упряжи.
*Комплект плотничного и столярного инструмента (пила продольная,
терпуг, молоток, ложка
для ступицы, циркуль, кронциркуль, набор буравов по
дереву, зензубель, галтель, различные
долота, наждачные бруски, струги, рашпили,
напильники, лучковые пилы, ножовки по
дереву.
*Повозка с походной кузницей и инструментом (наковальни, кувалды, молотки,
меха, клещи,
оправки, зубила, пробойники и т.п.).
*Комплект слесарного инструмента (наковальни, тиски, молотки, винтовальные
доски, зубила,
напильники, клещи, бруски точильные, ножовки по металлу, дрели
по металлу, ).
* Комплект токарного инструмента.
*Комплект паяльного инструмента.
Большая благодарность Борису Кирилловичу Назаренко за
предоставленные штат понтонной роты и книгу А.Немого о парусиновых понтонах.
1. Штатъ Сочиненной Въ сходность Высочайше
комфирмованнаго 1805 года Марта 16 дня постановленiя одной Артиллерiйской
Понтонной роты, съ прiобщенiем принадлежащих ко оной табелями о мундирных
аммуничныхъ и оружейныхъ вещах, и въдомостей годовых ремонтных сумм.
Санктпетербургъ 1807 года.
2. А. Немой. Руководство к знанию о походныхъ мостахъ употребляемыхъ
при войскахъ а особливо изъ парусинных понтоновъ. Санктпетербургъ. 1780
года.
3. А. Немой. Руководство к знанию о походныхъ мостахъ употребляемыхъ
при войскахъ а особливо изъ парусинных понтоновъ. Санктпетербургъ. 1781
года.
4.Военно-инженерный журнал №9-1949г.
5.Плотто. Чертежи всъмъ полковымъ и батарейнымъ орудiямъ, ихъ
лафетамъ, передкам, зарядному ящику съ гнездами разныхъ калибровъ и всей
принадлежности оныхъ орудiй. С.Петербургъ. 1805г.
6. Плотто. Чертежи Пантонной фуры переднему и заднему ходамъ, Пантону
съ его принадлежностiю, походной кузницъ, постановленiю на всехъ
орудiях полевой артиллерiи мушекъ и диоптровъ, заготовлениiю разнаго лъса
для всъхъ до полевой артиллерiи касающихся предметовъ, Повозки для
Инструментовъ, Роспусковъ и вновь исправленныхъ оковкамъ при полковых
и батарейных лафетах, при батарейном передкъ и зарядномъ ящикъ.С.Петербургъ.
1807г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях.
Капитан артиллерии Андрей Немой ко второй половине пятидесятых годов
разработал парусиновый понтонный парк по заданию
генерал-фельдцейхмейстера (начальника артиллерии и инженерных войск) Русской
Армии генерал-фельмаршала графа Петра Ивановича Шувалова.
О самом А.Немом известно немного. Участник Семилетней войны (1756-1762). В 1780 году имел чин подполковника артиллерии. В этот год он издал первое в Европе Руководство по военным наплавным мостам. Следует заметить, что первенство в этом деле приписывается Франции. А ведь первое французское Руководство увидело свет лишь в 1799 году, т.е. на 40 лет позднее первого издания книги А.Немого.
Стоит заметить, что инженерные войска Руской Армии зародились как составная часть артиллерии, которая куда в большей степени, чем пехота и кавалерия нуждалась в дорогах, фортификационных сооружениях и переправах. Выделение саперов в самостоятельный род войск в России произошло лишь в 1802 году, а понтонеры оставались в составе артиллерии еще около 20 лет. Поэтому А.Немой офицер специалист инженерных войск и носил чин офицера артиллерии.