Средства инженерного вооружения
Русской Армии

(XVIII-XIX век)

Понтонный парусиновый парк конструкции А.Немого обр. 1759г.
Часть 2. Парусиновый понтон

ponton-1759-01.jpg (27236 bytes)

Представляет собой деревянный каркас (прясла), обтянутый парусиной. Предназначен для создания плавучих опор при наведении наплавного моста под все типы военных грузов, имевшихся  в Русской Армии в XVIII-XIX веках. Состоял на вооружении понтонных частей Русской Армии наряду со схожими по конструкции и размерам деревянными понтонами, а также понтонами с медной и жестяной обшивкой вплоть до второй половины XIX века.

Использование понтона в качестве самостоятельного переправочного средства (лодки) или для сборки перевозного парома не предусматривается.

ponton-1759-02.jpg (14654 bytes)Справка
По состоянию на 1805 год максимальной нагрузкой   считалась 12-фунтовая пушка  на лафете с передком. Общий вес (без учета 6-конной упряжки) 2620.8 кг. (160 пудов).
Конец справки.

Основные преимущества парусинового понтона при одинаковой с остальными типами грузоподъемности:
1.  Понтон легко изготавливается и ремонтируется армейскими столярами и плотниками средней квалификации.
2. Основные материалы это дерево и парусина, т.е. не дефицитные материалы. Металл используется ограниченно и в малых количествах (в основном гвозди).
3. Понтон имеет малый вес и является разборным. Сборка осуществляется непосредственно на берегу двумя понтонерами за 5 минут.
4, Разборность понтона  позволяет уменьшить размеры понтонных фур, обеспечивает разгрузку фуры всего двумя солдатами, а сборка понтона не увеличивает время наведения моста, поскольку разгрузка и подача на воду  цельного понтона с металлической обшивкой требует не менее 20 солдат и времени гораздо более 5 минут.

Основной недостаток - недолговечность парусиновой обтяжки ( в книге именуется парусом) легко компенсируется ее заменой, причем обтяжка это просто полотнище размерами 10.25 на 4,5 аршина (7.29 на 3.17м.) без какой либо раскройки и шитья

Тактико-технические характеристики парусинового понтона
Длина по верху - 9 аршин (6.4 м.).
Длина по низу -7 аршин (4.98 м.) .
Ширина по корпусу -2.25 аршина (1.6 м.).
Ширина габаритная  - 3.25 аршина (2,31м.).
Высота по бортам - 1 аршин (71.12 см.).
Высота габаритная  1 аршин 3 дюйма (78,74 см.) ,
Полное водоизмещение -18 куб. аршин (6.4748 куб.м.)
Рабочее водоизмещение - 9.25 куб.аршин (3.33 куб.м.).
Стандартная грузоподъемность - 200 пудов (3.276 т.).
Перегрузочная грузоподъемность -394 пуда 13 фунтов (6.4748 тонн).
Вес понтона собственный - 12 пудов (196.56 кг.)
Вес пролетного строения понтона 23 пуда (376,74 кг.)
Общий вес комплекта понтона 41,75 пуда (684 кг.).
Транспортное средство - 6-конная понтонная фура (повозка-роспуск).ponton-1759-03.jpg (17963 bytes)
Расчет понтона - 2 чел.
Время сборки - 5 мин.

Конструкция понтона.

Основой конструкции являются две неразборные станины. Каждая станина состоит из бортовины (деревянный брус) и  продолноугловой надолбы (так в тексте)., соединенных между собой 8 стойками, 2 наугольниками и 2 упорными откосинами.
На бортовину  сверху набиты 4 нахлёстка, а с внутренней стороны два оплечика.
Все соединения кроме оплечиков и нахлёстков сделаны "в шип" и подкреплены гвоздями. Наугольники, ближние к ним стойки и упорные откосины дополнительно скреплены металлическими оковками в виде полос.

ponton-1759-04.jpg (15172 bytes)Две станины вместе с остальными элементами понтона перевозятся в понтонной фуре.

Сборка понтона осуществляется на берегу двумя понтонерами. Для этого станины   между собой соединяются двумя наконечниками, двумя угловыми донными поперечниками и тремя донными  поперечниками и двумя наплёками. Последние плотно вставляются между нахлестками. 
Все соединения вышеперечисленных элементов со станинами осуществляются  "в шип" и никакими гвоздями между собой не сбиваются.

От автора. Создатель этого типа понтонов  подполковник А.Немой поясняет, что использование  гвоздей для скрепления элементов понтона приводит к быстрому разрушению элементов при неоднократной сборке и разборке, увеличивает время сборки понтона, и при этом  повышает прочность собранного каркаса несущественно.  Использование винтов, металлических оковок требует слесарного инструмента, сильно удорожает понтон, значительно увеличивает время сборки и требует от солдат знания слесарных навыков. Т.е. никакого выигрыша использование металлических крепежных элементов не дает.

ponton-1759-05.jpg (21194 bytes)Для обеспечения прочности и жесткости каркаса делается обвязка пеньковым канатом диаметром 3.5-3.8 см.

Прежде всего делаются четыре диагональные схватки (по две у каждого конца. Верхний конец каната своей концевой петлей надевается на наплек, пропускается под бортовиной и и привязывается в районе стыка наугольника, стойки и  упорной откосины противоположного борта. Этим обеспечивается жесткость каркаса к перекосам.

Два каната проходят  вдоль каркаса от наплеков через наконечник, нижний угловой   поперечник, проходят под донными поперечниками и поднимаются к наплеку противоположного конца каркаса.

И наконец четыре каната скрепляют между собой продолноугловые надолбы (это не ошибка. Так в оригинальном тексте)..

Канаты как продольные, так и поперечные выполняют еще одну роль - они предотвращают выпучивание  полотнища внутрь каркаса под давлением воды и снижают давление воды на  ткань.

Вес описанного каркаса 11 пудов (180.2 кг.)

Каркас обтягивается полотнищем из парусины размерами 10.25 аршин  на 4 аршина 3 фута и 3/4   дюйма (7.29 на 3.17м.) , который прибивается гвоздями к бортовинам и наконечникам (по 9 гвоздей на борт и по 3 гвоздя на наконечник). Особо оговаривается, что полотнище (называемое в книге парусом или одеждой) не должно быть натянуто туго, а даже должно иметь некоторую слабину.
А Немой объясняет это тем, что в процессе работы канаты вытягиваются и каркас несколько разбалтывается. При тугой натяжке полотнища это приводит к тому, что элементы каркаса рвут парусину и понтон тонет.

Оставшиеся свободными  углы полотнища загибаются и прибиваются к бортовинам гвоздями с деревянными подкладками.

ponton-1759-06.jpg (5574 bytes)Полотнище (парус, одежда) хранится свернутым в рулон вокруг скалки диаметром около 45 см. и длиной около 3.17м. и перевозится на понтонной фуре. Рулон скрепляется четырьмя кожаными ремнями с пряжками. Упаковывать полотнище в чехлы не рекомендуется, т.к. это увеличивает  опасность гниения  (прения) ткани. Но хранить рулон следует под навесом и при перевозке накрывать просмоленным полотном для защиты от дождя.
Полотнище изготавливается из льняного или конопляного хрящевого холста (канифас или брезентштук), в крайнем случае из мешковины. Может использоваться и парусина, используемая для корабельных парусов, но она дорога и в армию не поставляется. 
Полотнище пропитывается веществом, обладающим водоотталкивающими свойствами. А.Немой   упоминает несколько  простых и составных веществ, начиная с простого белка, камеди и гумма, смеси рыбьего клея с венецианским терпентином.. Однако, рекомендует сосновую или еловую смолу, которую в те времена называли "тер", поскольку она не только хорошо отталкивает воду, но и предохраняет ткань от гниения, отпугивает грызунов и насекомых.

Вес полотнища 2 пуда (32.8 кг.).

Полотнище прибивается к бортовинам с помощью специальных гвоздей, имеющих шаровидную головку с тем, чтобы их легко было выдергивать с помощью клещей. Под головкой помещается деревянная подкладка для того, чтобы полотнище прилегало к дереву плотнее и гвоздь не рвал парусину. На каждый понтон положено 24 гвоздя с подкладками.

Вес парусинового понтона в сборе 14 пудов (около 230 кг.)

Собственно, этим и исчерпывается информация о самом понтоне. Однако, кроме вышеперечисленного в комплект понтона входят различные изделия, необходимые для сборки наплавного моста.

Брусья смычные продольные.
ponton-1759-07.jpg (16602 bytes)Сегодня этот элемент называется прогоном. В сечении брус имеет размеры 4 на 5 дюймов (10.16 на 12.6 см.). Длина 9.5 аршин (6.76 метра). Брус ближе к концам имеет по три горизонтальных отверстия диаметром около 1 дюйма (2.54 см.) Эти отверстия служат для соединения прогонов соседних понтонов между собой и образования тем самым пролетного строения моста.  В комплект каждого понтона входят 4 прогона и 4 смычных железных болта.

От автора. Смычные болты кованные и не имеют резьбы. Один конец болта имеет полукруглую головку, а  противоположный прорезь, в которую вставляется металлический клин. Болт вставляется в отверстие прогона, проходит через отверстие соседнего прогона и закрепляется клином (чекой).
Разумеется, сегодня болт имел бы резьбу и гайку, но во второй половине  XVIII  века изготовление резьбовых соединительных деталей было сложным  и дорогим для тогдашней промышленности процессом. И там, где было возможно, старались обходиться без них. А болты с клином могли изготавливаться в ротной кузнице. К тому же это извечная проблема понтонеров- падение крепежных изделий в воду.

Прогоны скрепляются между собой одним болтом, а по три отверстия в каждом конце делаются для того, чтобы в зависимости от предполагаемой нагрузки на мост можно было бы иметь  три различных расстояния между понтонами. Эти расстояния фиксированные.  Для переправы самых тяжелых грузов промежуток между понтонами  2.75 аршина (1.96м.), для средних грузов   3.75 аршина (2.76 м.), а для совсем легких типа пехоты в строю 4.75 аршина (3.38 м.).  Разумеется, в зависимости от этого длина моста может быть различна.

Вес прогона 2.56 пуда  (42 кг.)

Брусья причальные.
В табеле к штату понтонной роты издания 1805 года указано наличие 100 причальных брусьев (по два бруса на понтон). В сечении брус   3.5 на 2.5 дюйма (8.9 на 6.4 см.) и длиной 10 аршин (7.1 м.).  Судя по чертежу никаких отверстий он не имеет. Однако в книге Немого использование причальных брусьев не описывается.

Щиты и доски настильные.
ponton-1759-08.jpg (9018 bytes)В комплект каждого понтона входят 4 настилочных щита и 9 настилочных досок.
Размеры щита 4.25 аршина (304.8 см.) на 1 аршин (71.12 см.). Он сбивается из трех-четырех досок. Толщина досок 1.25- 1.5 дюйма (3.18 см. -3.8 см.). Бруски, к которым прибиваются гвоздями доски в сечении   2 на 3 дюйма. Брусков  три. Два по концам и один по центру.
Размеры настилочных досок- длина 4.25 аршина (304.8 см.), ширина около 1/3  аршина (23-24 см). Толщина досок 1.25- 1.5 дюйма (3.18 см. -3.8 см.).
Четыре щита и девять  досок накрывают пролет 7 аршин (4.98м.), т.е. понтон полностью и расстояние до соседнего понтона при максимально возможной раздвижке прогонов.

 

Причелины.
ponton-1759-09.jpg (26703 bytes)Настилочные щиты и настилочные доски, уложенные на прогоны, прижимаются к ним с помощью прижимных брусьев (причелин) длиной  9.5 аршин (6.76 метра) и сечением  2 на 3 дюйма. (5.08 на 7.62 см.).  Сами причелины закрепляются на прогонах с помощью веревочных скруток пропускаемых в промежутки между досками настила.

В комплект каждого понтона входят по две причелины.

От автора. Большинство размеров, указываемых А.Немым имеют некоторую разбежку. С одной стороны это продиктовано несовершенством тогдашней системы мер (одновременно используются дюймы русские и английские, вершки, футы английские, аршины и сажени) и измерительных инструментов. С другой различной прочностью разных пород дерева.  В книге А.Немой приводит подробные таблицы, прочностные расчеты и обоснования выбора размеров тех или иных элементов.
Например, он полагает, что хотя ширину проезжей части моста возможно делать вплоть до 7 аршин (около 5 метров), однако по его мнению ширина моста не должна превышать 4.25 аршина. Просторный мост приводит кучеров,  управляющих упряжками к беспечности и значительному отклонению от осевой линии моста, превышению допустимой скорости движения. А это чревато  наклоном понтонов и зачерпыванию воды через нос. Понтоны начинают тонуть один за одним и мост разрушается.

Якоря.
ponton-1759-10.jpg (22529 bytes)В комплект понтона входит якорь либо двулапый   либо  четырехлапый который еще называют кошкой. Всего в комплекте парка 24  двулапых и   26 четырехлапых якорей (кошек). Они предназначены для  закрепления понтона на месте. Однако, не все якоря используются именно с понтоном. Как минимум четыре якоря используются для закрепления на берегу двух  продольных  канатов.

Двулапый якорь весит 2 пуда (32. 8 кг.). Изготавливается из железа и имеет деревянный шток. Его высота 4 фута и 1.25 дюйма (1.25 м.), размах лап 2 фута и 16 дюймов (1.02 см.). В комплект  якоря входит пеньковый канат диаметром 2.5 дюйма (63.5 мм.) длиной 46.6 м.  Используется для заякоривания понтона на стремнине  при низкой прочности грунта на дне. Кроме того, используется для закрепления  продольных  канатов.

Четырехлапый якорь (кошка) весит 1 пуд (16,38 кг.). Изготавливается из железа и штока не имеет. Его высота 2 фута и 8.5 дюйма (83 см.), размах лап 2 фута и 1 дюйм (64 см.).В комплект  якоря входит пеньковый канат диаметром 2.5 дюйма (63.5 мм.) длиной 32 м. Используется для заякоривания понтона.

В книге упоминаются кроме того, кошки полупудовые. Последние использовались в качестве вспомогательных и их количество в парке особо не оговаривалось.

От автора. Как указывает в своей книге А.Немой, удерживающая сила кошки едва ли уступает двулапому якорю.

ponton-1759-11.jpg (25570 bytes)Кроме вышеперечисленных комплектующих понтона в его комплект входят:
1 Весло - 1 (без уключины).
2 Багор с железным наконечником.
3. Ковш для вычерпывания воды из понтона.
4. Инструмент и расходные материалы (смола, куски парусины, иглы, нитки)

Полный вес комплекта одного понтона 41,75 пуда (684 кг.).

Весь комплект понтона перевозится на понтонной фуре, запрягаемой шестеркой лошадей.

На рисунке справа: понтонная фура с загруженным комплектом понтона. Вид сбоку и сверху.

P.S.
Конструкция понтона с течением времени несколько изменялась и совершенствовалась. Я обратил внимание на некоторые расхождения в чертежах книги Немого издания 1780 года и сборника чертежей издания 1805 года. В частности к 1805 году отказались от закрепления парусины на каркасе с помощью гвоздей. Вместо них стали использоваться пришитые к парусине ремни с пряжками, что ускоряло сборку понтона и предотвращало повреждения парусины. Не смысла описывать все сделанные в течение более чем века изменения в конструкции.

Я это к тому, что если кто из читателей обнаружит в своих источниках отличия от описанного мною, то пусть не кидается обвинять меня на форумах  в дилетантизме и незнании понтонного дела. Изменения в конструкции любых изделий, включая и современные, скажем айпады, айфоны,..., происходят часто и не всегда инструкции и описания поспевают за ними. Кстати, современные издатели сразу оговаривают, например "Ваш... может незначительно отличаться от данного описания".

Хотя, конечно, совсем избежать ошибок мне не удалось, уже хотя бы потому, что некоторые названия элементов и узлов современному читателю либо совершенно непонятны, либо понимаются совсем иначе. К тому же существуют различия в единицах измерения. А.Немой использует в книге различные единицы измерения. Например, он использует как русские дюймы, так и английские и не всегда ясно какие именно дюймы он использует.

Большая благодарность Борису Кирилловичу Назаренко за предоставленные штат понтонной роты и книгу А.Немого о парусиновых понтонах.

Март 2014 г.

Источники и литература

1. Штатъ Сочиненной Въ сходность Высочайше комфирмованнаго 1805 года Марта 16 дня постановленiя одной Артиллерiйской Понтонной роты, съ прiобщенiем принадлежащих ко оной табелями о мундирных аммуничныхъ и оружейныхъ вещах, и въдомостей годовых  ремонтных сумм. Санктпетербургъ 1807 года.
2. А. Немой.  Руководство к знанию о походныхъ мостахъ употребляемыхъ при войскахъ а особливо изъ парусинных понтоновъ. Санктпетербургъ. 1780 года.
3.Военно-инженерный журнал №9-1949г.
4.П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
5. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969 .
6.  Плотто. Чертежи  всъмъ полковымъ и батарейнымъ орудiямъ, ихъ лафетамъ, передкам, зарядному ящику съ гнездами разныхъ калибровъ и всей принадлежности оныхъ орудiй. С.Петербургъ. 1805г.
7. Плотто. Чертежи  Пантонной фуры переднему и заднему ходамъ, Пантону съ его принадлежностiю,   походной кузницъ, постановленiю на всехъ орудiях полевой артиллерiи мушекъ и диоптровъ, заготовлениiю разнаго лъса для всъхъ до полевой артиллерiи касающихся предметовъ, Повозки для Инструментовъ,  Роспусковъ и вновь исправленныхъ оковкамъ при полковых и батарейных лафетах, при батарейном передкъ и зарядномъ ящикъ.С.Петербургъ. 1807г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника