Понтонно-мостовой парк ПМП-М - pmp-m.html

Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(семидесятые-девяностые годы)

Понтонно-мостовой парк ПМП-М

pmp-m-01.jpg (52381 bytes)

Понтонно-мостовой парк ПМП-М является дальнейшим модификацией понтонно-мостового парка ПМП. Принят на вооружение Советской Армии в 1975 году, взамен парка ПМП, изготовление которого было прекращено в этом же году.

Примечание автора.  На снимке выше 60-тонный мост именно из комплекта парка ПМП-М.   Отчетливо видны гидродинамическиеpmp-m-02.jpg (16307 bytes) щиты (волноотбойники) по правому краю моста, по которым внешне легко   различать мосты из парка ПМП и ПМП-М.

На снимке справа: автомобиль парка ПМП-М с речным звеном. Здесь также легко различать ПМП и ПМП-М. На левом понтоне заметны гидродинамические щиты и лючки в торцах понтонов имеют иной внешний вид.

Парк ПМП-М предназначен для наведения наплавных мостов грузоподъемностью 20 и 60   тонн,  сборки перевозных паромов грузоподъемностью  40, 60, 80, 120, 130,170 тонн.

В комплект парка ПМП-М  входят  32 речных звена,  4 береговых звена, 2 выстилки, 12   буксирно-моторных катеров типов БМК-Т, БМК-150М, БМК-130М.  Комплектоваться парк может одним из этих трех типов катеров или же двумя-тремя типами одновременно в любом соотношении при суммарном количестве 16 единиц. Соответственно меняется и количество и типы автомобилей для их перевозки. Для катеров БМК-Т требуется 16 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В, для катеров БМК-150М требуется 16 автомобилей ЗиЛ-131, оборудованных лебедками, для катеров БМК-10М требуются 16 автомобилей ЗиЛ-131 с лебедками и 16 спецприцепов.  

Комплект парка перевозится на 54 автомобилях КрАЗ-255В (при комплектации парка катерами БМК-Т)
Парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном (225 человек, включая офицерский состав и личный состав подразделений обеспечения, обслуживания и ремонта), состоящим из двух понтонных рот, отдельного инженерно-технического взвода (комплект ТММ-3, комплект КМС-Э или комплект УСМ), ремонтного взвода, взвода материального обеспечения, отделения связи, развед-водолазного отделения.
Одна понтонная рота эксплуатирует половину комплекта парка. Комплект парка может разбиваться на два полукомплекта. Так, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии имеется понтонная рота, имеющая половину комплекта ( 16 речных звеньев, 2 береговых звена, 8 катеров, 1 выстилку).

Из комплекта парка ПМП-М может быть собрано паромов:
* 16 паромов грузоподъемностью 40 тонн. Время сборки парома 7 минут. Расчет - 4 понтонера, 3 водителя, 1 катерист. Для сборки требуется 2 речных звена, 1 катер. Длина парома 13.5м., ширина проезжей части 6.55м.
* 10 паромов грузоподъемностью 60 тонн. Время сборки парома 8 минут. Расчет - 6 понтонеров, 4 водителя, 1 катерист. Для сборки требуется 3 речных звена, 1 катер. Длина парома 20.25м., ширина проезжей части 6.55м.
* 8 паромов грузоподъемностью 80 тонн. Время сборки парома 9 минут. Расчет - 8 понтонеров, 6 водителей, 2 катериста. Для сборки требуется 4 речных звена, 2 катера. Длина парома 27м., ширина проезжей части 6.55м.
* 5 паромов грузоподъемностью 120 тонн. Время сборки парома 13-15 минут. Расчет - 12 понтонеров, 9 водителей, 3 катериста. Для сборки требуется 6 речных звеньев, 3 катера. Длина парома 40.5м., ширина проезжей части 6.55м.
* 4 парома грузоподъемностью 130 тонн. Время сборки парома 15-18 минут. Расчет - 14 понтонеров, 10 водителей, 3 катериста. Для сборки требуется 6 речных звеньев, 1 береговое звено, 3 катера. Длина парома 40.5м., ширина проезжей части 6.55м.
* 4 парома грузоподъемностью 170 тонн. Время сборки парома 16-20 минут. Расчет - 18 понтонеров, 13 водителей, 4 катериста. Для сборки требуется 8 речных звеньев, 1 береговое звено, 4 катера. Длина парома 59.5м., ширина проезжей части 6.55м.

 
pmp-m-2.jpg (10996 bytes)На снимке 40-тонный паром парка ПМП. Слева виден катер БМК-130М. Хорошо видно, что паром состоит из двух звеньев. Для заезда на паром используются съемные аппарели, которые поднимаются и опускаются с помощью кран-балок с ручным приводом. Когда аппарели не нужны (при использовании звеньев в ленте моста, то они укладываются в специальные ниши на палубе бокового понтона).

Один комплект парка ПМП-М позволяет навести:
*Наплавной мост грузоподъемностью 20 тонн длиной до 382 метров  за 50 минут при ширине проезжей части 3.25 метра. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов. Расчет для сборки 72 понтонера, 50 водителей, 12 катеристов. Допустимая скорость движения по мосту 30 км/час.
Примечания. 1.Собственно, это мост для колесной техники. Для гусеничной,  даже легкой типа БМП, МТ-ЛБ он не годится из-за своей ширины
                        2. Длина 382 метра является не столько предельно возможной, сколько  суммарной, т.к. можно навести одновременно несколько мостов (как минимум, два, т.к. береговых звеньев в комплекта парка четыре). При благоприятных условиях берега или при использовании для сопряжения ленты моста с берегом пролетов комплекта ТММ (4 штуки в комплекте) или построенных береговых участков моста на жестких опорах с помощью комплекта мостостроительных средств КМС-Э или установки УСМ   можно навести несколько наплавных мостов суммарной длиной до 382 метра.

*Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн длиной до 227 метров  за 30 минут при ширине проезжей части 6.55 метров. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов. Расчет для сборки 72 понтонера, 50 водителей, 16 катеристов.
Примечание. Колесная техника может двигаться по мосту без ограничения скорости или   в две колонны, или же можно организовать движение одновременно в обеих направлениях.

pmp-m-3.jpg (9981 bytes)Речное звено представляет собой шарнирно соединенные между собой четыре понтона, два из которых  имеют форму параллелепипеда  , а два  имеют один край скругленный. В отличие от понтонов парка ПМП боковые понтоны парка ПМП-М имеют устройства для закрепления на них гидродинамических щитов.
Понтоны изготовлены из стали, причем верхняя палуба имеет толстолистовую упрочненную сталь, выдерживающую тяжелые гусеничные грузы.   
Размеры звена в разложенном виде: длина -6.75м, ширина -8.1.м., ширина проезжей части 6.55м. Осадка пустого звена 20см., максимальная осадка под грузом до 0.65м. Масса звена 6.79 тонны. Грузоподъемность звена 20 тонн.

Примечание автора.  На снимке речное звено парка ПМП-М в развернутом виде. Слева виден гидродинамический щит, который не поднят в рабочее положение.

Звено в сложенном виде перевозится на автомобиле КрАЗ-255В.pmp-m-4.jpg (8873 bytes)
На рисунке справа речное звено (парка ПМП) в сложенном виде (этот вид оно имеет при перевозке на автомобиле и в первый момент после сброса в воду).

Для выгрузки  звена на воду автомобиль задним ходом заезжает в воду так, чтобы вода покрыла половину заднего колеса, понтонер, дергая за веревку, отпирает замок и звено по роликам платформы съезжает в воду, где под действием  сил плавучести и торсионов шарниров раскрывается.

pmp-m-5.jpg (12365 bytes)На кинограмме слева показан процесс раскрытия звена на воде.

Понтонеры с помощью швартовых подтягивают звено к берегу, поднимаются на палубу и запирают палубные и днищевые замки, превращая звено в жесткую единую конструкцию. Затем они с помощью багров подтягиваются к соседним звеньям и соединяются с ними. Когда таким образом получится лента моста вдоль берега, то с помощью катеров и моторных звеньев она разворачивается поперек реки до стыковки с противоположным берегом.

Обратное складывание звена и погрузка его на автомобиль производится также силами одного-двух понтонеров и водителя, для чего автомобиль оборудован тяговой лебедкой и кран-укосиной (стрелой), которая обычно лежит в углублении платформы.

Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер.

Береговое звено отличается от речного звена тем, что имеет иную форму понтонов, сходящую по длине на нет, наличием откидывающихся аппарелей, меньшей длиной(5.91м. вместо 6.75м. у речного звена), меньшей шириной (7.19 против 8.1м. меньшей грузоподъемностью (14 т. вместо 20т. у речного звена) и большей прочностью понтонов. Это связано с тем, что часть берегового звена при работе находится наплаву, а часть лежит на грунте.
Кроме того, береговое звено имеет винтовое   устройство для обеспечения сопряжения моста с берегом и дополнительные якорные устройства для удержания конца моста у берега.
Порядок действий при работе с береговым звеном аналогичен работе с речным звеном.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1 водитель-понтонер

Буксирно-моторные катера БМК-Т и БМК-150М   здесь не описываются, т.к. о них имеются отдельные статьи в этом же разделе сайта.

Выстилка представляет собой металлические пластины, соединенные между собой pmp-m-03.jpg (15572 bytes)кольцами и образующие в целом металлическую гибкую ленту длиной 11.7м. и шириной 3 м. Эта лента уложена на специальный автомобиль КрАЗ-255В, обеспечивающий механизированную выкладку ленты на грунт и обратный подъем. Выстилка предназначена для обеспечения возможности переправляемой техники доехать до моста или парома по топкому грунту.

На снимке права: автомобиль для выстилки парка ПМП-М.
Примечание автора. По инструкции лента выдерживает 1000 проходов по ней танков. Однако в действительности, ее можно спокойно списывать и сдавать в металлолом после того, как по ней пройдет одна рота танков, которые ее искорежат так, что с трудом можно будет догадаться что это такое было. Поэтому, приказом НИВ Вооруженных Сил  использование выстилок в мирное время было категорически запрещено.

Основные отличия парка ПМП-М от парка ПМП. 
1. На боковой стороне понтонов речных звеньев имеются гидродинамические щитыpmp-m-6.jpg (9915 bytes) (волноотбойники), которые позволяют использовать парк на более быстром течении (3м/сек. против 2 м/сек.) и большей волне (3 балла против 2 баллов).
2.  Палуба берегового звена сделана прямолинейной без перегиба, что позволяет переправляемой технике иметь более высокую скорость при въезде на мост и съезде с него, и исключает возможность повреждение палубы звена от ударных нагрузок.
3. Изменена  конструкция выстилки, что значительно повысило ее прочность.
4. Количество катеров в комплекте увеличено на 4 единицы.
5.В комплект парка дополнительно включены комплект средств разведки водной преграды, комплект средств регулирования движения и комендантской службы, комплект такелажного оборудования для удержания моста на быстром течении.
6. В комплект парка включены средства его маскировки ( противорадиолокационные отражатели уголковые и типа "Сфера", тепловые ловушки, отражатели лазерного луча катафотного типа ).

P.S.  Вообще-то,  ПМП, это на сегодняшний день это не просто понтонно-мостовой парк, а развитая система. Кроме парков ПМП и ПМП-М Окская судоверфь (увы, не для нашей армии, а на продажу) может производить  парк ПМП-У, имеющий более крупные и тяжелые звенья (длина 8м., ширина 8.1м, грузоподъемность звена 26 тонн); ПМП-А, звенья которого изготовлены из легкого сплава, имеют длину 12м, ширину 8.4м, и грузоподъемность звена 40 тонн; ПМП-Д со звеньями из ударопрочного пластика (длина 14.2м. ширина 3.3м., грузоподъемность 14-15 тонн). Комплекты МЛЖ и МЛЖ-М представляют собой ту же систему ПМП предназначенную для наведения наплавных железнодорожных мостов.
Для военных целей система ПМП дала понтонно-мостовые парки ППС-84 и ПП-91.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. Сайт  ФГУП "Окская судоверфь"(http://www.innov.ru/noks) ,
4.Сайт "РОСОБОРОНЭКСПОРТ"(http://www.rusarm.ru)
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6.Сайт "БАТМАСТЕР" (http://www.bmz.ru)
7.А.Гилаев. Система многоцелевых многобазовых понтонных плавсредств ПМП. Рукопись. 1999г.
8.Е.Ильин. Лекция "Переправочные средства Российской Федерации". Военный факультет СПбГАСУ. 2003г.
9.Щербаков А.В.,Чистов А.В., Волков А.И., Бабаджанян С.К., Устинов В.А.  Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы на военной кафедре СПбГАСУ.
10. Машины инженерного вооружения. Часть 2. машины для преодоления препятствий и водных преград. Воен. из-во. Москва. 1986г.
11. Сайт "Российская военная техника" (russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=170)

 

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.

Парки серии ПМП изготавливает ФГУП "Окская судоверфь"