Инженерная техника
Советской (Российской) Армии
(семидесятые-девяностые годы)
Понтонно-мостовой парк ПМП-М

Понтонно-мостовой парк ПМП-М является дальнейшим
модификацией понтонно-мостового парка ПМП. Принят на вооружение Советской
Армии в 1975 году, взамен парка ПМП, изготовление которого было прекращено в
этом же году.
Примечание автора. На снимке выше
60-тонный мост именно из комплекта парка ПМП-М. Отчетливо видны
гидродинамические щиты (волноотбойники) по правому краю
моста, по которым внешне легко различать мосты из парка ПМП и
ПМП-М.
На снимке справа: автомобиль парка ПМП-М с речным
звеном. Здесь также легко различать ПМП и ПМП-М. На левом понтоне заметны
гидродинамические щиты и лючки в торцах понтонов имеют иной внешний вид.
Парк ПМП-М предназначен для наведения наплавных мостов
грузоподъемностью 20 и 60 тонн, сборки перевозных паромов
грузоподъемностью 40, 60, 80, 120, 130,170 тонн.
В комплект парка ПМП-М входят 32 речных
звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирно-моторных
катеров типов БМК-Т, БМК-150М, БМК-130М. Комплектоваться парк может
одним из этих трех типов катеров или же двумя-тремя типами одновременно в
любом соотношении при суммарном количестве 16 единиц. Соответственно
меняется и количество и типы автомобилей для их перевозки. Для катеров БМК-Т
требуется 16 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В, для катеров БМК-150М
требуется 16 автомобилей ЗиЛ-131, оборудованных лебедками, для катеров
БМК-10М требуются 16 автомобилей ЗиЛ-131 с лебедками и 16 спецприцепов.
Комплект парка перевозится на 54 автомобилях КрАЗ-255В
(при комплектации парка катерами БМК-Т)
Парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном (225 человек, включая
офицерский состав и личный состав подразделений обеспечения, обслуживания и
ремонта), состоящим из двух понтонных рот, отдельного инженерно-технического
взвода (комплект ТММ-3, комплект КМС-Э или комплект УСМ), ремонтного взвода,
взвода материального обеспечения, отделения связи, развед-водолазного
отделения.
Одна понтонная рота эксплуатирует половину комплекта парка. Комплект парка
может разбиваться на два полукомплекта. Так, в инженерно-саперном батальоне
мотострелковой (танковой) дивизии имеется понтонная рота, имеющая половину
комплекта ( 16 речных звеньев, 2 береговых звена, 8 катеров, 1 выстилку).
Из комплекта парка ПМП-М может быть собрано паромов:
* 16 паромов грузоподъемностью 40 тонн. Время сборки парома 7 минут. Расчет
- 4 понтонера, 3 водителя, 1 катерист. Для сборки требуется 2 речных звена,
1 катер. Длина парома 13.5м., ширина проезжей части 6.55м.
* 10 паромов грузоподъемностью 60 тонн. Время сборки парома 8 минут. Расчет
- 6 понтонеров, 4 водителя, 1 катерист. Для сборки требуется 3 речных звена,
1 катер. Длина парома 20.25м., ширина проезжей части 6.55м.
* 8 паромов грузоподъемностью 80 тонн. Время сборки парома 9 минут. Расчет -
8 понтонеров, 6 водителей, 2 катериста. Для сборки требуется 4 речных звена,
2 катера. Длина парома 27м., ширина проезжей части 6.55м.
* 5 паромов грузоподъемностью 120 тонн. Время сборки парома 13-15 минут.
Расчет - 12 понтонеров, 9 водителей, 3 катериста. Для сборки требуется 6
речных звеньев, 3 катера. Длина парома 40.5м., ширина проезжей части 6.55м.
* 4 парома грузоподъемностью 130 тонн. Время сборки парома 15-18 минут.
Расчет - 14 понтонеров, 10 водителей, 3 катериста. Для сборки требуется 6
речных звеньев, 1 береговое звено, 3 катера. Длина парома 40.5м., ширина
проезжей части 6.55м.
* 4 парома грузоподъемностью 170 тонн. Время сборки парома 16-20 минут.
Расчет - 18 понтонеров, 13 водителей, 4 катериста. Для сборки требуется 8
речных звеньев, 1 береговое звено, 4 катера. Длина парома 59.5м., ширина
проезжей части 6.55м.
На снимке 40-тонный паром парка ПМП. Слева
виден катер БМК-130М. Хорошо видно, что паром состоит из двух звеньев. Для
заезда на паром используются съемные аппарели, которые поднимаются и
опускаются с помощью кран-балок с ручным приводом. Когда аппарели не нужны
(при использовании звеньев в ленте моста, то они укладываются в специальные
ниши на палубе бокового понтона).
Один комплект парка ПМП-М позволяет навести:
*Наплавной мост грузоподъемностью 20 тонн длиной до 382 метров за 50
минут при ширине проезжей части 3.25 метра. Допустимая скорость течения до 3
м/сек, волнение до 2 баллов. Расчет для сборки 72 понтонера, 50 водителей,
12 катеристов. Допустимая скорость движения по мосту 30 км/час.
Примечания. 1.Собственно, это мост для колесной техники. Для
гусеничной, даже легкой типа БМП, МТ-ЛБ он не годится из-за своей
ширины
2. Длина 382 метра является не столько предельно возможной, сколько
суммарной, т.к. можно навести одновременно несколько мостов (как минимум,
два, т.к. береговых звеньев в комплекта парка четыре). При благоприятных
условиях берега или при использовании для сопряжения ленты моста с берегом
пролетов комплекта ТММ (4 штуки в комплекте) или построенных береговых
участков моста на жестких опорах с помощью комплекта мостостроительных
средств КМС-Э или установки УСМ можно навести несколько
наплавных мостов суммарной длиной до 382 метра.
*Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн длиной до 227
метров за 30 минут при ширине проезжей части 6.55 метров. Допустимая
скорость течения до 3 м/сек, волнение до 2 баллов. Расчет для сборки 72
понтонера, 50 водителей, 16 катеристов.
Примечание. Колесная техника может двигаться по мосту без
ограничения скорости или в две колонны, или же можно
организовать движение одновременно в обеих направлениях.
Речное звено представляет собой
шарнирно соединенные между собой четыре понтона, два из которых имеют
форму параллелепипеда , а два имеют один край скругленный. В
отличие от понтонов парка ПМП боковые понтоны парка ПМП-М имеют устройства
для закрепления на них гидродинамических щитов.
Понтоны изготовлены из стали, причем верхняя палуба имеет толстолистовую
упрочненную сталь, выдерживающую тяжелые гусеничные грузы.
Размеры звена в разложенном виде: длина -6.75м, ширина -8.1.м., ширина
проезжей части 6.55м. Осадка пустого звена 20см., максимальная осадка под
грузом до 0.65м. Масса звена 6.79 тонны. Грузоподъемность звена 20 тонн.
Примечание автора. На снимке речное звено парка ПМП-М в
развернутом виде. Слева виден гидродинамический щит, который не поднят в
рабочее положение.
Звено в сложенном виде перевозится на автомобиле
КрАЗ-255В.
На рисунке справа речное звено (парка ПМП) в сложенном виде (этот вид оно
имеет при перевозке на автомобиле и в первый момент после сброса в воду).
Для выгрузки звена на воду автомобиль задним ходом
заезжает в воду так, чтобы вода покрыла половину заднего колеса, понтонер,
дергая за веревку, отпирает замок и звено по роликам платформы съезжает в
воду, где под действием сил плавучести и торсионов шарниров
раскрывается.
На кинограмме слева показан процесс
раскрытия звена на воде.
Понтонеры с помощью швартовых подтягивают звено к берегу,
поднимаются на палубу и запирают палубные и днищевые замки, превращая звено
в жесткую единую конструкцию. Затем они с помощью багров подтягиваются к
соседним звеньям и соединяются с ними. Когда таким образом получится лента
моста вдоль берега, то с помощью катеров и моторных звеньев она
разворачивается поперек реки до стыковки с противоположным берегом.
Обратное складывание звена и погрузка его на автомобиль
производится также силами одного-двух понтонеров и водителя, для чего
автомобиль оборудован тяговой лебедкой и кран-укосиной (стрелой), которая
обычно лежит в углублении платформы.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и
водитель автомобиля. Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена
1 понтонер и 1 водитель-понтонер.
Береговое звено отличается от речного звена тем,
что имеет иную форму понтонов, сходящую по длине на нет, наличием
откидывающихся аппарелей, меньшей длиной(5.91м. вместо 6.75м. у речного
звена), меньшей шириной (7.19 против 8.1м. меньшей грузоподъемностью (14 т.
вместо 20т. у речного звена) и большей прочностью понтонов. Это связано с
тем, что часть берегового звена при работе находится наплаву, а часть лежит
на грунте.
Кроме того, береговое звено имеет винтовое устройство для
обеспечения сопряжения моста с берегом и дополнительные якорные устройства
для удержания конца моста у берега.
Порядок действий при работе с береговым звеном аналогичен работе с речным
звеном.
Расчет звена по конструкторскому расчету 2 понтонера и водитель автомобиля.
Однако по штату понтонных рот и батальонов расчет звена 1 понтонер и 1
водитель-понтонер
Буксирно-моторные катера БМК-Т и БМК-150М
здесь не описываются, т.к. о них имеются отдельные статьи в этом же разделе
сайта.
Выстилка представляет собой металлические
пластины, соединенные между собой кольцами и образующие в целом металлическую
гибкую ленту длиной 11.7м. и шириной 3 м. Эта лента уложена на специальный
автомобиль КрАЗ-255В, обеспечивающий механизированную выкладку ленты на
грунт и обратный подъем. Выстилка предназначена для обеспечения возможности
переправляемой техники доехать до моста или парома по топкому грунту.
На снимке права: автомобиль для выстилки парка ПМП-М.
Примечание автора. По инструкции лента выдерживает 1000 проходов
по ней танков. Однако в действительности, ее можно спокойно списывать и
сдавать в металлолом после того, как по ней пройдет одна рота танков,
которые ее искорежат так, что с трудом можно будет догадаться что это такое
было. Поэтому, приказом НИВ Вооруженных Сил использование выстилок в
мирное время было категорически запрещено.
Основные отличия парка ПМП-М от парка ПМП.
1. На боковой стороне понтонов речных звеньев имеются гидродинамические щиты (волноотбойники),
которые позволяют использовать парк на более быстром течении (3м/сек. против
2 м/сек.) и большей волне (3 балла против 2 баллов).
2. Палуба берегового звена сделана прямолинейной без перегиба, что
позволяет переправляемой технике иметь более высокую скорость при въезде на
мост и съезде с него, и исключает возможность повреждение палубы звена от
ударных нагрузок.
3. Изменена конструкция выстилки, что значительно повысило ее
прочность.
4. Количество катеров в комплекте увеличено на 4 единицы.
5.В комплект парка дополнительно включены комплект средств разведки водной
преграды, комплект средств регулирования движения и комендантской службы,
комплект такелажного оборудования для удержания моста на быстром течении.
6. В комплект парка включены средства его маскировки (
противорадиолокационные отражатели уголковые и типа "Сфера", тепловые
ловушки, отражатели лазерного луча катафотного типа ).
P.S. Вообще-то, ПМП, это на
сегодняшний день это не просто понтонно-мостовой парк, а развитая система.
Кроме парков ПМП и ПМП-М Окская судоверфь (увы, не для нашей армии, а на
продажу) может производить парк ПМП-У, имеющий более крупные и тяжелые
звенья (длина 8м., ширина 8.1м, грузоподъемность звена 26 тонн); ПМП-А,
звенья которого изготовлены из легкого сплава, имеют длину 12м, ширину 8.4м,
и грузоподъемность звена 40 тонн; ПМП-Д со звеньями из ударопрочного
пластика (длина 14.2м. ширина 3.3м., грузоподъемность 14-15 тонн). Комплекты
МЛЖ и МЛЖ-М представляют собой ту же систему ПМП предназначенную для
наведения наплавных железнодорожных мостов.
Для военных целей система ПМП дала понтонно-мостовые парки ППС-84 и ПП-91.
Источники и литература
1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное
издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. Сайт ФГУП "Окская судоверфь"(http://www.innov.ru/noks) ,
4.Сайт "РОСОБОРОНЭКСПОРТ"(http://www.rusarm.ru)
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6.Сайт "БАТМАСТЕР" (http://www.bmz.ru)
7.А.Гилаев. Система многоцелевых многобазовых понтонных плавсредств ПМП.
Рукопись. 1999г.
8.Е.Ильин. Лекция "Переправочные средства Российской Федерации". Военный
факультет СПбГАСУ. 2003г.
9.Щербаков А.В.,Чистов А.В., Волков А.И., Бабаджанян С.К., Устинов В.А.
Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы на военной
кафедре СПбГАСУ.
10. Машины инженерного вооружения. Часть 2. машины для преодоления
препятствий и водных преград. Воен. из-во. Москва. 1986г.
11. Сайт "Российская военная техника"
(russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=170)
---***---
|
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях.
Парки серии ПМП изготавливает ФГУП "Окская судоверфь"
|