Инженерная техника
Красной Армии
(тридцатые-сороковые годы)
Легкий понтонный парк НЛП

Легкий понтонный парк НЛП предназначен для наведения
мостов на плавучих опорах грузоподъемностью от 5 до 16 тонн,
организации паромных переправ грузоподъемностью от 5 до 16 тонн,
а также организации десантных переправ пехоты с использованием
лодок-понтонов в качестве десантных средств.
Парк НЛП был разработан в 1930-32 годах и принят на
вооружение РККА в 1934 (по другим данным в 1935 г.) и находился на
вооружении до 1947 года, хотя по окончании Великой Отечественной войны
его производство было прекращено. В 1945-49 годах, оставшиеся комплекты
парка были переданы НОАК Китая. Оттуда, очевидно, несколько парков попало во
Вьетнам в период французско-вьетнамской войны 1946-54 гг. и в Корею во время
войны 1950-53гг. И еще в начале семидесятых годов в Южном Вьетнаме
можно было встретить на широких реках паромы, в которых без труда
угадывались признаки советских НЛП.
В комплект парка НЛП входят 28 открытых сверху
беспалубных лодок-понтонов с комплектами весел, элементы пролетных строений
(прогоны, настил)-28 комплектов, въездные аппарели-14 комплектов, козловые
опоры - для 2 пристаней.
Кроме того, в состав парка могут быть включены в качестве паромных
буксирно-моторных средств, но которые не являются его обязательной
принадлежностью, буксирно-моторные катера БМК-70, полуглиссеры НКЛ-27 или
забортные агрегаты (лодочными моторами) СЗ-10, СЗ-20, мотор-весло МВ-72.
Количество средств механизации не регламентируется и определяется
возможностями промышленности.
Лодка-понтон (на рисунке слева
лодка-понтон в сложенном виде). изготавливается из бакелизированной (не
горит, не разбухает от влаги и по прочности близка к дюралю) многослойной
фанеры.
Лодка-понтон складная. Вес 450 кг.
Размеры в сложенном виде 7.52х1.95х0.25 м.
В разложенном виде 7.15х1.9х0.85м.
Грузоподъемность на воде 5 тонн.
Лодка поднимает 25 солдат с полной выкладкой и расчетом гребцов. Скорость
передвижения на веслах 4-4.5 км/час. В качестве средства моторизации
может использоваться забортный агрегат СЗ-10, обеспечивающий скорость
движения до 7-8 км/час. Саперным отделением лодка раскладывается за 3
минуты.
На рисунке момент раскладывания лодки-понтона саперным
отделением.
Из комплекта парка НЛП может быть собрано:
* 14 паромов (по 2 лодки на паром) под 5-ти тонные гусеничные грузы
(колесные по 3 тонны на ось) и 2 пристани двумя отделениями саперов за 15
минут.
*9 паромов (по 3 лодки на паром) под 9-ти тонные гусеничные грузы (колесные
по 5 тонн на ось) и 2 пристани двумя отделениями саперов за 20 минут.
*4 парома (по 4 лодки на паром) под 16-ти тонные гусеничные грузы (колесные
по 7.5 тонн на ось) и 2 пристани тремя отделениями саперов за 25 минут.
На рисунке слева: 9-тонный перевозной паром
из парка НЛП.
От автора. Обратите внимание на конструкцию
аппарели, позволяющей разгружать перевозимую технику на необорудованный
берег. Таких аппарелей в комплекте парка было 14. Таким образом было можно
иметь до семи паромов, которые могут работать без пристаней. А ведь
причаливание парома к пристани было сложным элементом и требовало времени.
Не вполне понятно, почему в последующих парках от такого способа сопряжения
парома или даже моста с берегом отказались.
На рисунке также видно, что на паром загружен автомобиль
ГАЗ-ААА с 76-мм полковой пушкой обр. 1927 г. и расчетом.
Для передвижения по воде на веслах (скорость до 3 км/час)
требуется по 5-10 гребцов на лодку или же по одному забортному агрегату
СЗ-10 на лодку.
Забортный агрегат СЗ-10
представляет собой бензиновый мотор мощностью 10л.с. в едином блоке с
трансмиссией и судоходным винтом с тягой на швартовых до 150 кгс.,
который подвешивается на транец лодки. Изменение вектора тяги достигается
поворотом всего агрегата на шарнире. Скорость парома с забортным агрегатом
на каждой лодке составляет до 4 км/час.
Забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20 показали достаточную
эффективность на десантных переправах, которые оборудовались с применением
лодок парка. Вместе с тем, они оказались слабоватыми для передвижения
паромов, работы по их развитию были прекращены и предполагалась замена их
буксирно-моторным катером БМК-70, принятым на снабжение инженерных войск в
1935 г.. Он имел двигатель ЗИС-5 мощностью 85 л.с., максимальную скорость
хода на воде 18 км/ч и тяговое усилие на швартовах до 600 кгс, что позволяло
буксировать паромы со скоростью 7-8 км/ч. Катер транспортировался за
автомобилем на специальном прицепе грузоподъемностью 3т.
Однако к моменту начала Великой Отечественной войны катеров было выпущено
мало и не удалось оснастить ими даже более тяжелые парки Н2П. Ни один парк
НЛП катеров не получил.
Для десантной переправы на лодках одной стрелковой роты
требовалось 7 лодок, для стрелкового батальона 32 лодки.
Для переправы на паромах за один рейс одной батареи противотанковой
артиллерии требовалось 7 двухлодочных паромов, батареи 76 мм. пушек на
мехтяге 12 двухлодочных паромов.
Кроме сборки паромов парк НЛП позволял наводить понтонные
мосты грузоподъемностью от 5 до 16 тонн. Один комплект парка позволял
навести:
*5-тонный мост (гусеничная нагрузка 5 тонн, колесная до 3 тонн на ось)
длиной 135 метров саперной ротой за 65 минут.
*9-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 9 тонн, колесная до 5 тонн на ось)
длиной 99 метров саперной ротой за 55 минут.
*14-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 14 тонн, колесная до 7.5 тонн на
ось) длиной 79 метров понтонной ротой за 50 минут.
*16-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 16 тонн, колесная до 7.5 тонн на
ось) длиной 77 метров саперной ротой за 60 минут.
На снимке справа: наводка 5-тонного
наплавного моста из парка НЛП методом "по-паромно".
По предвоенным штатам парки НЛП должны были иметь:
*Инженерный полк РВГК(существовало 18 инженерных полков) - 1 парк НЛП (и 1
тяжелый парк Н2П);
*Отдельный саперный батальон стрелкового корпуса - 1 парк НЛП;
*Отдельный саперный батальон стрелковой дивизии - 1 парк НЛП.
Примечание. Саперный батальон стрелковой дивизии мог иметь либо
понтонный парк НЛП, либо десантный парк, состоящий из переправочного парка
ПА-3 (МдПА-3), комплекта ТЗИ и 36 лодок (лодки Иолшина, резиновые лодки ЛМН,
саперные деревянные лодки СДЛ).
По штатам стрелковой дивизии №04/400 - 1941 г. в
саперном батальоне стрелковой дивизии содержался один парк НЛП. Личный
состав парка (45 человек) предназначался для хранения и обслуживания
материальной части парка. Для сборки паромов и наведения мостов из этого
парка требовалось привлечение до саперной роты из саперного батальона
дивизии, а для перевозки парка авторота отдельного автомобильного батальона
дивизии (что почему то не предусматривалось расчетом подъема
материальных средств дивизии).
От автора. Старая песня - как всегда, про саперов забывают. А
когда припрет, начинается генеральский возмущенный рев -"где вы там в тылу
шляетесь" и размахивание наганом перед носом ошалевшего от несправедливой
обиды инженерного офицера.
Парк НЛП собственных средств транспортирования не имел,
что резко снижало в условиях войны его живучесть и оперативность.
Для перевозки парка НЛП (без забортных агрегатов, катеров) требовалось
30 автомобилей класса ЗИС-5. Так, при подходе войск в 1943 году к Днепру
парки НЛП, обеспеченные транспортом не более чем на половину отстали
от войск. Они в основном находились на армейских и фронтовых складах.
Все это значительно снизило темпы форсирования и расширения плацдармов на
противоположном берегу.
К 1937 году в РККА было поставлено 15 парков НЛП. Опыт
действий Южного фронта в июне 1940 года во время операции в Буковине и
Бессарабии свидетельствовал о необходимости укрепления понтонных частей и
целесообразности замены в саперных батальонах стрелковых дивизий и корпусов
переправочных парков на лодках А-3 на понтонные парки НЛП.
В первом полугодии 1941 г. в войска поступило 4 парка, во втором полугодии
17 парков. К началу войны в РККА имелось 27 парков НЛП.
Несмотря на большие потери в ходе уже первых боев лета 1941 года из-за
простоты изготовления и доступности материалов (фанера, дерево) производство
НЛП постоянно наращивалось. В 42 году поступило 52 парка, в 43-м -46 парков,
в 44-м -61 парк, в первом полугодии 45 года -25 парков. Всего за годы войны
войска получили 206 комплектов парка НЛП.
Эти парки активно использовались при форсировании крупных водных преград.
Так, при форсировании р.Днепр в сентябре 1943 года Воронежский фронт имел из
общего числа переправочных парков -27 имел пять НЛП.
В заключительный период войны с ростом удельного веса в
составе армии танковых войск, увеличения количества тяжелой бронетехники и
расширения возможностей промышленности по обеспечению армии более тяжелыми и
грузоподъемными парками значимость НЛП непрерывно снижалась и они, в
основном, оставались в стрелковых дивизиях и корпусах
Источники и литература
1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное
издательство. Москва. 1982 г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999 г.
3. А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им.
Куйбышева. Москва. 1941 г.
4. Военно-инженерное дело. Наставление. Воениздат НКО СССР. Москва. 1931 г.
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6. А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство. Москва. 1950 г.
---***---
|