Легкий понтонныq парк НЛП - nlp.html

Инженерная техника
Красной Армии

(тридцатые-сороковые годы)

Легкий понтонный парк НЛП

nlp-1.jpg (17933 bytes)

Легкий понтонный парк НЛП предназначен для наведения мостов  на плавучих опорах грузоподъемностью от 5 до 16 тонн, организации паромных переправ   грузоподъемностью от 5 до 16 тонн, а также организации десантных переправ пехоты с использованием лодок-понтонов в качестве десантных средств.

Парк НЛП был разработан в 1930-32 годах и принят на вооружение РККА в 1934 (по другим данным в 1935 г.) и находился на вооружении  до 1947 года, хотя по окончании Великой Отечественной войны его производство было прекращено. В 1945-49 годах, оставшиеся комплекты парка были переданы НОАК Китая. Оттуда, очевидно, несколько парков попало во Вьетнам в период французско-вьетнамской войны 1946-54 гг. и в Корею во время войны  1950-53гг. И еще в начале семидесятых годов в Южном Вьетнаме можно было встретить на широких реках паромы, в которых без труда угадывались признаки советских НЛП.

В комплект парка НЛП входят 28 открытых сверху беспалубных лодок-понтонов с комплектами весел, элементы пролетных строений (прогоны, настил)-28 комплектов, въездные аппарели-14 комплектов, козловые опоры - для 2 пристаней.
Кроме того, в состав парка могут быть включены в качестве паромных буксирно-моторных средств, но которые не являются его обязательной принадлежностью, буксирно-моторные катера БМК-70, полуглиссеры НКЛ-27 или забортные агрегаты (лодочными моторами) СЗ-10, СЗ-20, мотор-весло МВ-72.
Количество средств механизации не регламентируется и определяется возможностями промышленности.

nlp-5.gif (4998 bytes)Лодка-понтон (на рисунке слева лодка-понтон в сложенном виде). изготавливается из бакелизированной (не горит, не разбухает от влаги и по прочности близка к дюралю) многослойной фанеры.
Лодка-понтон складная. Вес  450 кг.
Размеры в сложенном виде 7.52х1.95х0.25 м.
В разложенном виде 7.15х1.9х0.85м.
Грузоподъемность на воде 5 тонн.
Лодка поднимает 25 солдат с полной выкладкой и расчетом гребцов. Скорость передвижения на веслах nlp-4.gif (11839 bytes) 4-4.5 км/час. В качестве средства моторизации может использоваться забортный агрегат СЗ-10, обеспечивающий скорость движения до 7-8 км/час. Саперным отделением лодка раскладывается за 3 минуты.

На рисунке момент раскладывания лодки-понтона саперным отделением.

Из комплекта парка НЛП может быть собрано:
* 14 паромов (по 2 лодки на паром) под 5-ти тонные гусеничные грузы (колесные по 3 тонны на ось) и 2 пристани двумя отделениями саперов за 15 минут.
*9 паромов (по 3 лодки на паром) под 9-ти тонные гусеничные грузы (колесные по 5 тонн на ось) и 2 пристани двумя отделениями саперов за 20 минут.
*4 парома (по 4 лодки на паром) под 16-ти тонные гусеничные грузы (колесные по 7.5 тонн на ось) и 2 пристани тремя отделениями саперов за 25 минут.

nlp-01.jpg (23630 bytes)На рисунке слева: 9-тонный перевозной паром из парка НЛП.

От автора. Обратите внимание на конструкцию аппарели, позволяющей разгружать перевозимую технику на необорудованный берег. Таких аппарелей в комплекте парка было 14. Таким образом было можно иметь до семи паромов, которые могут работать без пристаней. А ведь причаливание парома к пристани было сложным элементом и требовало времени. Не вполне понятно, почему в последующих парках от такого способа сопряжения парома или даже моста с берегом отказались.

На рисунке также видно, что на паром загружен автомобиль ГАЗ-ААА с 76-мм полковой пушкой обр. 1927 г. и расчетом.

Для передвижения по воде на веслах (скорость до 3 км/час) требуется по 5-10 гребцов на лодку или же по одному забортному агрегату СЗ-10 на лодку.

nlp-3.jpg (12721 bytes)Забортный агрегат СЗ-10 представляет собой бензиновый мотор мощностью 10л.с. в едином блоке с трансмиссией и судоходным винтом с тягой  на швартовых до 150 кгс., который подвешивается на транец лодки. Изменение вектора тяги достигается поворотом всего агрегата на шарнире. Скорость парома с забортным агрегатом  на каждой лодке  составляет до 4 км/час.

Забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20 показали достаточную эффективность на десантных переправах, которые оборудовались с применением  лодок  парка. Вместе с тем, они оказались слабоватыми для передвижения паромов, работы по их развитию были прекращены и предполагалась замена их  буксирно-моторным катером БМК-70, принятым на снабжение инженерных войск в 1935 г.. Он имел двигатель ЗИС-5 мощностью 85 л.с., максимальную скорость хода на воде 18 км/ч и тяговое усилие на швартовах до 600 кгс, что позволяло буксировать паромы  со скоростью 7-8 км/ч. Катер транспортировался за автомобилем на специальном прицепе грузоподъемностью 3т.
Однако к моменту начала Великой Отечественной войны катеров было выпущено мало и не удалось оснастить ими даже более тяжелые парки Н2П. Ни один парк НЛП катеров не получил.

Для десантной переправы на лодках одной стрелковой роты требовалось 7 лодок, для стрелкового батальона 32 лодки.
Для переправы на паромах за один рейс одной батареи противотанковой артиллерии требовалось 7 двухлодочных паромов, батареи 76 мм. пушек на мехтяге 12 двухлодочных паромов.

Кроме сборки паромов парк НЛП позволял наводить понтонные мосты грузоподъемностью от 5 до 16 тонн. Один комплект парка позволял навести:
*5-тонный мост (гусеничная нагрузка 5 тонн, колесная до 3 тонн на ось) длиной 135 метров саперной ротой за 65 минут.
*9-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 9 тонн, колесная до 5 тонн на ось) длиной 99 метров саперной ротой за 55 минут.
*14-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 14 тонн, колесная до 7.5 тонн на ось) длиной 79 метров понтонной ротой за 50 минут.
*16-ти тонный мост (гусеничная нагрузка 16 тонн, колесная до 7.5 тонн на ось) длиной 77 метров саперной ротой за 60 минут.

На снимке справа: наводка 5-тонного наплавного моста из парка НЛП методом "по-паромно".

По предвоенным штатам парки НЛП должны были иметь:
*Инженерный полк РВГК(существовало 18 инженерных полков) - 1 парк НЛП (и 1 тяжелый парк Н2П);
*Отдельный саперный батальон стрелкового корпуса - 1 парк НЛП;
*Отдельный саперный батальон стрелковой дивизии - 1 парк НЛП.

Примечание. Саперный батальон стрелковой дивизии мог иметь либо понтонный парк НЛП, либо десантный парк, состоящий из переправочного парка ПА-3 (МдПА-3), комплекта ТЗИ и 36 лодок (лодки Иолшина, резиновые лодки ЛМН, саперные деревянные лодки СДЛ).

По штатам  стрелковой дивизии №04/400 - 1941 г. в саперном батальоне стрелковой дивизии содержался один парк НЛП. Личный состав парка (45 человек) предназначался для хранения и обслуживания материальной части парка. Для сборки паромов и наведения мостов из этого парка требовалось привлечение до саперной роты из  саперного батальона дивизии, а для перевозки парка авторота отдельного автомобильного батальона дивизии (что почему то  не предусматривалось расчетом подъема материальных средств дивизии).

От автора. Старая песня - как всегда, про саперов забывают. А когда припрет, начинается генеральский возмущенный рев -"где вы там в тылу шляетесь" и размахивание наганом перед носом ошалевшего от несправедливой обиды инженерного офицера.

Парк НЛП собственных средств транспортирования не имел, что резко снижало вnlp-6.jpg (5274 bytes) условиях войны его живучесть и оперативность. Для перевозки парка  НЛП (без забортных агрегатов, катеров) требовалось 30 автомобилей класса ЗИС-5. Так, при подходе войск в 1943 году к Днепру парки НЛП, обеспеченные транспортом не более чем на половину  отстали от войск. Они  в основном находились на армейских и фронтовых складах. Все это значительно снизило темпы форсирования и расширения плацдармов на противоположном берегу.

К 1937 году в РККА было поставлено 15 парков НЛП. Опыт  действий Южного фронта в июне 1940 года во время операции в  Буковине и   Бессарабии свидетельствовал о необходимости укрепления понтонных частей и целесообразности замены в саперных батальонах стрелковых дивизий и корпусов переправочных парков на лодках А-3 на понтонные парки НЛП.
В первом полугодии 1941 г. в войска поступило 4 парка, во втором полугодии 17 парков. К началу войны в РККА имелось 27 парков НЛП.
Несмотря на большие потери в ходе уже первых боев лета 1941 года из-за простоты изготовления и доступности материалов (фанера, дерево) производство НЛП постоянно наращивалось. В 42 году поступило 52 парка, в 43-м -46 парков, в 44-м -61 парк, в первом полугодии 45 года -25 парков. Всего за годы войны войска получили 206 комплектов парка НЛП.
Эти парки активно использовались при форсировании крупных водных преград. Так, при форсировании р.Днепр в сентябре 1943 года Воронежский фронт имел из общего числа  переправочных парков -27  имел пять  НЛП.

В заключительный период войны с ростом удельного веса в составе армии танковых войск, увеличения количества тяжелой бронетехники и расширения возможностей промышленности по обеспечению армии более тяжелыми и грузоподъемными парками значимость НЛП непрерывно снижалась и они, в основном, оставались в стрелковых дивизиях и корпусах

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999 г.
3. А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им. Куйбышева. Москва. 1941 г.
4. Военно-инженерное дело. Наставление. Воениздат НКО СССР. Москва. 1931 г.
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6. А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство. Москва. 1950 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника