Средства инженерного вооружения
Бундесвера

(девяностые годы XX в.- начало XXI в.)

Бронетральщик "Кайля"
(Minenraeumpanzer (MRPz) Keiler)

nem-tral-kaban-01.jpg (24373 bytes)

Бронетральщик Кайля  предназначен для проделывания проходов в противотанковых и противопехотных минных полях методом выкапывания,  разрушения и уничтожения мин, установленных как на поверхность грунта, так и  в грунт до глубины 20-25 см.

По своей конструкции это минный трал бойкового типа, установленный на базе устаревшего американского танка M48 A2CA2 "Паттон", с которого снята башня с вооружением.
Рабочим органом трала является вращающийся вал с приводом от двигателя танка. К валу на коротких цепях подвешены рабочие элементы (стержни). При тралении вал вращается в обратном направлении движению танка, вследствие чего рабочие элементы ударяют по грунту, несколько заглубляются в него и выходя из вперед-вверх выбрасывают грунт вперед. При этом, оказавшиеся на пути рабочих элементов мины либо разрушаются, либо выбрасываются вперед, nem-tral-kaban-02.jpg (23608 bytes)либо взрываются.

От автора. Т.е. рабочий элемент бьет по корпусу мины сзади вперед и вверх. Ударом корпус мины разрушается и она становится неработоспособной. Обломки мины выбрасываются вперед на поверхность грунта или остаются в земле. Если удар придется так, что сработает взрыватель, то мина, естественно, взрывается.
Оно бы вроде и ничего, но смущают некоторые моменты. Если мина выброшена в целом или поврежденном виде вперед, то трал по ней будет ударять снова и снова. Таким образом перед тралом образуется некий коктейль из грунта, обломков мин и кусков взрывчатки. А за тралом остаются в грунте тоже обломки мин и куски взрывчатки. Трудно полагать такой проход в минном поле   безопасным. Во всяком случае, пехоте я не рекомендовал бы пользоваться таким проходом, хотя немцы утверждают, что трал очищает проход от всех типов существующих мин, в том числе и противопехотных. Ведь промежутки между рабочими элементами около 20 см. А это  создает большую вероятность того, что противопехотные фугасные мины будут пропущены тралом.

И еще. MRPz это аббревиатура от слова Minenraeumpanzer . В немецких документах используется либо полное название "Minenraeumpanzer Keiler", либо сокращенное "MRPz Keiler", либо еще короче "MRPz", поскольку подобных машин в Германии больше нет.   И нельзя писать "Minenraeumpanzer MRPz Keiler". Посему и в русском написании следует писать "Бронетральщик Кайля", ну или, скажем "Бронемашина траления мин "Кабан". Или подобно. Но во всяком случае MRPz это аббревиатура, а  не  индекс машины подобно нашим "Танк Т-90" или "Боевая машина пехоты БМП-2".

Позади трала образуется сплошной проход шириной 4.7 метра и глубиной от 0 до 25 см.

nem-tral-kaban-03.jpg (14954 bytes)От автора.   В описании машины указано, что мины отбрасываются в стороны от прохода. Однако, имеющиеся в распоряжении автора видеозаписи достаточно откровенно показывают, что весь извлекаемый грунт бросается практически строго вперед,  и через пару  десятков метров перед машиной образуется солидный земляной вал. На этом моменте видеозаписи обрываются. Как поступает экипаж дальше, остается за кадром.
На видеозаписях  видно, что некоторые мины взрываются. А вот мин, отброшенных в стороны что-то незаметно.  Зато хорошо видно, что на рабочем органе и на самой машине лежит уже довольно много грунта (а значит и обломков мин?)

Скорость траления от 4.5 км/час (при тралении мин, установленных на поверхность), до 0.5 км/час ( при тралении мин, установленных на глубине до 25 см.). Во время работы для уменьшения нагрузки на передние катки  машины с нижнего лобового листа на грунт опускается nem-tral-kaban-04.jpg (22782 bytes)лыжа.

Проделанный проход обозначается с помощью устанавливаемых  с машины механических стоек-знаков, размещенных в кассетах на кормовой части машины. Эти знаки могут устанавливаться через каждые 6, 12, 24 или 48 метров. Интервалы задаются вручную или автоматикой.

В транспортном положении рабочий орган с помощью гидропривода поднимается на крышу машины и разворачивается на 90 градусов по горизонтали. Это уменьшает габариты тральщика по ширине, обеспечивает равномерность нагрузки на ходовую часть. А также обеспечивает транспортную скорость до 48 км/час.

Бронетральщик Кайля был разработан в начале девяностых годов совместно фирмами MaK GmbH и   Thyssen Henschel Wehrtechnik, входящими в концерн Рейнметалл. В разработках принимали участие также фирмы MTU Friedrichshafen и Renk AG. Генеральный подрядчик фирма MaK GmbH.

В 1996-98 годах Бундесверу были поставлены 24 машины.

Тактико-технические характеристики бронетральщика Кайля.

Общий вес машины..................................................................................................... 53 т.
Габаритные размеры:
               -длина в транспортном положении.......................................................... 8.67м.
                -длина в рабочем положении.................................................................... 10.7м.
              -ширина в транспортном  положении....................................................... 3.8м.
              -ширина в рабочем   положении................................................................. 6.35м.
              -высота в транспортном положении.......................................................... 3.84м.
              -высота в рабочем положении................................................................... 2.98м.
Мощность двигателя. (дизель MB 871 Ka-501 ......................................................... 818 квт. (1112 л.с.)
Запас топлива (дизельное).......................................................................................... 1111 литров
Расход топлива  при движении по дороге................................................................. 320 литров на 100 км.
Расход топлива  при движении по пересеченной местности................................ 580 литров на 100 км.
Расход топлива при тралении................................................................................... 320 литров/час
Клиренс........................................................................................................................ 245мм.
Наибольшая крутизна подъема................................................................................... 60%
Преодолеваемая вертикальная стенка...................................................................... 22 см.
Максимальный поперечный крен.............................................................................. 30%
Максимальная ширина преодолеваемого рва........................................................... 1.6 м.
Глубина брода............................................................................................................. 1.22м.
Скорость при транспортном положении рабочего органа...................................... до 48 км/час
Скорость при положении рабочего органа "готовность"........................................ до 21 км/час
Скорость траления...................................................................................................... от 0.5 до 4.5 км/час
Ширина зоны траления.............................................................................................. 4.7м.
Глубина траления........................................................................................................ 0-25 см.
Производительность траления.................................................................................... 120м. за 10 минут
Степень очистки от мин.......................................................................................... 98% (реально не более 67-70%)
Экипаж.......................................................................................................................... 2 чел.
Вооружение................................................................................................................... нет
Время подготовки к работе из транспортного положения....................................... 30 мин.
Время подготовки к работе из положения. "готовность"....................................... 5 мин.
Время свертывания и готовности к маршу................................................................ 30 мин.

Сведений о стойкости элементов трального устройства к взрывам в документации не приводится. Сведения о внутреннем оборудовании машины (радиосвязь и внутренняя связь, противопожарное оборудование, защита от ОМП и т.п.) следует искать в описания танка М48 Паттон.

Несколько машин были использованы в составе миротворческих сил (SFOR) в Сомали. Опыт использования показал, что тральщик возможно использовать только для проделывания проходов во время боевых действий, и совершенно неприменим для сплошного разминирования местности. Это связано с тем, что мины при тралении частично разрушаются и их остатки остаются на месте, частично выбрасываются на поверхность, но часть из них вновь засыпается выброшенным грунтом. Взрывается не более 2-5% мин. Таким образом, условия для последующей очистки местности от мин иными техническими средствами   или деминерами вручную лишь ухудшаются. Кроме того, выяснилось, что Кайля лучше работает по минам, установленным на поверхности или в легком песчаном грунте.

5 мая 2014г.

Источники и литература

1.HDv 285/110 VS-NfD Kampfmittel fuer den Pionierdienst. Koeln, 23. Mai 2003.
2.TDv 2350/046-12 Minenraeumpanzer (MRPz) Keiler. Koeln, 30. Mai 1996.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
В общем то слово Keiler переводится с немецкого как "свинья", "кабан", или если хотите "вепрь". Очевидно, последний перевод наиболее близок к внешним проявлениям этой машины во время работы - ревет, разрывает и кидает вперед землю в поисках "вкусненького" то бишь мин.
Но я все же решил не переводить это слово на русский, а написать ее имя так, как его произносят немцы.

Трал этот бойкового типа, подобный тем, какие союзники применяли во Второй Мировой войне, не сумевшие создать ничего подобного советскому катковому тралу ПТ-3. Хотя уже тогда выяснились органические и неустранимые  недостатки бойковых тралов. Основные из них:
1.Прежде всего, это недостаточная степень надежности. До 20% мин такие тралы пропускают.
2. Трал отнимает до 30% мощности двигателя.
3.Большой вес трала, висящего впереди машины, очень быстро разрушает подвеску машины.
4. При работе трала экипаж лишен возможности наблюдения за полем боя из-за того, что перед машиной возникает облако пыли, грязи и комьев грунта.
5. При работе трала экипаж лишен возможности вести огонь по противнику.
6.Облако пыли и грязи в зоне работы трала выдает противнику места и направления движения атакующих танков.

В СССР, попробовав бойковые тралы еще в конце тридцатых годов, закрыли эти проекты как бесперспективные и больше к ним не возвращались.

Факты того, что армии, которым приходится воевать в условиях минного противодействия (в том числе и армия США), применяют в основном советские тралы КМТ-5, КМТ-7 без каких либо переделок или модификаций, убедительно говорят, что это действительно единственные эффективные устройства траления мин..