Средства инженерного вооружения
армии Германской империи

(1871-1918)

Кавалерийский комплект мостового имущества
( kavalerie Brükengerät)

nem-ponton-1912-7.jpg (19904 bytes)

Кавалерийский комплект мостового имущества предназначен для наведения пешеходных мостиков, мостов, усиленных мостов   на плавучих опорах или организации паромной переправы  через водные преграды. Сооружения, создаваемые из этого комплекта,    используются для переправы пеших солдат, лошадей, всадников, орудий, орудийных передков,  повозок с имуществом и вооружением.

Комплект мостового имущества состоит на вооружении кавалерийских полков всех видов (кирасирские, гусарские, уланские и прочие). При необходимости навести мост через водную преграду, ширина которой превышает возможности одного комплекта,  могут объединяться несколько комплектов (от двух до шести). Предельные длины мостов, собираемых из шести комплектов могут достигать - пешеходного мостика 192м., моста 96 м, усиленного моста 64 м.

Мостовой комплект  кавалерийского полка  состоит из:
1. Четыре полулодки.
2. Шесть опорных балок.
3. Восемь щитов настила.
4. Четыре стяжки.
5. Шесть леерных стоек.
6. Два якоря.
7. Двенадцать береговых кольев (шесть коротких и шесть длинных).
8. Двенадцать  весел.
9. Двенадцать уключин.
10. Восемь упорных шестов.
11. Четыре якорных каната ( каждый диаметром 17 мм. и длиной 45 м.).
12. Шестнадцать леерных веревок (каждая диаметром 10мм. и длиной 6.5м.).
13. Восемь шнуровочных веревок (каждая диаметром 8мм. и  длиной 2.5м._ .
14. Вспомогательное имущество (4 топора, 2 кирки, 4 лопаты, 2 двуручных пилы)

Весь комплект перевозится на двух шестиконных  двухосных повозках. Комплектация обеих повозок одинаковая.

Личный состав мостового комплекта    2 унтер-офицера и 12 солдат. Всего 14 человек.

Полулодки (Halbboot).
nem-ponton-1912-1.jpg (15477 bytes)В комплекте четыре полулодки. Они используются в качестве плавучих опор моста или основы перевозного парома. Для использования в качестве самостоятельного переправочного средства полулодки не предназначены, хотя и могут использоваться в этом качестве.
Полулодка имеет  каркас из металлических шпангоутов, изготовленных из низкоуглеродистой стали. Обшивка из оцинкованной жести толщиной 0.6мм.  К днищу лодки изнутри приклепаны пять днищевых   досок, а снаружи три предохранительные рейки.
Верхние кромки бортов окаймляются деревянным брусом, в котором выделаны отверстия для закрепления опорной балки, весельных уключин и леерных стоек,
На  килевой доске в кормовой и носовой частях, а также изнутри транца кормы  закреплены металлические кнехты для крепления якорных канатов.
Борта полулодки защищены кранцевыми рейками. В кормовой части  лодки имеются кольцо и крюк, с помощью которых две полулодки своим кормовыми частями могут скрепляться между собой. Две полулодки образуют полную лодку (Ganzboot).
Длина полулодки 3.44м.,  ширина 1.58м., высота по борту 0.615м. Общий вес полулодки 155 кг.
Длина полной лодки 6.88м., вес 310 кг.

Грузоподъемность полной лодки   инструкцией определена лишь по вместимости личного состава. Ее грузоподъемность 10 солдат пехоты или 8 солдат кавалерии (с седлами и прочей конской амуницией) плюс  два гребца.  По прикидкам автора это не менее 1 -1.2 тонн тонны.

nem-ponton-1912-2.jpg (9311 bytes)От автора. Вообще то подобные изделия принято называть полупонтонами (Halbponton), и понтонами (Ganzponton), поскольку они не очень то удобны для использования в качестве именно лодок (шлюпок).  Но мы сочли более правильным в данной статье называть  их так, как они названы в немецком служебном документе "Полевая инженерная служба всех войск" издания 1912 года. Впрочем, читатель вправе использовать более дословный перевод -"полубот" и "полный бот". Однако,  прижившееся в русском языке немецкое слово "бот" у нас обычно используется для обозначения плавсредств  более крупных нежели, скажем, катер, но не дотягивающих по своим размерам до полноценного судна.

Несущие балки (Holm)
nem-ponton-1912-3.jpg (12364 bytes)В комплекте имеется 6 несущих балок. Четыре из них устанавливаются вдоль продольной оси полулодок и   используются в качестве насадок, на которые опираются концы щитов мостового настила; а две используются в качестве береговых опор (береговой лежень).
Балки изготовлены из сосны и окантованы медными полосами. В них имеются отверстия для шипов мостовых щитов и леерных стоек. В обеих концах балки имеют  шипы для установки в соответствующие отверстия носовой и кормовой частей полулодок.
Длина каждой балки 4.18м., высота 0.21м и толщина 6 см. Вес 20 кг.

Следует заметить, что в зависимости от схемы моста балки могут и не использоваться, а щиты мостового настила крепиться к бортовым брусьям полулодок.

Щиты мостового настила (Brueckentafel)
nem-ponton-1912-4.jpg (8562 bytes)В комплекте имеется 8 щитов мостового настила. Они используются в качестве пролетного строения моста или палубы парома. Каждый щит состоит из трех продольных балок небольшой толщины и двадцати досок настила.   Балки изготавливаются из сосны и по концам окованы металлом для прочности. Крайние балки имеют крюки, с помощью которых они закрепляются на несущих балках или бортах лодок.
Доски настила изготавливаются из сосны. Крайние доски изготовлены из дуба и имеют по два отверстия, с помощью которых они канатами привязываются к лодкам, если используются в качестве палубы парома.
Посередине щита приклепана металлическая полоса, имеющая по концам отверстия для крюков стяжки.
Длина щита (без учета крюков) 4 метра, ширина 1 метр, высота ( с учетом досок настила 16 см. Толщина досок и балок 2 см.
Вес одного щита 92 кг.

Стяжки (Unterzug)
nem-ponton-1912-5.jpg (11967 bytes)В комплекте имеются четыре стяжки. Используются только в мостах и усиленных мостах. Их основное предназначение состоит в соединении двух или трех щитов мостового настила в единое пролетное строение с целью предотвращения разъезжания щитов поперек продольной оси моста. Кроме того, стяжка способствует равномерному распределению нагрузки по щитам и повышению прочности пролетного строения. Одна стяжка устанавливается под один пролет моста.

Стяжки крепятся под мостовым настилом при помощи двух простых подвижных и двух двойных крюков и прикручиваются при помощи барашковых гаек. Для предохранения барашковых гаек от самооткручивания предусмотрено кольцо, надевающееся  на одно из перьев из барашков.
Стяжка изготавливается из сосны и полностью оббита листовой жестью.
Она представляет собой брус сечением  6.5 х 8см. Длина стяжки 3,3 метра. Вес каждой стяжки 44 кг.

От автора.  Обычно понтонные мосты в целях уменьшения количества предметов комплектации, уменьшения общего веса имущества и сокращения времени сборки моста  не оснащаются перилами, характерными для обычных мостов. Вместо них по краям моста иногда устанавливаются стойки, в которые продеваются   леера ( по сути дела обычные веревки). Удержать оступившегося солдата или сдвинувшуюся вбок повозку они, конечно, не могут. Но леера   выполняют  важную  психологическую задачу - создают ощущение безопасности у людей. Да и у лошадей тоже.

Леерная стойка (Gelaenderstab)
nem-ponton-1912-6.jpg (2629 bytes)В комплекте имеются шесть леерных стоек. С их помощью определяются боковые границы проезжей части моста
Леерная стойка изготавливается  из дуба, имеет на верхнем конце кольцо, через которые протягиваются леера. Стойка имеет цилиндрическую форму. В нижней части имеется башмачный шип, которым стойка  вставляется в отверстие   несущей балки или борта лодки.  Высота стойки 1.19м., диаметр 5 см. Вес около 1,75кг.

Из комплекта могут  наводиться:

nem-ponton-1912-8.jpg (3745 bytes)1.Пешеходный   мостик (kurzer Brieckengebsteg). Предназначен для переправы кавалеристов, несущих свое и конское снаряжение или пеших солдат. Лошади переправляются вплавь ниже по течению от мостика. В качестве плавучих опор используются все четыре полулодки, на которые укладывается один ряд щитов мостового настила (расход щитов - 5 шт.). Ширина пешеходной дорожки 1 метр, что исключает переправу по мостику лошадей и повозок. Длина моста до 20 метров (разумеется, можно, в зависимости от ширины преграды навести двух-, трех-, четырех- или пятипролетный мостик).
Скорость течения водной преграды не должна превышать 1 м/сек.

Слева схема пешеходного мостика.

2.Наплавной мост (Laufbrücke).   Предназначен для переправы лошадей со всадниками, ведущими лошадь в поводу и пустых повозок, которые буксируются людьми. В качестве опор используются две полулодки и одна полная лодка. На опоры укладываются по два ряда щитов мостового настила, скрепленные стяжками. Используются все 8 щитов мостового настила. Ширина мостовой дорожки 2 метра. Длина моста 16 метров.
Схема такого моста показана на рисунке в начале статьи.

nem-ponton-1912-9.jpg (6218 bytes)3.Усиленный наплавной мост (verstärkte Laufbrücke). Предназначен для переправы кавалеристов в седлах, пушек, пулеметных повозок, груженых повозок с боеприпасами и имуществом, буксируемых лошадьми, пехоты в колонну по два. Орудия и орудийные передки переправляются раздельно. В качестве опор используются две полные лодки (четыре полулодки, соединенные в две полные лодки). Проезжая часть составляется из трех рядов щитов мостового настила, что обеспечивает ширину 3 метра. Однако, вследствие того, что в комплекте всего 8 щитов, въездной береговой пролет собирается не из трех, а из двух щитов.

Схема усиленного моста показана слева.

4.Паром. (Fähre) предназначен для переправы через широкие водные преграды полевых орудий, личного состава, лошадей,  повозок с вооружением, имуществом и боеприпасами. В качестве основы парома используются две полные лодки (четыре полулодки) и четыре щита мостового настила. Палуба паромаnem-ponton-1912-92.jpg (19077 bytes) имеет размеры 4 х4 метра, что позволяет переправлять одновременно одно полевое орудие с передком.
Для сборки парома  требуются один унтер-офицер и 18 солдат. Для движения по воде необходимы 1 унтер-офицер, 1 солдат nem-ponton-1912-91.jpg (6343 bytes)рулевой  и по 2 гребца на каждой лодке. Итого 6 человек.
Кроме того, движение парома по воде возможно способом "самолет", когда он крепится к натянутому через водную преграду канату одним бортом наискосок к течению. давление воды в борт заставляет паром перемещаться поперек течения реки.

На одном пароме, кроме расчета, может перевозиться 30 солдат пехоты с полным вооружением или 4 лошади с коноводами, или 50 комплектов конской амуниции (упряжь, седла), или 1 полевое орудие (пулемет на орудийном станке) с передком и расчетом, или 1 войсковая повозка.
Однако, Наставление предупреждает, что переправа лошадей на пароме допускается лишь в исключительных случаях, если коней невозможно переправить вплавь.

На снимке справа: переправа полевого орудия с передком  на пароме, собранном из кавалерийского комплекта.

Тактико-технические характеристики   кавалерийского мостового имущества  (k.Brückerngerät):

Тип мостов......................................................................................... наплавной на жестких понтонах
Грузоподъемность мостика на полулодках.................................... 1.3 тонны
Грузоподъемность моста................................................................. 1 тонна
Грузоподъемность усиленного моста.............................................. 1.7 тонн
Грузоподъемность парома.............................................................. 3.5 тонн
Ширина проезжей части:
                                           мостика на полулодках.......................... 1 метр
                                           моста 2 метра
                                           усиленного моста.................................. 3 метра (один из двух береговых пролетов -2 м.)
Длина пролета всех типов мостов................................................. 4 метра
Количество пролетов
                                          мостик на полулодках............................ 5
                                          мост........................................................ 4
                                          усиленный мост...................................... 3
Длина мостика на полулодках......................................................... 20 метров ( с дополнительными жесткими опорами до 32м.)
Длина моста...................................................................................... 16 метров
Длина усиленного моста.................................................................. 12 метров
Время на наведение.......................................................................... не определено.
Расчет для сборки моста................................................................... 1 унтер-офицер и 8 солдат (для разгрузки и подноски имущества дополнительно 4-8 солдат)
.
Тип парома....................................................................................... весельный на жестких понтонах
Грузоподъемность парома............................................................... 3.5 тонн
Скорость движения на воде............................................................ до 3 км/час
Размеры палубы парома................................................................... 4 х 4 метра
Расчет для сборки парома................................................................ 1 унтер-офицер и 8 солдат.
Экипаж парома................................................................................. 1 унтер-офицер (командир парома) и 5   солдат (гребцы и рулевой)
Допустимая максимальная глубина преграды................................ не регламентируется
Допустимая минимальная  глубина преграды................................ 0.5м.
Допустимая максимальная скорость течения................................. 1.5 м/сек.
Качество берегов............................................................................... должны без укрепления выдерживать вес всадника
Время эксплуатации моста............................................................... время переправы кавалерийской дивизии с тылами (до 2 сут.).
Транспортировка............................................................................. полковой комплект на двух двухосных шестиконных повозках

Август 2008 г.

Источник

1.D.V.352. Feld-Pionierdienst aller Waffen (F.Pi.D.). München. 1912.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю. И.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Авторам не удалось отыскать сведений, когда этот комплект был принят на вооружение армии Германии, но   просуществовал он до конца Первой Мировой войны, использовался в послевоенное время в Рейхсвере и очевидно отошел на второй план уже в процессе моторизации Вермахта. А вероятнее всего, использовался и в Вермахте как учебный и резервный комплект переправочных средств. Немцы народ бережливый.

Иногда читатели спрашивают,  почему мы уделяем столь пристальное внимание средствам инженерного вооружения давным давно сошедшим со сцены. Ведь нет нынче ни кавалерии, ни армий тех времен. Современные понтонные парки обладают такими возможностями, которые тогдашним понтонерам и не снились.

Причин  нашего интереса две.
Первая состоит в том, что без знания техники и оружия, использовавшихсяся в минувших войнах, невозможно правильно разобраться в истоках   причин побед и поражений, невозможно понять, почему полководцы  принимали  то или иное решение, а следовательно нельзя дать верную оценку их действиям..
Особенно это касается средств инженерного вооружения, которым в военно-исторической литературе не уделяется совершенно никакого внимания, но которые  очень существенно, а порой и радикально влияли на ход сражений и исход целых войн.

Вторая причина в том, что  по мере развития цивилизации основная масса людей во все большей степени  утрачивает способности сама   создавать требуемые для своей жизнедеятельности   изделия, сооружения из тех материалов, что имеются под рукой, а полагается на изделия промышленного изготовления. Все чаще человек,  оказавшись  без современной машинной техники  теряется и оказывается неспособным соорудить простейшие устройства, которые  могут спасти ему  и окружающим  жизнь, обеспечить выживание  и даже обеспечить нормальное функционирование небольших людских общин.
Люди все больше становятся потребителями и все меньше деятелями. Нередко они даже не подозревают, насколько просто и легко они могут все сделать сами.
Все это очень просто и не хитро, но это нужно знать или хотя бы представлять.

Рассказывая о технике прошлого мы надеемся, что где то и кому то эти простые безмашинные решения и способы помогут выйти из трудного положения своими собственными силами.