Инженерная техника
Красной Армии

(тридцатые-сороковые годы)

Тяжелый  понтонный парк Н2П
(Н2П-41, Н2П-45)

n2p-1.jpg (9584 bytes)

Тяжелый  понтонный парк Н2П (встречается обозначение Н-2-П) предназначен для наведения мостов  на плавучих опорах грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, организации паромных переправ   грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, а также в исключительных случаях и для организации десантных переправ пехоты и артиллерийских систем калибра до 76 мм. включительно с использованием понтонов в качестве десантных средств. Кроме того, парк Н2П позволяет возводить мосты на жестких опорах длиной 45 метров под грузы 16 тонн или длиной 26 метров под грузы 24 тонны.

Парк Н2П был разработан группой военных инженеров (И.Г.Попов, С.В.Завацкий, Б.Н.Корчемкин, Н.А.Тренке, А.И.Угличиничев) и принят на вооружение 1932 году.

В комплект парка Н2П входят 16 носовых полупонтонов, 32 средних полупонтона, комплект пролетного строения, 16 въездных аппарелей, козловые опоры, 16 забортных агрегатов СЗ-20 (или 10 буксирно-моторных катеров БМК-70, или 16 мотор-весел МВ-72), или 16 забортных агрегатов СЗ-20, вспомогательное имущество.

Парк перевозится на 86   специально переоборудованных автомобилях класса ЗИС-5, из них 48 автомобилей оборудовано под перевозку и погрузку понтонов, 34 автомобиля с прицепом-роспуском для перевозки пролетных строений, аппарелей, козловых опор, 4 автомобиля для перевозки забортных агрегатов и вспомогательного имущества.
В случае оснащения парка буксирно-моторными катерами в комплект парка дополнительно включается 10 специальных 3-х тонных прицепов для перевозки катеров.
Первоначально в 1932 году парк моторных средств буксирования на воде не имел. Забортные агрегаты СЗ-20 (или катера БМК-70) были включены в состав парка в 1936г, мотор-весло МВ-72 в 1943г.

Однако, комплект парка Н2П автомобилей в своем составе не имеет. Батальоны, имеющие на вооружении парк Н2П существовали двух типов:n2p-01.jpg (13161 bytes)
*Моторизованный понтонно-мостовой батальон (имеет кроме самого парка  специально оборудованные   автомобили);
*Понтонно-мостовой батальон (имеет только комплект самого парка. Перевозка осуществляется   придаваемыми на время выполнения боевой задачи автотранспортными средствами. Обычно, это трактора с тракторными прицепами или бортовые автомобили).

Носовой полупонтон представляет собой металлическую плоскодонную открытую сверху нескладывающуюся лодку, носовой конец которой приподнят и сужен. 
Судовой набор полупонтона состоит из семи шпангоутов и металлической обшивки толщиной 1.0 -1.5мм.
В носовой части находится палуба, кокпит для размещения моториста, кран-балка и шпиль с ручным приводом. Под кокпитом ящик для стрингерных и стяжных болтов, и прочего инвентарного имущества. На дне уложен решетчатый настил для понтонеров.
Носовой  полупонтон комплектуется тремя металлическими полупрогонами. 
Вес носового полупонтона 950 кг.
Размеры:
-длина 5.3м.
-ширина 2.2м.
-высота 1.05м.
Расчетная грузоподъемность 6100 кг. Самостоятельно использоваться не может, обязательно соединение носового полупонтона с n2p-02.jpg (17457 bytes)одними или двумя средними полупонтонами.

Перевозится на специально оборудованном, имеющем тяговую лебедку автомобиле ЗИС-5.

В комплекте парка 16 носовых полупонтонов.

Носовой полупонтон парка Н2П-41 отличается от Н2П обр.1932г. тем, что носовой конец не суживается вперед. Весь понтон по ширине одинаков.

n2p-04.jpg (12157 bytes)Средний полупонтон предпредставляет собой металлическую плоскодонную открытую сверху нескладывающуюся лодку прямоугольной формы
Вес 1050 кг.
Размеры 5.46х2.2х1.05м.
Расчетная грузоподъемность 6500 кг.

В комплекте парка 32 средних полупонтона.

На рисунке справа: средний понтон парка обр. 1932г.

Решетчатая конструкция под лыжеобразным скосом среднего полупонтона выполняла две задачи. Первая, это размещение стыковых устройств с тем, чтобы средний полупонтон мог  соединяться с носовым полупонтоном передним или задним транцами. И вторая, это чтобы при опускании на землю не приподнималась бы корма вверх, поскольку носовая часть полупонтона была тяжелее кормовой.

При модернизации парка в 1945г. средние понтоны утратят лыжеобразную форму и получат прямоугольное сечение по всей длине. Их грузоподъемность вырастет с 6.5т. до 8 т. Также средний понтон утратит палубу и шпиль. Соответственно, с утратой лыжеобразной формы исчезнет  и ранее имевшаяся под лыжеобразным подъемом решетчатая конструкция.

Перевозится на специально оборудованном, имеющем тяговую лебедку автомобиле ЗИС-5.

n2p-05.jpg (22608 bytes)Среди немногочисленных фотографий парка Н2П есть фото, где мы видим, что понтон парка перевозится на тракторном поезде (три спецприцепа, буксируемые гусеничным трактором). На первом прицепе мы видим средний полупонтон, на втором носовой полупонтон и на последнем загружены полупрогоны, настильные щиты и прочие комплектующие.
Насколько верни можно судить по снимку, это понтон парка Н2П-41 поскольку явно видно, что носовой полупонтон (на втором прицепе) не имеет сужения носовой части.

n2p-7.gif (4110 bytes)Полупонтоны некоторых серий могли иметь съемный колесный ход, который позволял перемещать полупонтоны на небольшие расстояния вручную или же буксироваться лошадьми или за автомобилем

n2p-06.jpg (17928 bytes)Из полупонтонов на воде в зависимости от того какой грузоподъемности будет мост или перевозной паром обирается нормальный понтон (носовой полупонтон + средний полупонтон) или полуторный понтон (носовой полупонтон +средний полупонтон +средний полупонтон).

Нормальный понтон имел вес 1900 кг., размеры 10.6х2.2х1.05м. Грузоподъемность в составе моста 12200 кг, как понтон в составе парома 6600кг. Время сборки 12 минут.
Полуторный  понтон имел вес 2950 кг., размеры 16.06х2.2х1.05м. Грузоподъемность в составе моста 18700 кг, как понтон в составе парома 9900кг. Время сборки 15 минут.

Сброс полупонтонов с машин непосредственно на воду невозможен, т.к. полупонтоны перевозятся днищем кверху.

От автора. Сегодня трудно себе это представить, но полупонтоны разгружали с машин вручную и несли к воде.  По 10 человек с каждого борта. У кромки воды переворачивали и сталкивали в воду.
В распоряжении автора нет фотографий этого процесса в отношении парка Н2П, но есть несколько фотографий и кинокадров как это делали немецкие понтонеры с понтонами парка Brueckengerät B.
Правда, в Наставлении по парку Н2П-45 указывается, что полупонтоны возможно перевозить на необорудованных автомобилях ЗиС-5 не в перевернутом виде.

n2p-8.gif (4958 bytes)Опоры береговых пролетов (козловые опоры)  транспортировались на автомобилях с прицепами-роспусками.

На рисунке справа: прицепы-роспуски двух типов - для перевозки прогонов и для перевозки козловых опор..

Забортный агрегат СЗ-20 представляет собой бензиновый мотор мощностью 23.8л.с. в едином блоке с трансмиссией и nlp-3.jpg (12721 bytes)судоходным винтом с тягой  на швартовых до 300 кгс., который подвешивается на транец среднего полупонтона. Изменение вектора тяги достигается поворотом всего агрегата на шарнире. Скорость парома с забортным агрегатом  на каждом понтоне  составляет до 4 км/час.

Забортные агрегаты  СЗ-20 оказались слабыми для передвижения паромов, работы по их развитию были прекращены и производилась   замена их  буксирно-моторным катером БМК-70, принятым на снабжение инженерных войск в 1935 г.. Он имел двигатель ЗИС-5 мощностью 85 л.с., максимальную скорость хода на воде 18 км/ч и тяговое усилие на швартовах до 600 кгс, что позволяло буксировать паромы  со скоростью 7-8 км/ч. Катер транспортировался за автомобилем на специальном прицепе грузоподъемностью 3т.
Однако к моменту начала Великой Отечественной войны катеров было выпущено мало и не удалось оснастить ими большую часть парков.

В 1943 году забортные агрегаты СЗ-20 заменяются мотор-веслом МВ-72, имевшим мощность 22 л.с. и обеспечивавшим скорость движения парома на воде до 8-11 км/час (по одному мотор-веслу на понтон).

Из комплекта парка Н2П может быть собрано:
* 2 парома под гусеничные грузы 60 тонн (колесные по 15 тонн на ось)плюс одна пристань. На один паром   требуется 6 полуторных понтонов. Время сборки паромов 55 минут. Требуется 6 саперов и 72 понтонера.
*5 паромов под гусеничные грузы 30 тонн (колесные по 15 тонн на ось) плюс три пристани. На один паром требуется  3 полуторных понтона. Время сборки паромов 35 минут. Требуется  3 сапера и 36 понтонеров.
*8 паромов под гусеничные грузы 16 тонн (колесные по 10 тонн на ось) плюс шесть пристаней. На один паром требуется 2 полуторных понтона. Время сборки паромов 30 минут. требуется 2 сапера и 24 понтонера.

Возможности парка Н2П обр. 1932г. по наводке   мостов:
*Наплавной мост под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за  2 часа. Расчет личного состава - 33 сапера, 264 понтонера.
*Наплавной мост под грузы 20 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за  4 часа 10 мин. Расчет личного состава - 36 сапера, 288 понтонеров.
*Наплавной мост под грузы 30 тонн (15 тонн на ось) длиной 106 метров за  2 часа 13 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонера.
*Наплавной мост под грузы 35 тонн (15 тонн на ось) длиной 108 метров за  4 часа 16 минут. Расчет личного состава - 24 сапера, 288 понтонеров.
*Наплавной мост под грузы 40 тонн (15 тонн на ось) длиной 84метра за  3 часа 18 минут. Расчет личного состава - 25 саперов, 300 понтонеров.
*Наплавной мост под грузы 60 тонн (15 тонн на ось) длиной 61 метр за  3 часа 10 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонеров.
*Мост на жестких опорах под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 45 метров за  1.5 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.
*Мост на жестких опорах под грузы 24 тонны (10 тонн на ось) длиной 26 метров за  2 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.

Для десантной переправы   использовались нормальные или полуторные понтоны  поодиночке.
Один нормальный понтон мог поднимать до 50 стрелков в полной выкладке, плюс отделение понтонеров в качестве гребцов, или одно орудие с передком массой до 2.5 тонн или одну танкетку.
Один полуторный понтон мог поднимать до 75 стрелков в полной выкладке плюс 13 понтонеров в качестве гребцов.

Если исходить из  "Дополнительные указания по работе с понтонно-мостовыми парками НЛП, ДМП-42, Н2П-41 и ТМП" издания 1945г., то возможности парка Н2П-41 возросли.
*Стало возможным собирать 8-тонный наплавной мост длиной 237.5 м., которого не было в парке 1932г.
*Стало возможным наводить 30-тонный наплавной мост длиной 134м. вместо 106 метров.
*Парк обрел возможность собирать одиннадцать  12-тонных перевозных паромов и шесть пристаней для них.

По предвоенным штатам парки Н2П должны были иметь:
*Инженерный полк РВГК (существовало 18 инженерных полков) - 1 парк Н2П (и 1 легкий парк Н2П);
*Понтонно-мостовой полк РВГК(существовало 16   таких полков) - 2 парка Н2П;
*Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон армии -1 парк Н2П;
*Отдельный резервный парк Н2П армии;
*Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон танковой дивизии -1 парк Н2П.

В 1941 году парк подвергся серьезной модернизации и получил обозначение Н2П-41. n2p-03.jpg (12391 bytes)В частности полупрогоны из сварных балок были заменены прокатными швеллерного сечения,   была упрощена конструкция рамных береговых опор, ширина проезжей части за счет удлинения настилочных щитов увеличена с 3.26 м. до 3.66м. Кроме того, носовой понтон утратил сужение в носовой части. Внешне он стал похож на средний понтон  обр. 1932г., но без решетчатой конструкции.

Иногда в служебных документах встречается обозначение Н-2-П-41.

В 1942 году понтонные  парки сводятся в понтонно-мостовые полки (два понтонно-мостовых батальона, всего 2 парка класса Н2П), понтонно-мостовые бригады (четыре-семь понтонно-мостовых батальонов, всего восемь- четырнадцать парков класса Н2П).

С августа 1943 года в штат моторизованной инженерной бригады танковой армии вводится понтонно-мостовой батальон (1 парк Н2П).

К 1937 году в РККА было поставлено 16 парков Н2П.    В первом полугодии 1941 года в войска было поставлено 3 парка Н2П, во втором полугодии еще 12. К началу войны в РККА имелось 45 парков.
В 1942 году войска получают 37 комплектов. Однако, опыт эксплуатации  в боевых условиях показал, что открытость понтонов играет не положительную роль (предполагалось, что открытость позволит понтонерам своевременно обнаруживать и затыкать пробоины), а отрицательную. Понтоны захлестываются водой от близких разрывов или высокой волной, сильным течением и при значительном проседании в воду одного-двух понтонов (под воздействием несимметричной нагрузки, вследствие заполнения водой) соседние понтоны проседают  в воду ниже уровня бортов, мгновенно заливаются водой и тонут. Имели место неоднократные случаи затопления всего моста и его полный выход из строя  вследствие затопления первоначально всего 2-3 понтонов.

Поэтому, с лета  1942 года парк Н2П должен был   заменяться усовершенствованным вариантом - парком ТМП, который имел палубные герметичные понтоны со средствами водоотлива, металлическими пролетными строениями,  что позволяло повысить живучесть паромов и мостов, сократить время наводки и поднять грузоподъемность до 100 тонн.
С лета 1942 года производство парков Н2П сокращается. 1943 год - 22 комплекта, 44 год - 14 комплектов, первое полугодие 1945 года 8 комплектов.

Однако, дефицит металла и сварочного оборудования не позволил развернуть широкое производство парков ТМП. Всего за время с лета 1942 по лето 1945 их было изготовлено всего 10 комплектов. Сокращение производства парков Н2П компенсировалось резким увеличением   производства их деревянных аналогов (ДМП-41, ДМП-42), причем большая часть этих парков изготавливалась в войсковых мастерских. Всего деревянных аналогов парка Н2П было произведено 293 комплекта.

К началу 1945г. парк был снова модернизирован и получил обозначение Н2П-45. Внешне новый парк отличался тем, что  средние понтоны утратили лыжеобразную форму получили прямоугольное сечение по всей длине. Их грузоподъемность выросла с 6.5т. до 8 т. Также средний понтон утратил палубу, шпиль. Соотвественно, с утратой лыжеобразной формы исчезла и ранее имевшаяся под лыжеобразным подъемом решетчатая конструкция.

По окончании войны потребности войск в переправочных средствах резко сократились, понтонные части, состоявшие по большей части из солдат старших возрастов, расформировывались, а оставшиеся исправными парки Н2П  передавались в народное хозяйство для наведения временных мостов взамен разрушенных в ходе боевых действий   постоянных  мостов, использования на паромных переправах.
Низкая коррозионная стойкость металла военного времени привела к тому, что и в народном хозяйстве элементы парков Н2П прослужили недолго, примерно до 1950-56 годов.  Последнее известное автору служебное издание по эксплуатации парка Н2П датировано 1947 годом.

В настоящее время сохранились лишь немногочисленные фотографии паромов и мостов парка Н2П, бывшего к началу Второй Мировой войны лучшим в мире понтонным парком. Достаточно сказать, что Н2П оказался единственным среди парков воюющих государств, способным поднимать грузы класса 60т.

P.S.
А любопытно, что понадобилось несколько веков, чтобы придумать понтон с закрытый сверху палубой (парк ТМП)  и чтобы догадаться сделать палубу понтона  проезжей частью (парк ПМП), отказавшись от прогонов, настилов и прочих деталей, так затруднявших наведение переправ.   Все гениальное просто. Эта гениальная идея пришла только в 1947 году полковнику Ю.Н.Глазунову.
Как некогда придумали сделать лодку опорой моста, так веками менялись только размеры этих лодок, материал обшивки, конструкции пролетных строений. Инерция человеческого мышления.
А ведь принцип моста-ленты существовал еще во времена Юлия Цезаря. Его наплавной мост представлял собой плот длиной, равной ширине реки. Плот собирался вдоль исходного берега, потом низовой конец закрепляли у берега, а верховой конец отталкивали и течение само разворачивало мост поперек реки. Чем не мост -лента?
Понтонный мост  до появления парка ПМП   отличался  от стационарного только опорами.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3.А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им. Куйбышева. Москва. 1941г.
4. Военно-инженерное дело. Наставление. Воениздат НКО СССР. Москва. 1931г.
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6.В.Ф.Трефилов. Берег левый – берег правый. РИ "Бегемот". Нижний Новгород. 2007.
7.Дополнительные указания по работе с понтонно-мостовыми парками НЛП, ДМП-42, Н2П-41 и ТМП. Воен. издательство. Москва. 1945.
8.Наставление для инженерных войск. Работы с понтонным парком Н2П. Военное издательство. Москва. 1947.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. До середины 1942 года лучший понтонный парк среди воюющих стран. С лета 1942 года в войска стал поступать усовершенствованный вариант парка с герметичными понтонами ТМП (тяжелый понтонно-мостовой полк РВГК), однако за всю войну парков ТМП в войска поступило всего 10 комплектов, в то время как Н2П - 202.

Понтонно-мостовой полк  (ТМП) РВГК предназначался для переправы танковой армии через широкие водные преграды.