Инженерная техника
Российской Армии

(начало XXI века )

Мостоукладчик МТУ-90

mtu-90-01.jpg (32521 bytes)

Танковый мостоукладчик МТУ-90 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. Его место в боевых порядках  второго эшелона танкового полка или в первом эшелоне танковой дивизии. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.

Интересной особенностью этого мостоукладчика является то, что он, кроме своего пролетного строения  может перевозить и устанавливать  пролетное строение   тяжелого механизированного моста ТММ-6. Т.е. МТУ-90 в какой то  мере универсален. В отличие от предшествующих конструкций, и в частности в отличие от МТ-55 пролетное строение в транспортном положении сложено не пополам, а втрое.

Основные тактико-технические характеристики  МТУ-90

Тип машины................................................................................................................. танковый мостоукладчик однопролетного моста 
Базовое шасси........................................................................................................ танк Т-90С
Экипаж...................................................................................................................... 2 чел.
Грузоподъемность моста......................................................................................... 50 тонн
Длина моста.............................................................................................................. 26м.
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия..................................... до 24м.
Ширина проезжей части........................................................................................... 3.3м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.25м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8м.
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. 6- 10 градусов
                                                                                               поперечный................ 6 градусов
Время наводки моста................................................................................................ 2-2.5 мин.
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту............................................ 5-7 км/час
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 46,5 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 8.68м.
                                                                                          ширина............................. 3.46м.
                                                                                          высота .............................  4.5м.
Максимальная скорость......................................................................................... 60 км/час
Средняя скорость по пересеченной местности.................................................. 30-35км/час
Клиренс..................................................................................................................... 49,0 см.
Удельное давление на грунт.................................................................................. 0.85 кг/кв. см.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 32 градуса
Максимальный угол крена....................................................................................... 24 градуса
Максимальная глубина брода без герметизации.................................................. 1.2м.
Максимальная глубина брода  с герметизацией.................................................... 2.8м.
Движение под водой  на глубине........................................................................ до 5м.
Преодолеваемый ров............................................................................................... 2.8м.
Преодолеваемая вертикальная стенка.................................................................... 0.85м.
Двигатель.................................................................................................................... многотопливный V-образный   В92С
Мощность двигателя.................................................................................................. 736 квт. (1000 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 650  км.
Вооружение
                    - автомат АКС-74.................................................................................... 1 (150 патронов)
                    -сигнальный пистолет СПШ.................................................................. 1 (ракет 30)
                    -гранаты Ф-1 (РГО)............................................................................... 10 шт.
Средства связи......................................................................................................... радиостанция Р-163 ПУ
танковое переговорное устройство

Мостоукладчик может наводить мост, находясь под водой на глубине до 2.8 метра. Машина  герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты.  Предусмотрена установка кондиционера (по требованию заказчика). Броневая защита эквивалентна 300мм. брони. Машина оснащена системой оптико-электронного подавления, системой коллективной защиты от ОМП типа ПРХР ГО 27 и ФВУ, быстродействующей системой автоматического пожаротушения.

Допускаемое превышение (принижение) противоположного берега препятствия до 3.5 метров.

Вооружение машины: автомат АК-74М  с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт. .

МТУ предназначен для обеспечения переправы техники и личного состава полка через   узкие водные преграды, овраги, эскарпы и контрэскарпы. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т.е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов.  Танковая радиостанция Р-123М обеспечивает экипажу связь с командиром танкового подразделения

По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн.

mtu-90-02.jpg (23034 bytes)Мостовая конструкция оригинальной системы - тройные ножницы. Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода опирает аутригер на землю, раскладывает конструкцию моста и накладывает ее на препятствие.   Затем  базовая машина в качестве контрольной нагрузки преодолевает мост.   Устанавливать мост на препятствие машина может как на суходоле, так и находясь под водой на глубине до 2.8м. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега.

Предназначена состоять  на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.  Предназначалась для замены мостоукладчиков МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, однако на вооружение Российской армии не поступает в связи с отстуствием финансирования.

P.S.
И как это всегда бывает  в гонке за улучшение характеристик военной техники,  первый образец вполне отвечает своим задачам, следующий приобретает улучшенные данные, но что то теряет в компактности, тяжелеет, становится больше. И в конце концов вырождается в некоего монстра, превращающегося в свою противоположность. Например, так обстоит дело с танками. В свое время отказались от тяжелых танков, но начав с Т-34, средние танки постепенно превращались  в тяжелые. Начав с буквально игрушечной БМП, сегодня мы имеем БМП-3, которая фактически стала легким  танком. Мнится мне, что БМП-4 это уже будет  нечто вроде среднего танка типа Т-34.

То же самое произошло и с мостоукладчиками. Отличный МТУ выродился в тяжеленный громоздкий МТУ-90, который не нужен ни танковому. ни мотострелковому полку из за своих чрезмерных возможностей. Это, знаете, как четырехствольное охотничье ружье (естьmtu-90-03.jpg (11306 bytes) такие) с двумя дробовыми стволами, малокалиберным нарезным стволом и нарезным стволом обычного калибра. Универсально такое ружье? Несомненно. Но что берет в лес охотник? Правильно, обычную двустволку, которая имеет не столь разнообразные возможности, но вполне отвечает той охоте, на которую собрался человек.

И вот, родился мостоукладчик Т-90М, который имеет куда как более скромные характеристики. Длина моста всего 19 метров, т.е. он обеспечивает перекрытие преграды шириной до 17-18 метров. зато мостовая конструкция весит  не 7.4 тонны, а всего . Он и  высоту имеет поменьше. Зато, закрыв межколейное пространство, mtu-90-04.jpg (10587 bytes)добились того, что по этому мосту спокойно проезжают и легкие автомобили. И что любопытно, так это то, что увеличили грузоподъемность моста до 60 тонн. Правда, так и не решились отказаться от схемы "ножницы" как у МТ-55.
По опыту эксплуатации мостоукладчиков во время учений мотострелков и танкистов полагаю, что в полку, а уж тем более, в батальоне (коли наша армия отказывается от структуры "полк-дивизия", а переходит к "батальон-бригада") нужен мостоукладчик с длиной моста не более 10 метров. Этого вполне достаточно для перекрытия ручьев, узких речушек, арыков, канав и т.п. И  система выкладки моста должна быть такой, какая была в ветхозаветном МТУ.

А для более широких преград вполне достаточно ТММ-3. В локальных войнах XXI едва ли понадобятся танковые рейды сотен танков с темпом по 200 км. в сутки.

Источники

1. Стенд  ФГУП КБТМ  на выставке ВТТВ-Омск-99 в г. Омск в 1999г.
2. Стенд  ФГУП КБТМ на выставке Russian Expo Arms-2002 в г.Нижний Тагил Свердловской области 9-13 июля 2002г.
3. Сайт "Военная техника" (armoredgun.org/index.html).
4. Сайт "КБ транспортного машиностроения" (kbtm-omsk.ru/en/sitemap)

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

aa.gif (2776 bytes)

Машина производится федеральным государственным унитарным предприятием КБТМ. Россия 644020  г.Омск. ул. Красный переулок 2. Телефон (3812) 41-85-13. Факс (3812) 41-52-93.

Заметки на полях.   Пожалуй, самый совершенный на сегодняшний день танковый мостоукладчик. Хорошо отработанная конструкция как базовой машины, так и системы наводки моста. Надежна, достаточно проста в управлении, не капризна в эксплуатации.

Существенный недостаток, характерный для почти  всех инженерных машин, как наших, так и американских - полное отсутствие оборонительного вооружения. Не говоря уж о пулемете, так и дымовые гранатометы, стоящие на танке Т-90, на мостоукладчике сняли. Да и динамическую бронезащиту сняли. Очевидно из-за того, что масса моста больше, чем танковая башня с вооружением и был превышен лимит массы.

Трудно сказать, есть ли у этой машины будущее. Американцы и Европа, естественно, закупать ее не будут. Они предпочитают пусть гораздо худшее, но свое. В борьбе за рынок третьих стран Россия все время проигрывает из-за того, что является крайне ненадежным партнером и с нами желают  иметь дело только те страны , которые  хорошо изучили нашу махровую бюрократию, коррупцию и мафию (Китай, Индия и отдельные африканские страны). А этот рынок насыщается инженерными машинами быстро, т.к. потребности в них там невелики.

Российская Армия в ближайшие десятилетия вряд ли сможет закупать хоть что либо. Если уж более важные типы вооружения дышат на ладан, то где уж выделять деньги на инж.вооружение. Вон, даже армейские вертолеты сыплются один за другим на землю, как мухи от струи дихлофоса.

Автомобили-то, и те поштучно армия закупает.