Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые  годы XX века - начало XXI века )

Мостоукладчик МТУ-72
(Объект 632)

mtu-72-01.jpg (53115 bytes)

Танковый мостоукладчик МТУ-72 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподьемностью 50 тоннmtu-72-02.jpg (25696 bytes) через препятствия шириной до 20 метров. Его место в боевых порядках  второго эшелона танкового полка или в первом эшелоне танковой дивизии. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.

Разработан конструкторским бюро под руководством Морова А.А. в Омске.

На снимке справа: мостоукладчик в момент раскладывания концевых частей моста.
Снимок сделан во время демонстрации военной техники на выставке REA-2002 на полигоне НТИИМ   "Старатель " под г.Нижний Тагил.

Мост двухколейный, однопролетный, длиной 20 м. Предназначен для переправы гусеничной и колесной техники. Два пролетных строения могут соединяться между собой с использованием промежуточной опоры из подручных материалов. В этом случае два мостоукладчика обеспечивают наведение двухпролетного моста длиной 35 метров

Основные тактико-технические характеристики  МТУ-72

Тип машины................................................................................................................. танковый мостоукладчик однопролетного моста 
Базовое шасси........................................................................................................ танк Т-72М1
Экипаж...................................................................................................................... 2 чел.
Грузоподъемность моста......................................................................................... 50 тонн
Длина моста.............................................................................................................. 20м.
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия..................................... до 20м.
Ширина проезжей части........................................................................................... 3.4м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.33м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8м.
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. 6- 10 градусов
                                                                                               поперечный................ 6 градусов
Время наводки моста................................................................................................ 3 мин.
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту............................................ 5-7 км/час
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 40 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 11.64м.
                                                                                          ширина............................. 3.46м.
                                                                                          высота .............................  3.38м.
Максимальная скорость......................................................................................... 60 км/час
Средняя скорость по пересеченной местности.................................................. 30-35км/час
Клиренс..................................................................................................................... 49,2 см.
Удельное давление на грунт.................................................................................. 0.82 кг/кв. см.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 32 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 24 градусов
Максимальная глубина брода без герметизации.................................................. 1.2м.
Максимальная глубина брода  с герметизацией.................................................... 2.8м.
Движение под водой  на глубине............................................................................... до 4.5м.
Преодолеваемый ров............................................................................................... 2.8м.
Преодолеваемая вертикальная стенка.................................................................... 0.85м.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный V-образный   В-46-6
Мощность двигателя.................................................................................................. 574 квт. (780 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 600  км.
Вооружение
                    - автомат АКС-74.................................................................................... 1 (150 патронов)
                    -сигнальный пистолет СПШ.................................................................. 1 (ракет 30)
                    -гранаты Ф-1 (РГО)............................................................................... 10 шт.
Средства связи......................................................................................................... радиостанция Р-123М
танковое переговорное устройство Р-124
Приборы ночного видения..................................................................................... ПНВ-57Т (2 комплекта)

Базовая машина - танк Т-72М1 без башни и танкового вооружения. Общая масса 40 тонн, масса мостовой конструкции 6.4 тонны.
Машина  герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 4.5 метров), системой противоатомной защиты с прибором радиационной разведки ГПК-59, системой автоматического пожаротушения (3ЭЦ11-3), фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты.  Броневая защита эквивалентна 200мм. брони.  Удельное давление на грунт 0.8 г/кв.см.

mtu-72-3.jpg (9053 bytes)Машина оснащена танковой радиостанцией Р123М и ТПУ.

Двигатель -  четырехтактный дизель   В-46-6.  Мощность двигателя 574 квт (780 л.с.). Удельная мощность 21 л.с./т. Удельный расход топлива 180г./л.с./час. Масса двигателя 980кг., габаритные размеры 148х89.6х90.2см.   Коэффициент приспособляемости 1.15.  

На снимке: мостоукладчик без моста. Хорошо видно устройство выкладки моста и аутригер в поднятом положении.

Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода опирает аутригер на землю, раскладывает концевые части  моста и накладывает мост на препятствие.   Затем  базовая машина в качестве контрольной нагрузки преодолевает мост.    Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега.

mtu-72-03.jpg (14671 bytes)На снимке МТУ-72 в момент выкладки моста.

От автора. Такая схема выкладки моста в сравнении со схемой типа "ножницы" (наши МТ-55, МТУ-90, американский AVLM), на мой взгляд является предпочтительней, поскольку в момент наведения моста мост менее уязвим и не демаскируется так, как это мы видим при работе других мостоукладчиков. Ведь поднятая верх конструкция  высотой  около 10 метров просто таки вопит противнику: "Огонь сюда! Здесь начнется переправа танков" . Единственное преимущество "ножниц" это заметно меньшая габаритная длина в транспортном положении. По ширине одинаковы, по высоте "ножницы" проигрывают.

Находится  на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.  Поступала в войска с лета 1974 до конца  88-89 годов для замены мостоукладчиков МТУ-20, МТ-55.

Источники

1. Стенд  ФГУП "Уралвагонзавод"   на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.
2. Стенд  ФГУП "Уралвагонзавод"  на выставке Russian Expo Arms-2002 в г.Нижний Тагил Свердловской области 9-13 июля 2002г.
3. Сайт "voorujenie.ru" (vooryjenie.ru/17/).
4. Сайт  "Российская военная техника" (russianarms.mybb.ru/viewforum.php?id=141)

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

gmz-3-3.gif (3046 bytes)

aa.gif (2776 bytes)

Машина производится федеральным государственным унитарным предприятием "Уралвагонзавод". Россия . г.Нижний Тагил Свердловской области

Заметки на полях.   Собственно, это все тот же МТУ-20, только переведенный на   более новое шасси. Базовая машина здесь танк Т-72 со снятым вооружением и башней. Несколько улучшена конструкция моста. Он сделан из более прочного сплава на основе алюминия, улучшено стыковое  устройство гидросистемы, сделано устройство сопряжения двух мостовых конструкций.

Машину предлагали к продаже  на двух выставках в Нижнем Тагиле в 2001 и 2002 годах. В общем-то, пользуется определенным спросом в странах Азии и Африки вследствие значительно более низкой цены по сравнению с мостоукладчиками западных стран, простоты в обслуживании, ремонте и эксплуатации