Средства инженерного вооружения
Красной (Советской, Российской) Армии

(тридцатые годы XX века - начало XXI века)

Плавательный костюм МПК 

mpk-01.jpg (15405 bytes)

Плавательный костюм МПК предназначен для переправы одиночных бойцов через узкие и средние водные преграды и ведения боевых действий в обводненной местности. Используются в основном разведчиками и мелкими группами пехоты, понтонерами и мостостроителями для выполнения вспомогательных работ в воде, минерами при установке противодесантных мин. Также, mpk-05.jpg (8799 bytes)пояса-поплавки от этих костюмов могут использоваться для переправы тяжелого стрелкового оружия (противотанковые ружья, пулеметы, станковые гранатометы и т.п.) и минометов калибров от 50 до 82мм. (последние в разобранном виде).

От автора. Хотя, по сути дела этот костюм мало удобен для переправы в обычных условиях, прежде всего, из-за крайне низкой скорости передвижения (от 5 до 15 м/мин), однако, он продержался на снабжении нашей армии по сегодняшний день. Мне не удалось выяснить в каких подразделениях и в каком количестве эти костюмы являлись табельным имуществом в период Великой Отечественной войны, но в семидесятые-восьмидесятые годы по два МПК все еще числились (и имелись в наличии) в табелях инженерно-саперных рот танковых и мотострелковых полков. Пожалуй, одним из редких случаев, когда МПК были действительно нужны, я бы сказал, были критично нужны, это бои 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта в плавнях Кубани весной-летом 1943 года.

Вот что пишет Б.В.Баданин об этой местности:

mpk-02.jpg (18285 bytes)

"Начинаясь у станицы Троицкой, плавни широкой полосой, доходящей местами до 20 км, тянутся вдоль Кубани до Староречья, западнее станицы Варениковской. По всей этой огромной площади разбросано бесчисленное множество небольших лиманов, соединенных между собой целой сетью протоков, ериков и каналов. Ежегодно с апреля и примерно по июнь плавни затопляются паводковыми водами и   превращаются в сплошное водное пространство площадью свыше 1300 кв. км, обильно поросшее камышом высотой до 3 м. Глубина воды, покрывающей плавни, обычно  от 0.6 до 5 метров.  Там, где в камышовых зарослях имеются прогалины, они почти сплошь заполнены плавающими островками, образованными из многолетних слоев перегнившего камыша. После паводка, при спаде воды, на возвышенных местах остается жидкая илистая грязь, очень медленно высыхающая и труднопроходимая. Передвигаться по прикубанским плавням трудно как вброд, так и на лодках. Тем более трудно переправлять через них какие-либо грузы. Нужен большой опыт, чтобы не сбиться в плавнях с направления. Местность крайне однообразная. Из-за плотной стены высокого камыша обзор ограничен буквально двумя - тремя метрами".

Очевидно успешность боевых действий нашей пехоты с использованием МПК в этой почти непроходимой местности и побудила инженерных военачальников сохранять МПК на снабжении по настоящее время.
Впрочем, с чем то похожим столкнулся автор летом 1971 года на Дальнем Востоке  во время учений на  реке Хор поблизости от  железнодорожной станции Верино. Эта река представляет собой полосу местности изрезанной многочисленными протоками шириной от 2 до 30 метров, да так, что отыскать главное русло почти невозможно. Использовать  в этой реке какие либо плавсредства крупнее малых резиновых лодок, да вот таких МПК почти невозможно.  Плавающие танки ПТ-76, транспортеры ПТС и паромы ГСП на Хоре оказались бесполезны. Переправа была сорвана.

mpk-03.jpg (4161 bytes)Костюм МПК в его первоначальном варианте под обозначением "Плавательный костюм ПКТ"  был принят на вооружение РККА в 1931 году.  Состоит из двух основных элементов - гидробрюк и пояса-поплавка. К костюму прилагаются два фанерных весла и упаковочный чехол.

Гидробрюки представляют собой комбинезон из прорезиненной ткани, доходящий солдату до подмышек. Снизу к штанинам наглухо вклеены резиновые галоши и ремни, с помощью которых штанины обжимаются у лодыжек. По бокам штанин почти от галош и до подколенной части вклеены резиновые плавники.  По бокам бедерной части вклеены  кольца для закрепления пояса-поплавка.   В области пояса гидробрюки закрепляются с помощью поясного ремня. Вmpk-04.jpg (9299 bytes) верхней части имеются вклеенный плечевой ремень, обеспечивающий удержание гидробрюк на бойце и затяжные петли для скрепления гидробрюк с поясом-поплавком.

Пояс-поплавок это по сути дела резиновый надувной спасательный круг, имеющий внутри проволочный каркас и 16 перегородок с обратными клапанами, разделяющих круг на 15 отсеков. Он имеет плечевой ремень для удержания поплавка на бойце до его погружения в воду, два боковых ремня для присоединения к гидробрюкам у бедер бойца. Круг  надувается бойцом через   вентильную трубку, находящуюся в передней части поплавка. Длина трубки обеспечивает возможность поддувания воздуха в поплавок в то время, когда боец находится в воде. Выпускание воздуха производится через специальную пробку рядом с вентильной трубкой.
Устройство клапанов такое, что они не препятствуют надуванию круга, но значительно затрудняют выход  воздуха из смежных с поврежденным отсеков.

Тактико-технические характеристики плавательного костюма МПК.

Грузоподъемность полная........................................................................................... 90 кг.
Материал....................................................................................................................... прорезиненная ткань и резина
Вес комплекта 6.5 кг.
Габаритные размеры:
                                    Гидробрюки (длина)................................................................ 1-й размер - 160 см, 2-й размер - 168 см.
                                    Пояс-поплавок.......................................................................... диаметр наружный 87.5см, диаметр "бублика" 25 см.
Размеры в упаковке..................................................................................................... 45см. х 40 см. х 30 см.
Время надевания.......................................................................................................... 3-5 мин.
Скорость передвижения............................................................................................. 5-15 м/мин
Допустимая скорость течения..................................................................................... до 1.5 м/сек.

Большая благодарность И.С.Кочину из Харькова за предоставленный материал.

 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2.Руководство по работе с легкими переправочными средствами. Военное издательство НКО. Москва. 1945г.
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran".
4.В.Ф.Мисаилов. Военные мосты. Часть 1. Военное издательство МВС СССР. 1947г.
5.А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство ВМ СССР. Москва. 1950г.
6.Б.В.Баданин. На боевых рубежах Кавказа. Военное издательство. Москва. 1962г.
7.И.Галицкий. Переправочное дело. Учебник для инженерных школ РККА. Государственное военное издательство. Москва. 1934г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника