Средства инженерного вооружения
|
Базовая машина.................................................................................. | танк IV ( Pz.Kpfw. IV Ausf D) без башни и вооружения |
Вес мостоукладчика.......................................................................... | 28 тонн |
Габаритные размеры мостоукладчика: | |
-длина ( по мосту)............... | 10 метров |
-высота ( по верху моста)... | 3.54.метра |
- ширина ( по машине)....... | 2.84 метра |
Экипаж.............................................................................................. | 2 чел. |
Мощность двигателя........................................................................ | 300 л.с. |
Максимальная скорость по шоссе................................................... | 35 км/час |
Запсас хода по топливу...................................................................... | 150-230 км. |
Вооружение машины........................................................................ | пистолет-пулемет МР40 |
Удельное давление на грунт............................................................ | 0.8 кг./кв.см. |
Тип моста........................................................................................... | ферменный сплошной на жестких опорах |
Грузоподъемность............................................................................. | 20-25 тонн |
Ширина проезжей части......................................................... | около 3 метров |
Длина пролета................................................................................... | 10 метров |
Количество пролетов....................................................................... | 1 (возможно наведение мостов с любым количеством пролетов) |
Вес мостовой конструкциии......................................................... | около 6 тонн |
Время на наведение.......................................................................... | 4-6 мин. |
Время на снятие................................................................................ | 6-8 минут |
Расчет для наведения моста............................................................ | 2 человека |
Допустимая максимальная глубина преграды................................ | около 4 метров |
Допустимая минимальная глубина преграды................................ | 0.5 метра |
Допустимая максимальная скорость течения................................. | 2 м/сек. |
Качество берегов............................................................................... | плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт |
Время эксплуатации моста............................................................... | пропуск техники дивизий первого эшелона |
1.Журнал М-Хобби №1(87)-2008г.
2.T.L.Jentz. Panzer-Trakts No.14. Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge. Darligton
Productions Inc.1998
3.M.Sadowny. Deutsche Specialpanzer (I). Podzun-Pallas-Verlag GmbH.
4.Журнал Сержант №2-1997.
5.Г.Гудериан. Воспоминания солдата. Русич. Смоленск. 2003г.
6.Ф.Гальдер. Военный дневник. 1939-1940. АСТ.TERRA-FANTASTICA. Москва.
Санкт-Петербург. 2002г.
7.Шмелев И.П. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс. Москва.
1996г.
8.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии
1900-1982гг.АСТ-Астрель. Москва. 2003г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Все, кто более или менее
интересуется историей Второй Мировой войны, да и вообще военной историей,
очень хорошо знает немецкие и советские боевые самолеты, без труда отличит
немецкого Тигра от советской тридцатьчетверки, немало знает о минометах,
пушках, гаубицах. Хорошо ему известны пулеметы Максим, немецкий
MG34. Ну а про автоматы немецкий "Шмайсер" или советский ППШ знают даже
школьники.
Поменьше, но все же повезло автомобилям. Многие могут отличить советскую
"Эмку" от германского "Хорьха", полуторку или "Захар Захарыча" от грузовых
Опелей или Студебекеров.
Но вот когда заходит речь об инженерной технике тех
времен, то замолкают даже маститые военные историки. Даже те, кто не один
десяток лет носил на плечах погоны. Да, они знают, что были во
время войны какие то там саперы, что они что то там делали. Поднатужившись,
вспомнят про мины, про мосты через реки, про переправы, ДОТы и ДЗОты,
противотанковые рвы и ежи.
А вот чем все это делалось, и с помощью кого и чего доблестная пехота,
отважные танкисты преодолевали все препятствия и заграждения,
и мчались к победам и наградам (вполне заслуженным), так и осталось вне
кадров кинохроники, объективов фотокамер, тихо и незаметно выпало из военной
истории.
Сегодняшние войсковые офицеры, прилично знающие про современные минные тралы, заряды разминирования, мостоукладчики, траншеекопатели, плавающие транспортеры, подвижные электростанции, самоходные паромы и понтонные мосты, изумленно поднимают бровь, узнав, что все это многообразие инженерной техники появилось вовсе не в шестидесятые- семидесятые годы XX столетия, а по меньшей мере на сорок лет раньше, что инженерные войска были оснащены очень многими типами машин уже к началу Второй Мировой войны.
Описывая одну из таких инженерных машин Вермахта, хочу сказать, что Красная Армия ничуть в этом плане не уступала ему, что уже в тридцатые годы в СССР были разработаны ряд образцов мостоукладчиков ничуть не уступающих немецким, начиная с простейших конструкций мостов, буксируемых танками, до мостоукладчиков на базе танков Т-26, Т-28, БТ-5, БТ-7. Все они позволяли наводить мосты через неширокие водные преграды, рвы, каналы без выхода экипажа из машины.
Да действительно, их и у нас и у немцев было очень и
очень немного, буквально единицы. Но это было следствием слабости
промышленной базы обеих стран. Каждый мостоукладчик, вышедший из
заводских ворот, означал, что танкисты недополучили один боевой танк. В
условиях, когда танки сгорали в боях со скоростью спичек, и
фронт радовался каждому вновь появившемуся танку, вопрос - что выпустить -
танк или мостоукладчик, естественно, не ставился. Что толку в
мостоукладчиках, если по ним некому будет преодолевать рвы и речки. Танк
важнее мостоукладчика.
Немцы даже пошли на беспрецедентный шаг -летом 1940 года после
изготовления 20 мостоукладчиков (планировалось изготовить 80 машин)
прекратили их производство и переделали уже готовые 16 шасси в обычные
боевые танки.
Известно, что к январю 1941 года было все же изготовлено еще четыре мостоукладчика модифицированной серии IVc, которые поступили в 3-ю роту 39-го саперного батальона 3-й танковой дивизии. Известно, что 25 июня 1941 две машины были использованы для наводки 18-метрового ( двухпролетного) моста через реку Припять. Через мост в этот день прошли все машины 3-й танковой и 10-й мотопехотной дивизий.
Ценность и полезность мостоукладчиков была доказана вполне убедительно. И все же, производство было остановлено, уже до мая 1945. Красная Армия жгла танки Вермахта быстрее, чем их успевали строить.
Оставшиеся в наличии мостоукладчики использовались
Вермахтом в боях вплоть до конца войны. Возможно, что некоторое
количество их все же изготавливалось.
Об этом этом свидетельствуют не столь уж малочисленные
фотографии немецких мостоукладчиков разных типов разысканные и
присланные мне Е.Окуневым из Санкт-Петербурга и Ю.Мартыненко из
Гермерсхайма. Одна из них сделана в Италии осенью 1944 года.
Проследить судьбу этих машин пока не удалось.