Средства инженерного вооружения
Вермахта

(1939-1945)

Танковый мостоукладчик IVb
(Brueckenleger  Kampfwagen IVb (B.L.Kpfw.IVb))

mostoukladcik-IV-1.jpg (21269 bytes)

Мостоукладчик IVb предназначен для транспортирования  специальных металлических мостовых пролетных строений и опор, и механизированного наведения через водные преграды и суходолы одно- и многопролетных металлических мостов на жестких опорах. Мостовая конструкция уложена и закреплена с помощью опорных приспособлений, установленных на крыше базовой машины вместо танковой башни. В боевом отделении машины и на крыше ее размещена дополнительная трансмиссия и портальная   трособлочная система, которая приводится в действие  от двигателя базовой машины. Наведение моста  с минимальным выходом экипажа из машины.
В качестве базовой машины использован танк IV модификации D (Pz.Kpfw. IV Ausf D) образца 1939 года , что позволяло мостоукладчику следовать за колонной танков, не отставая от нее. Башня и вооружение с танка были сняты.

Грузоподъемность моста не менее 20-25 тонн, длина моста около 10 метров, ширина около 3 метров.   Ширина перекрываемой преграды одним  пролетом 8-9 метров. Однако, для использования максимальной длины требовалась дополнительная подготовка берегов (укладка береговых лежней).

В отличие от советских конструкций подобных мостов, пролетноеmostoukladcik-IV-2.jpg (17282 bytes) строение  имело не колейный, а сплошной настил, что позволяло переправлять не только танки и машины, имеющие равную с танками колею, но и любую автомобильную технику, лошадей и конные повозки.

На снимке модели справа вид мостоукладчика сверху. Хорошо заметен мостовой настил из отдельных брусьев, уложенных с промежутками.

Разработка мостоукладчика была начата в 1939 году на основании заказа In6 от 22 февраля 1939г. в соответствии с техническим заданием WaPruef 5. Эта задача была возложена на фирму Krupp Gruson Werke в Магдебурге. В июле 1939 года было  построено 6 экспериментальных базовых  машин (шасси №№ 80435-80440) на базе танка Pz.Kpfw. IV Ausf С согласно контракта и еще 4 машины сверх контракта. По итогам испытаний Управлением вооружений был сделан заказ на 20 машин. Однако, вследствие нехватки производственных мощностей Крупп предложил  заказ на остальные 10 машин передать фирме  Magirus.
К концу апреля 1940 года была закончена постройка и отладка первых 20 серийных мостоукладчиков. Эти машины поступили в саперные батальоны 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий. Согласно штата K.St.N. 716 от 6 марта 1940  в саперной роте на БТР (Pionierkompanie (gepanzert) ) 3-й взвод оснащался четырьмя мостоукладчиками Brueckenleger IVb.
Предполагалось выпустить еще 60 мостоукладчиков для оснащения остальных танковых дивизий, однако необходимость активизации производства   танков и отрицательные отзывы танкистов о потребности в подобных машинах привели к тому, что заказ на 60mostoukladcik-IV-3.jpg (15333 bytes) машин был аннулирован, а 16 уже изготовленных шасси были переделаны в обычные боевые танки.

На снимке справа: момент испытаний в апреле 1940 года. Устройства перехода через противотанковые надолбы. Мостоукладчик, заехав на мост, выложенный предыдущей машиной, укладывает второй пролет. Хорошо видны сами мостовые конструкции, опоры концов пролетов и работа трособлочной траверсы

От автора. Догадываюсь, отчего родились эти отрицательные отзывы. Даже теперь, когда необходимость танковых мостоукладчиков в войсках никем не ставится под сомнение, переезд танка через такой мост вызывает у танкистов дрожь в коленках. В Курсе вождения танков колейный мост рассматривается ими не как мост для преодоления препятствия, а как одно из   препятствий. Еще бы - внешне хрупкая ажурная конструкция переброшена через глубокий ров. Когда танк начинает заезжать на мост, его передняя часть задирается вверх,  и механик-водитель в приборы наблюдения видит только небо. Нужно иметь достаточно крепкие нервы, чтобы видя одни лишь облака, и зная, что под тобой только хитросплетение тонких стальных уголков, а под ними пропасть, продолжать плавно двигаться. А вдруг танк заехал немного наискосок и и через пару секунд рухнет пушкой вниз? В этот момент даже увещевания командира танка, свидетельствующего, что машина идет нормально, не всегда помогают. Очень не любят танкисты, когда у них под гусеницами не земная твердь, а нечто хрупкое и хлипкое.
Это сегодня   офицеры все же заставят   молодого солдата пройти это испытание.  Да и то сказать,   обычно на учениях, мои механики-водители МТУ, дабы потом не иметь проблем с искореженным насмерть  пролетом (все ж ухитряются порой танкисты, двигаясь совершенно нормально, вдруг запаниковать и начать дергать машину то влево, то вправо), просто останавливали танк перед мостом, выгоняли штатного механика из-за рычагов, и быстренько перегоняли очередной танк через мост. Офицеры-танкисты, намаявшиеся со своими бойцами на танкодроме, обычно не возражали против подобного унижения  своих доблестных механиков-водителей.
Это сегодня. А в те далекие годы, когда мостоукладчик был новинкой и опыта установки моста у танкосаперов не было, конструкции не были должным образом отработаны, поломки и неисправности следовали одна за другой (обычные "детские болезни" новых образцов вооружения), то  неудивительно, что от них шарахались даже танковые командиры.
Обычный мост на свайных опорах куда привычнее и солиднее. То, что он долго строится, не беда, подождем. Зато будет время отдохнуть, поесть, обслужить танки.  А там, глядишь, и противник отступил сам. В действительности ведь, на войне никто особенно в бой не рвется, и всячески старается оттянуть этот момент или избежать его на "законных основаниях".   

Тактико-технические характеристики   мостоукладчика  IVb (Brueckenleger IVb):

Базовая машина.................................................................................. танк IV ( Pz.Kpfw. IV Ausf D) без башни и вооружения
Вес мостоукладчика.......................................................................... 28 тонн
Габаритные размеры мостоукладчика:
                                                              -длина ( по мосту)............... 10 метров
                                                              -высота ( по верху моста)... 3.54.метра
                                                              - ширина ( по машине)....... 2.84 метра
Экипаж.............................................................................................. 2 чел.
Мощность двигателя........................................................................ 300 л.с.
Максимальная скорость по шоссе................................................... 35 км/час
Запсас хода по топливу...................................................................... 150-230  км.
Вооружение машины........................................................................ пистолет-пулемет МР40
Удельное давление на грунт............................................................ 0.8 кг./кв.см.
Тип моста........................................................................................... ферменный сплошной на жестких опорах
Грузоподъемность............................................................................. 20-25 тонн
Ширина проезжей части......................................................... около 3 метров
Длина пролета................................................................................... 10 метров
Количество пролетов....................................................................... 1 (возможно наведение мостов с любым количеством пролетов)
Вес мостовой конструкциии......................................................... около 6 тонн
Время на наведение.......................................................................... 4-6 мин.
Время на снятие................................................................................ 6-8 минут
Расчет для  наведения моста............................................................ 2 человека
Допустимая максимальная глубина преграды................................ около 4 метров
Допустимая минимальная  глубина преграды................................ 0.5 метра
Допустимая максимальная скорость течения................................. 2 м/сек.
Качество берегов............................................................................... плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт
Время эксплуатации моста............................................................... пропуск техники дивизий первого эшелона

 

Источники и литература

1.Журнал М-Хобби №1(87)-2008г.
2.T.L.Jentz. Panzer-Trakts No.14. Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge. Darligton Productions Inc.1998
3.M.Sadowny. Deutsche Specialpanzer (I). Podzun-Pallas-Verlag  GmbH.
4.Журнал Сержант №2-1997.
5.Г.Гудериан. Воспоминания солдата. Русич. Смоленск. 2003г.
6.Ф.Гальдер. Военный дневник. 1939-1940. АСТ.TERRA-FANTASTICA. Москва. Санкт-Петербург. 2002г.
7.Шмелев И.П. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс. Москва. 1996г.
8.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982гг.АСТ-Астрель. Москва. 2003г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Все, кто более или менее интересуется историей Второй Мировой войны, да и вообще военной историей, очень хорошо знает немецкие и советские боевые самолеты, без труда отличит немецкого Тигра от советской тридцатьчетверки, немало знает о минометах, пушках, гаубицах. Хорошо ему известны   пулеметы Максим, немецкий MG34. Ну а про автоматы немецкий "Шмайсер" или советский ППШ знают даже школьники.
Поменьше, но все же повезло автомобилям. Многие могут отличить советскую "Эмку" от германского "Хорьха", полуторку или "Захар Захарыча" от грузовых Опелей или Студебекеров.

Но вот когда заходит речь об инженерной технике  тех времен, то замолкают даже маститые военные историки. Даже те, кто не один десяток лет носил на плечах погоны. Да, они   знают, что были во время войны какие то там саперы, что они что то там делали. Поднатужившись, вспомнят про мины, про мосты через реки, про переправы, ДОТы и ДЗОты, противотанковые рвы и ежи.
А вот чем все это делалось, и с помощью кого и чего доблестная пехота, отважные танкисты преодолевали все  препятствия и заграждения,   и мчались к победам и наградам (вполне заслуженным), так и осталось вне кадров кинохроники, объективов фотокамер, тихо и незаметно выпало из военной истории.

Сегодняшние войсковые офицеры, прилично знающие про современные  минные тралы, заряды разминирования, мостоукладчики, траншеекопатели, плавающие транспортеры, подвижные электростанции,  самоходные паромы и понтонные мосты, изумленно поднимают бровь, узнав, что все это многообразие инженерной техники появилось вовсе не в шестидесятые- семидесятые годы XX столетия, а по меньшей мере на сорок лет раньше, что инженерные войска были оснащены очень многими типами машин уже к началу Второй Мировой войны.

Описывая одну из таких инженерных машин Вермахта, хочу сказать, что Красная Армия ничуть в этом плане не уступала ему, что уже в тридцатые годы в СССР были разработаны ряд образцов мостоукладчиков ничуть не уступающих немецким, начиная с простейших конструкций мостов, буксируемых танками,  до мостоукладчиков на базе танков Т-26, Т-28, БТ-5, БТ-7. Все они позволяли наводить мосты через неширокие водные преграды, рвы, каналы без выхода экипажа из машины.

Да действительно, их и у нас и у немцев было очень и очень немного, буквально единицы. Но это было следствием слабости промышленной базы обеих стран. Каждый мостоукладчик, вышедший из   заводских ворот, означал, что танкисты недополучили один боевой танк. В условиях, когда танки  сгорали в боях  со скоростью спичек, и фронт радовался каждому вновь появившемуся танку, вопрос - что выпустить - танк или мостоукладчик, естественно, не ставился. Что толку в мостоукладчиках, если по ним некому будет преодолевать рвы и речки. Танк важнее мостоукладчика.
Немцы даже  пошли на беспрецедентный шаг -летом 1940 года после изготовления 20 мостоукладчиков (планировалось изготовить 80 машин) прекратили их производство и переделали уже готовые 16 шасси в обычные боевые танки.

Известно, что к январю 1941 года было все же изготовлено еще четыре мостоукладчика модифицированной серии IVc, которые поступили в 3-ю роту 39-го саперного батальона 3-й танковой дивизии. Известно, что 25 июня 1941 две машины были использованы для наводки 18-метрового ( двухпролетного)  моста через реку Припять. Через  мост  в этот день прошли все машины 3-й танковой  и 10-й мотопехотной дивизий.

Ценность и полезность мостоукладчиков была доказана вполне убедительно. И все же, производство было остановлено, уже до мая 1945. Красная Армия жгла танки Вермахта быстрее, чем их успевали строить.

Оставшиеся в наличии мостоукладчики использовались Вермахтом  в боях  вплоть до конца войны. Возможно, что некоторое количество их все же изготавливалось.
Об этом   этом свидетельствуют не столь уж малочисленные фотографии немецких мостоукладчиков разных типов  разысканные и присланные мне Е.Окуневым из Санкт-Петербурга и Ю.Мартыненко из Гермерсхайма. Одна из них сделана в Италии осенью 1944 года.

Проследить судьбу этих машин пока не удалось.