Переправочный парк ПА-3 - mdpa-3.html

Инженерная техника
Красной Армии

(тридцатые-сороковые годы)

Переправочный парк ПА-3
(МПА-3, МдПА-3, УВС-43, УВСА-3)

mdpa-3-1.jpg (10676 bytes)

Этот комплект, принятый на вооружение в 1932 году получил первоначально обозначение ПА-3, в 1938 году после некоторой модернизации, несколько увеличившей грузоподъемность,   получил обозначение МдПА-3 (встречается обозначение МПА-3), а после вторичной модернизации в 1943 году обозначение УВС-43 (встречается обозначение УВСА-3).

Парк предназначен для организации десантных переправ пехоты и матчасти полковой артиллерии  через широкие водные преграды (в первую очередь), организации паромных переправ грузоподъемностью от 7 до 14 тонн и  наведения мостов  на плавучих опорах грузоподъемностью от 3 до 14 тонн.

mdpa-3-5.jpg (6985 bytes)*В комплект парка ПА-3  входят 24 надувные резиновые лодки А-3, 68 пароконных повозок, комплект пролетного строения, козловые опоры, вспомогательное имущество. При наличии средств механической тяги повозки могут буксироваться 14 тракторами типа СТЗ-5 или 26 автомобилями ГАЗ-АА (на солдатском жаргоне -"полуторка").mdpa-3-4.jpg (7731 bytes)

*В комплект парка МдПА-3 входят 25 надувных резиновых лодок, 88 пароконных повозок,    комплект пролетного строения, козловые опоры, вспомогательное имущество. Парк перевозится 24 бортовыми автомобилями  ЗИС-5 (солдатское прозвище -"Захар Захарыч"), или 14 тракторами СТЗ-5 с тракторными прицепами.

Большая надувная резиновая лодка А-3 имеет вес 177кг. (с комплектом снаряжения 350кг.), грузоподъемность на воде 3600 кг. Размеры 6 х 2.3 х 0.85 м.
mdpa-3-2.gif (14603 bytes)Лодка поднимает два стрелковых отделения (20 солдат с полной выкладкой и расчетом гребцов (саперное отделение). Скорость передвижения на веслах  4-4.5 км/час.
Время разворачивания лодки (накачка воздухом ручным насосом, оснащение снаряжением) - 7 минут.
В качестве средства моторизации может использоваться мотор-весло  МВ-72 (с  мотором мотоцикла М-72). В этом случае скорость лодки с полной нагрузкой может достигать 12-14 км/час. По расчету моторизованная десантная лодка А-3 могла перевозить до 28 солдат с полной выкладкой и двух мотористов

Однако, до начала Великой Отечественной войны производство мотор-весел организовано не было, в период войны моторов остро не хватало для мотоциклов, поэтому, ни один парк средств механизации не имел и для передвижения использовались только весла.

Для десантной переправы на лодках одной стрелковой или пулеметной  роты требуется 8 лодок А-3 , для стрелкового батальона 36 лодок.
Для переправы на паромах за один рейс одной батареи противотанковой артиллерии (45-мм. ПТ пушки) требовалось 7 двухлодочных паромов (оснащение подручными средствами), батареи 76 мм. полковых пушек обр. 1929 г. на мехтяге 12 двухлодочных паромов (оснащение подручными средствами).

Из комплекта парка ПА-3 может быть собрано стандартных:
* 8 паромов (3 лодки на паром) грузоподъемностью 7 тонн (3.5 тонны на ось) плюс три пристани. Саперный взвод собирает паром за 20 минут;
*6 паромов (4 лодки на паром) грузоподъемностью 10 тонн (5 тонн на ось) плюс три пристани. Саперный взвод собирает паром за 25 минут;
*3 парома (5 лодок на паром) грузоподъемностью 14 тонн (7.5 тонны на ось) плюс две пристани. Саперный взвод собирает паром за 30 минут;

Из комплекта парка МдПА-3 может быть собрано стандартных:
*11 паромов (2 лодки на паром) грузоподъемностью 5 тонн (3 тонны на ось) плюс три пристани. Два отделения саперов собирают паром за 15 минут;
*8 паромов (3 лодки на паром) грузоподъемностью 9 тонн (5 тонны на ось) плюс три пристани. Два отделения саперов собирают паром за 20 минут;
*3 парома (5 лодок на паром) грузоподъемностью 14 тонн (5 тонны на ось) плюс две пристани. Два отделения саперов собирают паром за 30 минут/

На снимке слева: переправа танка Т-37 по наплавному мосту ПА-3.

Один комплект парка ПА-3 позволяет навести:
*Наплавной мост под гусеничные грузы 3 тонны (колесные 2.4 т.) длиной 124 метра с использованием козловых опор или 103 метра без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 2 часа.
*Наплавной мост под гусеничные грузы 7 тонн (колесные 5 т.) длиной 71 метр с использованием козловых опор или 67 метров без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 2 часа.
*Наплавной мост под гусеничные грузы 9 тонн (колесные 5 т.) длиной 67 метров с использованием козловых опор или 51 метр без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 1 час 50 мин.
*Наплавной мост под гусеничные грузы 14 тонн (колесные 7.5 т.) длиной 43 метра с использованием козловых опор или 33 метра без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 1 час 50 мин.

Один комплект парка МдПА-3 позволяет навести:
*Наплавной мост под гусеничные грузы 5 тонн (колесные 3 т.) длиной 111 метров с использованием козловых опор или 106 метров без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 2 часа.
*Наплавной мост под гусеничные грузы 9 тонн (колесные 5 т.) длиной 80 метра с использованием козловых опор или 75 метров без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 1 час 40 минут.
*Наплавной мост под гусеничные грузы 14 тонн (колесные 7.5 т.) длиной 46 метров с использованием козловых опор или 36 метров без козловых опор. На наведение    моста саперной ротой требуется 1 час 10 минут.

По предвоенным штатам парки ПА-3 (МдПА-3) должны были состоять на вооружении:
*Отдельный саперный эскадрон кавалерийской дивизии - 1 парк ПА-3 (МдПА-3);
*Отдельный саперный батальон стрелковой дивизии - 1 десантный парк, состоящий из переправочного парка ПА-3 (МдПА-3), комплекта ТЗИ и 36 лодок (лодки Иолшина, резиновые лодки ЛМН, саперные деревянные лодки СДЛ)
Примечание. Саперный батальон стрелковой дивизии мог иметь либо понтонный парк НЛП, либо десантный парк.

Личный состав парка вне зависимости от того, какой материальной частью он оснащен (45 человек) предназначался в основном для хранения и обслуживания материальной части. Для организации десантных переправ, наводки мостов и сборки паромных переправ дополнительно требовалось до саперной роты.
Примечание. В случае обеспечения саперного батальона дивизии десантным парком в составе парка должно было быть 18 бортовых автомобилей для перевозки материальной части. Однако ни в одной из стрелковых дивизий парки к началу войны ни одного автомобиля так и не получили.

К январю 1935 года  Красная Армия располагала 7400 лодками А-3. По мере поступления   комплектов пролетных строений, повозок к 1937 году было сформировано 95 парков ПА-3, в 1938 году имелось уже 124 парка ПА-3, в 1939 парков ПА-3 и МдПА-3 вместе имелось 152 парка, а концу 1940 года войска располагали 192 парками ПА-3 и МдПА-3.
В первой половине 1941 года в войска было поставлено 8 комплектов парка (в основном МдПА-3), во втором полугодии 23, в 1942 году поступило175 комплектов. Однако исчерпание довоенных запасов каучука и крайне недостаточные поставки его по ленд-лизу привело уже в 1943 году к снижению выпуска лодок А-3, а соответственно и парков до 112 комплектов за год.

В 1944 году ГКО было принято решение о прекращении выпуска парков на основе лодок А-3 в связи с недостатком резины,  ростом в составе войск количества тяжелой техники, увеличившимися поставками по ленд-лизу плавающих автомобилей Ford-GPA   и GMC-353 (DUKW), американских десантных лодок.
Поэтому в 1944 году армия получила последние 12 комплектов модернизированного варианта парка - УВСА-3.

Декабрь 2016

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г.
2. Журнал "Техника и вооружение" №№ 9,10-2001г, 10-1999г.
3. А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им. Куйбышева. Москва. 1941 г.
4. Военно-инженерное дело. Наставление. Воениздат НКО СССР. Москва. 193 1г.
5. Сайт .www.history.enjou.ru
6. А.Седякин. Военная техника. Учебник для красноармейцев, младших командиров РККА и актива ОСОАВИАХИМА. Госвоениздат. Москва. 1934 г.

 

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Парк из надувных лодок для организации паромных переправ и наводки наплавных мостов перед войной считался универсальным переправочным комплектом для пехоты, кавалерии и легкой техники, состоявшей на вооружении этих соединений. Понтонные парки НЛП и Н2П должны были служить, в основном для переправы тяжелой артиллерии, танков.

Война акценты расставила иначе. Количество более грузоподъемных парков все время росло, а   легких резиновых снижалось.