Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые годы)

Легкий понтонный парк ЛПП

lpp-01.jpg (42326 bytes)

Легкий понтонный парк ЛПП   предназначен для наведения через водные преграды мостов на плавучих опорах грузоподъемностью  12, 25 и 40 тонн, а также для организации паромных переправ с паромами грузоподъемностью 24,  25 и 40  тонн.

Парк был принят на вооружение в 1954 году. С середины 1963 года стал быстро заменяться новым парком ПМП и к 1966 году полностью исчез из войск.

Комплект парка позволяет навести:
1) Мост грузоподъемностью 12 тонн длиной до 160 метров при ширине проезжей части 3.00 метра за   50-55 минут (105 солдат).
2) Мост грузоподъемностью 25 тонн длиной до 88 метров при ширине проезжей части 3.67 метра за   50-55 минут (105 солдат).
3) Мост грузоподъемностью 40 тонн длиной до 64 метров при ширине проезжей части 3.85 метра за  55-60 минут (105 солдат).

Допустимые скорости течения для 12-тонного моста до 1.5 м/сек, для 25-тонного - до 2.0 м/сек., для 40-тонного -  до 2.5 м/сек. Минимальная глубина водной преграды  70 см.

От автора. Для сравнения.  20-тонный мост парка ПМП имеет длину 382 метра, ширину проезжей части 3.29м., а собирается 102 солдатами за 30-50 минут. Т.е. скорость наведения моста в 4.3 раза выше. Естественно, что 88 метровый мост будет наведен всего за 15-20 минут.
Я уж не говорю о том, что 60-тонный мост парка ПМП имеет длину 227 метров при ширине проезжей части 6.5 м., а наводится  всего за 15-30 минут теми же 102 солдатами (просто возни с 60-тонным мостом меньше, чем с 20 тонным).
Ирония судеб изобретений - как раз столь огромное преимущество парка ПМП, разработка которого началась в 1947, а первые испытания прошли в 1954, едва не сыграло в судьбе парка трагическую роль. Потенциальные возможности парка для всех специалистов показались просто фантастическими и совершенно нереальными. Парк ПМП спас маршал Жуков, который счел возможным рискнуть и разрешил дальнейшие работы.

Это я к любителям военной истории задающим порой недоуменные вопросы типа "Почему столь замечательный образец  танка (самолета, пушки, ракеты,...) так и не был принят на вооружение?",   и ищущим причину в "генеральской глупости", "происках скрытых врагов", "бездарности руководства", "зависти конкурентов".
А на самом деле...  Да, порой  присутствуют происки  конкурентов (которые обычно искренне убеждены что их образец лучше).
В государственном же руководстве бездарности не выживают. Подлецы, интриганы могут и легко, бездарности - нет. Слишком много приходится проявить ума, хитрости, изворотливости, предвидения, организаторских способностей чтобы забраться наверх.  Бездарность на такое не способна. Просто, под кажущейся нам бездарностью кроется тонкий и выгодный для того или иного государственного деятеля расчет.
А чтобы в армии стать генералом, нужно преодолеть столько ступенек иерархической лестницы, столько раз на деле доказать свой ум и способность командовать, что глупых генералов просто не бывает. Не бывает. Хотя очень многие пишущие пытаются нас убеждать в обратном. В том числе и военные, особенно те, кому просто не повезло по службе, или нужно оправдать свою собственную несостоятельность.

Существуют  только глупые, неграмотные в военно-техническом деле и недалекие писатели и журналисты, которые не  в состоянии  проанализировать суть проблемы, и вместо этого в силу невероятной легковесности своих пера и  мышления   непринужденно  разбрасываются оценками и приговорами. Или  что еще хуже - умные и грамотные, но выполняющие социальный заказ опорочить и дискредитировать того или иного полководца.

Ведь разглядеть возможности образца вооружения, намного опередившего свое время, принципиально отличающегося от своих предшественников, ох как непросто. На одно дельное предложение приходится  не один десяток нереальных прожектов.
К тому же нужно учитывать и реальные потребности армии, возможности промышленности.
Вдобавок еще  неизвестно что правильнее в складывающейся на войне конкретной обстановке - один выдающийся самолет на фронте  против  сотни посредственных или наоборот. Ведь еще Клаузевиц сказал, что количество обладает собственным качеством.

Также комплект парка позволяет собрать  перевозных паромов:
1) Грузоподъемностью 24 тонны большой площади - 6 паромов за 20 минут
2) Грузоподъемностью 25 тонн - 6 паромов  за  18 минут.
3) Грузоподъемностью 40 тонн - 4 парома  за 20минут.

Допустимые скорости течения для   для 25-тонного парома - до 2.0 м/сек., для 40-тонного -  до 2.5 м/сек.

Примечание. В комплекте парка всего 4 катера, поэтому, чтобы иметь шесть  25-тонных паромов, требуется дополнительно два буксировочных средства. В их качестве при особой необходимости могут использоваться плавающие автомобили БАВ,  имеющиеся в штате понтонно-мостового батальона, но не входящие в комплект самого парка.

В комплект парка ЛПП входят:
1) Носовых понтонов  -24.
2) Средних понтонов - 12.
3) Прогонов -88.
4) Замков стыковых -84.
5)Якорей - 36.
6) Щитов настилочных- 392.
7) Щитов концевых -16.
8) Опор для береговых пролетов треугольных -4.
9) Опор для береговых пролетов катковых - 2.
10) Лежней береговых -6.
11) Буксирно-моторных катеров БМК-90 на прицепах - 4.

Кроме того, значительное количество вспомогательных изделий и оснастки (весла, уключины к ним, багры, ручные водооткачивающие насосы, канаты, пажилины, перильные стойки, прогонные ломы и т.п. общим числом 64 позиции.

Комплект парка перевозится на 36 специально оборудованных автомобилях типа ГАЗ-63, 4 бортовых автомобилях ГАЗ-63 и 2 бортовых автомобилях  ЗиЛ-151.   Итого 42 автомобиля.
2 катерных прицепа буксируются автомобилями ЗиЛ-151, а для буксировки еще 2 катерных прицепов используются 2 плавающих автомобиля БАВ из штата батальона.

Комплектация имущества парка такова, что позволяет организационно разбивать его на две части, каждая из которых полностью самостоятельна и автономна. Соответственно, длины собираемых мостов и количество перевозных паромов из половины парка вдвое меньше. Полный парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном. Полупарк понтонной ротой саперного батальона мотострелковой дивизии.

От автора.  При разборе штатов дореволюционных  инженерных частей  и частей Красной Армии двадцатых-тридцатых годов мы часто натыкаемся на наименование "переправочный парк", "понтонный парк", как на некое подразделение. И обычно этот парк числится в составе саперного батальона.  И численность личного состава такого парка очень небольшая. Просто мизерная.
Должен пояснить двойственность термина "понтонный парк". В наше время понтонный парк это набор оборудования, позволяющего навести мост на плавучих опорах. А эксплуатирует этот набор соответствующая рота или батальон. 
В старые же времена термин "понтонный парк" означал подразделение  хранящее, обслуживающее и перевозящее набор средств для наведения наплавного моста. Для наведения же моста  этому подразделению должно было придаваться достаточное количество обычных саперов или даже пехотинцев, поскольку в основном  требовалась неквалифицированная рабочая сила.  Личный состав парка здесь выступал в роли руководителей, инструкторов. Набор же понтонных средств для краткости также обычно именовали парком, хотя официально наименование было, например, "понтонный мост обр. 1864г.".

Носовой понтон.lpp-02.jpg (16003 bytes)
Представляет собой герметичную стальную коробку длиной 5.1м., шириной 2.2 м. и высотой 0.92 м. 
Весит 610 кг. (без учета веса двух прогонов и двух стыковых замков),  и имеет   при осадке 70 см. полезную грузоподъемность 6.5 тонны.
Толщина листов  днища и бортов 1.5 мм, палубы 1.0 мм. Листы бортов имеют вдавленные ребра жесткости, а лист палубы выступающие ребра жесткости.
Передняя часть днища в сторону носа поднимается к палубе, образуя лыжеобразный нос для уменьшения давления текущей воды. По днищу проходят два скуловых полоза и один средний полоз.
По всем бортам выше уровня палубы  приварены стрингерные угольники, в которых просверлены вертикальные и горизонтальные отверстия. Эти отверстия служат для скрепления понтонов между собой и закрепления прогонов. Все отверстия пронумерованы, причем номера выбиты в металле и накрашены. Это необходимо в связи с тем, что при наводке моста в зависимости от выбранной схемы моста используются строго определенные отверстия.

Справка. Стрингер - продольный элемент судового набора, обеспечивающий жесткость конструкции. На стрингеры опираются поперечные элементы судового набора (шпангоуты, бимсы). В понтоне на стрингеры сверху опираются прогоны.
Стрингерный болт - болт особой конструкции скрепляющий стрингер с прогоном.

Конец справки.

На палубе понтона имеются два стакана для осей двух прогонов. При транспортировка понтона прогоны размещаются вдоль понтонаlpp-03.jpg (14138 bytes) (как показано на рисунке выше), а перед сбросом в воду разворачиваются на своих осях поперек   понтона.

Понтон, в комплекте с прогонами и стыковыми замками называется понтонным блоком. Таким образом, строго говоря, на рисунках здесь показан понтонный блок.

Также на палубе имеется люк для осмотра внутреннего пространства понтона и горловина для ручного водооткачивающего насоса (производительность 8 литров за один ход штока).

От автора.  В общем то этого насоса достаточно лишь для откачки воды, попавшей внутрь через трещины и отдельные мелкие отверстия. Правда, в Руководстве указано, что в "особый период", т.е. в военное время понтон должен заполняться "труднозатапливаемым материалом". Каким конкретно, неизвестно. Пенопласт (пенополистирол) появился незадолго до принятия ЛПП на вооружение,  был в то время довольно дефицитен.
Да и использование его в качестве наполнителя понтона хотя и обеспечивает ему полнейшую непотопляемость, однако сильно затрудняет работы по завариванию трещин и  пробоин, которые неизбежно образуются в ходе эксплуатации понтона. Приходится
lpp-05.jpg (11074 bytes) сначала вытаскивать огромное количество листов пенопласта, который весьма горюч. С такой проблемой автор сталкивался не раз, когда командовал взводом гусеничных самоходных паромов ГСП. Лодка полупарома заполнялась пенопластом уже при изготовлении.
Так что для понтонов ЛПП более целесообразно иметь мотопомпы М-600, которые легко и быстро осушают трюм понтона.

Для соединения двух понтонов  в полупаром (для 25-тонных и 40-тонных мостов) в   нижней части кормового транца имеются два сцепных захвата (молоточек и скоба)  для соединения его с другим понтоном  по низу, а в кормовом стрингерном угольнике два отверстия для обеспечения  с помощью стяжных болтов соединения с другим понтоном по верху.

На рисунке справа: соединение понтонов по верху с помощью стяжных болтов. Болты вставляются в специальные отверстия в стрингерном угольнике транцевой части понтона, затем в нижней части болта поворачивается поперек болта пластинка, а затем вращением гайки   с помощью рукоятки болт зажимается. Образуется прочное соединение.

Таким образом два понтона транцами оказываются соединенными друг с другом.

На суше понтон перевозится на специально оборудованном автомобиле  ГАЗ-63. При этом на палубе понтона  укладываются:
*2 прогона ( каждый имеет стыковой замок и 3 стрингерных болта),
lpp-04.jpg (22811 bytes)*10 настилочных щитов,
*2 пажилины,
*1 якорь,
*1 весло с уключиной,
*2 багра,
* 2 прогонных лома,
*1 ручной насос,
*1 спасательный жилет,
* другое вспомогательное имущество.

Все это, кроме прогонов и стыковых замков перед сбросом понтона в воду разгружается на берег.

От автора.  Заметим, что у парка ПМП перед сбросом понтонного звена с него вообще ничего не разгружается. Да там и разгружать то нечего. Все, что может понадобиться при сборке моста (аппарели, якорь, кран-балки, понтонные рычаги) закреплено в штатных креплениях и извлекается по необходимости уже после того как звено развернулось. А это экономит кучу времени.

Полупонтон сбрасывается в воду прямо с автомобиля (разумеется, предварительно разгрузив имущество с палубы).

Комплект парка насчитывал 24 носовых понтонных блока.

Средний понтон.
lpp-06.jpg (14168 bytes)Представляет собой герметичную стальную коробку  длиной 4,37м., шириной 2.4 м. и высотой 0.92 м.  Весит 564  кг.   Полезная грузоподъемность при осадке 70 см. 6.2 тонны.
Толщина листов обшивки 1.5 мм, палубы 0.5-1.0 мм.
В отличие от носового понтона средний имеет прямоугольную форму и его носовая и кормовая части абсолютно идентичны. Эта безразличность   позволяет   соединять его с носовым понтоном или с таким же средним понтоном   что передним, что задним транцем.

Конструкция практически не отличается от конструкции носового понтона.

Понтон, в комплекте с прогонами и стыковыми замками называется понтонным блоком.

На суше понтон перевозится на специально оборудованном автомобиле  ГАЗ-63(автомобиль одинаково пригоден и для перевозки носового и среднего понтонов)
. При этом на палубе понтона  укладываются:
*2 прогона ( каждый имеет стыковой замок и 3 стрингерных болта),lpp-07.jpg (11787 bytes)
*10 настилочных щитов,
*2 пажилины,
*1 якорь,
*1 весло с уключиной,
*2 багра,
* 2 прогонных лома,
*1 ручной насос,
*1 спасательный жилет,
* другое вспомогательное имущество.

Все это, кроме прогонов стыковых замков перед сбросом понтона в воду разгружается на берег.

Комплект парка насчитывал 12 средних понтонных блоков.

Прогоны.
lpp-08.jpg (17933 bytes)В комплекте парка  88 прогонов.  Из них 72 прогона постоянно уложены и закреплены на понтонах (по два прогона на каждом). Остальные 16 прогонов уложены на автомобилях, перевозящих береговые опоры и вспомогательное имущество. 

Каждый прогон представляет  собой два швеллера сортамента 18, соединенных между собой тремя распорками. Прогоны предназначены для набирания пролетного строения, опирающегося на понтоны. Длина  прогона 3.98 м., высота 18 см. ширина 52см. см. Вес 168 килограмм.

В стойке и полках имеются отверстия для соединительного замка и других целей.

Прогоны при сборке моста по длине связываются друг с другом с помощью стыковых замков, представляющих собой конструкцию из швеллера имеющую четыре пары выдвижных штырей, которые с помощью  прогонного лома можно либо убирать внутрь замка, либо выдвигать их.

На рисунке слева: левее прогон, правее он же со вставленным в него стыковым замком (окрашен в серый цвет).
Стыковых замков в комплекте парка 84. Все они постоянно установлены в прогонах (по одному замку на прогон). Замок весит 62 кг и имеет размеры 100 на 36 и на 18 см..

Щиты настилочные.
lpp-09.jpg (8667 bytes)Предназначены для образования несущего настила моста или палубы перевозного парома. Щиты  укладываются поперек прогонов и прижимаются к ним пажилинами с помощью пажильных болтов.. Щит представляет собой три доски толщиной 6 см, соединенные между собой сверху четырьмя  металлическими накладками, а снизу двумя такими же накладками и двумя уголками.   Верхние и нижние накладки соединяются между собой болтами с головками впотай. Уголки предназначены для исключения смещения щита поперек пролета.  По концам щита сделаны вырезы, сквозь которые пропускаются пажильные болты.
Размеры настилочного  щита - длина 4.05 метра, ширина 39,5 см. Вес 41,3 килограмма.
В комплекте парка  392 настилочных щита. По 10 щитов укладывается на каждый понтон (всего 360 щитов).  Остальные 32 щита укладываются на автомобили, перевозящие береговые опоры.

От автора.  Простота конструкции настилочного щита предопределена тем, что щиты довольно быстро повреждаются разрушаются при эксплуатации. Особенно если через мост пропускается гусеничная техника. Простота же конструкции позволяет изготавливать новые щиты в батальонных мастерских.

Понтонные блоки являются основными узлами для сборки мостов различной грузоподъемности. В зависимости от принятого командиром решения на наводку моста определенной грузоподъемности понтонные блоки собираются в мостовые паромы из которых в свою очередь собирается лента моста.

Мостовой паром 12-тонного моста.
lpp-10.jpg (11048 bytes)Собирается из двух носовых понтонных блоков, либо из одного носового и одного среднего понтонных блоков. Соединение двух понтонных блоков в паром осуществляется с помощью двух стыковых замков, находящихся на концах прогонов.

На рисунке слева: мостовой паром 12-тонного моста в упрощенном для облегчения восприятия виде.

Сборку парома осуществляют 6 солдат (по 3 на понтонный блок). Время на сборку парома 10 минут (с момента сброса понтонов на воду).
После соединения понтонных блоков расчет укладывает на прогоны настилочные щиты и закрепляет их пажилинами (будут описаны ниже).

От автора.  Наводка понтонного моста это тот случай, когда успех выполнения задачи всем батальоном зависит от самого слабого участка. Задержка сборки хотя бы одного парома задерживает сборку всего моста. Все 105 солдат должны работать как одна команда и каждый должен четко знать и уметь выполнять свою задачу в точно определенное время. Мало того, он должен знать задачи соседей и уметь вовремя придти им на помощь. И все должны понимать друг друга с полуслова, полужеста, полувзгляда. сыгранность как в хорошем оркестре.
Видимо поэтому в понтонных батальонах никогда не было пресловутой дедовщины. На мосту не отсидишься за спинами молодых и не сможешь переложить на них свои обязанности.

Мостовой паром 25-тонного моста.
lpp-11.jpg (13688 bytes)Собирается из двух полупаромов. Один полупаром состоит из двух носовых понтонов, а другой из одного носового и одного среднего понтонов. Понтоны в полупаром  соединяются своими транцами с помощью нижних стыковых устройств и верхних стяжных болтов.
Разумеется, что при наводке моста носовые понтоны смотрят навстречу течению, а один носовой и один средний вниз по течению.
При этом прогоны сдвигаются ближе к середине так, чтобы расстояние между крайними прогонами оставалось таким же, как и при 12-тонной схеме.

Расчет парома состоит из 11 солдат и 1 сержанта. Время на сборку парома 12 минут.
После соединения понтонных блоков расчет укладывает на прогоны настилочные щиты и закрепляет их пажилинами (будут описаны ниже).

Мостовой паром 40-тонного моста. 
lpp-12.jpg (10309 bytes)Собирается из двух полупаромов. Полупаромы идентичные. И каждый состоит из двух носовых и одного среднего   понтона. Понтоны в полупаром  соединяются своими транцами с помощью нижних стыковых устройств  и верхних стяжных болтов.
Все шесть прогонов смещаются к середине и закрепляются на среднем понтоне.
Расчет парома состоит из 19 человек (1 офицер командир понтонного взвода, 3 сержанта и 15 солдат). Время на сборку парома 20 минут.

От автора.  Обратите внимание - длина пролета, т.е. расстояние между полупаромами во всех схемах остается неизменным. Меняется лишь количество понтонов в полупароме и изменяются расстояния между прогонами. А вот сами прогоны наращивать по длине не требуется. Это был огромный шаг вперед в понтонно-мостовом деле. Такая схема значительно упрощала работу и уменьшала количество элементов моста.

Пажилины.
lpp-13.jpg (6797 bytes)Подразделяются на береговые и речные. Речные пажилины предназначены для прижимания к  прогонам настилочных щитов и одновременно являются колесоотбоями.  Речная пажилина представляет собой стальной швеллер сортамента 12, в полках которых  проделаны два овальных отверстия для пажильных болтов и одно круглое для перильной стойки. К внутренней стенке швеллера приварены четыре  диафрагмы, в которых закрепляются два пажильных болта в транспортном положении.
Длина речной пажилины  3.5 м., высота 12 см., ширина 5.3 см. Вес 42 кг.

На рисунке слева: пажилина с болтами в транспортном положении и вторая с болтами в рабочем положении.

Береговая пажилина отличается от речной большей длиной (3.5м.) и наличием не двух, а десяти отверстий в полках. Она служит для тех же целей, что и речная, но только в береговых пролетах мостов.

В комплекте парка 72 речных пажилины и 12 береговых. Соответственно пажильных болтов 168.

От автора. Поступление  на вооружение парка ПМП очень простого по конструкции и имеющего в десятки раз меньше lpp-14.jpg (25177 bytes)отдельных узлов и деталей привело тому, что из понтонного лексикона быстро исчезли такие слова как береговая опора, лежень, пристань,  стрингер, стрингерный болт, пажилина, пажильный болт, перильная стойка, леер. И если некоторые слова понятны и без разъяснений, то вот  свайка, пажилина, стрингер и т.п. для сегодняшних понтонеров это столь же странные и непонятные слова, что и для всех прочих.
Поэтому я и взял на себя труд столь подробно рассказать о давно ушедшем в историю парке ЛПП. А иначе через поколение для современного читателя эти слова будут столь же непонятны, как   сегодня для нас слова аванбек, редюит, теналь, алмазный ров, супонь, подклеть. Или что хуже, начнут употребляться совершенно неправильно, как например сегодня, капонир, каземат, дефиле.

На рисунке слева: Понтон 12-тонной схемы с уложенными настильными щитами, которые прижаты   к прогонам с помощью пажилин и пажильных болтов.
Пажильные болты проходят сквозь пажилину, вырез   в настилочном  щите и крючками цепляются за трехзвенные цепи, являющиеся частью понтона.lpp-15.jpg (9403 bytes)

Перильные стойки.
Представляют собой просто стальные стержни диаметром 27 мм. и высотой 1.00 м, имеющие в верхнем конце пружинное кольцо для пропуска перильного леера (каната). Стойки вставляются в круглые отверстия полки пажилины, которые находятся строго по середине длины пажилины. Вес стойки 2 кг.
В комплекте парка  80 перильных стоек.

От автора.  Эти стойки с подвешенными к ним спасательными кругами и натянутыми между стойками леера неплохо видны на снимке в начале статьи. В те времена это   считалось необходимым атрибутом моста. Дело в том, что над создателями парка все еще довлел опыт Великой Отечественной войны, когда пехота передвигалась по мостам пешком. А обычно это происходило ночью в условиях полнейшей светомаскировки. Да и бойцы, утомленные многокилометровыми переходами, часто просто спали на ходу. Отклониться в строну и свалиться с моста солдат мог запросто. Вот чтобы этого не происходило, по краю проезжей части и протягивали леера. Все же у человека был шанс, наткнувшись на леер, мгновенно проснуться и избежать гибели.
А вот для парка ПМП с его широченной проезжей частью этого не требовалось. Да и к моменту принятия ПМП на вооружение наша пехота в пеших порядках километры уже не мерила.

Самым проблемным моментом во всех понтонных мостах, исключая ПМП, было сопряжение наплавной части моста с берегом. Для речной части моста парка ЛПП минимальная глубина у берега должна была быть не менее 70 см. (настолько погружается понтон при максимальной нагрузке).   Отсюда , в зависимости от того, нагружен последний речной пролет или нет его высота от воды менялась. Поэтому  от одного до трех пролетов в начале и в конце моста делались на жестких опорах. Таких опор в парке ЛПП было четыре треугольных и две катковых.

Треугольная опора. 
lpp-16.jpg (6410 bytes)Предназначена для использования в качестве жесткой опоры в одном-двух береговых пролетах моста. Т.е. там, где до сухого берега еще далеко, но глубина водной преграды не позволяет использовать в качестве опор понтоны (глубина воды менее 70 см.), или же если берег слишком пологий, что исключает опирание последнего пролета непосредственно на береговой лежень.
В сечении это трехгранная призма, состоящая из пяти опорных пустотелых тумб, соединенных тремя продольными ребрами. опора может устанавливаться на грунт любой гранью, что позволяет иметь высоту опоры соответственно 1.2, 0.8 или 0.62м. Для удержания опоры на месте она крепится с помощью оттяжек  к прогонам и к берегу.

От автора. Заметим, что прогоны к этой опоре не крепятся совсем. Они лишь ложатся на нее.   Прогоны, находящиеся над этой опорой соединяются шарнирно (в стыковом замке выдвигаются не по две пары, а лишь по одной   паре штырей), что позволяет ленте моста в этом месте изгибаться вверх-вниз, компенсируя тем самым жесткость берега и изменение осадки понтонов под нагрузкой. Этот элемент моста скорее  не опора, а подпорка.
Вообще, должен сказать, что до появления парка ПМП  все понтонные парки для сопряжения моста с берегом имели по нескольку вариантов береговых опор, которые применялись в зависимости от конкретных условий. Выполнение задачи сопряжения занимало наибольшую часть времени иlpp-17.jpg (16417 bytes) привлечения  значительной части личного состава.
Создатели парка ПМП решили эту проблему легко и изящно. Береговое понтонное звено было сделано значительно более прочным и не сминалось под нагрузкой. К тому же оно имеет клиновидную форму, что позволяет речному концу звена плавать, а береговому лежать на грунте. Решение изумительно простое, но его нужно было найти. Все гениальное просто. До полковника Глазунова это никому не приходило в голову. Неудивительно, что его идею поначалу все восприняли недоуменно. Уж слишком просто в этом парке решалась задача сопряжения моста с берегом. Как колумбово яйцо.

Каждая треугольная опора вместе с остальными изделиями, позволяющими  собрать береговые пролеты, перевозится на бортовом автомобиле ГАЗ-63. Всего треугольных береговых опор с комплектами в составе парка четыре. Вес одной береговой треугольной опоры  292 кг., габаритные размеры 4,0 на 1.2 и на 0.8м.

Катковая опора. 
lpp-18.jpg (11378 bytes)Предназначена для устройства пристаней для перевозных паромов. Также может использования в качестве жесткой опоры  при благоприятных условиях берега.
Этот вид опоры регулируется по высоте. Максимальная высота 1.7м, минимальная 1.3 м. Общий вес 620 кг. Грузоподъемность опоры 40 тонн, т.е. одинаковая для всех схем перевозных паромов и мостов.
В комплект парка входят 2 катковые опоры. Каждая опора перевозится на автомобиле ЗиЛ-151 в разобранном виде.
Кроме двух катков с крепежной частью (показанных на рисунке слева) в комплект опоры входят четыре прогона, четыре подъемника (для изменения высоты опоры),  четыре переходных щита, четыре концевых щита, береговой лежень. Кроме того, используются другие вспомогательные элементы.

При сборке опоры по два прогона укладываются на крепежную часть каждого катка (всего четыре прогона)  и соединяются с ними стрингерными болтами. Противоположные концы прогонов соединяются в помощью берегового лежня. На прогоны  укладываются настилочные щиты, которые как и на понтонах, прижимаются пажилинами.

От автора.  Напомню, что каждый прогон весит 168 килограмм,  разгружаются они с машины и монтируются на опору вручную. Так что работа понтонеров с парком ЛПП ко всему прочему была очень тяжелая и требовала немалых мускульных усилий. И  только после сборки опоры, она цеплялась дышлом за автомобиль и подавалась к месту установки с его помощью. Так ведь еще нужно было понтонерам лезть в воду, чтобыlpp-19.jpg (13286 bytes) зацепить и закрепить на берегу оттяжки, которые не позволяли опоре смещаться как вдоль, так и поперек. А вода далеко не всегда была теплой и ласковой.

Огромной проблемой для береговых опор был грунт дна и течение воды. При песчаном или глинистом грунте как только в данном месте оказывалась опора, так сразу начиналось вымывание грунта из под нее. Чего только не предпринималось, чтобы исключить или хотя бы замедлить вымывание грунта. Однако, эта проблема не была решена удовлетворительно ни для одного из типов советских или иностранных понтонных мостов до тех пор, пока не появился парк ПМП. Береговому звену этого парка было безразлично вымывается ли из под него грунт или нет. Оно же было тоже плавающим и касалось грунта только самым концом, который, как правило, ложился уже за урезом воды.

На рисунке справа: Береговая катковая опора в собранном виде, но без настилочных щитов. На катки уложены и закреплены четыре прогона, противоположные концы которых закреплены на береговом лежне.

Береговые лежни.
lpp-20.jpg (4511 bytes)Береговой лежень является   конечным элементом моста. На него опирается последний пролет моста, который именуется береговым пролетом.
Представляет собой стальную балку  сложного сечения сечения длиной  4.32 метра, шириной 20 см. и высотой 8.5 см. Вес 47.8 кг. кг.
На верхней плоскости имеется  планка с отверстиями, с помощью которых лежень соединяется с концами прогонов.
В комплекте парка 6 береговых лежней. 4 лежня перевозятся на автомобилях ГАЗ-63 и входят в комплекты треугольных береговых опор, 2 лежня на автомобилях ЗиЛ-151 и входят в комплект катковых опор.

Кроме вышеперечисленных основных элементов комплекта парка ЛПП в его состав входят переходные щиты (16 шт.), концевые щиты (16 шт.) и различное вспомогательное имущество. Это весла, уключины к ним, багры, якоря,  ручные насосы, канаты, спасательные круги, анкера и т.п..

Описывать их нецелесообразно, дабы не затенять описание самого парка и мостов, возводимых из комплекта ЛПП.

Итак,  все три типа  наплавных мостов (12, 25 и 40-тонные) собираются из соответствующих мостовых паромов, описанных выше.. Количество используемых паромов определяется шириной реки и характером берегов.

Как уже говорилось выше, при ширине водной преграды,  превышающей возможности парка по наводке наплавного моста, организуется паромная переправа. Для этого собираются перевозные паромы.

24-тонный перевозной паром большой площади.
lpp-22.jpg (10243 bytes)Собирается из 4 носовых   понтонных блоков  и 2 средних. Палуба имеет длину 12 метров и ширину 2 полосы  по 3 метра.

На рисунке слева: схема парома большой площади. Настил не показан.

Из комплекта парка может быть собрано шесть таких паромов.
Максимальная скорость течения, при которой допускается эксплуатация паромов - 2 м/сек.
Буксируется катером БМК-90.
Эти паромы предназначаются для переправы различного рода грузов, имеющих большие размеры, но относительно небольшую массу. Переправа грузовых автомобилей не допускается, поскольку при загрузке парома необходимо равномерное распределение груза по палубе, а пристань обеспечивает заезд только на один понтонный блок.

 

25-тонный перевозной паром.
lpp-23.jpg (12539 bytes)Собирается   как и 24-тонный большой площади, из 4 носовых   понтонных блоков  и 2 средних. Палуба имеет длину 12 метров и ширину 3.64м..
В отличие от 24-тонного парома при сборке 25-тонного парома прогоны сдвигаются к середине, что обеспечивает загрузку колесных машин с нагрузкой на ось до 8 тонн и гусеничных машин массой до 25 тонн

На рисунке слева: схема 25-тонного перевозного парома. Настил показан условно светло-коричневым цветом.

Из комплекта парка может быть собрано шесть таких паромов.
Максимальная скорость течения, при которой допускается эксплуатация паромов - 2 м/сек.
Буксируется катером БМК-90.lpp-24.jpg (14295 bytes)

 

40-тонный перевозной паром.
Собирается из 6 носовых   понтонных блоков  и 3 средних. Палуба имеет длину 12 метров и ширину 3.85.

На рисунке справа:: схема 40-тонного перевозного парома.  Настил показан условно светлокоричневым цветом.

Из комплекта парка может быть собрано четыре  таких парома.
При сборке этого парома все прогоны сосредотачиваются в середине на средних понтонах.
Максимальная скорость течения, при которой допускается эксплуатация паромов - 2.5 м/сек.
Буксируется катером БМК-90.
Эти паромы предназначаются для переправы  в основном средних танков типа, Т-34-85, Т-54, Т-55 и самоходных артиллерийских систем на их базе. Собирать такие паромы для переправы иной техники нецелесообразно, т.к. маневренность парома недостаточна, мощности катера БМК-090 не хватает, а соединительные узлы подвергаются повышенной нагрузке.

Буксирно-моторный катер БМК-90
lpp-21.jpg (17271 bytes)В комплект парка входили  4 буксирно-моторных катера БМК-90, которые перевозились на прицепах ПБМК-90, буксируемых двумя автомобилями ЗиЛ-151 и двумя плавающими   автомобилями БАВ (придаются парку из батальона).

Катер БМК-90 одновинтовой со стальным   корпусом. Размеры - длина 7.8 м., ширина 2.1 м., высота от киля до верха борта 1.5м., осадка 0.51м. Масса 2.45 т.  Двигатель бензиновый  ЗиЛ-120С   мощностью 75 л.с. Максимальная скорость пустого 20,5 км/час., с буксируемым грузом 8 км/час. Запас хода по топливу  15 часов, тяговое усилие на швартовых  1100 кг.,  Экипаж 2 чел.

Спуск на воду - прицеп заезжает в воду до тех пор, пока катер не всплывет.

 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Легкий понтонный парк ЛПП. Военное издательство. Москва. 1957г.
3. Экспозиция военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО России   в Санкт-Петербурге.
4. Машины инженерного вооружения. Книга четвертая. Военное издательство. Москва. 1964г.

Рейтинг@Mail.ru

---***---

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Парк просто замечательный. Достаточно легкий (понтоны перевозились на автомобилях ГАЗ-63), компактный (перевозился всего лишь на 42 автомобилях), и вместе с тем пригодный для переправы почти всех армейских грузов, исключая тяжелые танки типа ИС-3, Т-10. Он вполне соответствовал требованиям армии пятидесятых годов.

Но..., лучшее враг хорошего. Парку ЛПП не повезло. Он появился не в то время. Уже шли работы над парком совершенно иных принципов, который начисто перечеркнет все предшествующие конструкции и эксплуатационные качества которого окажутся  настолько выше, что все состоявшие на вооружении  понтонные парки Советской Армии (ТМП, ТПП, ЛПП) сойдут со сцены не просто быстро, а стремительно.  Им станет   парк ПМП, принятый на вооружение в 1962 году,  и который гордые американцы просто скопируют к 1972 году под названием Ribbon Bridge (RB).

Вот поэтому парк ЛПП остался у нас почти неизвестным и информации по нему очень мало. Внешне, особенно на воде, для неспециалистов он был слишком похож на парк ТПП, за которые его часто и принимали. Да и изготовить их успели не слишком много.

Впрочем, ЛПП нашел свое применение. Его охотно покупали или получали даром страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Там он сыграл немалую  роль во множестве локальных войн периода шестидесятых-восьмидесятых годов.