Инженерная техника
Красной (Советской) Армии

(тридцатые-шестидесятые годы)

Малая надувная лодка ЛМН

lmn-01.jpg (20037 bytes)

Малая надувная лодка ЛМН предназначена для переправы небольших групп пехоты, групп разведчиков, ведения инженерной разведки водных преград инженерно-разведывательными группами, организации эвако-спасательной службы и речных застав на переправах, выполнения различных вспомогательных задач при наведении понтонных мостов или при  организации паромных переправ.
Лодка выдерживает пять солдат с полным вооружением (один из них гребец) или четырех солдат и одного станкового пулемета (типа "Максим"). При этом, в носовой части имеются крепления в виде ремней и штропов для закрепления пулемета на лодке. Это позволяет вести во время движения огонь из пулемета.

ЛМН была принята на вооружение РККА в 1931 году. По штату две таких лодки имелось в саперном подразделении (команде или роте) стрелкового полка и две-четыре лодки в понтонных, мостостроительных ротах инженерных батальонов. Официально не снята с вооружения и к настоящему времени, хотя с конца шестидесятых годов в связи с изменениями в штатах частей и прекращением изготовления лодок в войска уже не поступала. Имевшиеся в частях лодки постепенно по мере износа и старения резины списывались и заменялись более современными переправочными средствами.

ЛМН изготавливается  из прорезиненной ткани черно-серого цвета  и представляет собой сплошную надувную камеру фигурной формы почти овальная с заостренной носовой частью). Снизу приклеивается дно из этой же ткани. Внутрь лодки укладывается  складное днище из деревянных реек. По наружным бортам лодки проходит бортовой канат, используемый при переноске надутой лодки. В носовой и кормовой частях имеются штропы для закрепления буксирных и якорных канатов,  на бортах резиновые уключины для весел, и банка (сиденье) из этой же ткани. Концы банки приклеены к бортам лодки. С одной стороны банка имеет шнуровку для натягивания и выравнивания.
Также в носовой части имеются два ремня и четыре штропа для закрепления пулемета.

Пояснение.  Штроп  это в данном контексте толстая резиновая пластина вклеенная вертикально в верхнюю часть борта лодки и имеющая отверстие, в которое пропускается канат. Собственно, это резиновый аналог рыма.

В комплект лодки кроме ее самой входит также  упаковочный мешок, два деревянных весла, складное дно из реек, и мех для накачки лодки.

Тактико-технические характеристики лодки ЛМН.

Грузоподъемность полная........................................................................................... 700 кг.
Размеры:
               -длина............................................................................................................. 3.2 м.
              -ширина........................................................................................................... 1.2 м.
              -высота............................................................................................................ 0.4м.
Полный вес.................................................................................................................... 50 кг.
Экипаж.......................................................................................................................... 1 чел.
Движитель.................................................................................................................... весла
Скорость движения на веслах..................................................................................... 2-3 км/час
Допустимая скорость течения водной преграды....................................................... до 1.5 м/сек.
Время развертывания 2 солдатами............................................................................. 3 мин.
Время закрепления пулемета...................................................................................... 1 мин.

Использование лодочного мотора, мотор-весла не предусматривается. Перетягивание лодки по канату допускается лишь в исключительных случаях и при уменьшенной нагрузке.

Существенным недостатком лодки является то, что надувная камера лодки не разделена на отсеки, и в случае пробоины весьма быстро и полностью теряет свою плавучесть. То, что носовая и кормовые части не приподняты, также является недостатком, поскольку при ветре и волнении на движении лодку захлестывает водой.

От автора. Должен сказать, что аналогичная немецкая лодка  (kleine  Flossssaecke) при примерно тех же размерах, все же была разделена на два отсека и комплектовалась специальными пробками и заплатками для быстрого ремонта. Впрочем, немецкая лодка предназначалась для решения куда большего количества задач. В частности, она использовалась как плавучая   опора для пешеходных и штурмовых мостиков. В нашей же армии на такие лодки возлагали только вспомогательные задачи.

Большая благодарность И.С.Кочину из Харькова за предоставленный материал.

 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2.Руководство по работе с легкими переправочными средствами. Военное издательство НКО. Москва. 1945г.
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran".
4.В.Ф.Мисаилов. Военные мосты. Часть 1. Военное издательство МВС СССР. 1947г.
5.А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство ВМ СССР. Москва. 1950г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника