Инженерная техника
Красной (Советской) Армии

(тридцатые-сороковые годы)

Десантная лодка ЛГ-12

lg-12-01.jpg (24299 bytes)

Десантная  лодка ЛГ-12 предназначена для десантной переправы стрелкового отделения (10-12 чел.), пулеметных или минометных расчетов с вооружением, 76-мм горной пушки ( в разобранном виде) при форсировании водных преград. Также она может использоваться в мостостроительных и понтонных частях для выполнения вспомогательных работ на воде (завоз и заброска якорей, завоз канатов), организации эвако-спасательной службы и речных застав. Соединив бортами две или три   лодки и используя дополнительные (изготавливаемые в войсках) изделия, можно  собирать перевозные паромы грузоподъемностью 2 тонны  (на 2 лодках) или 3 тонны (на 3 лодках). Грузоподъемность одиночной  лодки 1.5 тонны. 
Для использования в качестве плавучих опор штурмовых  и пешеходных мостиков, а также легких понтонных мостов не предназначена. 

ЛГ-12 была принята на вооружение РККА в 1931 году. По штатам такие лодки имелись в легких переправочных парках, инженерных парках.
Практически все лодки, изготовленные до и в начальный период  войны, были израсходованы в ее ходе, и их изготовление не было возобновлено в связи с принятием на вооружение более совершенных переправочных средств, хотя официально лодка была снята с вооружения лишь в шестидесятых годах.

ЛГ-12 изготавливалась из прорезиненной ткани и представляла собой надувную камеру   овальной формы с приклеенным снизу днищем из той же материи. Камера разделена на четыре отсека, что обеспечивает непотопляемость при повреждении одного или двух несмежных отсеков. Смежные отсеки соединяются между собой наружными перепускными резиновыми трубками, что обеспечивает при накачивании воздуха через один вентиль сразу двух отсеков. Всего вентилей два. После закачивания воздуха трубки зажимаются, что исключает в дальнейшем перетекание воздуха из отсека в отсек.

По бортам лодки проходит бортовой   канат, используемый для переноски лодки.  С его же помощью из воды в лодку могут подниматься люди. По бортам сверху и снизу наклеены резиновые полосы для упрочнения камеры. Также к бортам приклеены две пары резиновых уключин, шесть пар резиновых штропов с отрезками каната, носовой и кормовой причальные штропы и три банки из прорезиненной ткани для гребцов и рулевого. Снизу к камерам приклеено днище из прорезиненной ткани. На дно лодки уложено складное днище из деревянных реек.

Пояснение.  Штроп  это в данном контексте толстая резиновая пластина вклеенная вертикально в верхнюю часть борта лодки и имеющая отверстие, в которое пропускается канат. Собственно, это резиновый аналог рыма.

В комплект  кроме самой лодки и складного деревянного днища входят упаковочный мешок, пять весел, ножной мех со шлангом, комплект для ремонта резинотехнических изделий.

Лодка может передвигаться на воде с помощью весел или по канату. Установка   лодочного мотора или мотор-весла не предусмотрена, но при оснащении лодки специальным кронштейном возможно передвижение лодки с помощью  мотор-весла. Однако, это более целесообразно  для паромов.

Тактико-технические характеристики лодки ЛГ-12.

Грузоподъемность полная........................................................................................... 1500 кг. (10-12 чел.)
Размеры:
               -длина............................................................................................................. 5.0 м.
              -ширина........................................................................................................... 1.6 м.
              -высота............................................................................................................ 0.5м.
Полный вес.................................................................................................................... 80 кг.
Экипаж.......................................................................................................................... 3 чел.
Движитель.................................................................................................................... весла
Скорость движения на веслах..................................................................................... до 5 км/час
Допустимая скорость течения водной преграды....................................................... до 2.5 м/сек.
Время развертывания 3 солдатами............................................................................. 5 мин.

lg-12-02.jpg (25510 bytes)Для сборки двухлодочного (3-тонного) перевозного парома требуется изготовить четыре бортовых лежня. Это брусья сечением 12 на 15 см. Длиной  два бруса по 4 метра и два  по 1,8 метра. Также изготавливаются четыре щита-колеи сечением 40 на 7 см. и длиной 3 метра каждый. Из них два используются в качестве колейной палубы парома, а два в качестве аппарелей. Все эти изделия изготавливаются в войсках. В комплектах лодок они не предусмотрены.
Лодки связываются между собой канатами через отверстия неиспользуемых уключин и через штропы. На борта укладываются лежни, которые закрепляются канатами, пропускаемыми сквозь штропы
Экипаж такого парома 7 человек ( 4 гребца, 2 рулевых и командир парома). Желательно на каждом берегу иметь дополнительно по 2 причальных. Хотя, обычно в качестве причальных использовали  рулевых. Укладывают и снимают аппарели либо рулевые, либо личный состав перевозимого груза (расчеты орудий и т.п.).
Время сборки двухлодочного перевозного парома при наличии заготовленных лежней и колейных щитов  10 минут. Скорость на воде (на веслах) 3-4 км/час. Буксировка парома катерами не предусмотрена (хотя, очевидно, при небольших скоростях возможна).

Соответственно, для трехлодочного парома требуются дополнительно еще одна лодка,   2 бортовых лежня ( 4-метровых), а одна пара дощатых щитов (используемых как палубный колейный настил) длиннее на 1.7 метра, чем в двухлодочном пароме.
Сборка трехлодочных паромов обычно нежелательна ввиду недостаточной жесткости конструкции и трудности управления паромом, особенно при сильном течении. Трехлодочные паромы используются при необходимости переправы  длинных грузов.

На паромах предпочтительно перевозить личный состав, различные грузы в ящиках, мешках, орудийные системы, конные повозки (без лошадей), автоприцепы. Перевозка лошадей не разрешается. Перевозка легковых автомобилей нежелательна, хотя и возможна. Перевозка грузовых автомобилей на двухлодочном пароме невозможна из-за малой длины колейной палубы. На трехлодочном грузовики перевозятся лишь как исключение. Во всех случаях грузы на пароме должны быть надежно заторможены и привязаны к лодкам.

Большая благодарность И.С.Кочину из Харькова за предоставленный материал.

Май 2010 г.

 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г.
2. Руководство по работе с легкими переправочными средствами. Военное издательство НКО. Москва. 1945 г.
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran".
4. В.Ф.Мисаилов. Военные мосты. Часть 1. Военное издательство МВС СССР. 1947 г.
5. А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство ВМ СССР. Москва. 1950 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Вот на таких переправочных средствах в годы Отечественной, плюс на паромах из комплектов стандартных понтонных парков (НЛП, Н2П, МПА, ДМП, ТМП) и форсировали наши войска широкие реки, начиная с Днепра и кончая Вислой и Одером. А вовсе не на дощатых плотиках и рыбацких лодках, как это любят показывать наши кинодеятели. Дивизию, а уж тем более целую танковую армию на плотиках не переправить.
Конечно, использовали при случае все, что под руку подвернется. Но немцы не были законченными идиотами, и отходя к водным преградам, старались уничтожать все, что может быть использовано красноармейцами для переправы. И делали они это в высшей степени педантично и тщательно.
Так что колотить плоты на берегу было не из чего.