Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы XX века)

Комплект мостостроительных средств КМС

kms-1.jpg (37004 bytes)

Комплект мостостроительных средств КМС предназначен для строительства деревянных низководных мостов грузоподьемностью до 60 тонн   на свайных и рамных  опорах через средние и широкие водные преграды (реки, каналы, озера, водохранилища), имеющие скорость течения до 2м/сек. и глубину от 1.2 до 15 метров.
Этот комплект выпускался в двух вариантах - КМС и КМС-Э. Второй вариант  отличался наличием в его составе электростанции kms-2.jpg (24235 bytes)ЭСБ-4, установленной в одном из понтонов сваебойно-обстроечного парома. Эта электростанция  давала возможность заменять некоторые механизмы, приводимые в действие вручную, электрофицированными. В частности лебедки, которые поднимают и опускают дизель-молоты.

Комплект состоит из сваебойно-обстроечного парома, парома с домкратами (наkms-3.jpg (10040 bytes) двух лодках ДЛ-10), вспомогательной лодки ДЛ-10,  и вспомогательного оснащения и инструмента.
Комплект размещается на пяти  автомобилях ЗИЛ-157. Из них четыре  специализированных автомобиля перевозят понтоны (используются понтоны парка ТПП) сваебойно-обстроечного парома, а один бортовой автомобиль перевозит лодки парома с домкратами, лодку ДЛ-10 и весь вспомогательный инструмент и оснастку.

Основой комплекта является сваебойно-обстроечный паром, собираемый из двух носовых и двух кормовых понтонов  тяжелого понтонного парка ТПП.
kms-5.jpg (19410 bytes)Два носовых понтона, соединенных между собой образуют сваебойную часть парома. На них размещены четыре (по два на понтоне) копра типа ОСК  с дизель-молотами 4ДМ-150 или 4ДМ-240. Расстояние между копрами строго определенное и соответствует расстоянию между сваями в стандартной свайной опоре низководного дереевянного моста. в траспортном положении копры с дизель-молотами укладываются на понтонах.
Обстроечная часть парома представляет собой два кормовых понтона, соединенных между собой горизонтальной фермой, которой подвешена подьемная обстроечная площадка. Собственно, это просто прочная доска, на которой могут размещаться четыре человека с мотопилами "Дружба-4" .
Сваебойная и обстроечная части соединяются между собой горионтальными фермами. Расстояние между ними может регулироваться таким образом, что между линией дизель-молотов и линией обстроечной площадки расстояние является равным длине пролета моста и может меняться в пределах от 0.6 до 5.5 метров.

Пока дизель-молоты забивают в дно реки четыре сваи очередной опоры,  солдаты на обстроечной площадке обрезают оголовки свай забитых в дно перед этим, до заданной высоты, поднимают и прибивают насадку. Затем обстречная площадка поднимается над готовой свайной опорой и весь сваебойно-обстроечный паром смещается по линии моста до тех пор, пока обстроечная площадка не окажется у линии вновь забитых свай . Здесь все повторяется. Таким образом через реку вытягивается линия свайных опор.

Это описана так называемая "С-образная" схема сваебойно-обстроечного парома. существуют еще "П-образная" схема, позволяющая устраивать свайные опоры с растоянием между ними от 3.45 до 5.95м., и "О-образная" схема, дающая возможность устраивать свайные опоры с растоянием между ними от 5.5  до 8.8 метров.

"С-образная" схема  позволяет строить 4-5 свайных опор в час. а "П-образная"   и "О-образная" схемы 3-4 свайные опоры в час.

Удерживается паром на месте и перемещается от опоры к опоре за счет ослабления и натягивания четырех тросов, намотанных на четыре кабестана по углам парома, а вторыми концами либо закрепленные за местные предметы на берегу, либо за дно реки якорями.

Расчет сваебойно-обстроечного парома 15-20 человек.

kms-4.jpg (11382 bytes)Для укладки на опоры пролетного строения используется паром с домкратами. Это две лодки ДЛ-10, соединенные между собой паралелльно с некоторым промежутком между ними с помощью  рамы. На этой раме установлены четыре домкрата, на которые у берега укладывается блок пролетного строения.
Паром может перемещаться на воде либо с помощью двух лодочных моторов. либо на веслах. Паром с домкратами перемещается в линию моста  и заходит между двумя свайными опорами. С помощью домкратов блок пролетного строения поднимается вверх и укладывается на опоры моста. Очередной пролет моста готов.

Для доставки свай к сваебойно-обстроечному парому по воде используется вспомогательная лодка ДЛ-10. Поскольку она состоит из двух полулодок, то обычно она используется как две полулодки по отдельности. Сваи по 4 штуки разом  свободно буксируются полулодкой, имеющей двух гребцов.

Скорость строительства моста составляет в среднем от 7 до 12 метров в час. Хорошо обученные расчеты при благоприятных условиях достигали скорости 25 и более метров моста в час.

Время развертывания сваебойно-обстроечного парома 15-20 минут, парома с домкратами 10-15 минут, Лодки ДЛ-10 - 4 минуты.

Всего, для строительства моста с помощью одного КМС требуется 2 офицера, 6 сержантов и 39 солдат. Личный же состав отделенияkms-6.jpg (32108 bytes) КМС насчитывает 4 солдата ( 3 водителя, 1 водитель-электромеханик) и 1 сержант (командир отделения -водитель).
Для строительства моста привлекается обычно два инженерно-саперных взвода, которые должны быть обучены строительству низководных мостов. Желательно также использовать автокран, что значительно ускоряет работы. Паром с домкратами в этом случае не требуется и расчет сокращается на 1 сержанта и 7 солдат.

Работы организуются следующим образом:

*1-й расчет (офицер, сержант и пять солдат) с помощью автомобильного крана, шанцевого инструмента и приборов (нивели­ра или теодолита) производит разбивку оси моста и опор, оборудует въездное устройство, устанавливает рамные (клеточные) опоры на исходном берегу и в мелководье, укладывает и закрепляет пролетные строения, оборудует подходы к мосту;
*2-й расчет (офицер, два сержанта и 12 солдат) собирает сваебойно-обстроечный паром и возводит опоры;
*3-й расчет (три солдата) на полулодке ДЛ-10 с подвесным мотором подает опоры к сваебойно-обстроечному парому;
*4-й расчет (три солдата) также на полулодке   ДЛ-10 устанавливает поперечные и продольные связи;
*5-й расчет (сержант и два солдата) на лодке ДЛ-10 несет спасательную службу;
*6-й расчет (сержант и семь солдат) оснащается так же, как и 1-й расчет, выполняет аналогичные задачи и дополнительно подает элементы береговой опоры, въездное устройство, рамные (клеточные) опоры и элементы пролетных строений на противоположный берег.

Следует упомянуть, что вышеприведенная схема организации работ возможна, если строительство моста ведется из готовых элементов, т.е сваи, пролетные строения и все остальные детали для моста  заготовлены заранее.

Тактико-технические характеристики комплекта КМС.

Сваебойно-обстроечный паром:
время развертывания парома....................................... 15-20 мин.
количество возводимых свайных опор за час............
С-образный паром........... 4-5
П-образный паром........... 3-4
О-образный паром........... 3-4
расчет парома................................................................. 15 чел.+ 4 водителя
возможные пролеты (расстояния между опорами).... С-образный паром........... 2.5 - 5.0 м.
П-образный паром........... 3.45 - 5.95м.
О-образный паром........... 6.3- 8.8 м.
расстояния между сваями в опоре (фиксированное) между 1-й и 2-й................ 1.2м.
между 2-й и 3-й............... 1.76м.
между 3-й и 4-й............... 1.2м.
высота опиловки свай от воды.................................... от 0.7м. до 1.2 м.
вес одного понтона с оснащением.............................. 2.9 т.
количество понтонных автомобилей ЗиЛ-157К....... 4
габариты понтонного автомобиля.............................. 9.56 на 2.45 и на 3.55 м.
вес автомобиля с понтоном........................................ 12.9 т.
. . .
Паром с домкратами:
время развертывания парома...................................... 10-15 мин.
минимальное расстояние между опорами для прохода парома............................. 4.5м.
расчет парома................................................................ 4 чел. +1 водитель
грузоподъемность парома............................................. 6 т.
общий вес парома......................................................... 1.59т.
скорость передвижения парома с грузом на воде ( лодочными моторами)......... 9.5 км/час

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя.Военное издательство. Москва. 1984г.
4.Б.В.Варенышев и др.Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва. 1982г.
5.Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).
6. Журнал "Популярная механика" №4-2005г.
7.Руководство по материальной части средств инженерного вооружения. Мостостроительные средства. Книга 1. Комплект мостосторительных средств КМС и дизель-молот ДМ-150 с одностреловым копром ОСК.Военное издательство. Москва. 1963г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
Низководным считается мост, при строительстве которого не учитываются сезонные, и уж тем более годовые колебания уровня воды в водной преграде. Учитываются только суточные колебания.
Также при строительстве таких мостов не предусматривается защита от ледохода.
Т.е. такой  мост предназначен для кратковременной эксплуатации (от нескольких суток до нескольких недель). Низководные мосты тактически предназначены для обеспечения переправы воинских грузов после снятия наплавных понтонных мостов и до момента восстановления или окончания строительства   стационарных  мостов длительной эксплуатации.

В советские времена мостостроительные взвода и роты обычно проходили обучение строительству таких мостов, исходя из потребностей местных колхозов и совхозов, сочетая таким образом боевую учебу с пользой для народного хозяйства . Строительные материалы обеспечивались за счет армии, и мосты доставались селянам совершенно бесплатно, разве что председатель колхоза от своих щедрот подкормит солдат мясом и свежими овощами, да бойцы развлекутся вечерними танцами и посиделками с местными девчатами.

Действительно было "Народ и армия - едины".

А мосты эти, как ни странно,  служили людям по 15-20 лет и дольше, а развалившись, заменялись легко и без проблем новыми, поскольку снова и снова нужно было обучать молодых солдат и офицеров. Многие из тех мостов пережили и Советскую Армию, и колхозы,  и переход страны к демократии.

А вот сегодня  мостовые проблемы заречных сел, поселков, а то и небольших городов становятся зачастую нерешаемой социальной и экономической проблемой. И это не единственная головная боль, обретенная страной, от уничтожения своей армии, которая, как казалось многим, объедала государство. Ну и в результате что? Армии нет, а проблем лишь прибавилось.

Всем памятна недавняя трагедия города Ленска, снесенного весенним паводком. Но никто и не вспомнил, что Лена всегда текла возле этого города и тот злополучный поворот реки, где создался ледовый затор тоже был всегда. Вот только раньше поблизости стоял саперный батальон, командир которого знал, что каждую весну он обязан взрывать лед на этом повороте (и во многих других местах на реке), чтобы не затопило город. Ну и рвали молча тот лед, получая упреки защитников природы за загубленную при этом рыбу.
Сэкономили на армии, расформировав тот батальон. И экологи вместе с рыбой возрадолвались бурно.

Вот только в первую же весну город поплыл и денег на его восстановление, и компенсации пострадавшим ушло раз в десять больше, чем обходился стране тот батальон за десять лет. И ведь эта весна была не последняя на белом свете.

Прости их Господи, ибо они не ведают того, что творят! Ведь мышление либеральной интеллигенции, называющей себя "мыслящей частью  общества"  убого и примитивно.

Блаженны нищие духом.