Инженерная техника
СоветскойАрмии

(пятидесятые-шестидесятые годы)

Колейный механизированный мост КММ

kmm-01.jpg (27384 bytes)

Колейный  механизированный мост    КММ  предназначен для наведения металлического моста грузоподъемностью 15   тонн на жестких опорах   через водные (реки, каналы и т.п.) и сухие(овраги, рвы и т.п.) преграды шириной до  метров и глубиной до 3 метров.

kmm-02.jpg (17305 bytes)Мост представляет собой пять   одинаковых металлических  строений, каждое из которых имеет длину 7м. Комплект моста размещается на  пяти  идентичных базовых машинах  ЗиС-151 (поздние серии Зил-157), соответствующим образом переоборудованных.

Из одного комплекта  КММ можно наводить мосты различной длины, начиная с однопролетного длиной 7 метров, используя различное количество пролетов.

По технической инструкции расчет   каждой машины 3 чел., включая водителя.

Заметим, что у остальным трех машин телескопические опоры легко отсоединяются и таким образом любой пролет может быть береговым.

Время на наводку пятипролетного   моста 45-60 минут.

На схеме слева: последовательность наводки трехпролетного моста.

От автора. КММ был принят на вооружение где то в 1955 году, а вскоре, как только промышленность освоила производство тяжелых грузовиков Краз-214 появился и ТММ, который стал могильщиком своего предшественника. Во всяком случае, в военно-инженерных училищах в 1966 году КММ уже не изучали, хотя в учебнике издания 1964 КММ все еще описывается.  Очень быстро КММ перекочевали в страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджу, Лаос), где американская авиация буквально охотилась за мостами, понимая, что в этой части света, изрезанной многочисленными реками, мосты играют стратегическую роль. А быстрая замена разрушенных мостов с помощью КММ была очень кстати.

Основные тактико-технические характеристики КММ

Тип машины................................................................................................................. мостоукладчик моста на жестких опорах
Базовое шасси........................................................................................................ автомобиль ЗиС-151 (Зил-157)
Комплектность
                         автомобилей с пролетными строениями..................................... 5
Грузоподъемность моста............................................................................................ 15 тонн
Длина однопролетного моста................................................................................ 7 метров
Длина моста из полного комплекта...................................................................... 35метров.
Ширина проезжей части........................................................................................... 2.95м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.075м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8м.
Вес пролетного строения (с телескопическими опорами)................................... 1.88т.
Максимально допустимая глубина водной преграды............................................ 3 м.
Допустимая скорость течения при наводке моста............................................... до 1.5 м/сек.
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. до 8 градусов.
                                                                                               поперечный................ до 6 градусов
Расчет для наводки моста......................................................................................... 3 чел.
Время наводки пятипролетного моста.......................................................... 45-60 мин..
Допустимые скорости движения нагрузки............................................................ 15 км/час
   
Характеристики мостоукладчика (автомобиль  ЗиЛ-157)
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 8.8 т.
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 8.3м.
                                                                                          ширина............................. 2.47 м.
                                                                                          высота .............................  2.27
Максимальная скорость......................................................................................... 45  км/час
Колея.......................................................................................................................... 2.16 м.
Клиренс..................................................................................................................... 32 см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 12м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 28 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 11 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1м.
Двигатель.................................................................................................................... ЗиЛ-157
Мощность двигателя.................................................................................................. 76,49 квт (104 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км.

kmm-03.jpg (13459 bytes)КММ  1 комплект (5 машин)  или несколько состоял на вооружении инженерно-позиционных, мостостроительных  и понтонно-мостовых ( в инженерно-техническом взводе) батальонов. Сведений о том, что КММ мог иметься в саперной роте мотострелкового или танкового полка, в распоряжении автора нет.

От автора.  Стоит уточнить относительно наличия КММ именно в понтонно-мостовых батальонах. Дело в том, что проблема замыкания берегов возникает довольно часто. Если ширина водной преграды значительно превышает возможности парка по наведению моста, то ответ однозначен - паромная переправа. А вот если не хватает всего пять, двадцать метров... ? Для этого и добавляют в состав батальона инженерно-технический взвод, не входящий ни в одну из понтонных рот.   Оснащение может быть различным - ТММ, КМС, УСМ или в пятидесятые годы КММ.

Источники

1. Машины инженерного вооружения. Учебник для инженерных училищ. Книга 4. Военное издательство. Москва. 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Мостоукладчику   КММ сильно не повезло. Когда он был нужен и вполне обеспечивал переправу большинства армейских грузов (исключая, конечно, средние и тяжелые танки, тяжелые артсистемы), советская промышленность  не имела достаточно мощностей, чтобы  обеспечить армию  даже просто автомобилями в нужном количестве, не говоря уж о металле для мостовой конструкции. Я имею в виду предвоенные годы и период Великой Отечественной войны.

А вот когда стало возможным в пятидесятые годы выделять инженерным войскам соответствующие колесные и гусеничные шасси, оказалось, что в общем то очень хороший мостоукладчик КММ уже не отвечает требованиям времени. Большинство армейских грузов давно перешагнуло планку 15 тонн.

Да и на подходе уже был ТММ, имевший грузоподъемность сразу в 4 раза больше.

Последний раз автор видел КММ в январе 1970 в  инженерно-позиционном батальоне (г.Радомышль, что между Киевом и Житомиром).

Различного рода антисоветским и антисталинским критикам стоило бы  принимать во внимание то, что СССР 1941 года сильно отличался своими возможностями от СССР  конца восьмидесятых годов.  Но ведь не  станут они это учитывать. Иначе их злопыхательство рассыплется как замки из песка. У них это очень распространенный  прием - представлять дело так, как будто недостатки в вооружении это исключительно глупость или злонамеренность сталинского руководства, а не объективные проблемы советской индустрии, возникшей в кратчайшие сроки в некогда аграрной стране.

Покажется смешным, но в дореволюционной России не производили авиамоторов, подшипников, ружейных капсюлей,  пишущих машинок, и даже большую часть простейшего сельскохозяйственного инвентаря  ввозили из-за рубежа. И создать за меньше чем 20 лет промышленность, которая сможет на равных конкурировать с германской индустрией, лучшей в Европе.....