Инженерная техника
|
Предназначение........................................................................... | танковый мостоукладчик |
Базовая машина.......................................................................... | средний танк Т-28 без башни и вооружения |
Экипаж........................................................................................ | 6 чел. |
Масса машины ( с мостом)....................................................... | 29 т. |
Габаритные размеры с мостом: | |
-длина..................................... | 13.3 м. |
-ширина.................................. | 3.5 м. |
-высота.................................... | 2.88 м. |
Габаритные размеры без моста: | |
-длина..................................... | 7.44 м. |
-ширина.................................. | 2.86 м. |
-высота.................................... | 2.8 м. |
Клиренс...................................................................................... | 50 см. |
Максимальная скорость по шоссе............................................ | 30 км/час |
Максимальная скорость по пересеченной местности.......... | 12-14 км/час |
Запас хода по топливу.............................................................. | 120-150 км. |
Двигатель................................................................................... | М17Л бензиновый мощностью 450 л.с. |
Вооружение............................................................................... | 2 пулемета кал. 7.62 мм. типа ДТ, запас патронов 4473. |
Броневая защита: | |
-лоб корпуса................................................. | 30 мм. |
-борт корпуса................................................ | 20 мм. |
-крыша и днище корпуса............................... | 10 мм. |
-рубка............................................................. | 30-50 мм. |
Преодолеваемые препятствия: | |
-подъем................................... | до 45 градусов |
-брод....................................... | до 1 м. |
-ров........................................ | до 3.5 м. |
-вертикальная стенка............ | до 1 м. |
Длина моста............................................................................... | 13.3 м. |
Ширина моста............................................................................ | 3.5 м. |
Грузоподъемность моста........................................................... | 50 тонн |
Ширина перекрываемой реки.................................................. | 12.5 м. |
Высота перекрываемого эскарпа............................................... | 2 м. |
Время наводки моста через реку.............................................. | 1-3 мин. |
Время укладки моста на эскарп................................................ | 3-5 мин. |
Время снятия моста с препятствия.......................................... | 3-5 мин. |
Мостоукладчик (заводское
обозначение "объект 215") начал разрабатываться СКБ-2 Кировского
завода в Ленинграде в 1936 году. К июню 1940 года прошел государственные
испытания на полигоне НИБТ и был принят на вооружение под индексом
ИТ-28.
Однако, в том же 1940 году танк Т-28 был снят с вооружения и его
производство прекратилось. СКБ-2 было предложено разработать
мостоукладчик на базе танка КВ, но по ряду причин дальше разработки чертежей
дело не продвинулось.
Частично собранные танки Т-28 были переданы для переделки в ИТ-28. Однако, в
связи с тем, что вся оснастка, необходимая для производства Т-28 на заводе
снималась и ликвидировалась, удалось изготовить крайне ограниченное
количество мостоукладчиков. По различным источникам от 1 до 8 серийных
машин. Все они были переданы в Киевский особый военный округ, поскольку все
тяжелые танки Т-35 и большинство КВ-2, для которых в первую очередь и
предназначался ИТ-28, находились на вооружении этого округа.
Об использовании ИТ-28 в РККА в первые дни войны сведений у автора не
имеется. Однако, достоверно известно, что по меньшей мере две машины были
захвачены немцами в исправном состоянии и успешно эксплуатировались ими до
лета 1942 года.
От автора. Не стоит возмущаться печальной
судьбой этой выдающейся машины, которую и по современным то меркам
сложно назвать устарелой и допотопной. И не стоит обвинять в этом
"сталинский режим", хотя первый советский послевоенный мостоукладчик
МТУ на базе танка Т-54 имел мост длиной всего лишь 11 метров и
время наводки было ничуть не меньше, чем у ИТ-28.
Судьба немецких мостоукладчиков оказалась едва ли многим лучше.
И в Германии и в СССР военачальники прекрасно понимали роль и значение
мостоукладчиков в бою. Но в обеих странах военные требования разбились об
ограниченные возможности промышленности.
А вот хотя и в США, и в Великобритании имелось вполне достаточно времени и
производственных возможностей для создания любых инженерных машин в
требуемых количествах, созданные там мостоукладчики не отличались
выдающимися качествами и явно отставали по конструкции как от советских, так
и от германских машин.
Декабрь 2008 г.
1. М. Барятинский. М. Павлов, Средний танк Т-28.
Аскольдъ. Москва 1993.
2. М. Коломиец, И. Мощанский. Средний танк Т-28. Бронеколлекция 1(34) 2001.
Приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А.Карпенко. История танкового моста. Танко-Мастер № 6/2002. Приложение к
журналу "Техника молодежи".
4. Бронесайт (armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/T28/T28_1.html).
5. Инструкция по сборке модели-копии советского инженерного танка ИТ-28. ЗАО
Алангер. Москва.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Некоторые читатели
сразу воскликнут : "Неправильно автор называет машину! Правильно будет - И-
инженерный, Т- танк, 28- на базе танка Т-28. Вместе - инженерный танк
ИТ-28".
Однако, автор полагает, что танк это боевая гусеничная машина,
предназначенная для ведения боя, в частности, для уничтожения
противника огнем из пулеметов и пушки. А ИТ-28 для этих целей не
предназначен. Его задача перевозить ферму моста и укладывать ее на
препятствия с тем, чтобы танки могли их преодолеть.
Т.е. машины следует называть по их предназначению, а не по схожести или
исходя из того, какая машина послужила основой.
Ну не называем же мы легендарный лайнер Ту-104 пассажирским бомбардировщиком
Ту-104 только потому, что его основой послужил (и они внешне очень похожи)
бомбардировщик Ту-16.