Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-восьмидесятые  годы )

Инженерный подводный разведчик  ИПР

ipr-01.jpg (30608 bytes)

ipr-02.jpg (27180 bytes)Прежде чем описывать ИПР должен заметить, что он внешне почти идентичен инженерной разведывательной машине ИРМ. Различить их можно, очевидно, только по наличию у ИПР откидывающейся назад штанге шнорхеля (труба забора воздуха для двигателя при движении машины под водой), которой нет у ИМР.

Очевидно, те кто служил на ИПР, могут описать и другие внешние различия этих двух машин.  Прошу, тех, кто располагает качественными цветными изображениями ИПР, которые яснее бы показывали разницу, поделиться со мной.

Инженерный подводный разведчик ИПР предназначен для  для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск, трасс для переправы танков под водой, а также выполнения  водолазных работ.

Машина  выполняет свои задачи  по разведке водных преград и трасс движения танков по дну как на плаву, так и под водой.

Уникальным в этой машине является то, что в составе экипажа имеется водолаз, который может покидать машину, когда она на плаву или на дне через два из четырех имеющихся в шлюзовой камере машины люков (вверх через крышевой люк и вниз через нижний люк). Еще два люка обеспечивают сообщение с отделением управления и с силовым отделением. По замыслу создателей машины водолаз при обнаружении на дне водоема мины (с помощью миноискателя РШМ-2) выходит из машины, с помощью ручного миноискателя МИВ уточняет место расположения мины и принимает решение на удаление или обезвреживание мины, исполняет и возвращается в машину, после чего она продолжает движение.

От автора. Замечу, что ИПР способен либо плыть, либо двигаться на гусеницах по дну водной преграды.  Однако, двигаться под водой так, как это делают подводные лодки, те. всплывать и погружаться,  ИПР не способен. Вот строки из форума "Глобальная авантюра" человека, который, очевидно,   знает ИПР не понаслышке (псевдоним "Мастер"):
"....А можно просто плыть по поверхности водоёма. Плавать под водой, или погружаться аки ПЛ, увы, не может. Остойчивости на переходных режимах нема, оверкиль сделать, как два пальца об асфальт. Да и рулей глубины йок. Имеет шлюзовую камеру для выхода водолазов. Принять в неё их обратно тоже может. Но вот осушить камеру опосля закрытия люка не хватит воздуха высокого давления. Запас его не для этого, а для аварийного всплытия (продуть цистерны плавучести)".
Однако, должен заметить, что Руководство указывает на то, что шлюзовая камера после возвращения водолаза осушается. Налицо противоречие между желаемым и действительным.

Согласно Руководства вход машины в воду для движения по дну штатно осуществляется лишь с берега. Погружение на дно из положения "на плаву" инструкцией допускается в исключительных случаях.

Питание двигателя воздухом при движении по дну осуществляется через шнорхель (РДП), а проще говоря, через поднятую в вертикальное положение воздухопитающую трубу.

Бронированный корпус, наличие пулемета в бронебашне позволяют использовать ИПР вблизи переднего края или в ближнем тылу противника.

ИПР обеспечивает получение следующих разведданных:
1. О водной преграде - ширина, глубина, скорость течения,  проходимость дна водной преграды для танков, наличие на дне противодесантных и противотанковых мин в металлических корпусах.

2. О маршрутах движения и местности -   проходимость местности,  грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта,   зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности.

Установленный на машине широкозахватный миноискатель РШМ способен обнаруживать мины типа ТМ-57 с расстояния 1 м.   на глубине в грунте до 30 см. Ширина проверяемой полосы 3.6 м. При обнаружении мины машина останавливается автоматически, водолаз уточняет местонахождение мины и принимает решение (удалить или обезвредить).

От автора.  Не имея опыта эксплуатации ИПР и работы с РШМ, рискну предположить, что это такая же ерунда, что и миноискатель  ДИМ на ГАЗ-69, только сильно ухудшенная тем, что работать приходится под водой. Например, ДИМ работал очень ненадежно и отыскивал мину обычно лишь там, где это заведомо было известно (обозначали ее флажком или веточкой).
К тому же я не видел рек, в которых вода была бы достаточно прозрачная. Обычно водолазу приходится работать вслепую. Да и течение должно быть не более 1 м. в секунду. Иначе водолаза просто уносит.
Видимо эти обстоятельства предопределили то, что отцы-командиры, выезжая на учения,  и ИРМ, и ИПР оставляли мирно дремать в боксах. Никому не хотелось столь крупно рисковать дорогостоящими машинами и солдатскими жизнями. К тому же с наблюдательных вышек больших генералов вся эта мышиная возня саперов даже на суше скучна, непривлекательна и не впечатляюща. А уж тем более под водой.
А войн, в которых могли быть востребованы эти машины, Советской Армии в те годы вести не довелось.

Бортовое вооружение - пулемет ПКТ в бронебашне.
Машина оснащенна системой пожаротушения, системой противоатомной защиты ПАЗ, системой дымопуска ТДА, которая может давать  зону задымления до 350 метров.

Тактико-технические характеристики ИПР

Тип машины........................................................................... гусеничная бронированная плавающая  вооруженная
Общий вес снаряженной машины................................... 17.5 т.
Удельное давление на грунт............................................. 0.66 кг./кв.см.
Габаритные размеры (транспортное положение)..............
-длина...................................... 8.72 м.
-ширина................................... 3.15 м.
-высота (габаритная)............... 2.4 м.
Ширина колеи.................................................................... 2.74 м.
Клиренс................................................................................. 0.4 м.
Максимальная скорость на суше....................................... 52 км/час.
Максимальная скорость на воде......................................... 11 км/час.
Максимальная скорость движения по дну.......................... 8.5 км/час.
Запас плавучести................................................................... 14%
Аэротранспортабельность.................................................... Ан-22,  Ил-76
Запас хода по топливу.........................................................
-на суше.................................... 500 км.
-на воде (на плаву).................. 10 час.
Максимальный угол подъема.............................................. 36 градусов
Максимальный угол крена.................................................. 18 градусов
Ширина преодолеваемого рва........................................ 2.3м.
Высота преодолеваемой вертикальной стенки............. 07м.
Максимальная скорость течения водной преграды..........
-при движении на плаву......... 3 м/сек
-при движении по дну............ 1.5 м/сек.
Максимальные глубины погружения машины...............
-при разведке в. преграды....... 8 м.
-кратковременное.................... 15м.
Экипаж................................................................................... 3 чел.
Двигатель............................................................................ -дизельный четырехтактный V-образный УТД-20
-мощность.................................. 220 квт. (300 л.с.)
Емкость баков........................................................................ 500 литров
Бортовое вооружение........................................................ Пулемет ПКТ с бронебашне (запас патронов 1000).
Автомат АКМС (запас патронов 150 шт.)
Сигнальный 26-мм. пистолет СПШ (запас ракет 24)
Гранаты Ф-1 (запас 10 шт.).
Средства связи...................................................................... Радиостанция Р-123
Переговорное устройство Р-124 (внутри машины и с водолазом)
Приборы наблюдения.......................................................... Прицел дневной/ночной ТКП-3АМ (кратность 5/4.2)
Перископ ПНР-2М
Приборы наблюдения мех-водителя ТВП-2БМ, ТНП-370, ТНП-160
Специальное оборудование............................................ Миноискатель РШМ (установлен на машине)
Водолазный миноискатель МИВ
Механизированный пенетрометр
Эхолот ИРЭЛ
Глубиномер ГК-51
Прибор радиационной и химической разведки ПРХР
Гирополукомпас ГПК-52
Авиагоризонт АГИ-1С
Три изолирующих противогаза АТ-1
Водолазный дыхательный аппарат ИДА-64А
Водолазный гидрокомбинезон ГК-6

Миноискатель  РШМ-2 предназначен для обнаружения мин в металлическом корпусе как на суше так и в воде (но когда машина не на плаву). Дальность обнаружения противотанковой мины типа ТМ-62 м 1 метр. При обнаружении мины  машина автоматически останавливается. После этого механик-водитель подает машину назад, а саперы уточняют месторасположение мины с помощью. ручных миноискателей ИМП или РВМ-2.

Состав экипажа:
1. Командир машины (мл.сержант-сержант). Руководит действиями экипажа.
2.Механик-водитель (рядовой-ефрейтор). Управляет машиной.
3.Водолаз-разведчик (рядовой-ефрейтор). Ведет разведку дна водной преграды, обезвреживает или снимает обнаруженные мины.

На вооружении ИРМ (2 машины) состояли в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии.

Источники и литература

1. Руководство по мат. части и эксплуатации инженерного подводного разведчика ИПР. Военное издательство. 1972 г. 
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982 г.
3.Е.С. Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное издательство. 1989 г.
4. Сайт "Глобальная авантюра". (www.avanturist.org/forum/topic/972/offset/23520)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. "Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам".
"Гамлет". У.Шекспир.

ИПР машина очень редко встречающаяся,    и видели ее далеко не все, даже и в инженерных войсках. Это в свое время породило множество баек, слухов, небылиц. Есть немало людей, даже и военных и по сей день не верящих  в то, что "у саперов есть подводная лодка на гусеницах" полагая, что это такой же миф, как и ныряющие/взлетающие  самолеты/подводные лодки. Уж слишком фантастичны такие рассказы.

Таки есть такое чудо. Есть. Правда, должен сказать, что реального применения, хотя бы и на учениях ИПР так и не нашли. Потребности в этой машине, откровенно говоря, не было.
К тому же машина очень сложная в эксплуатации и обслуживании, требующая весьма квалифицированного экипажа. А эти навыки приобретаются в течение нескольких лет. Солдаты срочной службы за два года освоить ее не в состоянии, а прапорщики предпочитали  пахнуть тушенкой и  сукном, а не соляркой и порохом. Поэтому, обычно ИПР проводили свой век в закрытых боксах под охраной часовых.

ИПР это  дитя  золотого века инженерных войск, когда авторитетный маршал инженерных войск Харченко мог выбивать для развития инженерной техники хорошие суммы. Не стало Харченко,  иссяк поток денег, затормозилось развитие инженерных машин.