Средства инженерного вооружения Германии

Армия Германии (Die Wehrmacht)

Тяжелый  носитель взрывного заряда Боргвард  IV (Спец.транспортер 301)
Schwerer Ladungsträger Borgward IV (Sd.Kfz 301)

Пояснение.
Данное изделие имеет двойное обозначение:
*Schwerer Ladungsträger B IV, что в переводе означает "тяжелый носитель (транспортер) взрывного заряда B IV (изделие фирмы Боргвард номер IV).
* Sonder-Kraftfahrzeug 301 (Sd.Kfz 301), что в переводе означает "Специальное транспортное средство номер 301".

Дело в том, что в тогдашней Германии все самоходные машины и прицепы имели,  кроме прочих обозначений, еще и определенные обозначения по особой номенклатуре. Обозначение состояло из группы букв и группы цифр. Все специальные транспортные средства обозначались аббревиатурой Sd.Kfz, при этом число стоявшее за группой букв, означало конкретное изделие.
Конец пояснения.

 Это изделие представляло  собой гусеничную бронемашину с бензиновым двигателем, которое несло на переднем наклонном бронелисте сбрасываемый заряд взрывчатого вещества массой около 500 кг. (по американским данным 363 кг.).

Изделие предназначалось для доставки к подрываемому объекту мощного заряда ВВ, с помощью которого можно было разрушать фортификационные сооружения (ДОТы), противотанковые заграждения (надолбы, баррикады, барьеры),  и другие объекты (плотины, небольшие мосты, водопропускные трубы, здания и т.п.).
Для борьбы с танками противника эта машина не предназначалась.
Машина при движении управлялась водителем-оператором, который сидел в кокпите корпуса с правой стороны. При приближении к объекту на небольшое расстояние (менее чем 2 км.), когда управлять носителем заряда  вручную становилось опасно, оператор  переключал управление на командную радиолинию   и оставлял машину.
С этого момента машина управлялась дистанционно по радио с  танка управления (Panzer Funklenkung), который следовал позади   на определенном расстоянии.
В качестве танков управления первоначально использовались модифицированные танки  Pz.Kpfw III (Fkl.)  с 50 мм. пушкой, затем  штурмовые орудия StuG III (Fkl.),  танки Pz.Kpfw IV (Fkl.), и наконец танки PzKpfw.VIA Tiger (Fkl.).
Когда машина оказывалась вплотную к подрываемому объекту,  оператором с танка управления   выдавалась радиокоманда на сброс заряда ВВ, после чего сам носитель, управляемый  радиокомандами, возвращался к танку управления.
Затем выдавалась радиокоманда на взрыв заряда.
Таким образом сама машина могла использоваться многократно.

Всего существовали три  модификации   тяжелого носителя заряда (по транспортной номенклатуре они обозначались одинаково - Sd.Kfz 301).
*Schwerer Ladungsträger B IV  Ausf. A (первоначальное наименование Sprengpanzer B IV) ,
*Schwerer Ladungsträger B IV Ausf. B,
*Schwerer Ladungsträger B IV Ausf. C.

Изделие было разработано на фирме Боргвард (Borgward)  осенью  1940  и первоначально называлось Sprengpanzer B IV (Взрывающая бронемашина  B IV).

От автора. Эти подвижные взрывные заряды были созданы, исходя из опыта боев за Линию Мажино во Франции весной-летом 1940.  В 1-й танковой дивизии 10 легких танков PzKpfw I, оснащенных кронштейнами для крепления съемных больших взрывных зарядов, использовались в качестве транспортеров взрывных зарядов для разрушения фортсооружений и заграждений. Хотя французские форты были взяты немцами без особых усилий и потерь, а проще говоря, просто сданы французским командованием, однако немцам стало ясно, что тяжелые фортсооружения их артиллерии не по зубам.  В предположении, что Вермахту в ближайшем будущем придется прогрызать советские укрепления на границе, немцы и создали мощные подвижные  заряды, способные если не уничтожить, то привести к молчанию любой ДОТ.

Корпус B IV Ausf. A изготавливался из обычной стали и только лобовой лист корпуса и лобовой лист сбрасываемого заряда имели 10-мм броню.  Корпус машины был разделен на три отсека.
В переднем отсеке помещалась трансмиссия представлявшая собой двухскоростную коробку передач (одна передача вперед и одна назад) и двухступенчатый редуктор (пониженная и повышенная скорости). Управление коробкой передач и редуктором гидравлическое. Вращение, передаваемое из заднего отсека от двигателя через карданный вал и трансмиссию передавалось на две звездочки, которые вращали гусеницы.
Средний отсек это отсек управления. В нем располагается водитель, который управляет машиной, если управление осуществляется в ручном режиме. Повороты осуществляются  с помощью эпициклического устройства, на которое можно воздействовать вручную или через гидравлический исполнительный механизм управляемый от радиоприемника, расположенного в заднем отсеке. Управление движением машины вперед и назад   осуществляется водителем вручную с помощью гидропривода. Или же управление осуществляется дистанционно  с помощью гидропривода. через исполнительный механизм управляемый от радиоприемника, расположенного в заднем отсеке.
В заднем отсеке располагаются двигатель, аккумулятор, радиоприемное устройство и система гидропривода, а также два бензиновых бака.
Двигатель Bogward 6M RTBV бензиновый 6-цилиндровый верхнеклапанный коммерческого образца объёмом 2,31 литра и мощностью 49 л.с. при 3300 об\мин. .
Электрооборудование 12-вольтовое, питаемое от собственного генератора и аккумулятора.
Радиоприемник коротковолновый супергетеродинного типа с кварцевым кристаллическим генератором
EP 3 и электронным дешифратором входящих сигналов.  Анодное напряжение 200 вольт, катодное 6 вольт. Рабочая частота 24600 килогерц (12.2 м.). Антенная мощность коротковолнового радиопередатчика UKE 6, установленного на танке управления, 4 ватта.  Выдаваемые радиокоманды шифрованные.

Запас топлива позволял движение носителя на расстояние от 135 до 220 километров со скоростью до 38 км/час.

Управление носителем  комбинированное.  До приближения машины к подрываемому объекту менее чем на 2 км. ею управлял водитель. На ближних дистанциях он переключал управление на командную радиолинию и оставлял свое место. Далее управление носителем заряда осуществлялось с машины управления, которая следовала на удалении позади B IV,  и   управляла им  следующими радиокомандами:
*вперед-назад,
*стоять,
*увеличить - уменьшить скорость,
*поворот влево- вправо,
*сброс заряда,
*подрыв заряда.

Примечание.
По американским данным подрыв заряда осуществлялся  двумя способами. Первый - взрывателем таймерного типа, который запускался  сразу после сброса заряда и инициировал заряд через некоторое время, достаточное, чтобы носитель удалился на безопасное расстояние. Второй - посредством электродетонатора, размещенного в заряде. Остается неясным - каким образом на электродетонатор подавался электроимпульс. То ли через радиоприемник, расположенный внутри самого заряда, то ли через кабель, соединяющий носитель с зарядом. Однако, в описаниях нет никаких упоминаний относительно кабеля. Но во всех случаях для производства взрыва требовалась радиокоманда с танка управления.
Конец примечания.

Дальность радиоуправления ограничивалась  как  техническими возможностями радиостанции танка управления (в действительности не далее 1000-800 м.)так и  зрительными возможностями  командира танка управления.
От автора. В те времена  ведь не существовало видеокамер, которые позволяли бы оператору видеть местность как бы от носителя заряда, а с расстояния в несколько сот метров с танка управления очень сложно оценивать как дистанцию до цели, так и состояние местности перед машиной. И уж тем паче оператор не мог видеть опасностей для машины (мины, подбирающегося к машине солдата противника, глубины воронок и высоту препятствий и т.п.). Командиры подразделений, эксплуатировавших Borgward IV указывали, что самоходка StuG III (Fkl.) мало пригодна для управления из-за своей малой высоты и что для этого больше подходит Тигр, т.к. командир танка сидит намного выше.

Имелась система самоуничтожения машины  вместе с контейнером при попадании её на мину.
Самым существенным недостатком B IV Ausf. A было отсутствие бронирования бортов, поэтому при обстреле машины противником из стрелкового оружия это приводило либо к гибели оператора, либо к повреждению радиостанции или двигателя. В первом случае машина просто теряла управление. Во втором случае водитель  лишался возможности переключить управление на командную радиолинию. Также становилось невозможным произвести самоуничтожение машины с танка управления.

 От автора. Сведений о  том, что могли иметь случаи, когда водитель вел  свой транспортер с зарядом  до конца и погибал вместе с ней при взрыве (аналог японского камикадзе) я нигде не встречал.  Очевидно, немецкое командование такого от своих солдат не требовало.

Производство  B IV Ausf. A было начато в мае 1942 и прекращено в июне 1943 года.  Всего было построено 616 носителей зарядов этой первой серии.

Отсутствие бронирования было устранено в модели B IV Ausf. B, которую запустили в производство июне 1943 и прекратили производство  в ноябре. Всего было построено 260 машин этой серии.
Эта модификация получила 10-мм. бронирование бортов, бронезащиту головы водителя  в виде откидных  10-мм. бронещитков со всех сторон кокпита, и улучшенное радиооборудование с защитой от преднамеренных помех.  Вместо гусениц по 55  траков со смазываемыми шарнирами поставили гусеницы по 77 траков с сухими шарнирами (удешевление). Все это  привело к утяжелению машины на 500 кг., но существенно ее не улучшило. Поэтому в ноябре 1943 производство модели B IV Ausf. B было прекращено.

В ноябре  1943  начался выпуск модели B IV Ausf. C, которая отличалась от своих предшественниц усиленным до 20 мм. бронированием, более совершенной системой радиоуправления. Было выпущено 305 экземпляров и в сентябре 1944 (по другим данным в декабре) производство свернули, поскольку  из-за потерь территорий и производственных мощностей, массированных  союзнических авиабомбардировок, нарастающих трудностей с сырьем  промышленность Германии уже не справлялась с производством даже самых важных образцов оружия.

Характерное внешнее отличие модели С от моделей А и В - кокпит  водителя не с правой, а с левой стороны.

В конце войны  примерно 56  машин B IV Ausf. C были переделаны в истребители танков, для чего на каждую машину было установлено по  шесть 88мм. противотанковых безоткатных гранатометов Panzerbüchse 54/1 Panzerschreck. Эта машина получила название "истребитель танков Клоп" (Panzerjäger Wanze).

От автора.  Думается, что в этом качестве  от Borgward IV   было больше проку. Ведь Панцершреки, как и Панцерфаусты,  стали настоящим проклятием для наших танков в заключительный период войны. Простые и дешевые в производстве, производившиеся массово, легко перемещаемые, не требующие хорошо обученных расчетов, эти противотанковые средства имели большую бронепробиваемость. Единственный недостаток - малая дальность действия, что впрочем в условиях боев в городах значения  не имело. Наши танковые войска в конце войны понесли самые  большие потери как раз от подобных  непритязательных противотанковых средств. Пришлось даже едва ли на каждый танк сажать по стрелковому отделению для защиты  от "фаустников".

Также имела место попытка оснастить B IV телекамерой  с тем  чтобы оператор мог виртуально присутствовать в машине до самой цели и точно управлять ею. Но элементная база того времени не позволила создать этот метод управления. Еще одна  неудачная попытка - создать плавающий вариант Боргварда.

Тактико-технические характеристики тяжелого носителя зарядов взрывчатки Borgward IV

  B IV Ausf A B IV Ausf  B B IV Ausf  C
Тип заряда  Фугасный подвижный радиоуправляемый 
Масса заряда ВВ 500 кг. 500 кг. 500 кг.
Полная масса машины с зарядом 3.5 т. 4.0 т. 5.0 т.
Удельное давление на грунт  0.50 кг/кв. см. 0.57 кг/кв. см. 0.71 кг/кв. см.
Габаритные размеры (без учета антенн)      
                                                                      -длина  3.65м. 3.65м. 4.1м.
                                                                      -ширина  1.8м. 1.8м. 1.83м.
                                                                      -высота  1.185м. 1.185м. 1.25м.
Бронезащита лоб -10 мм. лоб и борта 10 мм. лоб и борта 20 мм.
Заправка топливом 123 литра 123 литра 108 литров
Двигатель Bogward 6M RTBV  Bogward 6M RTBV  Bogward 6B
Мощность двигателя 49.л.с. 49.л.с. 78 л.с.
Максимальная скорость 38 км/час 38 км/час ?
Система радиоуправления ЕР 3 mit UKE 6 ЕР 3 mit UKE 6 ЕР 3 mit UKE 6
Управление по радио (рекомендуемое) менее 2 км. менее 2 км. менее 2 км.
Запас хода по топливу по шоссе 220 км. 220 км. ?
Запас хода по топливу вне дорог 125 км. 125 км. ?
Преодолеваемый ров  1.34м. 1.34м. 1.34м.
Экипаж 1 чел. 1 чел. 1 чел.
 

Боевое применение Borgward IV.

Все Borgward IV поступали на вооружение только танковых войск. Машины управления (танки или самоходки) оснащенные системами радиоуправления для B IV-  в своем обозначении имели  в скобках аббревиатуру (Fkl). Например, PzKpfw. III (Fkl.), т.е. танк типа III, оснащенный аппаратурой радиоуправления Боргвардом IV.
Такую же аббревиатуру имели в своем обозначении подразделения и части, оснащенные машинами управления. Например,
Panzer Abteilung (Fkl) 301, т.е. 301-й танковый батальон (радиоуправления). Аббревиатура Fkl расшифровывается как  Funklenkung, т.е. "радиоуправление".

Первоначально в качестве машин управления были задействованы танки PzKpfw. III (Fkl.),  позднее  штурмовые орудия  StuG III (Fkl.), а с поступлением на вооружение в 1943 году танков Тигр - PzKpfw. VI (Fkl.) Tiger.

Первым формированием, оснащенным тяжелыми носителями зарядов  Borgward IV стал  переформированный 1 января 1942 г. в Нойтруппене  1-й батальон минирования (Minenraum Abteilung 1). Он стал именоваться   300-й танковый батальон (радиоупр.) (Panzer Abteilung (Funklenk) 300).

Батальон состоял из трех рот легких танков  (leichte Panzer Kompanie f (Fkl.)).
Каждая рота состояла из:
*группа управления -2 танка PzKpfw. III,
*1-й взвод - 4 танка PzKpfw. III (Fkl.) и 12 машин Borgward IV.
*2-й взвод - 4 танка PzKpfw. III(Fkl.) и 12 машин Borgward IV.
Всего батальон  располагал 30 танками PzKpfw. III  и 72 носителями зарядов Borgward IV.

300-й батальон в мае 1942 был отправлен в Группу армий Юг, где  принимал участие в боях под Севастополем. Как утверждается, с помощью тяжелых носителей зарядов  B IV и легких носителей зарядов  Голиаф было уничтожено 36 советских ДОТов и 11 артиллерийских позиций.

В сентябре-октябре 1942 батальон был разделен на две части.  Первая часть -  301-й танковый батальон (радиоупр) (Panzer Abteilung (Funklenk) 301) был направлен в Группу армий Север. Вторая часть получила обозначение "300-й танко-испытательный и запасный батальон (радиоупр)"   (Panzer Versuchs und Ersatz Abteilung (Funklenk) 300). Он был возвращен в пункт постоянной дислокации в Нойтруппен.
Этот батальон состоял из четырех рот:
*1-я танко-испытательная и учебная рота (радиоупр) (1. Panzer-Versorgungs- und Lehrkompanie (Fkl.)),
*2-я легкая танковая учебная рота (радиоупр) (2. leichte Panzer-Ausbildungs-Kompanie (Fkl.)),
*3-я легкая танковая учебная рота (радиоупр) (3. leichte Panzer-Ausbildungs-Kompanie (Fkl.)),
*4-я запасная рота (4. Ersatz-Kompanie).

В январе 1943 было сформировано четыре новые отдельные танковые роты (радиоупр)  получившие номера с 311 по 314.
Каждая такая рота по штату состояла из:
*взвод управления (2 штурмовых орудия StuG III(Fkl.)),
*ротный резерв (4 носителя зарядов B IV),
*три взвода (в каждом взводе  1 штурмовое орудие StuG III как командирская машина, 3 штурмовых орудия радиоуправления StuG III(Fkl.), 9 носителей зарядов B IV, один полугусеничный бронетранспортер SdKfz. 251 или 3-тонный полугусеничный 3-тонный транспортер для перевозки запасных взрывных зарядов для B IV).

Однако к моменту начала Курской битвы 5 июля 1943 роты были укомплектованы не полностью. Так  312-я и 313-я роты имели по 7 StuG III(Fkl.), а 314-я  9 StuG III(Fkl.) вместо 14 положенных по штату.

311-я танковая рота (радиоупр)  не была готова к действиям к началу Курской битвы, и только в середине августа 1943  была направлена в состав Группы армий Юг, где находилась до 18 мая 1944. В основном принимала участие в боях как  рота штурмовых орудий, поскольку имела в своем составе 10 самоходных штурмовых орудий StuG III Ausf. G (Fkl.).  Носителям зарядов Borgward IV применения не нашлось.  В конце мая 1944 рота была возвращена в Германию для восстановления и ремонта в 300-й танко-испытательный и запасный батальон (радиоупр)   (Panzer Versuchs und Ersatz Abteilung (Funklenk) 300), который к этому времени дислоцировался в Эйзенбахе.

В Курской битве приняли участие 312-я, 313-я и 314-я роты, который были подчинены штабу 301-го батальона. Тот  к этому времени подчинялся Группе армий Центр. 

312-я танковая рота (радиоупр) была введена в состав 504-го тяжелого танкового батальона имевшего 31 Тигр и 15 PzKpfw III.
О действиях  радиоуправляемых подвижных зарядов 312-й роты в Курской битве немецкие источники публикуют  лишь одно боевое донесение за 9 июля. В нем утверждается, что один Borgward IV взрывом своего  заряда уничтожил противотанковую позицию русских с 2-3 пушками, один Borgward IV был протаранен советским  танком Т-34 (обе машины погибли), три Borgward IV были посланы для уничтожения трех советских бетонных убежищ и со своей задачей справились.   Два Borgward IV уничтожили одну позицию противотанковой артиллерии и одну позицию пехотных пушек. Один Borgward IV был подожжен "коктейлем Молотова" и своей задачи не выполнил.

От автора.  Не берусь судить о достоверности этого донесения, но тот факт, что в немецких источниках совершенно ничего не сказано  о действиях этой роты в последующие дни битвы, наводит на определенные размышления. К тому же в советских описаниях Курской битвы мы ничего не находим о действиях немецких радиоуправляемых машин. На русских, следовательно, они никакого впечатления не произвели. А ведь если верить донесению, то действия  312-й роты были сверхуспешными. Судите сами -  1 танк Т-34, 3  бетонных сооружения, порядка 9-12 артиллерийских орудий при потере всего лишь двух B IV. Да и то без потерь в личном составе.

313-я рота была введена в состав  2-го батальона (654-й тяжелый противотанковый батальон) 656-го тяжелого противотанкового полка. Батальон имел на вооружении  44 самоходки   Фердинанд.  Эта рота должна была в Курской битве обеспечить прорыв Фердинандов через советские минные поля.  Сразу же с началом боя  9 июля на советских минах было потеряно четыре Borgward IV. Еще четыре  смогли взорвать свои заряды на минном поле, но также были потеряны.
В полку в этот день было выведено из строя  29 Фердинандов, из которых 10 подорвались на минах.  Из донесений  командира 313-й роты следует, что в последующие дни рота смогла уничтожить две противотанковые позиции и один ДОТ.
После того, как полк Фердинандов, потерял безвозвратно 21 самоходку, он был выведен из боя. В августе 1943 654-й батальон был расформирован, оставшиеся машины были переданы в 653-й батальон. 313-я рота (радиоупр) была отправлена в Германию. 

314-я рота была введена в состав  1-го батальона (653-й тяжелый противотанковый батальон) 656-го тяжелого противотанкового полка.   Батальон имел на вооружении  45 самоходок   Фердинанд. 
9 июля 1943 рота, используя 12  Borgward IV попыталась взрывным  способом пробить проход  для Фердинандов в советском минном поле, но плотный артиллерийский огонь сорвал выполнение задачи. Фердинады потеряли ориентировку, попали на минное поле и понесли потери.  В течение четырех дней сражения рота потеряла 20 Borgward IVЗатем рота вместе с 653-м батальоном была переброшена к Орловскому выступу, где приняла участие в боях. В сентябре-ноябре 1943 бои за Никопольский плацдарм. В конце 1943 рота была выведена  в Германию.

От автора.  Немного истории. 656-й тяжелый противотанковый полк (s.Pz.Jäg.Rgt. 656) был единственным в Вермахте полком вооруженным самоходными пушками Фердинанд (Jgd.Pz. Tiger (P) "Elefant"). Всего было изготовлено в инициативном порядке фирмой  Порше  90 шасси для предполагавшихся танков Тигр. После того,  как конкурс на тяжелый танк выиграла фирма Э.Адерса, эти шасси  фирмы Порше были переделаны  в истребители танков. Больше эти машины не изготавливались.
Оба батальона приняли участие в Курском сражении в июле 1943, где потеряли 39 машин и были выведены из боя. 654-й батальон был расформирован, а 653-й принял  участие в боях под Житомиром в октябре 1943 где потерял еще 4 машины. В конце 1943 батальон был переброшен в Италию.

Если исходить из советских описаний как Курской битвы, так и последующих сражений 1943 года, действия рот радиоуправляемых носителей зарядов никакого впечатления на советское командование не произвели. О них нигде нет вообще никаких упоминаний.

Таким образом 312-я, 313-я и 314-я роты, понесли тяжелые потери в боях июля-ноября 1943 и в конце года их отвели в Нойтруппен в Германию. Туда же был передислоцирован и штаб 301-го батальона (Panzer Abteilung (Fkl) 301), в состав которого эти роты номинально входили.

От автора.   Несколько странное положение - штаб батальона находится в одном месте, а его три роты розданы в различные танковые части. Для чего он тогда нужен? Чем в таком случае занимается штаб? Не могу назвать численность штаба и штабной роты именно этого батальона, но, скажем, штаб и штабная рота обычного тяжелого танкового батальона, насчитывали 176 офицеров и солдат, и порядка 40 единиц различной вспомогательной техники. Все  это нужно, когда штаб управляет боевыми действиями своих рот, обеспечивает их и снабжает. Но когда роты ушли в чужое подчинение, пусть и временно (больше чем на полгода!) штаб просто остается не у дел.
Все немецкие мемуаристы дружно сетуют на то, что Вермахту в  полках, батальонах, ротах  вечно не хватало личного состава тогда как Красная Армия едва ли не страдала от избытка солдат.
Думаю, что фишка в том, что советское командование просто более рационально использовала людские ресурсы, ставя во главу угла наполнение именно боевых подразделений и сводя вспомогательные  к минимуму. У нас не болтались в ближнем тылу различного рода штабы без войск.

В августе 1943 были сформированы 315-я и 316-я танковые  роты (радиоупр). В каждой в качестве машин управления имелось 10 самоходных штурмовых пушек StuG III Ausf. G (Fkl.).

По состоянию на 31 декабря 1943 г. все роты находились в Германии, имея в своих составах:
*Штаб и штабная рота 301-го батальона  - 31  StuG III(Fkl.),
*311-я рота -  7 StuG III(Fkl.),
*312-я рота - 2 StuG III(Fkl.),
*313-я рота  - 10 PzKpfw. III (Fkl.),
*314-я рота - 4  StuG III(Fkl.),
*315-я рота - 10 StuG III(Fkl.),
*316-я рота - 10 StuG III(Fkl.).  

Таким образом,  все части тяжелых радиоуправляемых носителей зарядов B IV находились на советско-германском фронте с мая 1942 по ноябрь 1943. С конца 1943 все они либо в Германии, либо в Италии. На Восточном фронте до лета 1944  подразделений, оснащенных Borgward IV,  больше не было.

От автора.   Ну вот опять - на фронте  острейшая нехватка бронетехники и артиллерии, и в то же время в тылу болтаются 33 самоходных штурмовых орудий и 10 танков.  И только потому, что они оснащены приборами для управления Боргвардами IV, использование которых на фронте сомнительно из-за низкой эффективности.
Складывается впечатление, что кто то таким образом спасал  от фронта "родных человечков". Эдакая скрытая форма дезертирства.

В декабре 1943-январе 1944 316-ю, 313-ю и 314-ю роты  переформируют в тяжелые танковые роты "Тигр" (радиоупр) (Schwere Panzer Kompanie "Tiger" (Fkl)) и вводят в состав тяжелых танковых батальонов в качестве третьих  рот. 
*316-ю роту вводят в состав учебного танкового батальона (Panzer Lehr Abteilung),
*313-ю роту вводят в состав 508-го тяжелого танкового батальона (s.Pz.Abt. 508),
*314-ю роту вводят в состав 504-го тяжелого танкового батальона (s.Pz.Abt. 504).

Штат этих рот утверждается в феврале 1944 (to KStN 1176f). Согласно этого штата тяжелая танковая рота (радиоупр) состоит:
*группа управления - 2 танка Тигр (радиоупр)  (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)) и 9 Borgward IV,
* 1-й взвод -  4 танка Тигр (радиоупр)  (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)) и 9 Borgward IV,
* 2-й взвод -  4 танка Тигр (радиоупр)  (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)) и 9 Borgward IV,
* 3-й взвод -  4 танка Тигр (радиоупр)  (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)) и 9 Borgward IV,
* резерв -9 Borgward IV.

Итого в роте 14 танков Тигр и  45 тяжелых носителей зарядов Borgward IV.

От автора.   В общем-то это обычная тяжелая танковая рота, способная вести обычный бой. Только дополнительно каждый танк оснащен аппаратурой радиоуправления B IV. Поскольку носители зарядов способны самостоятельно передвигаться на большие расстояния (на одной заправке от 135 до 220 км.), то они не связывают Тигров. Получается, что такая рота Тигров просто обладает  дополнительными боевыми возможностями.

После высадки союзников у Анцио в Италии 22 января 1944 года 313-я рота была отправлена туда в феврале 1944, а 314-я рота в июне 1944. Здесь они воевали до октября 1944.
Туда же направляется  и
 301-й батальон (радиоупр), где он воюет до марта 1944.  Неясно только, какие роты входили в его состав в это время.
К августу 1944 508-й тяжелый танковый батальон понес тяжелые потери и все оставшиеся Тигры были переданы в 3-роту (313-ю роту). К 1 октября в роте оставалось всего 3 Тигра.

От автора.  В различных немецких источниках  описываются бои тяжелых танковых рот (радиоупр), но нигде мы не находим сведений о применении ими и результатах действий B IV.  Я искал и в англоязычных источниках. Тоже ничего. Как будто их там не было вовсе. Вполне вероятно, что B IV  либо болтались без дела в ближнем тылу, либо они постепенно выходили из строя и их просто бросали.

В конце ноября 1944 все водители B IV  313-й роты были отправлены в Германию, а сама рота расформирована.

3-я рота (314-я) воевала в составе 504 батальона до конца войны и сдалась союзникам 2 мая 1945г.

316-я рота (радиоупр), находившаяся в составе  учебного танкового батальона (Panzer Lehr Abteilung), дислоцированного в  Chateaudun во Франции, в феврале получает взамен StuG III(Fkl.) пять первых построенных Королевских Тигров (PzKpfw. VI B "Tiger-II"). Из-за поспешности в строительстве этих танков, они к моменту высадки союзников в Нормандии в июне 1944 не были оснащены аппаратуой  радиоуправления и вообще были небоеспособны. Попытка эвакуировать их в Германию не удалась и все пять танков были взорваны.  Личный состав роты воевал в составе учебного танкового батальона, имея на вооружении 9 StuG III (Fkl) и 3  PzKpfw. VIА "Tiger I:"(Fkl.).
В июле 1944  316-я рота была передана в состав недавно сформированного 302-го танкового батальона (радиоупр) (Panzer Abteilung (Funklenk) 302).

1 июня 1944 301-й танковый батальон (радиоупр) переформировывается по штату KStN 1171f. Батальон теперь состоит из 4 рот, причем в качестве 1-й роты батальона в его составе 312-я рота. Всего в батальоне 2 танка  PzKpfw. III, 32 самоходки  StuG III  и  146 Borgward IV. Каждая рота батальона состоит из:
*группа управления -  2 StuG III,
*1-й взвод - 4  StuG III (Fkl), 12  Borgward IV, 1 бронетранспортер SdKfz. 251/1,
*2-й взвод - 4  StuG III (Fkl), 12  Borgward IV, 1 бронетранспортер SdKfz. 251/1,
*резерв - 12 Borgward IV.

В ходе боев на Западном фронте 301-й танковый батальон понес тяжелые потери, был отозван в Германию, где 19 августа было приказано переформировать его в 301-й тяжелый танковый батальон (Тигров/радиоупр) (schwere Panzer Abteilung (Tiger/Fkl) 301). Теперь он должен был состоять из:
*группа управления - 2 танка Тигр (PzKpfw. VI "Tiger:"),
*1-я рота - 10 танков   Тигр (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)  и 36 Borgward IV,
*2-я рота - 10 танков   Тигр (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.) и 36 Borgward IV,
*3-я рота - 10 танков   Тигр (PzKpfw. VI "Tiger:"(Fkl.)  и 36 Borgward IV.

Батальон принял участие в наступательной операции в Арденнах 16.12.44 - 29.01.45, понес тяжелые потери и 16 апреля 45 взорвал три своих последних Тигра.

В июне  1944 был сформирован 302-й танковый батальон (радиоупр) (Panzer Abteilung (радиоупр) 302). Он состоял из четырех рот, три из которых это были ранее существовавшие роты 316-я, 315-я, 311-я.  Четвертая рота это была  вновь сформированная 317-я рота.
В августе 1944 этот батальон был отправлен на Восточный фронт в Группу армий Центр.  Батальон в целом располагал 3 танками PzKpfw. IV, 40 самоходками  StuG III и 144 носителями зарядов  Боргвард IV.
Батальон принял активное участие в боях Группы армий. По состоянию на 5.12.44 в нем оставались 38 боеспособных  StuG III,  а 15.01.45 только  28. Батальон кончился  15.3.45  в Восточной Пруссии когда в нем оставались всего три StuG III. Судя по описаниям боевых действий этого батальона он использовался в основном как средство поддержки пехоты и для борьбы с советскими танками. Действия Боргвардов IV нигде не отражены.

В сентябре 1944 была сформирована  319-я танковая рота (радиоупр), получившая на вооружение 10 StuG III и 36 Боргвард IV. она была отправлена в Группу армий В  для участия в Арденском наступлении 16.12.44 - 29.01.45. Однако, роте принять участие в боях не пришлось и она была в феврале 45 отозвана с фронта с тем, чтобы быть включенной в состав формируемого 303-го танкового батальона (радиоупр).

303-й танковый батальон (радиоупр) был сформирован в феврале 1945. На его укомплектование были задействованы 319-я рота и вновь сформированные 301-я и 302 роты. Батальон получил на вооружение  31 танк PzKpfw. IV, но ни один из них не был оснащен  радиооборудованием для  управления Боргвардами.  В результате батальон был переименован в танковый батальон "Шлезиен" (Panzer Abteilung "Schlesien") и воевал на Восточном фронте. Боргварды из 319-й роты очевидно были отправлены в резерв.

Последним сформированным подразделением стал отдельный  303-й танковый взвод (радиоупр) (Panzer Zug (Fkl) 303), который был собран к 18 февраля 45 из  машин радиоуправления из 303-го батальона (очевидно из 319-й роты) и личного состава  300-го запасного танкового (радиоупр) батальона.  Взвод получил 4 StuG III (Fkl) и 12 Боргвардов. Этот взвод был введен в состав 35-й панцергренадерской дивизии, где и растворился в боях.

От автора.  Читая все вышеописанное, невозможно отделаться от мысли, что где то в недрах высшего военного управления Вермахта, точнее, в органах, отвечавших за  снабжение вооружением и за формирование боевых  частей, сидел либо беззаветный энтузиаст этого вида вооружения, либо тот, кого подкармливали  фирмы Боргвард и Телефункен, и который постоянно обеспечивал их заказами для Вермахта
Снова и снова формировались, перетасовывались роты и батальоны, имевшие основным предназначением боевое применение тяжелых носителей зарядов, несмотря на то, что Боргварды не давали никакого эффекта, а подразделения, имевшие  на вооружении машины радиоуправления, использовались как обычные танковые подразделения, и именно в этом качестве таявшие в боях.
Я во всяком случае так и не нашел сколько-нибудь достоверных немецких материалов  об успехах Borgward IV. В советских источниках о них не пишется совсем ничего. Вообще ничего. Как будто их и не было. Хотя по другим видам вооружения написано достаточно много. Даже о пистолетах и револьверах, автомобилях и мотоциклах, велосипедистах и голубиной почте.  Тут мало предположить, что Боргварды были неэффективны. Скорее немцы их просто не использовали. Даже в качестве средств доставки на передовую хотя бы патронов и обедов.

На снимке справа: Веремеев Ю.Г. возле Borgward IV Ausf B  в танковом музее в Мунстере (Германия) 24 мая 2016 г.

Ну и пара слов о вообще использовании радио в минно-подрывном деле.

P.S. 
Патриотизм - дело крайне важное и нужное. Я сам патриот России.  Но даже ради патриотизма и прославления своей страны не следует опускаться до прямой лжи, давая тем самым основание  всяким злопыхателям и врагам России убедительно доказывать, что мол все, что исходит с российской  стороны это неправда, а поэтому верить в то, что они  вообще пишут, нельзя.
Ведь даже маленькая ложь рождает большое недоверие.

Так, в частности получилось и  с радиоуправляемыми зарядами взрывчатки (радиоминами). С легкой руки тогдашнего главного редактора газеты Известия" А.И.Аджубея в газете 6 октября 1963 года появилась статья за  авторством  весьма мутной личности Овидия Горчакова "Тайна полковника Старинова", где в цветах и красках описывалось как  рано утром 14 ноября  1941 в Харькове взрывом советской радиомины был ликвидирован "комендант Харькова кровавый палач харьковчан  генерал-лейтенант Георг фон Браун, близкий родственник  конструктора ракет Вернера фон Брауна".  
И ладно бы, что по незнанию или  для красного словца генерал был записан в "фоны" и в родственники знаменитого ракетчика (на деле они просто однофамильцы и даже родом из разных земель Германии), и из просто   обыкновеннейшего командира 68-й пехотной дивизии (генерал-лейтенанта он получил посмертно), шаловливым пером борзописца превращен  в "кровавого коменданта".
Несложно открыть немецкий сайт lexikon-der-wehrmacht.d, найти там 68-ю пехотную дивизию 17-й армии, чтобы убедиться, что под  Харьков она пришла  16 октября из Полтавы, ее основной задачей было прикрытие стыка между  6-й и 17-й армиями, 25 октября вошла в Харьков вместе с другими частями и соединениями, где пробыла меньше месяца, и  уже 1 декабря воевала под Изюмом.
Если копнуть глубже, то выяснится, что  комендантом Харькова   с 15 октября по 3 декабря  был не генерал Г.Браун (именно Браун, а не фон Браун), а командир  LV корпуса генерал пехоты  Erwin Vierow. Это тоже можно найти в сайте lexikon-der-wehrmacht.d.

Беда в том, что сей О.Горчаков наделил советских конструкторов просто невероятной  изобретательностью.  Мол, они опередили всех в мире ("Россия родина слонов").
Цитирую: "Господин генерал! - шепнул капитан Гейден. - Этот необыкновенная фантастическая мина! Одно из двух, либо русские морочат нам голову, или эти варвары изобрели, обогнав весь мир, управляемую на расстоянии по радио. Но это не может быть!"
Вы можете себе представить, что какой то саперный капитан запросто является к  генералу командиру дивизии с тем, чтобы сообщить о каком то там интересном взрывном устройстве?  Да того такие вещи не интересуют вовсе. Не генеральское это дело.

А и ведь не было никакого капитана Гейдена в 68-й дивизии. Это  так легко проверить. Достаточно поднять  в Бундесархиве списки личного состава 68-й пехотной дивизии за 1941-45 годы (что ваш покорный слуга однажды и сделал).

Но что еще хуже и постыднее, так это то, что полковник Старинов, зная, что все обстоит совершенно не так, как пишется в газетной статье, включил ее  в свои мемуары, подтвердив своим немалым авторитетом то, что  взрывание зарядов взрывчатки с помощью радио это исключительно советское изобретение, т.е.  все это правда. Да еще и от себя приписал, что он  якобы в августе 1943 лично беседовал со взятым в плен мифическим капитаном Карлом Гейденом (стр.394 книги "Записки диверсанта").

Ну и пошло-поехало. В дальнейших публикация различных авторов уже живоописуется, как Гитлер, потрясенный  гибелью крайне важной персоны, собрал лучших немецких конструкторов, дал им разнос, и приказал им срочно создать немецкую радиомину.
Как  же-с,  убит родственник самого  Вернера фон Брауна! Хотя в 41-м фон Браун был просто одним из многих немецких конструкторов, который занимался невесть  чем, какими-то там ракетами. Знаменитостью он станет только в 44-м. Не нужно смотреть на события 1941 года с позиций современности. Это сегодня ракеты это нечто крайне значимое и важное. А тогда это было что-то неопределенное, что-то из области возможно перспективного. То ли действительно над этим нужно  работать, то ли можно отложить до конца войны.
Победы германского оружия в 41-м не очень  располагали к каким то изысканиям. Зачем попусту тратить деньги и материалы на то, что возможно (!) может пригодиться в будущих войнах?

Но немецкие  специалисты, мол, так и не справились с  задачей конструирования радиомины. Да еще Гитлер  якобы занес полковника Старинова в список своих личных врагов (кто и когда видел этот список?).
Так эта ложь к удовольствию разных там резунов, мельтюховых, бешановых  и начала тиражироваться в нашей прессе.

А вот в книге немецкого историка Фляйшера пишется, что еще в 1929 в Германии в рамках создания средств взрывания для Рейхсвера  был предложен  и радиовзрыватель для мин (Drahtlose  Fernzündung  für Minen), но военные отказались принять его на вооружение поскольку, как он пишет, "не нашли для него области применения". 
Я не нашел описания этого взрывателя и его изображений, хотя основательно перерыл запасник военного музея в Дрездене, порылся в военных музеях в Мунстере  и в Кобленце. Допустим, что Фляйшер тоже "загибает".
Но факты остаются  фактами- германская фирма Siemens-Schuckert еще в  1911 приступила к работам по созданию  дистанционно управляемых торпед  и катеров.
В 1914 году фирме удалось обеспечить надежную передачу радиосигналов управления на 3-метровую антенну с расстояния 2-3 километра на волне длиной 200 м. К 1916 году удалось достичь дальности управления 40-50 км. при мощности радиопередатчика всего лишь 400 ватт (на антенне). В 1928 году были проведены успешные испытания радиоуправления  на снятом с вооружения разоруженном броненосце Zähringen.
Да вот этот самый радиоуправляемый  Borgward  IV принят на вооружение Вермахта  еще осенью  1940. И ведь  тут не просто нужно подать одну единственную шифрованную радиокоманду, а иметь возможность подавать минимум девять. И все они должны быть шифрованными дабы случайный сигнал не нарушил бы управление. Значит, немцы располагали куда как более совершенными системами радиоуправления нежели управление советской радиоминой Ф-10.
Следовательно, при желании немцы могли располагать радиоминами и для них радиоуправление не было фантастикой.

Ладно, Горчаков (он же Гривадий Горпожакс, он же...), личность мутная, и его биография (как очевидно и имя) насквозь лживая, сочиненная им самим и распространяемая его подельниками.  В действительности литератор и не более того. Все мои попытки отыскать эту фамилию в архивах МО, ГРУ, списках лиц награжденных орденом "Отечественная война"  и в списках  кавалеров польского ордена Virtuti Militari  всегда заканчивались провалом.
Да  и как-то странно - участник войны, офицер, а медалями "За Победу над Германией" и всеми последующими юбилейными не награжден.  Юбилейными медалями "30 лет Советской армии" (40, 50, 60, 70 лет) тоже. Орден Отечественной войны получил якобы сразу 1-й степени, тогда  как этим орденом награждали всегда последовательно. Сначала 2-я степень, потом 1-я.
Ладно, Аджубей. Это газетчик, верный воин ведомства секретаря ЦК КПСС по идеологии Суслова. Ему (как и всем прочим журналистам) соврать не стоит ничего.

Но вам-то, полковник Старинов, врать должно быть стыдно!  Ведь вы знаете, как все обстояло на самом деле. Не роняли  бы офицерскую честь, не позорили  полковничьи погоны. Да, факт ликвидации в Харькове в 1941 генерала Г.Брауна с помощью радиомины Ф-10, исполненный вами, имел место, но ведь ничего суперординарного эта мина собой не представляла. И не надо называть себя "Бог диверсий советской империи". Нескромно.

Особая благодарность Сергею Павлову из Екатеринбурга за предоставленные материалы.

Декабрь 2017 г.

Источники и литература

1. Die Sprengpanzer Goliath, Springer, B IV usw.. Waffen-Lexikon 1810-100-1. Waffen-Revue 8 1249 .
2. В.Освальд Полный каталог военных автомобилей  и танков Германии 1900-1982 гг. АСТ. Астрель. Москва. 2003 г.
3. И.Г.Старинов. Мины замедленного действия. Альманах "Вымпел". Москва. 1999 г.
4. W.Fleischer. Deutsche Landminen 1935-1945. Waffen-Arsenal. Band 164. Podzun-Pallas-Verlag. Wolfersheim-Berstadt.  1997.
5. Руководство по подрывным работам. Военное издательство. Москва. 1969 г.
6. Сайт www.achtungpanzer.com/borgward-iv-sdkfz-301.htm
7. И.Г.Старинов. Записки диверсанта. Альманах "Вымпел". Москва. 1997 г.
8. Сайт lexikon-der-wehrmacht.d
9. Deutsches Panzermuseum. Munster. DBR.
10.
Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11. Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Мартыненко Ю.И.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Думается, что невысокая эффективность  применения как легких подвижных зарядов Голиаф, так и тяжелых B IV связана, во-первых, с огромной трудностью  доставки взрывчатки к подрываемому  объекту (слишком заметен носитель заряда, сложно управлять машиной, находясь от нее на удалении несколько сот метров), а во-вторых, тем, что о всех случаях заряд работает как поверхностный и без забивки, что резко снижает его эффективность. Скажем, 500-кг. заряд, расположенный вплотную к железобетонной стенке взрывом выбивает бетон (без повреждения железной арматуры) на глубину меньше, чем 2 метра, тогда как с забивкой более 3 м.
Ну и третья причина - это крайне слабое бронирование, что позволяло противнику  без труда выводить эти машины из строя.

В СССР в период войны  тоже пытались обзавестись подвижными подрывными зарядами. В частности, т.н. "противотанковыми собаками", поскольку слабость промышленной базы и перенапряжение заводов занятых производством актуальных средств вооружения,   не позволяли производить  технически сложные машины для производства разрушений.  Результаты же применения в качестве носителей зарядов ВВ собак оказались гораздо более плачевными, нежели немецких транспортеров зарядов. Неизвестен  ни один достоверный случай  выведения из строя танка с помощью собаки.

Встречающиеся нередко в прессе упоминания о том, что собаки якобы уничтожили более 300 немецких танков - это один из многочисленных мифов Второй Мировой войны. Это из той же оперы, что и уничтожение немецким летчиком асом У.Руделем 500 советских танков или сбитие летчиком истребителем Э.Хартманом 350 советских самолетов.

Мифы, в отличие от правды, очень живучи, поскольку воздействуют не на разум, а на эмоции,  что всегда греет души приверженцев той или иной идеологии, того или иного вида оружия, той или другой  армии мира, и очень удобный жупел любой пропаганды.