Инженерная техника
Советской  Армии

(шестидесятые-восьмидесятые  годы XX века)

Передвижная электрическая станция ЭСД-20-ВС

Войсковая передвижная силовая электростанция ЭСД-20-ВС предназначена для питания различных потребителей трехфазным током частотой 50 герц. Существуют две версии станции - ЭСД-20-ВС/230 и ЭСД-20-ВС/400. Первая на выходе дает напряжение 230 вольт, вторая 400 вольт.

От автора. Электроснабжение войск в полевых условиях это одна из задач инженерного обеспечения боя  и занимаются этим инженерные войска. Конечно, это не самое главное дело в бою, особой славы и наград тут не заработаешь.  Но когда на командном пункте дивизии внезапно гаснет свет, замолкают радиостанции, или на зенитно-ракетной батарее замирают антенны РЛС и гаснут мониторы, вот тут все сразу вспоминают инженера. И обычно недобрым словом. Самое мягкое, что в это время он может услышать, так это начальственный рык: "Где этот е....ный инженер, какого х....а он делает там у своей е...й станции! Да подать его сюда, я его собственной рукой расстреляю!". Но как только вновь загорается свет, все сразу про него забывают. Напрочь.
И когда после сражения составляются победные реляции и заполняются наградные листы (даже и на поваров-кормильцев), в отношении  инженеров всеобщее мнение -  "А им то за что награды? Чего они вообще в бою полезного делали? Болтались невесть где неизвестно зачем, а их поощрять?"

Станция включает в свой состав:
*унифицированный дизель-электрический агрегат АД-20-Т/230 ( АД-20-Т/400),
*два  магистральных кабеля СШТ 4х16мм. (4х10мм.) длиной по 40 (50) м. намотанные на барабаны,
*два присоединительных кабеля длиной по 3.5 м.,
*запасной бак для дизельного топлива емкостью 60 л.
*запасной бак для бензина пускового двигателя емкостью 3 л.
*запасной бак для масла емкостью 20 л.
*комплект ЗИП,
*техническая  документация.

Станция смонтирована на двухосном прицепе 2-ПН-2 (грузоподъемность 2.5 т.) и сможет буксироваться за автомобилем ЗИЛ-151 (ЗИЛ-157, ЗИЛ 131) или более мощным.

Основные тактико-технические характеристики  ЭСД-20-ВС

Тип электростанции передвижная силовая трехфазного тока
Род тока трехфазный переменный
  ЭСД-20-ВС/230 ЭСД-20-ВС/400
Номинальная мощность 20 квт. 20 квт.
Номинальное линейное напряжение 230 вольт 400 вольт.
Номинальный ток (переменный) 63 ампер 36 ампер
Частота тока 50 герц 50 герц
Коэффициент мощности 0.8 0.8
Режим работы продолжит. продолжит.
Время непрерывной работы  (с дозаправкой из запасного бака) 12 час. 12 час.
Полная масса станции, готовой к работе 3.75 т. 3.75 т.
Габаритные размеры:    
                                       -длина ( с учетом длины дышла)  5.75 м. 5.75 м.
                                       -ширина  1.89 м. 1.89 м.
                                       -высота ( с учетом глушителя на крыше)  2.23м. 2.23 м.
Расчет станции  2 чел. 2 чел.
Время развертывания станции 35-45 мин. 35-45 мин.
Время свертывания станции 30-40 мин. 30-40 мин.
Скорость буксирования по возможностям тягача по возможностям тягача
Заправочные емкости:    
                                        -основной бак для дизельного топлива (ДЛ, ДЗ, ДА)  58 л. 58 л.
                                        -запасной бак для дизельного топлива  60л. 60 л.
                                         -запасной бак для масла  20л. 20 л.
                                         -бак для бензина пускового двигателя  3 л. 3 л.
Емкость системы охлаждения  30 л. 30 л.
Емкость системы смазки 18 л. 18 л.
Условия работы:     
   - высота над уровнем моря  до 1000м. до 1000м.
   -температурный диапазон  -40 - +50 градусов -40 - +50 градусов
    -допустимая влажность воздуха  до 98% до 98%
   -допустимые неблагоприятные  погодные факторы  дождь, снегопад дождь, снегопад
     
Дизель-электрический агрегат: АД-20-Т/230 АД-20-Т/400
    *дизельный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель Д-40А    
     -мощность номинальная   29.83 квт. (40 л.с.) 29.83 квт. (40 л.с.)
     -скорость вращения вала (об/мин.)  1500 1500
    -тип топлива  ДЛ,  ДЗ, ДА ДЛ,  ДЗ, ДА
    -расход топлива  8.6 кг/час 8.6 кг/час
   *пусковой двигатель бензиновый  четырехтактный карбюраторный ПД-10М     
     -мощность  7.5 квт. (10 л.с.) 7.5 квт. (10 л.с.)
     - тип топлива  смесь А66 с диз.маслом 15:1 смесь А66 с диз.маслом 15:1
   *генератор: ДГС-82-4-ЩФ2 ДГС-82-4-ЩФ2
    -номинальная мощность  25 квт 25 квт
    - соединение обмоток  звезда с нуль-проводом звезда с нуль-проводом
     - скорость вращения вала (об/мин.)  1500 1500
     -тип возбудителя  ВС-13/7 ВС-13/7

Дизель-электрический агрегат закреплен на раме прицепа 8 болтами и может быть снят и использован как стационарный на бетонном основании, имеющем анкерные болты для закрепления.
Силовые кабели намотаны на два барабана, которые закреплены над передними крыльями прицепа.
Управление работой станции осуществляется со щита управления, размещенного перед генератором.
На щите управления размещены:
*киловаттметр Д-700 измеряющий активную мощность генератора,
*три амперметра Э-421, измеряющие ток в каждой фазе,
*вольтметр Э-421 измеряющий линейное напряжение генератора,
*частотометр ДЧ,
*сигнальная лампа СМ-11, указывающая на наличие напряжения на зажимах генератора,
*лампа СМ-1, определяющая время включения агрегатов на параллельную работу,
*указатель уровня топлива,
*указатель давления топлива
*указатель температуры масла,
*указатель давления масла,
*указатель температуры охлаждающей жидкости,
*установочный автомат генератора,
*два установочных автомата линий №№ 2 и 3,
*переключатель режимов работы,
*реостат ручной регулировки.

В нижней части щита установлены ручной регулятор подачи топлива с микрометрическим винтом регулировки подачи топлива.

Коробка выводов расположена с противоположной стороны генератора и имеет три штепсельные полумуфты-гнезда. Верхняя полумуфта позволяет отбирать от генератора его номинальную мощность. Две другие позволяют отбирать от генератора по 50% его мощности. Таким образом к генератору может быть подключена либо одна линия  потребления, использующая все 20 квт. мощности, либо две линии, отбирающие по  10 квт. мощности каждая.

Июнь 2016г.

Источники и литература

1. Передвижная электрическая станция ЭСД-20-ВС. Устройство и эксплуатация.  Военное издательство.  Москва. 1977г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях
Обозначение всей линейки войсковых передвижных станций является шифрованным и представляет собой группу литер и цифр, разделенных дефисами обозначающую:

*первая группа букв - тип двигателя, приводящего во вращение электрогенератор (ЭСБ - бензиновый двигатель, ЭСД- дизельный двигатель).

*вторая группа цифр через дефис - выдаваемая  электростанцией мощность в киловаттах.

*третья группа букв через дефис -предназначение электростанции (ВО - осветительная, ВЗ- зарядная, ВС- силовая, И- инженерная, ИД- инженерная с комплектом инструментов для обработки дерева, ИГ- инженерная с комплектом инструментов для разработки грунта).

Таким образом, обозначение ЭСД-20-ВС указывает, что это войсковая передвижная силовая электростанция выдающая мощность 20 киловатт.

После третьей группы букв через дробную черту могут указываться   особенности электростанции, если она выпускается в различных вариантах. Например, выдаваемое ею напряжение в вольтах. Например, ЭСД-20-ВС/400 означает, что станция  на выходе дает напряжение 400 вольт.

А вообще в Советской Армии существовала стройная линейка передвижных электростанций различной мощности и предназначения, начиная с полукиловаттной бензиновой и заканчивая 500-киловаттной дизельной. В училище в шестидесятых годах преподаватели уверяли нас, что созданы и войсковые атомные передвижные электростанции мощностью в 1 и 2 мегаватта.
Хотя едва ли такие, буде и созданы, поступали в войска.  Для армейских нужд, как правило, максимум что требовалось так это  100-киловаттная станции. Да и то очень редко. Обычно хватало и 50-киловаттных.

Самыми распространенными на уровне полков были станции 0.5 - 4 квт. На уровне дивизии до 10-20 квт. Более мощные электростанции были в нужны в основном зенитчикам и ракетчикам. В частности,  в штат батареи ЗСУ-23-4 "Шилка" входила 50-киловаттная электростанция, которая питала при стрельбе с места все установки. Это с тем, чтобы поберечь газотурбинные энергетические установки, имеющиеся на каждой машине.