Инженерная техника
Советской  Армии

(семидесятые-восьмидесятые  годы XX века)

Электростанция передвижная  ЭСБ-8-ИМ

Войсковая передвижная электростанция ЭСБ-8-ИМ предназначена для  обеспечения  инструментом и оборудованием инженерных работ  при строительстве и восстановлении мостов, дорог и колонных путей, возведении фортификационных сооружений, заготовке и добыче каменных и лесных материалов, подрывании  и разрушении различных сооружений . Ее комплектность позволяет:
*производить с помощью электрифицированного инструмента бурение шпуров в горных и мерзлых грунтах, разрушение асфальтового и бетонного покрытия дорог, разрушение кирпичных и бетонных стен;
*механизировать лесосечные и деревообделочные работы;
*производить резку и сварку элементов металлических конструкций.

От автора. В общем то это машина обеспечения производства ряда инженерных работ с использованием электрифицированного  (и не только) инструмента. Она была призвана заменить одновременно две электростанции ЭСБ-4-ИГ и ЭСБ-4-ИД.  На мой взгляд правильнее было бы назвать сие машиной (мастерской) обеспечения инженерных работ (МОИР) поскольку бензоэлектрический агрегат, входящий в комплект, это только  источник энергии для инструментов (да и то не всех). Ну не называем же мы  электростанцией ЭСБ-8-В войсковую фильтровальную станцию ВФС-2,5  только потому, что она имеет в своем комплекте помимо специального оборудования этот же самый  бензоагрегат АБ-8-Т/230 на этом же самом прицепе ИАПЗ-738.
Но что есть, то есть. Как изделие было названо при принятии на вооружение, так мы и будем его называть.

Электростанция ЭСБ-8-ИМ  включает в свой состав:

*автомобиль ГАЗ-66 со специальным кузовом К.1.66
*агрегатный одноосный прицеп ИАПЗ-738
*бензоэлектрический агрегат АБ-8-Т/230/M:
  -бензиновый двигатель  "Москвич-408"
  -электрогенератор ГАБ-8-T/230
*комплект электрифицированного оборудования и инструментов:
  -дисковая электропила ИЭ-5103,
  -два электрорубанка ИЭ-5707А,
  -две электросверлилки ИЭ-1301 (ручные электродрели),
  -два электромолотка для грунта ИЭ-4211,
  -два электроперфоратора ИЭ-4707 для грунта,
  -два электросверла ЭС-2,
  -заточной электростанок для пильных цепей  ЛВ-116А
  -электроточило ИЭ-972
  -шесть электросветильников СМ-56 со стойками и  15-ваттными лампочками,
  -электрокабель групповой,
  -электрокабель магистральный,
  -электрокабель распределительный,
  -электрокабель присоединительный,
  -распределительные коробки.
  *мегомметр М-4100/3
  *измеритель сопротивления заземления М416
*комплект механического инструмента и оборудования
  -три бензомоторные пилы МП-5 "Урал-2"
  -ацетиленовый газогенератор с комплектом газовых шлангов,
  -газовый резак,
  -газовая горелка,
  -кислородный баллон на 40 литров с газовым редуктором,
  -кислородный баллон на 7 литров
  -комплект слесарного инструмента

Основные тактико-технические характеристики  ЭСБ-8-ИМ

Тип электростанции.................................................................................................. передвижная  инженерная (силовая)
Род тока...................................................................................................................... трехфазный  переменный
Номинальная электрическая мощность (при коэффициенте нагрузки 0.8).......... 8 киловатт
Номинальное линейное напряжение..................................................................... 230 вольт
Ток нагрузки при коэффициенте мощности 0.8....................................................... 25  ампер
Частота тока............................................................................................................... 50 герц
Коэффициент мощности........................................................................................... 08- 1.0
Режим работы............................................................................................................ продолжительный
Время непрерывной работы..................................................................................... 24 час.
Расход топлива бензоагрегата................................................................................. 5.2 кг/час
Емкость топливного бака бензоагрегата.................................................................. 32  литра
Время работы бензоагрегата  на одной заправке.................................................. около 3.5 часов
Общая емкость баков автомобиля и прицепа........................................................ 347 литров
Дальность пробега автомобиля на одной заправке............................................... 1300 км.
Полная масса электростанции (с прицепом)........................................................ 7135 кг.
- из них:  
                 снаряженная масса автомобиля............................................................. 5390 кг.
                 масса загруженного прицепа.................................................................  1745 кг.
Габаритные размеры электростанции (автомобиль с прицепом)........................ 958.5х240х316 см.
Габаритные размеры автомобиля........................................................................... 630х240х316 см.
Габаритные размеры прицепа (с тентом)............................................................. 388х210х223 см.
Расчет станции при работе...................................................................................... 2 чел.
Время развертывания станции................................................................................ 21-35 мин.
Время свертывания станции..................................................................................... 30 мин.
Условия работы:
    -температурный диапазон.................................................................................... -50 - +50 градусов
   -влажность.............................................................................................................  до 98%
   -высота над уровнем моря (при номинальной мощности) ............................... 1000 м.
    -допускаемые неблагоприятные внешние условия........................................... дождь, снег, роса, туман
 Ресурс до капитального ремонта..........................................................................   
   
Электроагрегат..........................................................................................................  АБ-8-T/230/M
  *двигатель................................................................................................................  "Москвич-408"
     -мощность.............................................................................................................   11.33 квт. (15.2 л.с.)
     -топливо.................................................................................................................  автобензин А-72 или А76
     -масло...................................................................................................................  АС-8 (М-8А)
     -охлаждение..........................................................................................................  жидкостное принудительное
      -частота вращения коленвала (номинальная)..................................................  3000 об/мин.
   *генератор  (синхронный).................................................................................... ГАБ-8-T/230/M
     -число фаз...........................................................................................................  три
       -номинальное линейное напряжение............................................................. 230 вольт
        -регулировка напряжения................................................................................  автоматическая
      -номинальный ток (переменный)..................................................................... 25 ампер
      -частота тока....................................................................................................... 50 герц
      -коэффициент мощности.................................................................................... 0.8- 1.0

Электроагрегат  АБ-8-T/230/M представляет собой жесткое соединение на общей каркасной  раме бензинового четырехцилиндрового четырехтактного  карбюраторного двигателя "Москвич-408"  мощностью 15.2 л.с. с жидкостным охлаждннтем, трехфазного 230-вольтового генератора переменного тока ГАБ-8-Т/230/M   электрической мощностью  8 киловатта и блока аппаратуры с блоком приборов . Агрегат закреплен на платформе одноосного прицепа ИАПЗ-738, и работает, как правило, без снятия с прицепа.
Запуск двигателя осуществляется с помощью электростартера, приводимого в действие от аккумулятора.
Отбор электрического тока осуществляется через панель, расположенную на корпусе блока аппаратуры
В верхней части блока аппаратуры установлен блок приборов, включающих в себя вольтметр, амперметр, частотомер и мегомметр. Над двигателем установлена панель приборов, контролирующих его работу (указатели температуры охлаждающей жидкости и масла, масляный манометр, амперметр). Кроме двигателя и генератора  на агрегате закреплены два топливных бака емкостью по 16 литров каждый и в которые заливается автобензин А-72 или А-76.

Кроме бензоэлектрического агрегата, на прицепе размещены два ящика с электроперфораторами и буровыми штангами к ним,  ацетиленовый генератор со сварочным оборудованием, а также запасное колесо и дополнительный бензобак емкостью 105 литров.

Перфоратор с помощью входящих в его комплект штанг способен бурить в скальных породах (гранит, базальт)  шпуры диаметром 40 мм на глубину до 2 м. Скорость бурения, мм/мин 12 см./мин. Потребляемая мощность 1.35 квт.

От автора. В  основном перфораторы используются для бурения шпуров при производстве взрывных работ для разрушения каменных, бетонных, кирпичных сооружений, рыхления  тяжелых (мерзлый, скальный) грунтов. Также используются для бурения шпуров для размещения в в стенках, фундаментах и т.п.  анкерных болтов и штанг.

Оборудование для резки и сварки металла, включает в себя ацетиленовый генератор производительностью  1.25 куб.м./час и рабочим давлением 3.5 кг/кв.см., два кислородных баллона емкостью 40 и 7 литров (размещены не в прицепе, а в кузове автомобиля), газового редуктора, газовой горелки способной сваривать сталь толщиной до 30 мм., газового резака, способного резать сталь толщиной до 20 мм., и комплекта газовых шлангов.

От автора. Самое слабое место буквально любого газосварочного оборудования - кислород. Если ацетилен возможно производить на месте из карбида и воды, то получение кислорода задача непосильная для полевых условий. Да и не только. Например, в индустриальном  городе страны Свердловске для обеспечения нужд остальной  городской промышленной структуры пришлось построить целый кислородный завод. 

Все остальное электрическое и неэлектрическое оборудование и инструменты размещены в кузове автомобиля на специальных стеллажах и ящиках.  В частности, в кузове размещены:

*два электромолотка ИЭ-4211,
От автора. Электромолоток это то же самое, что и широко известные отбойные молотки, приводимые в действие сжатым воздухом от компрессорных станций, и которые широчайшим образом используются в шахтах и на поверхности для разработки тяжелых) (мерзлых и скальных грунтов). Отличие электромолотков от пневматических лишь в приводе. Здесь используется не воздух, а электричество. В инженерных работах они используются для разрушения каменных, бетонных и кирпичных стенок, фундаментов, плит, потолочных перекрытий и т.п.
*кислородный баллон 40-литровый,
*кислородный баллон 7-литровый,
*два буровых станка с рамами для электроперфораторов,
*две машины ручные электрические сверлильные ИЭ-1301(электродрели),
*два электросверла ЭС-2,
*два
электрорубанка ИЭ-5707А,
*дисковая электропила по дереву ИЭ-5103 (глубина пропила 70 мм.),
*кабель магистральный  КПГ 3х4+2х4 длиной 100м. - два,
*кабель магистральный  КПГ 3х4+2х4 длиной 50м. - четыре,
*кабель групповой КПГ 3х2.5+1х2.5 длиной 50 м. - один,
*кабель распределительный КГ-ХЛ  3х1.5+1х1 длиной 50м. -один,
*кабель распределительный КГ-ХЛ  3х1.5+1х1 длиной 25м. -четыре,

*кабель присоединительный КПГ 34х4+1х4 длиной 10м. - два,
*две распределительные коробки на 25 ампер,
*три распределительные коробки на  15 ампер,
*станок ЛВ-116А для заточки пильных цепей мотопил Урал-2.

От автора. Заточной станок для пильных цепей мотопил очень важное и очень нужное приспособление в комплекте электростанции. Без него  мотопилы проработают хорошо дня три-четыре, не больше. Затачивать пильные цепи вручную хотя и возможно, но работа эта кропотливая, нудная и очень продолжительная.
Правда и работать на этом станке без соответствующего обучения не получится.
*
электроточило ИЭ-972,
*шесть электросветильников СМ-56 со стойками и  15-ваттными лампочками,
*мегомметр М-4100/3,
*измеритель сопротивления заземления М416,
*три мотопилы МП-5 "Урал-2".

Мотопила позволяет пилить деревья диаметром до 46 см. Мощность двигателя  5 л.с.

От автора. Может показаться странным, что при  достаточно мощным генераторе электростанцию укомплектовали бензомоторными пилами, а не электрическими, как это было в электростанции ЭСБ-4-ИД.
Однако опыт эксплуатации электропил показал, что при лесозаготовительных работах пильщикам приходится уходить от электростанции на несколько сот метров, а то и на километр и более. При этом затруднительно тащить с собой кроме пилы, еще и электрокабель, который к тому же часто попадает под сваленные деревья, запутывается и обрывается. К тому же возникают проблемы с электробезопасностью, особенно в сырую погоду.
Так что сочли более целесообразным комплектовать ЭСБ-8-И мотопилами взамен электропил.

Кроме основного оборудования, перечисленного выше, в кузове автомобиля размещены ЗИПы инструментов, запасные буры и бурильные коронки, сверла, запасные цепи для пил, электролампочки, набор слесарного инструмента, тиски, съемники и т.п., перечислять которые нет смысла.  Заметим лишь, что в комплекте станции имеется универсальное приспособление УП-1, позволяющее сделать мотопилы более универсальным инструментом. УП-1 в сочетании с мотопилой позволяет сверлить отверстия в металле и дереве, завертывать гайки, выполнять шлифовальные работы.

Июль 2018 г.

Источники и литература

1. Электростанция передвижная ЭСБ-8-ИМ. Учебное пособие. Белорусский НТУ. Минск. 2011 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях
Обозначение всей линейки войсковых передвижных станций является шифрованным и представляет собой группу литер и цифр, разделенных дефисами обозначающую:

*первая группа букв - тип двигателя, приводящего во вращение электрогенератор (ЭСБ - бензиновый двигатель, ЭСД- дизельный двигатель).

*вторая группа цифр через дефис - выдаваемая  электростанцией мощность в киловаттах.

*третья группа букв через дефис -предназначение электростанции (ВО - осветительная, ВЗ- зарядная, ВС- силовая, И- инженерная, ИД- инженерная с комплектом инструментов для обработки дерева, ИГ- инженерная с комплектом инструментов для разработки грунта).

После третьей группы букв через дробную черту могут указываться   особенности электростанции, если она выпускается в различных вариантах. Например, выдаваемое ею напряжение в вольтах. Например, ЭСД-20-ВС/400 означает, что станция  на выходе дает напряжение 400 вольт.