Инженерная техника
|
*бензоэлектрический агрегат АБ-4-О/230-М1 | |
-бензиновый двигатель УДГ-25Г | |
-электрогенератор ГАБ-4-О/230 | |
*комплект электроосветительной арматуры и ЗИПа | |
-ящик №0 (ЗИП в бензоагрегату, огнетушитель, паяльная лампа, две воронки, техдокументация) | |
-четыре ящика №1 (в каждом 20 светильников типа ССО и 16 отражателей-абажуров) | |
-два ящика №2 (в каждом 11 лампочек по 100 ватт, 50 лампочек по 40 ватт и 16 лампочек по 25 ватт) | |
-ящик №3 (вулканизационные принадлежности - 6 пресс-форма, 1 сумка монтера (нож монтерский, напильник, рашпиль, припой, сырая резина, тальк, изолента и флюс (хлористый аммоний).) | |
-два ящика №4 (всего в них уложено: фонари АМФ-8 – 4 шт., паяльники эл. – 3 шт., бурава – 4 шт., шило – 2 шт., металлическая разъемная катушка – 2 шт., банки, рукавицы – 5 пар, монтажные скобы – 330 шт., струбцина 2 шт., сумка монтера, перчатки резиновые – 4 пары, чехол, расходные материалы). | |
-три мешка №5 (в каждом : 3 магистр. каб. КРПТ 2х4 мм по 25 м., 2 каб. ШРПЛ 2х1мм. на 25 м, 5 каб. вводных 2х2 мм, 5 кабелей 2х1мм. по 3 м.) | |
-три мешка №6 (в каждом 12 кабелей ШРПЛ 2х1 мм по 25 м., 3 кабеля КРПТ 2х4мм. по 6 м.) | |
-три мешка №7 (в каждом кабель 15 кабелей ШРПЛ 2х1 мм. по 1 м., 2 каб. КРПТ 2х4мм. по 1,5 м., 5 каб. ШРПЛ 2х1мм. по 1,5 м., 20 каб. ШРПЛ 2х1 мм по 1 м., 15 муфт распределительных МО-1, 15 муфт распределительных МО-2, 15 заглушек. | |
* автоприцеп одноосный 1-АП-1.5 с тентом ( на борту закреплены топор и лопата, под днищем 2 заземлителя) |
Примечание. Как вариант - электростанция без прицепа. В этом случае весь состав электростанции перевозится автотранспортом подразделения. В частности, в варианте без прицепа станция поставляется в воздушно-десантные войска.
От автора. В принципе электростанция не
комплектуется прицепом, если она предназначена для использования в качестве
стационарной, например в фортсооружениях. Обычно это заглубленные командные
пункты корпусов армий и фронтов, создаваемые еще в мирное время.
Также считается, что электростанциями без прицепов снабжаются
воздушно-десантные войска. Однако мне трудно себе представить как возможно
использование электростанции во время десантной операции. Еще ладно, весь
комплект на аэродроме можно загрузить на поддон, который затем будет
сброшен с парашютом. Но солдат, отвечающий за электростанцию, прыгает
отдельно с другого самолета. Ему еще предстоит отыскать свою электростанцию
на земле. Мало того, ему нужно отыскать сброшенный с третьего
самолета автомобиль, на который нужно загрузить комплект и несколько
человек, чтобы это сделать. Напомню, что комплект весит 800 кг. Из них 220
кг. весит агрегат. Для того, чтобы его загрузить на ГАЗ-66 (проверено
многолетними опытом автора) нужно 4 офицера или 6 нормальных солдат,
или 8-12 солдат известных национальностей. И в последнем случае агрегат
обязательно уронят кому то на ногу. И все это только ради того, чтобы
на КП десантной дивизии горело электричество?
По моему это бред командующего ВДВ генерала
Маргелова, который утратив чувство реальности, и не желая понимать, что
дивизия ВДВ не может решать те же тактические задачи что и обычные
мотострелковые или танковые, добивался обеспечения средствами вооружения
дивизий ВДВ аналогично мотострелковым дивизиям, но в облегченном десантном
варианте.
Возражающим патриотам ВДВ я задам тройку простейших вопросов:
1. Есть ли в дивизии ВДВ танковый полк, а в десантных полках танковые
батальоны?
2. Есть ли в дивизии ВДВ артполк, оснащенный гаубицами уровня 2С19 "Мста" , а
в десантных полках самоходки аналогичные 122-мм. типа "Гвоздика"?
3. Есть ли в дивизии ВДВ ракетный дивизион оснащенный аналогами ракет
"Луна-М"?
Нет? Тогда вам нечего делать на поле боя против американской пехотной дивизии. Вы просто не успеете дойти до ее боевых порядков как будете уничтожены.
Комплектность электростанции обеспечивает создание 80 световых точек с протяженностью магистрального кабеля до 150 метров и более, при этом световые точки могут располагаться на удалениях до 25 м. от магистрали.
Основные тактико-технические характеристики ЭСБ-4-ВО-1
Тип электростанции.................................................................................................. | передвижная осветительная |
Род тока...................................................................................................................... | однофазный переменный |
Номинальная мощность............................................................................................ | 4 киловатта |
Номинальное напряжение........................................................................................ | 230 вольт |
Ток нагрузки при коэффициенте мощности 0.8....................................................... | 21.8 ампер |
Частота тока............................................................................................................... | 50 герц |
Коэффициент мощности........................................................................................... | 08- 1.0 |
Режим работы............................................................................................................ | продолжительный |
Время непрерывной работы..................................................................................... | 24 час. |
Расход топлива.......................................................................................................... | 3 кг/час |
Время работы на одной заправке............................................................................. | 4 часа |
Полная масса электростанции ( с прицепом)........................................................ | 1350 кг. |
- из них: | |
масса электроагрегата............................................................................. | 250 кг. |
масса комплекта (ЗИП и электроарматура).......................................... | 600 кг. |
масса прицепа.......................................................................................... | 500 кг. |
Габаритные размеры электроагрегата...................................................................... | 101.8х57.5х92 см. |
Габаритные размеры прицепа 1-АП-1,5А.............................................................. | 283х182х190 см. |
Расчет станции при работе...................................................................................... | 1 чел. |
Время развертывания станции................................................................................ | 35-40 мин |
Время свертывания станции..................................................................................... | 40-50 мин. |
Емкость топливного бака.......................................................................................... | 16 литров |
Условия работы: | |
-температурный диапазон.................................................................................... | -50 - +50 градусов |
-влажность............................................................................................................. | до 98% |
-высота над уровнем моря (при номинальной мощности) ............................... | 1000 м. |
-допускаемые неблагоприятные внешние условия........................................... | дождь, туман, снегопад |
Ресурс до капитального ремонта.......................................................................... | 1500 моточасов |
Электроагрегат.......................................................................................................... | АБ-4-О/230 |
*двигатель................................................................................................................ | УДГ-25Г двухцилиндровый четырехтактный |
-мощность............................................................................................................. | 5.88 квт. (8 л.с.) |
-топливо................................................................................................................. | бензин А-72 или А-76 |
-емкость топливного бака.................................................................................. | 15 л. |
-охлаждение.......................................................................................................... | воздушное принудительное |
-частота вращения коленвала (номинальная).................................................. | 3000 об/мин. |
*генератор ............................................................................................................. | ГАБ-4-О/230 |
-число фаз........................................................................................................... | одна |
-номинальное напряжение.............................................................................. | 230 вольт |
-регулировка напряжения................................................................................ | автоматическая |
-поддерживание напряжения в пределах....................................................... | 218-230 вольт |
-номинальный ток (переменный)..................................................................... | 17.4- 21.8 ампер |
-частота тока....................................................................................................... | 49.5-52.5 герц |
-коэффициент мощности.................................................................................... | 0.8 - 1.0 |
Электроагрегат
АБ-4-О/230
представляет собой жесткое соединение на общей каркасной раме
бензинового двухцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя
УД-25Г мощностью 8 л.с. с принудительным воздушным охлаждением
от центробежного вентилятора, однофазного 230-вольтового генератора
переменного тока ГАБ-4-О/230
электрической мощностью 4 киловатта и блока аппаратуры с блоком
приборов.
Запуск двигателя осуществляется либо вручную с помощью ножного рычага,
либо с помощью электростартера, приводимого в действие от аккумулятора.
Отбор электрического тока осуществляется через панель, расположенный на корпусе блока аппаратуры
В верхней части блока аппаратуры установлен блок приборов, включающих в себя вольтметр, амперметр, частотомер и омметр.
Кроме двигателя и генератора на раме же закреплен топливный бак емкостью 15 литров, который заправляется автобензином А-72 или А-76.
В
девяти мешках уложена кабельная сеть станции , а в ящиках кроме ЗИПа
электроосветительная арматура (светильники, отражатели-абажуры,
электролампочки (обычные бытовые с цоколем Е27) различной мощности.
Допускается использование современных энергосберегающих ламп и светодиодных ламп с цоколем Е27.
От автора. В семидесятые-восьмидесятые годы эта
электростанция широко использовалась в войсках. Восьмидесяти
светильников с избытком хватало для обеспечения освещения даже командного
пункта фронта. При этом станция достаточно простая и не требующая особо
высокой квалификации. С ней легко справлялся любой солдат со средним
образованием, прошедший краткосрочное обучение.
С запуском что зимой, что летом не было никаких проблем. Для запуска в
холодное время агрегат оснащался простейшим подогревателем с
использованием паяльной лампы, а часто и специальным пусковым
устройством, использующим жидкость "Арктика" (диэтиловый эфир), которое
обеспечивало быстрый запуск холодного двигателя при температурах воздуха
до -30 градусов. Но это только в крайних, случаях, когда требовался
немедленный пуск двигателя.
Для
перевозки электроагрегата и комплекта станции обычно использовался
одноосный автоприцеп 1-АП-1,5 известный также под обозначением ТАПЗ-755. В
комплект прицепа входят запасное колесо, лопата и топор.
Работа бензоагрегата возможна как снятого, так и на прицепе, но во всех
случаях должно обеспечиваться надежное заземление.
От автора. Считается, что все электрические соединения герметичны за счет того, что вилки имеют кольцевой выступ, а штепсели кольцевую канавку. Однако это скорее брызгозащищенность. Погружать соединения в воду категорически не советуется. При этом электрическая мощность станции достаточно велика, чтобы причинить смертельную электротравму. Так что о надежном заземлении следует заботиться в первую очередь.
И еще. Внешнее оформление бензоагрегата может отличаться от показанного на снимках. Существуют варианты, в которых бензоагрегат упрятан в своего рода шкаф с боковыми створками.
Апрель 2018 г.
1. Электростанция передвижная бензиновая ЭСБ-4-ВО/230. ТО
и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1972 г.
2. Бензоэлектрический унифицированный агрегат АБ-4-ВО/230.
Внешторгиздат. Москва. 1976 г.
3. Агрегаты бензоэлектрические унифицированные переменного тока. ТО и
ИЭ.ОБА.140.065 ТО. Внешторгиздат. Москва. 1976 г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях
Обозначение всей линейки войсковых передвижных станций является шифрованным
и представляет собой группу литер и цифр, разделенных дефисами обозначающую:
*первая группа букв - тип двигателя, приводящего во вращение электрогенератор (ЭСБ - бензиновый двигатель, ЭСД- дизельный двигатель).
*вторая группа цифр через дефис - выдаваемая электростанцией мощность в киловаттах.
*третья группа букв через дефис -предназначение электростанции (ВО - осветительная, ВЗ- зарядная, ВС- силовая, И- инженерная, ИД- инженерная с комплектом инструментов для обработки дерева, ИГ- инженерная с комплектом инструментов для разработки грунта).
После третьей группы букв через дробную черту могут указываться особенности электростанции, если она выпускается в различных вариантах. Например, выдаваемое ею напряжение в вольтах. Например, ЭСД-20-ВС/400 означает, что станция на выходе дает напряжение 400 вольт.