Инженерная техника
Советской  Армии

(шестидесятые-восьмидесятые  годы XX века)

Электростанция передвижная  ЭСБ-4-ВО-1

Войсковая передвижная электростанция ЭСБ-4-ВО-1 предназначена для освещения  различных  войсковых объектов (командные пункты и пункты управления, фортификационные сооружения и т.п.).

Станция включает в свой состав:

*бензоэлектрический агрегат АБ-4-О/230-М1
  -бензиновый двигатель УДГ-25Г
  -электрогенератор ГАБ-4-О/230
*комплект электроосветительной арматуры и ЗИПа
  -ящик №0 (ЗИП в бензоагрегату, огнетушитель, паяльная лампа, две воронки, техдокументация)
  -четыре ящика №1 (в каждом 20 светильников типа ССО и  16 отражателей-абажуров)
  -два ящика №2 (в каждом  11 лампочек по 100 ватт, 50 лампочек по 40 ватт и 16 лампочек по 25 ватт)
  -ящик №3 (вулканизационные принадлежности -  6 пресс-форма,  1 сумка монтера (нож монтерский, напильник, рашпиль, припой, сырая резина, тальк, изолента и флюс (хлористый аммоний).)
  -два ящика №4 (всего в них уложено: фонари АМФ-8 – 4 шт., паяльники эл. – 3 шт., бурава – 4 шт., шило – 2 шт., металлическая разъемная катушка – 2 шт., банки, рукавицы – 5 пар, монтажные скобы – 330 шт., струбцина 2 шт., сумка монтера, перчатки резиновые – 4 пары, чехол, расходные материалы).
  -три мешка №5 (в каждом : 3 магистр. каб. КРПТ 2х4 мм по 25 м.,  2 каб. ШРПЛ 2х1мм. на 25 м, 5 каб. вводных 2х2 мм, 5  кабелей 2х1мм.  по 3 м.)
  -три мешка №6 (в каждом 12 кабелей ШРПЛ 2х1 мм по 25 м., 3 кабеля КРПТ 2х4мм. по 6 м.)
  -три мешка №7 (в каждом кабель 15 кабелей ШРПЛ 2х1 мм. по 1 м.,  2 каб. КРПТ 2х4мм. по 1,5 м., 5 каб. ШРПЛ 2х1мм.  по  1,5 м.,  20 каб. ШРПЛ 2х1 мм по  1 м., 15 муфт распределительных МО-1, 15 муфт распределительных   МО-2, 15 заглушек.
* автоприцеп одноосный 1-АП-1.5 с тентом ( на борту закреплены топор и лопата, под днищем 2 заземлителя)

Примечание. Как вариант - электростанция без прицепа. В этом случае весь состав электростанции перевозится автотранспортом подразделения. В частности, в варианте без прицепа станция поставляется в воздушно-десантные войска.

От автора. В принципе электростанция не комплектуется прицепом, если она предназначена для использования в качестве стационарной, например в фортсооружениях. Обычно это заглубленные командные пункты  корпусов армий и фронтов, создаваемые еще в мирное время.
Также считается, что электростанциями без прицепов снабжаются  воздушно-десантные войска. Однако мне трудно себе представить как возможно использование электростанции во время десантной операции. Еще ладно, весь комплект на аэродроме можно загрузить на  поддон, который затем будет сброшен с парашютом.  Но солдат, отвечающий за электростанцию, прыгает отдельно с другого самолета. Ему еще предстоит отыскать свою электростанцию на земле. Мало того, ему нужно отыскать   сброшенный с третьего самолета автомобиль, на который нужно загрузить комплект и несколько человек, чтобы это сделать. Напомню, что комплект весит 800 кг. Из них 220 кг. весит агрегат.  Для того, чтобы его загрузить на ГАЗ-66 (проверено многолетними опытом автора) нужно 4 офицера или 6 нормальных солдат,  или 8-12 солдат известных национальностей. И в последнем случае агрегат обязательно уронят кому то на ногу.  И все это только ради того, чтобы на КП десантной дивизии горело электричество?

По моему это бред  командующего ВДВ генерала Маргелова, который утратив чувство реальности, и не желая понимать, что дивизия ВДВ не может решать те же тактические задачи что и обычные мотострелковые или танковые, добивался обеспечения средствами вооружения дивизий ВДВ аналогично мотострелковым дивизиям, но в облегченном десантном варианте.
Возражающим патриотам ВДВ я задам тройку простейших вопросов:
1. Есть ли в дивизии ВДВ танковый полк, а в десантных полках танковые батальоны?
2. Есть ли в дивизии ВДВ артполк, оснащенный гаубицами уровня 2С19 "Мста" , а в десантных полках самоходки аналогичные 122-мм. типа "Гвоздика"?
3. Есть ли в дивизии ВДВ ракетный дивизион оснащенный аналогами ракет "Луна-М"?

Нет? Тогда вам нечего  делать на поле боя против американской пехотной дивизии. Вы просто не успеете дойти до ее боевых порядков как будете уничтожены.

Комплектность электростанции обеспечивает создание 80 световых точек с протяженностью магистрального кабеля до 150 метров и более, при этом световые точки могут располагаться на удалениях до 25 м. от магистрали.

Основные тактико-технические характеристики  ЭСБ-4-ВО-1

Тип электростанции.................................................................................................. передвижная  осветительная
Род тока...................................................................................................................... однофазный переменный
Номинальная мощность............................................................................................ 4 киловатта
Номинальное напряжение........................................................................................ 230 вольт
Ток нагрузки при коэффициенте мощности 0.8....................................................... 21.8 ампер
Частота тока............................................................................................................... 50 герц
Коэффициент мощности........................................................................................... 08- 1.0
Режим работы............................................................................................................ продолжительный
Время непрерывной работы..................................................................................... 24 час.
Расход топлива.......................................................................................................... 3 кг/час
Время работы на одной заправке............................................................................. 4 часа
Полная масса электростанции ( с прицепом)........................................................ 1350 кг.
- из них:  
                масса электроагрегата.............................................................................  250 кг.
                масса  комплекта (ЗИП и электроарматура)..........................................  600 кг.
                масса  прицепа..........................................................................................  500 кг.
Габаритные размеры электроагрегата...................................................................... 101.8х57.5х92 см.
Габаритные размеры прицепа 1-АП-1,5А.............................................................. 283х182х190 см.
Расчет станции при работе...................................................................................... 1 чел.
Время развертывания станции................................................................................ 35-40 мин
Время свертывания станции..................................................................................... 40-50 мин.
Емкость топливного бака.......................................................................................... 16 литров
Условия работы:
    -температурный диапазон.................................................................................... -50 - +50 градусов
   -влажность.............................................................................................................  до 98%
   -высота над уровнем моря (при номинальной мощности) ............................... 1000 м.
    -допускаемые неблагоприятные внешние условия........................................... дождь, туман, снегопад
 Ресурс до капитального ремонта..........................................................................  1500 моточасов
   
Электроагрегат..........................................................................................................  АБ-4-О/230
  *двигатель................................................................................................................  УДГ-25Г двухцилиндровый четырехтактный
     -мощность.............................................................................................................  5.88 квт. (8 л.с.)
     -топливо.................................................................................................................  бензин А-72 или А-76
      -емкость топливного бака..................................................................................  15 л.
     -охлаждение..........................................................................................................  воздушное принудительное
      -частота вращения коленвала (номинальная)..................................................  3000 об/мин.
   *генератор .............................................................................................................  ГАБ-4-О/230
     -число фаз...........................................................................................................  одна
       -номинальное напряжение.............................................................................. 230 вольт
        -регулировка напряжения................................................................................  автоматическая
         -поддерживание напряжения в пределах.......................................................  218-230 вольт
      -номинальный ток (переменный)..................................................................... 17.4- 21.8 ампер
      -частота тока....................................................................................................... 49.5-52.5 герц
      -коэффициент мощности.................................................................................... 0.8 - 1.0

Электроагрегат  АБ-4-О/230 представляет собой жесткое соединение на общей каркасной  раме бензинового двухцилиндрового четырехтактного  карбюраторного двигателя УД-25Г  мощностью 8 л.с. с принудительным воздушным охлаждением от центробежного вентилятора, однофазного 230-вольтового генератора переменного тока ГАБ-4-О/230   электрической мощностью  4 киловатта и блока аппаратуры с блоком приборов.
Запуск двигателя осуществляется либо вручную с помощью  ножного рычага, либо с помощью электростартера, приводимого в действие от аккумулятора.

Отбор электрического тока осуществляется через панель, расположенный на корпусе блока аппаратуры

В верхней части блока аппаратуры установлен блок приборов, включающих в себя вольтметр, амперметр, частотомер и омметр.

Кроме двигателя и генератора  на раме же закреплен топливный бак емкостью 15 литров, который заправляется  автобензином А-72 или А-76.

В девяти мешках  уложена кабельная сеть станции , а в ящиках кроме ЗИПа  электроосветительная арматура (светильники, отражатели-абажуры, электролампочки (обычные бытовые с цоколем Е27) различной мощности.

Допускается использование современных энергосберегающих ламп и светодиодных ламп с цоколем Е27.

От автора. В семидесятые-восьмидесятые годы эта электростанция широко использовалась в войсках.  Восьмидесяти светильников с избытком хватало для обеспечения освещения даже командного пункта фронта. При этом станция достаточно простая и не требующая особо высокой квалификации. С ней легко справлялся любой солдат со средним образованием, прошедший краткосрочное обучение.
С запуском что зимой, что летом не было никаких проблем. Для запуска в холодное время агрегат оснащался  простейшим подогревателем с использованием паяльной лампы, а часто и   специальным пусковым устройством, использующим жидкость "Арктика" (диэтиловый эфир), которое обеспечивало быстрый запуск холодного двигателя при температурах воздуха  до -30 градусов. Но это  только в крайних, случаях, когда требовался немедленный пуск двигателя.

Для перевозки электроагрегата и комплекта  станции обычно использовался одноосный автоприцеп 1-АП-1,5 известный также под обозначением ТАПЗ-755. В комплект прицепа входят запасное колесо, лопата и топор.
Работа бензоагрегата возможна как снятого, так и на прицепе, но во всех случаях должно обеспечиваться надежное заземление.

От автора. Считается, что все электрические соединения герметичны за счет того, что вилки имеют кольцевой выступ, а штепсели кольцевую канавку. Однако это скорее брызгозащищенность. Погружать соединения в воду категорически не советуется. При этом электрическая мощность станции достаточно велика, чтобы причинить смертельную электротравму. Так что о надежном заземлении следует заботиться в первую очередь.

И еще. Внешнее оформление  бензоагрегата может отличаться от показанного на снимках. Существуют варианты, в которых бензоагрегат упрятан в своего рода шкаф с боковыми створками.

Апрель 2018 г.

Источники и литература

1. Электростанция передвижная бензиновая ЭСБ-4-ВО/230. ТО и ИЭ.  Военное издательство.  Москва. 1972 г.
2. Бензоэлектрический унифицированный агрегат АБ-4-ВО/230. Внешторгиздат. Москва. 1976 г.
3. Агрегаты бензоэлектрические унифицированные переменного тока. ТО и ИЭ.ОБА.140.065 ТО. Внешторгиздат. Москва. 1976 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях
Обозначение всей линейки войсковых передвижных станций является шифрованным и представляет собой группу литер и цифр, разделенных дефисами обозначающую:

*первая группа букв - тип двигателя, приводящего во вращение электрогенератор (ЭСБ - бензиновый двигатель, ЭСД- дизельный двигатель).

*вторая группа цифр через дефис - выдаваемая  электростанцией мощность в киловаттах.

*третья группа букв через дефис -предназначение электростанции (ВО - осветительная, ВЗ- зарядная, ВС- силовая, И- инженерная, ИД- инженерная с комплектом инструментов для обработки дерева, ИГ- инженерная с комплектом инструментов для разработки грунта).

После третьей группы букв через дробную черту могут указываться   особенности электростанции, если она выпускается в различных вариантах. Например, выдаваемое ею напряжение в вольтах. Например, ЭСД-20-ВС/400 означает, что станция  на выходе дает напряжение 400 вольт.