Инженерная техника
Советской  Армии

(шестидесятые-восьмидесятые  годы XX века)

Электростанция переносная бензиновая ЭСБ-0,5-ВО

Войсковая переносная электростанция ЭСБ-0,5-ВО предназначена для освещения  различных  небольших войсковых объектов уровня командных пунктов батальонов и полков.

Станция включает в свой состав:
*электроагрегат переносной бензиновый АБ-0,5-О/230,
*
комплект кабельной сети и осветительной арматуры в брезентовом рюкзаке,
*комплект ЗИП в фанерном чемодане.

Комплект станции   на небольшие расстояния переносится двумя солдатами,  а на значительные расстояния, будучи включенной в комплект объектов, перевозится транспортом объекта.

Основные тактико-технические характеристики  ЭСБ-0,5-ВО

Тип электростанции.................................................................................................. переносная осветительная однофазного тока
Род тока...................................................................................................................... однофазный переменный
Номинальная мощность............................................................................................ 500 ватт
Номинальное напряжение (при нагрузке от 25 до 100%).................................... 230 вольт (плюс-минус 5%)
Номинальный ток..................................................................................................... 2-17 ампер
Частота тока............................................................................................................... 49-51 герц
Коэффициент мощности........................................................................................... 1.0
Режим работы............................................................................................................ продолжительный
Время непрерывной работы..................................................................................... 24 час.
Время работы на одной заправке............................................................................. 3 час.
Полная масса электростанции................................................................................. 69 кг.
- из них:  
                масса электроагрегата.............................................................................  31 кг.
                масса рюкзака с кабельной сетью и светильниками..............................  27 кг.
                 масса чемодана с ЗИПом......................................................................  11 кг.
Габаритные размеры электроагрегата...................................................................... 45х27.5х43 см.
Габаритные размеры рюкзака (с укладкой)............................................................. 50х40х36 см.
Габаритные размеры чемодана с ЗИПом................................................................. 51х34х16 см.
Расчет станции при переноске................................................................................. 2 чел.
Расчет станции при работе...................................................................................... 1 чел.
Время развертывания станции................................................................................ 10-15 мин.
Время свертывания станции..................................................................................... 15-20 мин.
Расход топлива.......................................................................................................... 550 гр/час
Емкость топливного бака.......................................................................................... 2.5 литра
Условия работы:  
    -температурный диапазон.................................................................................... -50 - +50 градусов
   -влажность.............................................................................................................  до 98%
   -высота над уровнем моря (при номинальной мощности) ............................... до 1000 м.
   - потеря мощности на высотах от 1000 до  2000 м............................................. 25%
    -потеря мощности на высотах от 20000 до 3000 м............................................. 30%
    -допускаемые неблагоприятные внешние условия........................................... иней, роса, снегопад, действие дезрастворов.
 Ресурс до капитального ремонта..........................................................................  1500 моточасов.
   
Электроагрегат  АБ-0,5-О/230  
  *двигатель................................................................................................................  СД60БМ/Э1
     -мощность.............................................................................................................  0.75 квт ( 1 л.с.)
     -топливо.................................................................................................................  смесь бензина А-76 с  моторным маслом 1:25
     -охлаждение..........................................................................................................  воздушное принудительное
   *генератор..............................................................................................................  ГАБ-0,5-О/230
     -число фаз...........................................................................................................  1
       -номинальное напряжение.............................................................................. 230 вольт
      -номинальный ток (переменный)..................................................................... 5 ампер
      -частота тока....................................................................................................... 49-51 герц
      -коэффициент мощности.................................................................................... 1.0

 

Электроагрегат  АБ-0,5-О/230 представляет собой жесткое соединение на общей каркасной  раме бензинового двухтактного карбюраторного двигателя СД60БМ/Э1 мощностью 1 л.с. с принудительным воздушным охлаждением от центробежного вентилятора, и однофазного 230-вольтового генератора переменного тока ГАБ-0,5-О/230   электрической мощностью 500 ватт.
Запуск двигателя осуществляется с помощью ручного тросового стартера, установленного на крышке магнето. Регулировка оборотов двигателя осуществляется автоматически.

Отбор электрического тока осуществляется через многоштырьковый разъем, расположенный на корпусе генератора.

Никаких контрольных приборов  на агрегате не установлено.  Защиты от перегрузки не имеется.

Кроме двигателя и генератора  на раме же закреплен топливный бак емкостью 2.5 литра., который заправляется смесью автобензина А-72 или А-76 с моторным маслом М8Б или аналогичным. Смесь  - на 1 часть масла 25 частей бензина.

В рюкзаке уложена кабельная сеть станции  из двужильного кабеля КРПТ 2х1. В состав кабельной сети входят три магистральных кабеля длиной по 25 м. Каждый кабель имеет на одном конце вилку, а на другом двухконтактный штепсельный разъем. Конструкция вилки и штепселя обеспечивают герметичность соединения (В.Ю.Г. - довольно таки условная герметичность).
Кроме того, в рюкзаке уложены несколько кабелей аналогичного устройства, но  иной длины,  а также переходники типа тройников и двойников, что позволяет создавать требуемую сеть. Всего в рюкзаке:
* три магистральных кабеля по 25 м.,
*два участковых кабеля по 12м,
*шесть участковых кабелей по 4 м.
*три вводных кабеля по 3 м.
*четыре кабеля  по 3 м. с 2-амперными предохранителями.

Кроме того, в рюкзаке уложено  9 светильников ССО и 2 алюминиевых абажура-отражателя, а также несколько распределительных муфт на три и на два направления. Конструкция светильников позволяет крепить к ним абажуры, а сами светильники с помощью имеющихся на них цепочек с кольцами подвешивать их внутри сооружений.

В ящике с ЗИПом кроме инструментов и запасных частей в кассете уложены 12  220-вольтовых ламп накаливания  с цоколем  Е27 мощностью 25 ватт каждая. Т.е. обычные бытовые электролампочки.
Лучше всего, если все электролампочки сети имеют  одинаковую или близкую к друг другу мощность. Использование ламп мощностью 100 и более ватт в сочетании с 25-ваттными обычно приводит к колебаниям напряжения и быстрому перегоранию ламп.

Допускается использование современных энергосберегающих ламп и светодиодных ламп с цоколем Е27. Во всех случаях необходимо следить, чтобы суммарно мощность всех подключенных ламп была меньше 500 ватт поскольку конструкция генератора обеспечивает работу с 10% перегрузкой в течение 1 часа после чего он выходит из строя. Если же продолжительность перегрузки была мене 1 часа, то необходимо в течение следующих 4 часов давать нагрузку станции не более 50%. Во избежание перегрузки и последующего выхода станции из строя не допускается питание от нее различного рода электроинструментов, кипятильников (даже маломощных).
Нецелесообразна работа станции с минимальной нагрузкой  (1-2 лампочки) поскольку напряжение в сети в этом случае может доходить до 253 вольт, а это влечет за собой их перегорание.

От автора. В семидесятые-восьмидесятые годы эта электростанция была самой любимой в войсках.  Девяти светильников вполне хватало для освещения командного пункта батальона, плюс батальонной кухни и пары палаток. Легкая, неприхотливая, не требующая сколько нибудь серьезной квалификации от обслуживающего персонала. С ней легко справлялся любой солдат, знакомый до армии с мотоциклами или мопедами.
С запуском что зимой, что летом не было никаких проблем. В морозы станцию обычно согревали где нибудь в палатке, кабине машины и запускали там же, а потом выносили наружу.
Единственный недостаток - неудовлетворительный глушитель. Треск мотора был слышен за пару километров, а в лагере злил всех. Но с этим мирились. Либо опускали агрегат в котлованчик и делали над ним перекрытие.

У скольких бывших солдат или офицеров звук мотора этой станции ассоциируется с военной службой. учениями и лагерями, не сосчитать.  

Февраль 2016г.

Источники и литература

1.Электростанция переносная бензиновая ЭСБ-0,5-ВО. ТО и ИЭ. ОБЕ 140.012 ТО.   Военное издательство.  Москва. 1975г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях
Обозначение всей линейки войсковых передвижных станций является шифрованным и представляет собой группу литер и цифр, разделенных дефисами обозначающую:

*первая группа букв - тип двигателя, приводящего во вращение электрогенератор (ЭСБ - бензиновый двигатель, ЭСД- дизельный двигатель).

*вторая группа цифр через дефис - выдаваемая  электростанцией мощность в киловаттах.

*третья группа букв через дефис -предназначение электростанции (ВО - осветительная, ВЗ- зарядная, ВС- силовая, И- инженерная, ИД- инженерная с комплектом инструментов для обработки дерева, ИГ- инженерная с комплектом инструментов для разработки грунта).

Таким образом, обозначение ЭСБ-0,5-ВО указывает, что это войсковая передвижная  осветительная  бензиновая электростанция выдающая мощность 500 ватт.

После третьей группы букв через дробную черту могут указываться   особенности электростанции, если она выпускается в различных вариантах. Например, выдаваемое ею напряжение в вольтах. Например, ЭСД-20-ВС/400 означает, что станция  на выходе дает напряжение 400 вольт.

А вообще в Советской Армии существовала стройная линейка передвижных электростанций различной мощности и предназначения, начиная с полукиловаттной бензиновой и заканчивая 500-киловаттной дизельной. В училище в шестидесятых годах преподаватели уверяли нас, что созданы и войсковые атомные передвижные электростанции мощностью в 1 и 2 мегаватта.
Хотя едва ли такие, буде и созданы, поступали в войска.  Для армейских нужд, как правило, максимум что требовалось так это  100-киловаттная станции. Да и то очень редко. Обычно хватало и 50-киловаттных.

Самыми распространенными на уровне полков были станции 0.5 - 4 квт. На уровне дивизии до 10-20 квт.