Инженерная техника
Красной (Советской) Армии

(тридцатые-сороковые годы)

Десантная складная лодка ДСЛ

dsl-01.jpg (23163 bytes)

Фанерная десантная  складная лодка ДСЛ предназначена для десантной переправы стрелкового отделения (10-12 чел.), пулеметного или минометного расчетов с вооружением, 76-мм горной пушки ( в разобранном виде) при форсировании водных преград. Также она может использоваться в мостостроительных и понтонных частях для выполнения вспомогательных работ на воде (завоз и заброска якорей, завоз канатов), организации эвакоспасательной службы и речных застав. Соединив бортами две или три   лодки и используя дополнительные (изготавливаемые в войсках) изделия, можно  собирать перевозные паромы грузоподъемностью 2 тонны  (на 2 лодках) или 3 тонны (на 3 лодках). Грузоподъемность одиночной  лодки 1.5 тонны. 
Для использования в качестве плавучих опор штурмовых  и пешеходных мостиков, а также легких понтонных мостов не предназначена. 

Лодка ДСЛ была принята на вооружение РККА в 1931 году. По штатам такие лодки имелись в легких переправочных парках, инженерных парках.

Как читатель, очевидно, уже заметил, лодка ДСЛ по своему предназначению и грузоподъемности аналогична резиновой лодке ЛГ-12, но более чем в два раза тяжелее (160-180 кг. против 80) и куда менее компактна. Срок службы лодки ДСЛ не превышает 1-2 лет и существенно сокращается при частом использовании на воде. Даже если ее тщательно олифить и просушивать после каждого спуска на воду.
Однако, преимуществом ДСЛ является то, что изготовлена не из остро дефицитной во время войны резины, а из фанеры. Т.е. ДСЛ раз в пять дешевле, может изготавливаться в любой деревообрабатывающей мастерской. Кроме того, она легко ремонтируется. Пробоины легко затыкаются простыми деревянными чопиками. Этими обстоятельствами продиктовано принятие ее на вооружение и довольно долгая жизнь в послевоенный период.
Ее сменила в начале пятидесятых годов очень похожая на нее лодка ДЛ-10. Однако, последняя изготавливается из бакелитизированной, а не из простой фанеры (т.е. она более прочная и водостойкая). Внешне ДЛ-10 отличается от ДСЛ тем, что борта у нее не имеют развала в стороны, а вертикальные. Нос и корма не приподняты как у ДСЛ. И если ДСЛ может использоваться лишь как цельная лодка (хотя и состоит из двух полулодок, соединенных неразъемным шарнирным соединением), то ДЛ-10 составляется из двух полулодок, которые могут использоваться по отдельности
ДСЛ изготавливалась из обычной 4-5 мм. или улучшенной фанеры, пропитанной олифой.   Герметичность стыка днища и бортов обеспечивается резиновой или брезентовой прокладкой. Борта удерживаются в рабочем   положении с помощью двух пар трубчатых раскосов и банок (носовой, миделевой и кормовой, которые распирают борта. Набор лодки состоит из сосновых шпангоутов и  флоров. Набор обшивается фанерой. по верхнему  краю бортов проходят внутренний и внешний планширы. По низу бортов укрепляющие полосы из кровельного железа. Прочность днища изнутри обеспечивают поперечные рейки, снаружи продольные рейки.

В комплект  кроме самой лодки   входят пять весел, две концевые банки и одна миделевая банка, спасательный пробковый круг, ремонтный комплект.

Лодка может передвигаться на воде с помощью весел, по канату или мотор-весла.   Гребцы располагаются следующим образом - на носовой банке один гребец с двумя веслами, на миделевой банка два гребца каждый с одним веслом, на кормовой банке рулевой с веслом, вставленным в уключину на кормовой транцевой доске. 
Если лодка передвигается с помощью мотор-весла, то мотор крепится  зажимами на кормовой транцевой доске. Моторист и его помощник располагаются на кормовой банке.
Десант располагается сидя на дне лодки в сторону носа и кормы от миделевой переборки.

Тактико-технические характеристики десантной складной лодки ДСЛ.

Грузоподъемность полная........................................................................................... 1500 кг. (10-12 чел.)
Материал........................................................................................................................ обшивка-фанера толщиной 4-5 мм., набор- сосна
Размеры в разложенном виде:
               -длина............................................................................................................. 5.5 м.
              -ширина у миделя поверху............................................................................ 1.5 м.
              -ширина у миделя по низу............................................................................. 1.2 м.
              -высота............................................................................................................ 0.53 м.
Размеры в сложенном виде:
               -длина............................................................................................................. 2.9 м.
              -ширина........................................................................... 1.2 м.
              -толщина......................................................................................................... 0.17 м.
Полный вес.................................................................................................................... 160-180 кг.
Экипаж для движения на веслах................................................................................ 4 чел.
Экипаж для движения с помощью  мотор-весла...................................................... 2 чел.
Движитель.................................................................................................................... весла
Скорость движения на веслах..................................................................................... до 5 км/час
Скорость движения с помощью мотор-весла............................................................ 10-12 км/час.
Допустимая скорость течения водной преграды....................................................... до 2.5 м/сек.
Время развертывания 4 солдатами............................................................................. 5 мин.

dsl-02.jpg (16829 bytes)Лодки в сложенном виде перевозятся на автомобилях или конных повозках. На ЗиС-5 помещаются 12 лодок, на ГАЗ-АА 8 лодок, на пароконной повозке 3 лодки.
Для перевозки борта лодки поворачиваются на шарнирных петлях и кладутся на днище, после чего лодка складывается пополам.

Для снятия  лодки  с машины требуется 6 человек, а для раскладывания  и спуска на воду 4 человека.
Из двух или трех лодок, соединенных  бортами можно собирать перевозные паромы. Однако, заблаговременно требуется изготовить из брусьев и досок элементы верхнего строения и дощатые аппарели.  Передвижение парома возможно на веслах, по канату или с помощью мотор- весла. Обычно используется два мотор-весла, размещаемых на кормовых транцах крайних лодок, но возможно использование одного мотор-весла, которое в трехлодочном пароме размещается  на   кормовом транце средней лодки, а в двухлодочном пароме на балке, уложенной между лодками.
Численность  экипажа парома зависит от способа передвижения. Во всех случаях на каждую лодку, исключая среднюю в трехлодочном пароме требуется три гребца, а на паром еще и командир парома, или моторист с помощником плюс командир парома.
Время сборки двухлодочного перевозного парома при наличии заготовленных  элементов верхнего строения   10 минут. Скорость на воде (на веслах) 3-4 км/час, на двух мотор-веслах 9-11 км/час . Буксировка парома катерами не предусмотрена (хотя, очевидно, при небольших скоростях возможна).

На паромах предпочтительно перевозить личный состав, различные грузы в ящиках, мешках, орудийные системы, конные повозки (без лошадей), автоприцепы. Перевозка лошадей не разрешается. Перевозка легковых автомобилей нежелательна, хотя и возможна. Перевозка грузовых автомобилей на двухлодочном пароме невозможна из-за малой длины колейной палубы. На трехлодочном грузовики перевозятся лишь как исключение. Во всех случаях грузы на пароме должны быть надежно заторможены и привязаны к лодкам.

Можно предполагать, что лодки ДСЛ считались как бы одноразовым десантным переправочным имуществом, а поэтому во главу угла была поставлена дешевизна изделия, а в качестве материала был использован не водостойкий материал - фанера. Причем, даже без серьезных попыток защиты ее от воды.

Большая благодарность И.С.Кочину из Харькова за предоставленный материал.

 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982г.
2. Руководство по работе с легкими переправочными средствами. Военное издательство НКО. Москва. 1945г.
3. Учебный кинофильм "Pioniere voran".
4. В.Ф.Мисаилов. Военные мосты.Часть 1. Военное издательство МВС СССР. 1947г.
5. А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство ВМ СССР. Москва. 1950г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  К сожалению Красная Армия в годы войны не располагала ничем аналогичным немецким штурмовым ботам. Достаточно легкие, чтобы их можно было переносить на руках, просто устроенные, но оснащенные мощными моторами немецкие штурмботы имели большую скорость на воде и отличную маневренность. Это позволяло немецкой пехоте стремительно форсировать даже широкие реки и уворачиваться от разрывов снарядов.

Причиной отсутствия  таких средств у нас была слабость промышленной базы, о чем критики Сталина стараются не упоминать, изображая положение дел так, как будто  СССР тридцатых годов столь же мощная промышленная держава, что и в восьмидесятых.

Моторостроительные заводы СССР едва справлялись с производством моторов для более серьезной техники (танков, автомобилей....). Да и то, во многом благодаря тому, что в предвоенные годы Германия поставила СССР станочный парк для моторостроения и поделилась многими технологиями производства моторов. Это факт, о котором демократические историки тоже   стараются не упоминать.

Так чей меч и где ковался? То ли немецкий в СССР, то ли наоборот?