Военно-инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-девяностые годы XX века)

Десантируемый понтонный парк ДПП-40

dpp-40-1.jpg (32245 bytes)

Десантируемый понтонный парк ДПП-40 предназначен для наведения через водные преграды  наплавных мостов грузоподъемностью 40 тонн длиной до 128 метров или организации паромных переправ (8  40-тонных паромов или 16 20-тонных). Максимальная скорость течения реки   до 2 м/сек. Минимальная глубина воды 1 метр.
Был принят на вооружение Советской Армии в начале семидесятых годов и предназначался для использования в воздушно-десантных войсках. Предполагалось, что по одному комплекту парка ДПП-40 будет иметься в каждом инженерно-саперном батальоне (в понтонной роте) воздушно-десантной дивизии,  и 4 комплекта в отдельном понтонно-мостовом батальоне воздушно-десантных войск.
В какой степени эти планы были выполнены у автора сведений нет. Достоверно известно, что в воздушно-десантных войсках имелся 118-й инженерно-технический полк, в комплекте вооружения которого был и парк ДПП-40. Полк был расформирован в 1996 году в Саратове. Встречаются упоминания о 1377 ОПОМБ, также имевшем на вооружении ДПП-40.

Основное отличие ДПП-40 от иных понтонных парков состояло в том, что он мог перевозиться на военно-транспортных самолетах Ан-12, Ан-22, Ил-76 и десантироваться как посадочным, так и парашютным способом. На одном самолете Ан-12 могло перевозиться по два понтонных автомобиля с понтонными  звеньями.

dpp-40-3.jpg (16883 bytes)Основным элементом парка является понтонное звено, состоящее из среднего понтона и двух крайних откидных понтонов. Средний понтон представляет собой герметичную металлическую коробку, а оба крайних понтона разделены вдоль на два отсека. Отсек, примыкающий к среднему понтону герметичен, а отсек наружный является контейнером для размещения в походном положении надувного пневмокаркасного поплавка.

На снимке показано понтонное звено на воде. Каркасы поплавков выведены из контейнеров, но сами поплавки не наполнены воздухом.
В разложенном виде длина звена 4 метра, ширина   11.2 метра и высота 65 см. Вес 2.006 тонны.
dpp-40-2.jpg (20471 bytes)В сложенном виде размеры звена - длина 4 м, ширина, 2.4 м, высота 1.3 м.

Два понтонных звена, соединенные торцевыми частями образуют мостовой паром.

На снимке показан мостовой паром, составленный из двух звеньев. Таким образом, один мостовой паром представляет собой участок наплавного моста длиной 8 и грузоподъемностью 20 тонн.
На стыке поплавков звеньев навешивается подвесной лодочный мотор типа "Вихрь", которые обеспечивает передвижение мостового парома на воде. В комплекте парка имеется 16 этих моторов (по одному на каждый мостовой паром (2 звена)).

В сложеном виде звено размещается на автомобиле ГАЗ-66, у которого кузов заменен на специальную платформу.

dpp-40-4.jpg (26194 bytes)Автомобиль ГАЗ-66 с загруженным звеном весит 6.06 тонны и имеет габаритные размеры:
*длина -6.074м.
*ширина -2.39м.
*высота - 3.38 м.

Обычным приемом сбрасывания звена на воду является его сброс в развернутом виде. Для этого машина задним ходом приближается к урезу воды. Затем с помощью автомобильной лебедки крайние понтоны откидываются в стороны и закрепляются в этом положении. После этого в поплавки подается воздух и они выходят из контейнерных частей крайних понтонов. Для обеспечения заполнения поплавков воздухом на автомобиле установлен специальный воздухонагнетатель с приводом от коробки отбора мощности.

dpp-40-5.jpg (15521 bytes)После того, как поплавки заполнятся воздухом, звено приобретает вид, показанный на снимке. Автомобиль подается назад так, чтобы вода закрыла ступицу заднего колеса. В этом случае глубина воды в  месте сброса звена составит около 0.5 метра. Расчет расфиксирует стопорные приспособления и звено падает в воду.
В случае, если в месте разгрузки недостаточно места для разворачивания звена полностью, то допускается сброс звена без наполнения поплавков. В этом случае заполнение поплавков воздухом производится уже на воде с помощью длинного шланга от машины.

Расчет каждого мостового парома состоит из двух понтонеров и двух водителей. После того, как все операции с участием автомобиля выполнены, водители угоняют машины в укрытие, а все дальнейшие операции с паромами выполняются силами понтонеров.

При наведении мостовой переправы мостовые паромы соединяются между собой с помощью запорных устройств в единую ленту и с использованием подвесных лодочных моторов лента разворачивается поперек реки, замыкая берега.

Ширина проезжей части моста 4.2 метра (стандартная ширина войсковых dpp-40-6.jpg (17460 bytes)мостов на жестких опорах). Скорость движения по мосту гусеничных машин 10-12 км/ч. на дистанции 20 метров. Колесные машины могут двигаться по мосту со скоростью до 20 км/ч. Смещение от оси моста допускается не более, чем 45 см., особенно для тяжелой техники.

Из комплекта ДПП-40 может быть собрано 8 40-тонных или 16 20-тонных перевозных паромов. Передвижение паромов осуществляется с помощью подвесных лодочных моторов "Вихрь".

На снимке показан 20-тонный перевозной паром с загруженной на него самоходной аэротранспортабельной пушкой АСУ-85.

При транспортировке элементов парка ДПП-40  для десантирования посадочным способом в один самолет АН-12 своим ходом загружаются два понтонных звена на автомобилях. Для перевозки одного комплекта ДПП-40 требуется 17 самолето-рейсов.

dpp-40-7.jpg (17878 bytes)Для десантирования парашютным способом понтонный автомобиль со звеном предварительно загружается на платформу ПП-128-5000, а затем уже вместе с платформой загружается в самолет.
Расчет звена (водитель и понтонер) десантируются отдельно.

На фотографии слева: понтонный автомобиль ГАЗ-66 с понтоном, загруженный на парашютную платформу.

Комплект парка ДПП-40 состоял из 32 понтонных машин ГАЗ-66  с понтонными звеньями, 1   грузового автомобиля ГАЗ-66 для вспомогательного имущества и 16 забортных лодочных моторов типа "Вихрь".

От автора. То есть, для переброски парка ДПП-40 требовалось 18 самолето-рейсов АН-12 (16 для понтонных машин, 1 для имущества и 1 для личного состава. А это целый полк транспортной авиации.

В распоряжении автора нет данных о штате понтонных подразделений этого парка, но достаточно оснований полагать, что  понтонная рота численностью 80-90 человек требовалась для эксплуатации парка.

По приводимым в Интернете данным разработка парка началась  в конце 50-х - начале 60-х гг. на Навашинском  судостроительном заводе.  Главным конструктором проекта стал   инженер Ю.А. Латкин, ведущим конструктором - Б.А. Пронин. В основе технического и рабочего проектов были использованы научно-исследовательские разработки, выполненные 15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева. Научным руководителем работ по созданию нового ПП был назначен кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР К.К. Черкашин.

От автора. Похоже, что тогдашнему командующему ВДВ генералу  В.Ф. Маргелову, который  был   ярым патриотом воздушно-десантных войск, порой изменяло чувство меры в отношении   возможностей и предназначения десантных войск. Видимо он полагал, что десантные дивизии должны быть способны вести боевые действия наравне с мотострелковыми и танковыми, и выполнять те же самые тактические и оперативные задачи, но с тем преимуществом, что десантные дивизии  можно очень быстро перебрасывать по воздуху в любую точку земного шара. А раз  так, то десантные дивизии должны иметь вооружение, аналогичное вооружению наземных войск, но одновременно существенно более компактное и легкое. Такое, чтобы его можно было перебрасывать по воздуху.

Ну и началось... Сначала автоматы, ручные пулеметы, гранатометы  и снайперские винтовки со складными прикладами, которые в конечном счете обрели лишь одно преимущество - меньшую длину. Весят они больше, точность стрельбы не выше, чем у обычных.
Следом появились самодвижущиеся пушки с моторами от мотороллеров, которые в действительности могли передвигаться только по хорошим дорогам, а весили на сотню килограмм больше, нежели обычные того же калибра. Потом самоходки детского калибра АСУ-57 (57мм.). И пошло-поехало - БМД как сильно ухудшенный вариант БМП, АСУ-85 совершенно неспособное сравниться с обычной полковой 122-мм. самоходкой "Гвоздика", полковая землеройная машина ПЗМ десантного варианта (совершеннейший бред конструкторской мысли). До десантного танка дело, правда, не дошло. Зато родился понтонный парк   ДПП-40, который можно обозвать недоноском ПМП.
Из всей техники этого десантного ряда, пожалуй, только зенитка ЗУ-23-2 оказалась удачным образцом, который  с удовольствием использует и наша пехота. Да и тут - ЗУ-23-2, штука, конечно,   прекрасная, но заменить "Шилку" или "Тунгуску", коими вооружаются зенитно-ракетные дивизионы обычных дивизий,  не сможет ни с какого боку. Не те у нее возможности.

Патриотизм своего рода войск, дело хорошее, но если при этом сохранять чувство меры   и отчетливо понимать место и роль данного рода войск в войне. И не приписывать ВДВ тех свойств, которыми они не обладают. Иначе это вредит самим же  десантным войскам. На них начинают возлагать непосильные задачи, а когда те, естественно, облажаются, наступает всеобщее разочарование и на десантников начинают смотреть косо.  Тяжелую 152-мм. гаубицу   никак не заменить отчаянной лихостью солдата-десантника с автоматом.

Эта идея опробовалась  и в армии США в те же годы. Было создано несколько  так называемых аэромобильных дивизий, но после ряда учений, когда убедились, что невозможно иметь мощь бизона при габаритах легкой антилопы, перешли к идее нормальных дивизий двойного базирования. Скажем, дивизия со всем своим вооружением и техникой  базируется в континентальной части США, а в Германии для нее на складах заложен второй комплект имущества, техники и т.п. Мол, в случае необходимости по воздуху перебрасывается только личный состав. В конце концов отказались и от этой системы, когда убедились, что переброшенная из США дивизия оказывается  боеспособной к тому же сроку, что и нормальная дивизия одинарного базирования, переправленная из США транспортными судами.
В конечном счете идея приказала долго жить. В США. У нас же миф о невероятных боевых возможностях десантников во вред им же самим оказался живуч....

Огромная благодарность Ивану Кочину из Харькова, снабдившему меня источниками и фотографиями по парку ДПП-40

Источник

1. Руководство по десантируемому понтонному парку ДПП-40. Военное издательство. Москва. 1973 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
Парк ДПП-40 в семидесятые - восьмидесятые годы был практически неизвестен в инженерных войсках. Большинство инженерных офицеров про него только слышали. Мол, есть у десантников какой то резиновый понтонный парк. Сухопутные войска к ДПП-40 никакого интереса не проявили, поскольку он имел для них  недостаточную грузоподъемность, при том, что войска оснащались не имевшим нигде в мире себе равным понтонным парком ПМП, который. к тому же имел большие перспективы своего развития.

Да и в  ВДВ парк ДПП-40 не нашел себе тактической ниши. Ведь дивизии ВДВ не ведут крупных боевых действий, большой протяженности, а отсюда им не требуются переправы значительного количества грузов и техники через серьезные водные преграды. И, собственно, этот парк оказался десантникам совершенно не нужным.

К тому же, со временем выяснилось, что попытки  приблизить дивизии ВДВ по вооруженности к мотострелковым дивизиям лишают десантников их главного преимущества - аэромобильности. Такая дивизия становится слишком тяжелой и возможностей транспортной авиации уже не хватает для для переброски по воздуху всего парка оружия ВДД.