Инженерная техника
Советской  Армии

(шестидесятые-восьмидесятые  годы XX века)

Буксирно-моторный катер БМК 130М

bmk-130-01.jpg (39206 bytes)

Буксирно-моторный катер БМК130М предназначен для использования в качестве буксирного средства при  наводке наплавных мостов из понтонно-мостовых парков ТПП, ЛПП, ПМП, а также для буксировки перевозных паромов собираемых из этих парков. Кроме того, катер используется для разведки водной преграды перед организацией мостовой или паромной переправы, для организации эвакоспасательной службы на переправах. Может использоваться для переправы разведывательных групп различных bmk-130-02.jpg (24308 bytes)родов войск, а также для десантирования пехоты.

Катер БМК130М на суше буксируется за автомобилем типа ЗиЛ-157, ЗиЛ-131, для чего он оснащен собственным убираемым колесным шасси и сцепным устройством.

От автора. Катер БМК 130 (встречается обозначение БМК-130) был разработан и принят на вооружение для использования в парке ПМП, однако, вскоре им стали заменять и менее удобные маломощные катера БМК-90, которые использовались в парках ТПП и ЛПП. Вместе с тем, неудачный подбор двухтактного дизельного двигателя (ЯАЗ-204В), который оказался капризным и сложным в эксплуатации, наличие только одного винта, что снижало маневренные возможности катера, заставили примерно к 1975 году повсеместно заменять его на БМК-150 и специально разработанный под парк ПМП катер БМК-Т.
И все же БМК-130 оказался долгожителем и в ряде случаев используется и сегодня. В частности, в некоторых понтонно-мостовых батальонах армии Украины. Его также довольно охотно покупают и используют для гражданских целей. А вот в Российской Армии сегодня встретить БМК-130 весьма проблематично.

Основные тактико-технические характеристики  БМК130М

Тип машины.................................................................................................. катер буксирно-моторный
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 4 т.
Габаритные размеры:
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина............................... 7.85м.
                                                                                          ширина............................. 2.1м.
                                                                                          высота .............................  1.4м (от нижней точки до верха борта)
Водоизмещение........................................................................................................ 3.7т.
Максимальная осадка............................................................................................... 0.59 м.
Тяга на швартовых.................................................................................................... 1.5 тонны
Максимальная скорость на воде............................................................................ 19 км/час
Скорость на воде при работе.................................................................................. до 8.5 км/час
Максимальная скорость буксировки на суше..................................................... 40 км/час
Средний диаметр циркуляции............................................................................... 18 м.
Время спуска на воду до момента готовности к движению................................. 4-5 мин.
Запас хода по топливу............................................................................................. 11 час.
Запас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ, ДА)........................................ 294 литра
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Двигатель................................................................................................................. двухтактный дизельный ЯАЗ-204В-Ср-2.5
Мощность двигателя................................................................................................. 73.55 квт (100 л.с.)
Водооткачивающий насос (ручной) производительность.................................. 12 л/мин.

bmk-130-03.jpg (20382 bytes)Снимок слева: Катера БМК130М удерживают ленту наведенного моста парка ПМП.

Над рабочим местом катеристов может устанавливаться, входящая в комплект катера съемная брезентовая рубка для защиты от непогоды. Позади рабочего места катеристов имеется дополнительный кокпит, в которой могут размещаться 2 человека.
Система осушения корпуса состоит из ручного водооткачивающего насоса производительностью 12 литров в минуту.
Катер оснащен прожектором для действий в условиях темноты.

 

От автора. Катер БМК 130М можно отличить от катера БМК-130 тем, что шасси у него убираются вперед, а не назад и в бортах имеются ниши для колес шасси.

Сентябрь 2014г.

Источники и литература

1.Буксирно-моторный катер БМК-130М. ТО и ИЭ.
2. Машины инженерного вооружения. Учебник для военно-инженерных училищ. Часть 4. Военное издательство. Москва. 1964г.
3. Сайт "Российская военная техника" russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=604)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника