Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые годы XX века - начало XXI века)

Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия  работ   по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок,  траншей, канав, рыхление мерзлых   грунтов, грузоподъемные работы.

Базовой машиной путепрокладчика является  многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование. В комплект основного оборудования  входят универсальный бульдозер, рыхлитель, лебедка и  крановое оборудование.
Вооружения и брони машина не имеет.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-2

Базовая машина......................................................................................................... МТ-Т
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 39.7 тонн
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 9.64 м.
                                                                                          ширина............................. 4.00 м.
                                                                                          высота .............................  3.69 м.
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина............................... 12.65 м.
                                                                                          ширина............................. 4.00 м. (без учета ширины отвала бульдозера)
                                                                                          высота .............................  3.34 м.
Колея.......................................................................................................................... 2.73 м.
Клиренс..................................................................................................................... 42.5 см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.8 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33 м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 23 градуса
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3. м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. + 3 часа работы оборудования
Запас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ,ДА)........................................ 1746 литров
Расход топлива на 100 км пробега.......................................................................... 275 литров
Расход топлива на 1 час работы оборудования................................................. 80 литров
Максимальная скорость движения....................................................................... 60 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 28-35 км/час
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 8 чел. (включая экипаж)
Двигатель................................................................................................................. В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 710 л.с. (520 квт.)
Скорость прокладки колонного пути..................................................................... 6-8 км/час
      - то же, но с валкой деревьев до диаметром до 30 см......................... 2-3 км/час
Скорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50 см....................... 8-15 км/час
Производительность при земляных работах....................................................... 350-400 куб.м/час
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении........................................ 4.57 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.28 м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении...................................... 4.00 м.
               - высота отвала........................................................................................... 1.2 м.
               -заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.45 м.
               -угол поперечного наклона отвала......................................................... 10 градусов.
Крановое оборудование:
                - грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 тонны
                 -максимальный вылет стрелы................................................................ 7.36 м.
                 -максимальная высота подъема крюка.................................................. 7.42 м.
Рыхлитель:
                -глубина рыхления.................................................................................... 0.5 м.
                -категории разрабатываемого грунта...................................................... I-III
Лебедка:
                -тяговое усилие......................................................................................... 25 тонн
                -длина   троса............................................................................................. 100 метров

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могутbat-2-2.jpg (15839 bytes) устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

На чертеже справа показан БАТ-2 сверху при двухотвальном положении бульдозерного оборудования.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает лорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметыbat-2-3.jpg (15669 bytes) смещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать  серповидный поперечный профиль дороги.

На чертеже справа БАТ-2 с бульдозерным оборудованием в рабочем положении (вид слева)

Лыжа, имеющаяся впереди отвала обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега).

bat-2-4.jpg (11354 bytes)Крановое оборудование позволяет поворачивать стрелу на 360 градусов и перемещать грузы массой до 2 тонн на высоту от -3.5 м до +7.42 м.  Поскольку стрела телескопическая, то грузы можно перемещать по горизонтали не меняя высоту подъема на расстояние до 7.36 м., считая от центра вращения стрелы.

На чертеже слева показаны различные положения стрелы кранового оборудования. Бульдозерное оборудование на чертеже показано в транспортном положении.

Машина оснащена системой автоматического пожаротушения, нашлемными приборами ночного видения.

Кабина путепрокладчика герметичная и оснащена танковой радиостанцией Р-123М, танковым переговорным устройством, гирополукомпасом,   системой обогрева от  базового двигателя, баком для питьевой воды, аптечкой, фильтровентиляционным оборудованием. Это оснащение позволяет экипажу  в кабине   работать в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения   без индивидуальных средств защиты.

Путепрокладчик БАТ-2 должен был заменить в дорожных ротах дивизионных саперных батальонов БАТ-М. Также, планировалось оснащать   новыми путепрокладчиками армейские и фронтовые инженерно-саперные и дорожные батальоны.

От автора. К сожалению, многие, в том числе и военные, не видят разницы между бульдозером и путепрокладчиком.
Первый предназначен для рытья земли, хотя, конечно, по необходимости  может использоваться и как путепрокладчик. А вот второй для рытья земли не предназначен. Он может делать и это, но в качестве землеройной машины путепрокладчик неэффективен. Причина тут кроется в двух понятиях - мощность двигателя и его крутящий момент.  Двигатель малооборотный обычно дает большой крутящий момент при относительно небольшой мощности. Такими двигателями обычно оснащаются трактора и бульдозеры на базе тракторов. Этим машинам большая скорость ни к чему. Им главное выдать большое тяговое усилие (обеспечиваемое большим крутящим моментом), чтобы успешно тащить плуг, или толкать бульдозерную лопату. Например, трактор  типа "Беларусь" имеет мощность всего около 50 л.с., тогда как любой легковой автомобиль по меньшей мере сотню и больше. Но ни одна из легковых машин тащить за собой плуг не сможет, тогда как слабенький трактор это делает легко.
Так и путепрокладчик БАТ-2. Его 710 лошадиных сил получаются за счет высокооборотного двигателя.  Крутящий момент недостаточен, чтобы о БАТ-2  мог успешно использоваться как бульдозер. Вот поэтому он и называется путепрокладчиком, а не бульдозером. Его задача расчищать местность от кустарника, мелких деревьев, валунов, снега и т.п. Словом, всего того, что препятствует движению колесной и гусеничной техники вне дорог. Он также эффективно срезает верхний слой грунта до 10 см. если нужно это сделать. По необходимости он может срезать земляную стружку и до 45 см., но как правило, при оборудовании спусков и подъемов ( чтобы сделать их более пологими), выравнивании пути по косогору.
А вот для отрывки  котлованов под фортификационные сооружения, окопов для танков, укрытий для машин лучше подойдет бульдозер на тракторе Т-100.

Автор благодарит Ивана Кочина из Харькова за предоставленное техническое описание БАТ-2.

Справка.
Колонный путь.   Полоса местности, расчищенная для движения  гусеничных машин и колесных машин высокой проходимости. Крутые участки спланированы до уклонов, позволяющих движение машин (не более 9-10%). Косогоры срезаны так, чтобы поперечные наклоны машин не превышали бы предельных значений. Через водные препятствия, суходолы, овраги  устанавливаются временные мосты. Предназначен для кратковременного движения войск. Пропускная способность до 200 машин за все время своего существования.

Войсковая дорога Полоса местности специально оборудованная для движения машин всех типов. Поперечный профиль обеспечивает сток воды с дорожного полотна. Как правило, имеются кюветы для стока воды. Уклоны в маскимально возможной степени сглажены (не более 7%). Косогоры срезаны так, чтобы исключить поперечные наклоны машин. Через водные препятствия, суходолы, овраги   устанавливаются временные или постоянные мосты.  В низинных местах под полотном дороги уложены водопропускные трубы. Дорога может иметь дорожное покрытие (щебень, бут, деревянный настил, асфальт, бетон). Предназначена для длительного движения войск. Пропускная способность не менее 200 машин в сутки.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г.
2. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989 г.
3. Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва. 1984 г.
4. Б.В.Варенышев и др.Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва. 1982 г.
5. Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).
6. Путепрокладчик БАТ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1987 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
БАТ-2 одна из последних инженерных машин Советской Армии. В Уральский  военный округ эти машины начали поступать во второй половине 1988 - начале  1989 года. Однако, горбачевские "новое политическое мышление". "перестройка" и "политика разрядки" для армии уже к концу восьмидесятых годов обернулись резким сокращением финансирования, свертыванием  проектов переоснащения инженерных войск техникой, отвечающей требованиям времени. Этих машин успели выпустить мало и в войсках они   почти неизвестны.

Многоцелевой тягач МТ-Т разрабатывался в первую очередь для инженерных войск как универсальное шасси для нового поколения инженерной техники. На этой базе планировалось  создать новые дорожные и   землеройные машины как траншейные, так и котлованные, которые должны были значительно превзойти хорошо зарекомендовавшие себя в войсках, но уже устаревшие  машины на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (БАТ-М, БТМ, МДК).

Однако, БАТ-2, по мнению автора, получился все же слишком громоздким и тяжелым. По скорости он едва ли значительно превосходил БАТ-М, и тоже не поспевал на марше за мотопехотой и танками. Производительность если и выросла, то непропорционально мало в сравнении со значительным увеличением веса. Чрезмерно большое удельное давление на грунт (0.8 кг на кв. см) приводило к частым и тяжелым застреваниям машины на мягких грунтах, а  большой вес требовал для ее вытаскивания тяжелой техники.

Пожалуй, одним из немногих достоинств БАТ-2 была просторная кабина, позволявшая разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.

Широко известная машина  ИМР способна выполнять все задачи БАТ-2,  лишь будучи значительно дороже, но зато и превосходя путепрокладчик в защите экипажа и более широкими возможностями. Думается, что ИМР вполне в состоянии заменить  БАТ-2 в звене   полк-дивизия- корпус. А вот в армейском и фронтовом звене есть смысл экономить, обеспечивая батальоны не дорогостоящим ИМР, а более дешевым БАТ-2.

Но с гибелью СССР развитие техники инженерных войск остановилось, и по состоянию на 2008 год едва ли что то изменилось в лучшую сторону.

Наши президенты и премьеры предпочитают вешать лапшу на уши своему народу, уверяя нас, что вот уж теперь, уже сегодня армия оснащается самым новейшим и современнейшим вооружением. И  показывают якобы вновь разработанные образцы ракет. А все новинки это залежалые еще советские разработки семидесятых- восьмидесятых годов. Все, что было показано на параде Победы 9 мая 2008 года автор видел еще на закате советской власти.

Отдельные разрозненные новинки военной техники ничего не решают и ничего не обеспечивают. Необходимо комплексное и пропорциональное развитие и совершенствование военной техники всех родов войск.

На что, к примеру годен суперновейший ракетный комплекс "Тополь-М", если инженерная служба не в состоянии обеспечить комплекс нужным количеством электроэнергии и не может обеспечить его выдвижение  на стартовую позицию, если войска связи не могут дать комплексу надежную  защищенную связь, если службы тыла не имеют возможности быстро и  в требуемом количестве подать горючее,   накормить ракетчиков, если пехота не сможет защитить ракетчиков от вражеских диверсантов, а ПВО нечем прикрыть ракеты от вражеских самолетов.

Сегодня наши ракеты можно сравнить с голым королем, вид которого вызывает лишь глумливые ухмылки американцев и европейцев.

К тому же ракеты с ядерной начинкой могут обнадежить лишь обывателей, паникующих журналистов  и не слишком квалифицированных политиков уровня депутатов российской Госдумы. Войны ведутся отнюдь не ракетами и не ими они выигрываются. Сегодня российские ракеты никакой это не ядерный щит, а зонтик, за которым от народа прячут военное бессилие России.