Воинские звания РоссииРусский Флот 1827-1884гг.Флот вплоть до кончины императора Александра I оставался вне поля зрения царствующей особы и до воцарения в 1825 году Николая I никаких изменений в системе воинских чинов не происходило. Новый император резкий противник какой либо неопределенности, расплывчатости, ярый поборник ранжира, одинаковости в 1827 году обращает свое внимание на флот. Окончательно исчезает чин капитан-командор. Этого звания более ни в русском, ни ему подобного в советском флоте так и не появится. В годы правления императора Александра II с 1860 по 1882 год существовал довольно странный обер-офицерский чин "гардемарин". Этот чин присваивался выпускникам военно-морских училищ. Причем в зависимости от оценок полученных на выпускном экзамене чин "гардемарин" мог относиться к XIV или к XIII классу. И только после того как гардемарин отплавает определенное количество навигаций ему присваивался чин мичмана. Несомненно, в этом была определенная польза, но такая система так и не прижилась на флоте и была в 1882 году отменена. Слово "гардемарин" вновь как до 1860 года, так и после 1882 означало исключительно учащегося военно-морского училища. Рассматриваемый период является исключительно важным в развитии ВМФ. В русском флоте как и в других флотах - в 30-е - 80-е годы XIX века происходят коренные изменения в технике ВМФ, связанные с промышленным переворотом. В кругосветных плаваниях 30-40-х годов русских фрегат-корветов оттачивался прообраз будущей тактики крейсерских действий. Толчком для ее развития послужила Крымская война 1853-1856 г.г. Техническая отсталость России, и опоздание с началом строительства паровых винтовых кораблей привели к тому, что парусный Черноморский флот, одержав победу при Синопе, был блокирован союзниками в Севастополе, и не мог вести активных действий. Огневая мощь 130-пушечных кораблей Черноморского флота, несших совершенные для того времени 68-фунтовые тяжелые орудия, стрелявшие разрывными бомбами, оказалась бесполезной перед быстроходными британскими и французскими винтовыми кораблями, несшими по 80-90 пушек. Сознавая разрыв в развитии промышленности между Россией и ее вероятными противниками, император Александр II предпринимает ряд мер. Среди них: начало строительства броненосных кораблей одновременно с Британией и Францией; вооружение флота новейшими нарезными казнозарядными орудиями. Итогом становится появление к концу 70-х годов вполне боеспособных морских сил, в составе которых были броненосцы и парусно-винтовые клиперы для действий на океанских коммуникациях; русское изобретение - минные силы, предназначенные для поражения неприятельских кораблей шестовыми и самодвижущимися минами (торпедами) с легких кораблей. Эффективность принятых мер была продемонстрирована уже в 60-е годы. Приход в Сан-Франциско и Нью-Йорк отрядов русских клиперов, поддержавших северян, предотвратил вмешательство Британии в гражданскую войну в США. От автора. Ирония истории. Россию, поддержавшую США в годы Гражданской войны против Великобритании, сегодня
Америка полагает своим врагом, а исторический враг Америки (вспомним войну
американских колоний Великобритании на Американском континенте за независимость в конце XVIII века и Гражданскую войну 1861-65 гг.)
сегодня закадычнейший друг США. В начале 80-х годов Россия впервые в мире начинает строительство мореходных броненосных крейсеров, которые на полтора десятка лет обеспечили лидерство Русского флота в борьбе на океанских коммуникациях. К сожалению, в этот же период закладываются и основы будущих неудач в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Вместо того, чтобы придерживаться одной концепции морской войны - крейсерской (рейдерской) или линейной, и в соответствии с этим расходовать средства на строительство броненосных крейсеров - или броненосцев, Россия, при ограниченных возможностях своей промышленности разбрасывалась на большое количество серий при малом количестве кораблей в каждой серии.
* Чин "гардемарин" в качестве офицерского чина существовал 1860-1882 годы Источники и литература1. Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму
управленiю въ бытности флота на моръ. Напечатлся повелънiем
ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ санктъпiтербургской Тiпографiи лъта Господня 1720
Апръля въ 13 день. ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. |