Ограничения
в применении минного оружия  Россией
вводимые на основании Протокола II ( 3.5.96г.)"О запрещении или ограничении применения мин, мин - ловушек и других устройств" Женевской Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10.10.80 г.)

Письмом Президента России  В.В Путина от 6 мая 2000 г. № Пр-921 Протокол II внесен на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ. Нет никаких сомнений. что Проколол II будет ратифицирован и приобретет для России силу закона.
В соответствии с Протоколом в применение минного оружия Вооруженными Силами России будет внесен ряд ограничений и изменений. Сам текст Протокола II изложен полностью в этом сайте  в виде отдельной статьи и желающие могут с ним ознакомиться. Автор в данной статье вычленяет из Протокола  и разъясняет те аспекты, которые касаются  непосредственно военных мероприятий  и минного оружия как такового.

Нет смысла  критиковать этот документ и его отдельные положения , термины, т.к. нравятся они нам или нет, правильно ли в нем трактование того или иного понятия или нет, но он будет введен в действие и людям военным лишь остается его выполнять, но выполнять в той мере, в какой от них будет требовать этого правительство. Вместе с тем, автор не удержался от отдельных комментариев, которые он просит читателей рассматривать  не как злопыхательство и критику, а как разъяснение понятий. 

Когда положения Протокола II будут полностью введены в действие автор сказать затрудняется, т.к. во-первых, и сами трудолюбивые депутаты денно и нощно пекущиеся о процветании и благополучии страны, не знают, когда у них дойдут руки до этого документа; во-вторых  применение тех или иных положений Протокола Россией во многом зависит от подписания и выполнения требований этого документа другими странами, которые громогласно заявляя о своей приверженности делу мира, развитию гуманизма и защите прав человека, вовсе не спешат выполнять на деле ни положения Оттавской Конвенции ни договоренности Протокола II.

Однако ряд пунктов Протокола Россией выполняется уже сейчас в той мере, в какой они отвечают ее национальным интересам.

Далее по тексту курсивом будут выделяться статьи и выдержки из Протокола.

Статья 1. Сфера применения.
1. Настоящий Протокол касается применения на суше мин, мин - ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятствовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или не внутренних водных путях.

Итак, действие Протокола распространяется на все мины, миноподобные взрывные устройства, применяемые против сухопутных войск, сил авиации, различных объектов. Под его действие не подпадают только мины, повреждающие и выводящие из строя корабли. Остается неясным отношение Протокола к минам противодесантным, т.е. минам применяемым против различных плавсредств (лодкам, катерам, баржам, амфибийным машинам и т.п.). Дело в том, что по военно-морской юридической терминологии "кораблем" считается водоплавающее вооруженное судно. Если судно не предназначено для ведения боевых действий и имеющееся на борту оружие не может применяться в бою, то статус "корабль" ему не может быть присвоен. В то же время, даже легкий катер, вооруженный пулеметом, резиновая лодка с автоматчиками на борту  относятся к категории "корабль". Противодесантная мина может быть опасна и для кораблей и для не кораблей. Здесь остается лазейка - достаточно назвать мину не противодесантной, а противокорабельной, как она сразу же выпадает из-под действия Протокола

3. В случае вооруженных конфликтов, которые не носят международного характера и имеют место на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая сторона в конфликте обязана применять запрещения и ограничения настоящего Протокола.
Ограничения  Протокола распространяются не только на применение мин в войне против иного государства, но и  вообще на любые виды боевых действий.

Статья 2 Определения . Для цели настоящего Протокола:
1." Мина "означает боеприпас, устанавливаемый под Землей, на Земле или вблизи Земли или другой поверхности и предназначенный для взрыва от присутствия, близости или контакта человека или транспортного средства.

Крайне расплывчатое понятие "присутствие, близость" . Что значит "присутствие" и чем оно отличается от "близости"? Тем более, что мина не обладает интеллектом и не может определять присутствует здесь человек или нет, близок он к ней или далек. Во всех случаях требуется или приведение мины в действие с пульта управления или непреднамеренное воздействие цели (человека, машины) на чувствительный элемент мины (датчик цели), инициирующий ее срабатывание. Под непреднамеренным воздействием на датчик цели минного устройства следует понимать следующее -   цель (машина, человек) не зная или не понимая, что его физические поля (тепловое, магнитное, звуковое, электрическое и т.п.),  его действия ( удар, толчок, перемещение, оказание давления нажатие, снятие давления и т.п.) вызывают срабатывание мины. По смыслу этой статьи Протокола именно это имелось в виду.

2. "Дистанционно устанавливаемая мина " означает мину, устанавливаемую не непосредственно, а с помощью артиллерии, ракет, реактивных установок, минометов или аналогичных средств или сбрасываемую с летательного аппарата. Мины, устанавливаемые с системы наземного базирования с расстояния менее чем 500 м, не рассматриваются как " дистанционно устанавливаемые" при условии, что они применяются согласно статье 5 и другим соответствующим статьям настоящего Протокола.
Здесь имеется ввиду  современный способ минирования местности, когда мины доставляются и устанавливаются не сапером вручную и не с помощью наземных машин ( так называемых минных раскладчиков или минных заградителей), а разбрасываются с самолетов,  вертолетов,   или выбрасываются из раскрывающихся в воздухе артиллерийских снарядов, авиабомб, ракет. Заметим, что в Российской Армии ( нечто подобное имеется, в частности  и в армии США) одни и те же мины (ПФМ-1, ПОМ-2, ПТМ-1, ПТМ-3) могут устанавливаться как с самолетов и вертолетов, так и с помощью наземных минных заградителей (УМЗ) или же разбрасываться с помощью ручного переносного станка (ПКМ). Следовательно, понятие "дистанционно устанавливаемая мина" не вполне относится к самим минам, а и к средствам их доставки. Например, и традиционную мину ТМ-62 следует рассматривать как "дистанционно устанавливаемую" в том случае, если она установлена с вертолета с помощью системы ВМР-2.

3. "Противопехотная мина" означает мину, которая предназначена главным образом для взрыва от присутствия, близости или контакта человека и которая обеспечивает вывод из строя, нанесение повреждения или смертельное поражение одного или нескольких человек.
. О расплывчатости и неточности понятий мы говорили выше.  Заметим, что не всякую мину, предназначенную для выведения из строя именно человека Протокол относит к противопехотным. Например, он выделяет  в особую группу мины, также, в основном, предназначенные для поражения человека, но применяемые специфическим способом ( мины-ловушки).

4. "Мина - ловушка" означает любое устройство или материал, которые спроектированы, сконструированы или приспособлены для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и которые срабатывают неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвредным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным.
. В принципе  слово "материал" здесь совершенно не к месту. Под материалом общепринято понимать понятие "вещество", а по этой статье к минам-ловушкам можно отнести, скажем, тротил, как таковой. Ведь он был спроектирован именно для того, чтобы в том числе и убивать, наносить повреждения.

5. "Другие устройства" означают устанавливаемые вручную боеприпасы и устройства, включая самодельные взрывные устройства, которые предназначены для того, чтобы убивать, наносить повреждения или ущерб, и которые приводятся в действие вручную, посредством дистанционного управления или автоматически по истечении определенного промежутка времени.
Пожалуй, здесь не требуется комментариев и поправок, за исключением стилистических . Хотя лучше было бы в обозначение понятия вставить сразу слово "взрывные" ("Другие взрывные устройства"). Иначе, и охотничий капкан можно отнести к этой категории

6. "Военный объект" означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, местоположения, предназначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
7. "Гражданскими объектами" являются все объекты, которые не являются военными объектами, как они определены в пункте 6 настоящей статьи.

Не следует понимать под понятием "военный объект"  только военные городки, окопы, ДОТы, ДЗОТы, т.е. все то, что построено в военных целях, используется только военными для военных целей. Мост, здание, плотина, завод также могут быть военными объектами. Здесь все зависит от того - использует ли или может использовать данный объект для военных целей противоборствующая сторона или нет. Например, здание детского садика, занятое вооруженным подразделением и используемое им для обороны или отдыха, обогрева является полноценным военным объектом. А, скажем, бездействующий военный  завод, занятый, укрывающимися там от опасности местными невоюющими жителями, или используемый под госпиталь,  военным объектом считаться в это время не может.

8. "Минное поле" представляет собой определенный район, в котором установлены мины, а "минный район" является районом, который опасен из - за наличия мин. "Ложное минное поле" означает свободный от мин район, имитирующий минное поле. Термин" минное поле "включает ложные минные поля.
Точнее здесь было бы вместо расплывчатого "определенный район"  применить "определенный участок местности" или "определенная территория". Ведь юридически  районом считается и очень обширная территория (городской район, сельский район).

9. "Регистрация" означает операцию материального, административного и технического порядка, предназначенную для сбора в целях регистрации в официальных документах всей наличной информации, облегчающей установление местоположения минных полей, минных районов, мин, мин - ловушек и других устройств.
10. "Механизм самоуничтожения" означает автоматически функционирующий встроенный или прикрепленный извне механизм, который обеспечивает уничтожение боеприпаса, в который он встроен или к которому он прикреплен.
Практически, в применении абсолютно во всех минах механизма самоуничтожения (иначе его называют еще устройством самоликвидации) вся соль и Оттавской Конвенции  и Протокола II. По мнению автора, все остальные вопросы и проблемы гуманитарного характера в области страдания мирного населения от минного оружия, да и от неразорвавшихся иных боеприпасов отпали бы сами собой, если бы все страны  взяли бы на себя обязательство снабжать каждый боеприпас механизмом самоуничтожения и неуклонно соблюдали бы это обязательство. Это ведь выгодно всем. Военные сохраняют  постоянный контроль над каждым выстреленным  снарядом, бомбой, ракетой. Гражданские власти освобождаются от проблемы ликвидации последствий боевых действий. Органы правопорядка не имеют проблем, связанных с несанкционированным использованием криминальными элементами бесконтрольных боеприпасов. Население не имеет опасений по использованию земель, сооружений и никто не несет потерь. Каждый боеприпас работает только в отведенное ему время, а затем уничтожается.

11."Механизм самонейтрализации" означает автоматически функционирующий встроенный механизм, приводящий в неработоспособное состояние боеприпас, в который он встроен.
Понятие  очень близкое понятию "механизм самоуничтожения" и часто используется вместо первого. Разница может быть только в том, что во втором случае боеприпас обычно не исчезает сам по себе, а только становится неработоспособным. Обычно самонейтрализация менее приемлема, чем   самоуничтожение, т.к. людям, встретившим такой боеприпас, часто  неизвестно, в каком он находится состоянии  и они продолжают считать его опасным. Да и вероятность несанкционированного использования компонентов боеприпаса ( взрывчатки, в частности) сохраняется. Однако, в некоторых случаях самоуничтожение боеприпаса может привести к гибели людей, разрушению объектов, которое   уже не диктуется военной необходимостью. Так что, существование самонейтрализации боеприпасов все же необходимо.

12. "Самодеактивация" означает автоматическое приведение боеприпаса в неработоспособное состояние посредством необратимого истощения компонента, например батареи, который имеет существенное значение для действия боеприпаса.
Здесь  просто спутаны понятия самонейтрализации и самодеактивации. Процесс самонейтрализации есть процесс автоматизированный, заранее запланированный и преднамеренный, а самодеактивации есть результат неконтролируемых процессов, происходящих в устройствах мины. Например, при самонейтрализации, специальное устройство замыкает электробатарею мины , в результате чего последняя становится неработоспособной (а от нее и мина), а самодеактивации происходит, например, вследствие длительного нахождения батареи в мине и выхода ее из строя вследствие неконтролируемых электрохимических процессов (старения, саморазряда), происходящих внутри батареи. Самодеактивации также происходит, например, вследствие усадки пружин ударного механизма, химического разложения взрывчатого вещества или конструкции мины (коррозии, гниения) из-за повышенной влажности, высоких или низких температур, воздействия окружающей агрессивной среды.

13. "Дистанционное управление" означает управление при помощи команд, передаваемых на расстоянии.
14. "Элемент неизвлекаемости" означает предназначенное для защиты мины устройство, которое является ее частью, соединено или прикреплено к ней или установлено под миной и которое приводится в действие при попытке извлечь мину.

Совершенно  безграмотное выражение ."..для защиты мины". Какая же это защита, если мина взрывается, причем, не  выполнив задачу, для   решения которой  она была установлена?    Элемент неизвлекаемости является устройством предназначенным для отказа саперов противника от  нейтрализации минного поля,   вследствие подрывов при попытках извлечь мины. Это устройство можно назвать защитником минного поля, но не отдельной мины.

15. "Передача" предполагает, помимо физического ввоза мин на национальную территорию или вывоза их с нее, передачу прав собственности в отношении мин и контроля над ними, но не включает передачу территории с установленными на ней минами.

Статья 3 Общие ограничения на применение мин, мин - ловушек и других устройств.
1.Настоящая статья применяется к:
                                                         a) минам;
                                                         b) минам - ловушкам; и
                                                          c) другим устройствам.

Автор, полагает, что  выделение мин-ловушек в отдельную групп  в данном контексте нецелесообразно, т.к. это тип мин такой же, как и все другие. А термин "другие устройства" следовало бы заменить на "другие взрывные устройства".

2. Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона или сторона в конфликте, в соответствии с положениями настоящего Протокола, отвечает за все мины, мины - ловушки и другие устройства, которые она применяет, и обязуется разминировать, ликвидировать, уничтожать или содержать их, как указано в статье 10 настоящего Протокола.
3. Запрещается при всех обстоятельствах применять любую мину, мину - ловушку или другое устройство, предназначенное для того, чтобы причинить, или способное причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания.

Может быть следовало бы заменить слова "...предназначенное для того, чтобы причинить или способное причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания"  таким вот выражением "...не диктующееся военной необходимостью". А то ведь людоедство какое-то получается. Как будто могут существовать (вдумайтесь!) нужные страдания (!) или не чрезмерные повреждения (!). Это что,  выше колена ногу оторвать - чрезмерное повреждение, а ниже колена - не чрезмерное? Какая-то зверская бухгалтерия!

4. Оружие, к которому применяется настоящая статья, должно строго соответствовать спецификациям и ограничениям, указанным в Техническом приложении в отношении каждой конкретной категории.
5. Запрещается применять мины, мины - ловушки или другие устройства, в которых используются механизм или устройство, специально спроектированные таким образом, чтобы боеприпас взрывался от присутствия общедоступных миноискателей в результате их магнитного или иного неконтактного влияния при нормальном использовании в ходе операций по обнаружению.

Этим пунктом (5)  фактически запрещается существование магнитных взрывателей, т.к. подавляющее большинство из  общедоступных миноискателей излучает электромагнитное поле, гораздо более сильное нежели танк или автомобиль. Хотя здесь и оговаривается, что "специально спроектированные", но любой магнитный взрыватель будет срабатывать под миноискателем. Так что  любой такой взрыватель должен подпадать под эту статью.

6. Запрещается применять самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, спроектированным таким образом, что этот элемент неизвлекаемости был способен функционировать после того, как мина утратила способность к функционированию.
Скорее здесь идет речь о самонейтрализующихся минах, установленных совместно с  минами- ловушками использующимися в качестве элемента неизвлекаемости для основной мины. Например,   в России имеется мина МС-3, взрывающаяся при попытке поднять, лежащую на ней противотанковую мину. Т.е. например,  противотанковая мина самонейтрализовалась или самодеактивировалась и стала безопасной, но МС-3, не имеющая устройства самонейтрализации или самоликвидации продолжает функционировать. Также этой статьей запрещается применение простейших дополнительных взрывателей натяжного или разгрузочного действия, вворачивавшихся в специальное донное или боковое отверстие мины и срабатывавших при попытке снять мину с места.

7. Запрещается при всех обстоятельствах обращать оружие, к которому применяется настоящая статья, будь то в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий, против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц или гражданских объектов.
В общем-то, если рассматривать под понятием "гражданское население", тех лиц, в отношении которых применяется международно признанный юридический термин "нонкомбатанты", т.е. лица, не принимающие участия в боевых действиях, то здесь все нормально. Нельзя применять мины в этом случае и против военных госпиталей, медицинского персонала, раненых и  больных военнослужащих, т.е. всех лиц, хоть и входящих в состав вооруженных формирований противника, но в силу своего физического состояния или профессии не способных принимать участия в боевых действиях.   А вот если понимать под термином "гражданское население" лиц, не состоящих в в числе военнослужащих, то применение мин вполне допустимо, против раненых, больных, военных госпиталей, военных врачей, санитаров . Но совершенно недопустимо применять мины против партизан, боевиков, бандитов и других лиц, активно воюющих против данной армии, но не объединенных в государственные военные формирования.

8. Запрещается неизбирательное применение оружия, к которому применяется настоящая статья. Неизбирательным применением является любая установка такого оружия:
                      а) которая производится не на военном объекте или не направлена против него. В случае сомнения относительно того, используется ли объект, обычно предназначенный для гражданских целей, например место отправления культа, жилой дом или иное жилое помещение или школа, для внесения эффективного вклада в военные действия, предполагается, что этот объект не используется таким образом;

В данном случае применяется юридический термин презумпции невиновности, т.е. если нет уверенности, что это военный объект, то его следует считать невоенным.                      
                    b) которая осуществляется способом или средством доставки, не позволяющим направленное действие по конкретному военному объекту;
Т.е., если при минировании военного объекта или подступов к нему может получиться так, что от этого могут пострадать те, кто не имеет к военным действиям никакого отношения, то необходимо отказаться от минирования.
                   с) которая, как можно ожидать, причинит случайные потери жизни среди гражданского населения, нанесение повреждений гражданским лицам или ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.
Протокол здесь требует соотносить возможный результат борьбы против военных объектов или солдат противника с теми потерями, которые может понести невоюющее население. И если результаты против войск противника явно меньше, нежели страдания населения, то от минирования следует отказаться.

9. Несколько четко разделенных и обособленных военных объектов, расположенных в городе, поселке, деревне или другом районе с аналогичным сосредоточением гражданских лиц или гражданских объектов, не должны рассматриваться как одиночный военный объект.
10. Принимаются все возможные меры предосторожности для защиты гражданских лиц от воздействия оружия, к которому применяется настоящая статья. Возможные меры предосторожности означают такие меры предосторожности, какие являются практически осуществимыми или практически возможными с учетом всех существующих в данный момент обстоятельств, включая гуманитарные и военные соображения.
Протокол требует применения реально возможных средств предосторожности от воздействия мин на гражданское население, но не превращает автоматически в военного преступника военачальника, использующего для достижения победы над противником все доступные ему средства. При обстоятельствах, когда, например, мины являются единственным средством защитить своих солдат от уничтожения, военачальник все же вправе их применить, даже если при этом пострадают гражданские лица.
Эти обстоятельства включают в себя следующее, но не исчерпываются им:
                        а) краткосрочное и долгосрочное воздействие мин на местное гражданское население в период действия минного поля;
                        b) возможные меры по защите гражданских лиц (например, ограждения, знаки, оповещение и наблюдение);
                        с) наличие и осуществимость применения альтернативных систем; и
                       d) краткосрочные и долгосрочные военные требования к минному полю.

11. О любой установке мин, мин - ловушек и других устройств, которые могут затронуть гражданское население, производится эффективное заблаговременное оповещение, за исключением случаев, когда это не позволяют сделать обстоятельства.

Статья 4. Ограничения на применение противопехотных мин.
Запрещается применять противопехотные мины, которые не являются обнаруживаемыми, как это указано в пункте 2 Технического приложения. См. Конвенцию" О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении " (Осло, 18 сентября 1997 г.)
.
Здесь не имеется в виду, что мины должны выдавать себя на местности подобно светофорам или дорожным знакам, иначе просто напросто теряется вся суть этого оружия. Имеется в виду, что нельзя применять мины, которые вообще невозможно обнаружить техническими средствами разминирования (миноискатели, щупы). Обратите внимание, что здесь не идет речи о том, с какого времени мины должны стать обнаруживаемыми. Мина должна обнаруживаться в любое время, даже та, которая самоликвидируется по истечении заданного срока боевой работы. Это конечно, значительно облегчает работу тех, кто занимается разминированием, в том числе и во время боя, но раз в десять снижает эффективность минного оружия, как такового.

Статья 5 Ограничения на применение противопехотных мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами
1. Настоящая статья применяется к противопехотным минам, не являющимся дистанционно устанавливаемыми минами.

По номенклатуре США этот тип мин называется "обычные мины" (conventional mines). В настоящее время на вооружении армии США к этой категории относятся   противопехотные мины (AP mines) М14, М16 и М18. Перечень Российских мин гораздо шире -  ПОМЗ-2М, ПМД-6М, ОЗМ-3, ОЗМ-4, ОЗМ-160, ОЗМ с УВК, ОЗМ-72, МОН-50, МОН-90, МОН-100, МОН-200, ПМН, ПМН-2,ПМН-4, ПМП.

2. Запрещается применять оружие, к которому применяется настоящая статья и которое не соответствует положениям по самоуничтожению и самодеактивации, изложенным в Техническом приложении, за исключением случаев, когда:
                         а) такое оружие устанавливается в пределах района с промаркированным периметром, который подвергается наблюдению со стороны военного персонала и защищается ограждением или иными средствами, с тем чтобы обеспечить эффективное недопущение гражданских лиц в район. Маркировка должна быть отчетливой и устойчивой и должна по крайней мере быть видимой человеку, который намеревается проникнуть в район с промаркированным периметром; и
                          b) такое оружие разминируется до оставления района, если такой район не переходит к войскам другого государства, которые принимают ответственность за сохранение защитных средств, требуемых настоящей статьей, и последующее разминирование этого оружия.

Ни одна из обычных противопехотных мин хоть наша, хоть американская, и очевидно, ни одна из других иностранных мин  не имеют устройств самоликвидации или самодеактивации. Следовательно, при применении обычных противопехотных  мин это положение Протокола не следует забывать. Т.е. обычные противопехотные минные поля должны быть во-первых,  огорожены и обозначены; во-вторых эти минные поля при оставлении района должны быть сняты.
Ну, если  первое требование не вызывает затруднений, то второе требование просто-напросто невыполнимо ни с нашими минами, ни с американскими. В основном, они не обнаруживаются миноискателями, их поиск с помощью щупов смертельно опасен из-за очень высокой чувствительности. Фиксировать координаты каждой мины, как предлагает американский Полевой Устав   FM 20-32  нереально, т.к во-первых, противопехотные мины ставятся тысячами и десятками тысяч на одном минном поле; а во-вторых не существует в мире устройств, способных с достаточной    точностью указать на местности координаты предмета размером со спичечный коробок. Сплошное траление  катками также не даст полного результата, т.к. из-за неровностей местности часть мин будет пропущена. Так что фактически эта статья делает невозможным вообще какое либо применение обычных противопехотных мин, во всяком случае, старых образцов. Казалось бы, это и хорошо, если бы не одно но. Подобные ограничения подталкивают и военных , и конструкторов к созданию новых типов оружия более разрушительных и не подпадающих под ограничения. Как говорится,  "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

3. Сторона в конфликте освобождается от дальнейшего соблюдения положений подпунктов 2 а) и 2 b) настоящей статьи только в то случае, если такое соблюдение неосуществимо из - за вынужденной утраты контроля над районом в результат военных действий противника, включая ситуации, когда прямые военные действия противника делают невозможным такое соблюдение. Если такая сторона восстанавливает контроль над районом, она возобновляет соблюдение положений подпунктов 2 а) и 2 b) настоящей статьи.
Все же можно ставить обычные противопехотные мины, только во избежание неприятностей после этого следует отступать, дабы подсунуть свинью противнику, взвалив на него заботы о своем минном поле. Так ведь обычно мины и ставит-то слабейшая сторона, у которой нет перспектив в ближайшем будущем наступать .

4. Если войска стороны в конфликте восстанавливают контроль над районом, где установлено оружие, к которому применяется настоящая статья, такие войска в максимально осуществимой степени сохраняют и, при необходимости, устанавливают защитные средства, требуемые настоящей статьей, до тех пор, пока такое оружие не будет разминировано.
5. Принимаются все осуществимые меры для предотвращения несанкционированного удаления, стирания, уничтожения или сокрытия любого устройства, системы или материала, используемых для создания периметра района с промаркированным периметром.
Довольно-таки юмористическая картинка складывается. Минное поле создается для того, чтобы нанести потери противнику, задержать и остановить его. Обозначение на местности и ограждение минного поля выхолащивает напрочь смысл минирования. Ограничения этой статьи ставят обе воюющие стороны в странное положение сторожей при минных полях, которые в общем-то фактически превращаются в нечто вроде огородного пугала.

6. Оружие, к которому применяется настоящая статья, которое имеет горизонтальный угол разлета осколков менее 90 градусов и которое устанавливается на Земле или над Землей, может применяться без осуществления мер, предусмотренных в подпункте 2 а) настоящей статьи, максимум в течение 72 часов, если:
                                                            а) оно расположено в непосредственной близости от военного подразделения, которое его установило; и
                                                            b) район подвергается наблюдению со стороны военного персонала, с тем чтобы обеспечить эффективное недопущение гражданских лиц.

Имеются в виду управляемые противопехотные осколочные мины направленного действия типа наших МОН-50, МОН-90, МОН-100, МОН-200, американских мин   М18  Клэймор, шведских мин Type 13 и Еype 21

Статья 6. Ограничения на применение дистанционно устанавливаемых мин
Здесь имеются в виду  мины, которые в Российской Армии называются " мины систем дистанционного минирования" (ПТМ-1, ПТМ-3, ПФМ-1, ПОМ-2), а в армии США "разбрасываемые мины" (scatterable mines, аббревиатура SCATMINES). В США к ним относятся М56, М66, М70, М73, М75, М78, BLU-91/B, M67, M72, M74, M77, BLU-92/B.

1. Запрещается применять дистанционно устанавливаемые мины, если они не зарегистрированы в соответствии с подпунктом 1 b) Технического приложения.
2. Запрещается применять дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодеактивации, содержащимся в Техническом приложении.
3. Запрещается применять дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они, в той степени, в какой это осуществимо, не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации и не имеют резервного элемента самодеактивации, спроектированного таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда такая мина больше не служит военной цели, для которой она была установлена.

Ну здесь-то все в порядке и у нас и у американцев. Эти мины создавались в период, когда уже шла полным ходом разработка Протокола II  и конструкторы учитывали все эти требования. Безопаснее ли такие мины для гражданского населения? Несомненно.   Все они снабжены надежными механизмами самоликвидации, сроки боевой работы составляют от 1 суток до 15 дней, а ряд образцов и вовсе могут ликвидироваться в любой момент по радиокоманде. Боевая эффективность таких минных полей не уступает обычным, но эти минные поля обеспечивают постоянный контроль за ними и избавляют командиров от головных болей по поводу помех своим войскам от своих же мин.

4. О любой установке или сбрасывании дистанционно устанавливаемых мин, которые могут затронуть гражданское население, производится эффективное заблаговременное оповещение, за исключением случаев, когда это не позволяют сделать обстоятельства.

Статья 7. Запрещения в отношении применения мин - ловушек и других устройств.
В общем-то, поражающие воображение мины-ловушки находили очень ограниченное применение в прошлых войнах и очевидно,  так будет и в будущем. Боевая эффективность таких мин обычно невелика, хотя порождает очень сильный, я бы сказал неадекватный, минный страх.  Всеобщее возбуждение и резкая неприязнь многих людей против противопехотных мин как раз и вызывается минным страхом по поводу мин-ловушек, которые многие гражданские люди путают с противопехотными. Многочисленные рассказы о якобы коварных и вездесущих минах-ловушках = противопехотных минах будят неуемное воображение, подкрепляемое нередкими случаями подрывов в послевоенное время детей и подростков, хотя в 80-95% случаев в этом повинны не мины, а неразорвавшиеся снаряды, авиабомбы и ракеты, высокая чувствительность несработавших вовремя взрывателей которых делает такие снаряды особенно опасными.

1. Без ущерба для норм международного прав, применимых в вооруженных конфликтах и касающихся вероломства и коварства, запрещается при всех обстоятельствах применять мины - ловушки и другие устройства, которые каким - либо образом соединены или ассоциируются с:
                  а) международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами;
                  b) больными, ранеными или мертвыми;
                  с) местами захоронения или кремации либо могилами;
                  d) медицинскими объектами, медицинским оборудованием, медицинским имуществом или санитарным транспортом;
                  е) детскими игрушками или другими переносными предметами или продуктами, специально предназначенными для кормления, обеспечения здоровья, гигиены или используемыми как предметы одежды или обучения детей;
                  f) продуктами питания или напитками;
                 g) кухонный утварью или принадлежностями, за исключением находящихся в военных учреждениях, воинских расположениях или на военных складах;
                 h) предметами явно религиозного характера;
                 i) историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; или
                 j) животными или их трупами.

Т.е. нельзя   оформлять мины-ловушки под предметы обихода, продукты, игрушки и т.п. Самое любопытное, что многие гражданские люди ассоциируют мины-ловушки  только с такими предметами, хотя именно в таком виде мины-ловушки применяются реже всего. Хотя. конечно, имеются на вооружении образцы подобных мин. В Сов.Армии, например, табельными образцами мин ловушек были мина-портсигар, мина-авторучка, мина-ключ, мина-телефонный аппарат.
Однако, войскам всегда требуется немедленный и достаточно заметный влияющий на ход боя результат применения того или иного оружия. Такой результативности мины-ловушки дать не могут. Ни времени, ни сил на применение мин-ловушек обычно нет в распоряжении командира. Эти мины необходимо разбрасывать непосредственно перед отступлением, когда   войска уже оставили населенный пункт (иначе на минах начнут подрываться свои же солдаты). А кто согласится подвергать себя риску быть захваченным в такой момент? Как показывает опыт, местное население, не желая подвергаться обвинениям в том, что это они применяют мины-ловушки, обычно предупреждает вступившие в населенный пункт войска противника о наличии ловушек. Да и результатом  применения мин-ловушек является подрыв всего нескольких солдат, после чего противник уже легко распознает ловушки и избегает их. Кроме того, война мало и редко идет в населенных пунктах.

2. Запрещается применять мины - ловушки или другие устройства в форме кажущихся безвредными переносных предметов, которые специально спроектированы и сконструированы для того, чтобы содержать взрывчатый материал.
3. Без ущерба для положений статьи 3 запрещается применять оружие, к которому применяется настоящая статья, в любом городе, поселке, деревне или другом районе с аналогичным сосредоточением гражданских лиц, в которых не ведется или не предвидится неминуемых боевых действий между сухопутными войсками, за исключением тех случаев, когда либо:
                       а) оно размещается на военном объекте или в непосредственной близости от военного объекта; либо
                       b) принимаются меры для защиты гражданских лиц от его воздействия, например выставляются караульные посты, производится оповещение или устанавливаются ограждения.

Смешнее не придумать. Все должны знать, что в соседнем доме установлен телефон-ловушка, во дворе лежит автомат, к которому прикреплена мина-ловушка , а в кастрюле с борщом лежит еще одна мина. Да еще и огородить их  предупреждающими надписями.

Статья 9 Регистрация и использование информации о минных полях, минных районах, минах, минах - ловушках и других устройствах.
1. Вся информация, касающаяся минных полей, минных районов, мин, мин - ловушек и других устройств, регистрируется в соответствии с положениями Технического приложения.

Статья 10 Ликвидация минных полей, минных районов, мин, мин - ловушек и других устройств и международное сотрудничество.
1. Безотлагательно после прекращения активных военных действий все минные поля, минные районы, мины, мины - ловушки и другие устройства разминируются, ликвидируются, уничтожаются или содержатся в соответствии со статьей 3 и пунктом 2 статьи 5 настоящего Протокола.
2. Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны в конфликте несут такую ответственность в отношении минных полей, минных районов, мин, мин - ловушек и других устройств в районах, находящихся под их контролем.
3. В отношении минных полей, минных районов, мин, мин - ловушек и других устройств, установленных стороной в районах, над которыми она более не осуществляет контроля, такая сторона предусматривает предоставление стороне, осуществляющей контроль над районом, согласно пункту 2 настоящей статьи, насколько это разрешается такой стороной, технической и материальной помощи, необходимой для выполнения такой обязанности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ .

1. Регистрация.

а) Регистрация местоположения мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, минных полей, минных районов, мин - ловушек и других устройств осуществляется в соответствии со следующими положениями:               
                         i) местоположение минных полей, минных районов и районов применения мин - ловушек и других устройств точно указывается посредством привязки к координатам по крайней мере двух исходных точек и при помощи оцениваемых размеров района, в котором находится это оружие, по отношению к этим исходным точкам;

Ну, это стандартная практика, применявшаяся всеми странами и до появления на свет Протокола. Так, что этот документ лишь еще раз подтвердил, то, что в силу своей целесообразности существовало и до него

            ii) карты, диаграммы или другие регистрационные документы составляются таким образом, чтобы указать местоположение минных полей, минных районов, районов применения мин - ловушек и других устройств по отношению к исходным точкам, и в этих регистрационных документах указываются также их периметры и протяженность; и
             iii) для целей обнаружения и разминирования мин, мин - ловушек и других устройств карты, диаграммы или другие регистрационные документы содержат полную информацию относительно типа, количества, способа установки, типа взрывателя и срока службы, даты и времени установки, элементов неизвлекаемости (если таковые используются) и другую соответствующую информацию обо всем этом установленном оружии. Всякий раз, когда это осуществимо, в регистрационном документе по минному полю показывается точное местоположение каждой мины, за исключением рядных минных полей, где достаточно указать местоположение ряда. Отдельно регистрируется точное местоположение и принцип действия каждой установленной мины - ловушки.

b) Ориентировочное местоположение района применения дистанционно устанавливаемых мин указывается посредством координат исходных точек (обычно угловых точек) и при ближайшей возможности уточняется, а когда это осуществимо, и маркируется на местности. Регистрируются также общее количество и тип установленных мин, дата и время установки и периоды самоуничтожения.
с) Копии регистрационных документов хранятся на уровне командования, достаточном для того, чтобы, насколько это возможно, гарантировать их безопасность.
d) Запрещается применение мин, произведенных после вступления в силу настоящего Протокола, если они не имеют следующую маркировку на английском или соответствующем национальном языке или языках со следующей информацией:
            i) название страны происхождения;
            ii) месяц и год производства; и
             iii) серийный номер или номер партии. Маркировка должна быть, насколько это возможно, заметной, разборчивой, долговечной и устойчивой к воздействию внешних условий.

Это существенный момент для производителей мин и, возможно, для юристов, а  для саперов эти данные не играют совершенно никакой роли. Им важно знать тип и марку мины, тип взрывчатого вещества, примененного в мине, срок боевой работы мины, время самонейтрализации.

2. Спецификации по обнаруживаемости.
а) Что касается противопехотных мин, произведенных после 1 января 1997 года, то такие мины имеют в своей конструкции материал или устройство, которые дают возможность обнаружить мину при помощи общедоступных технических средств обнаружения мин и обеспечивают ответный сигнал, эквивалентный сигналу от 8 или более граммов железа в виде сплошной концентрированной массы.

Это требование выводит всех из многолетнего тупика, суть которого в том, что всю вторую половину XX века так и не удалось создать достаточно надежного средства обнаружения мин, особенно противопехотных .

b) Что касается противопехотных мин, произведенных до 1 января 1997 года, то такие мины имеют либо в своей конструкции, либо прикрепленные к ним до их установки таким образом, чтобы исключить их легкое извлечение, материал или устройство, которые дают возможность обнаружить мину при помощи общедоступных технических средств обнаружения мин и обеспечивают ответный сигнал, эквивалентный сигналу от 8 или более граммов железа в виде сплошной концентрированной массы.

3. Спецификации по самоуничтожению и самодеактивации.
а) Все дистанционно устанавливаемые противопехотные мины проектируются и конструируются таким образом, чтобы в течение 30 дней после установки несрабатывание механизма самоуничтожения происходило не более чем у 10 % активированных мин, и каждая мина имеет резервный элемент самодеактивации, спроектированный и сконструированный таким образом, чтобы в комбинации с механизмом самоуничтожения через 120 дней после установки функционировала как мина не более чем одна на одну тысячу активированных мин.

Это реально технически выполнимое требование, тем более, что существующие конструкции систем самоликвидации более надежны. чем того требует Протокол.
b) Все не дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, применяемые вне промаркированных районов, как это определено в статье 5 настоящего Протокола, должны отвечать требованиям по самоуничтожению и самодеактивации, изложенным в подпункте а).
Т.е. ни одна из существующих на сегодня обычных противопехотных мин не соответствует требованиям Протокола.  Пункт с) этой статьи отводит 9 лет с момента вступления в силу Протокола II на приведение всех   противопехотных мин в соответствие с требованиями этого документа.

4. Международные знаки для обозначения минных полей и минных районов.
Для обеспечения видимости и узнаваемости гражданским населением, при обозначении минных полей и минных районов используются нижеописанные знаки, аналогичные прилагаемому образцу:
а) размер и форма: треугольник или квадрат размером не менее 28 см. (11 дюймов) на 20 см. (7, 9 дюйма) для треугольника и со сторонами не менее 15 СМ (6 дюймов) для квадрата;
b) цвет: красный или оранжевый с желтой светоотражающей каймой;
с) символ: символ, приведенный в качестве иллюстрации в приложении, или альтернативный символ, легко узнаваемый в том районе, где будет установлен такой знак для обозначения опасной зоны;
d) язык: на знаке должно содержаться слово" мины "на одном из шести официальных языков Конвенции (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский) и на языке или языках, распространенном (распространенных) в данном районе; и
е) распределение: знаки должны устанавливаться вокруг минного поля или минного района на расстоянии, достаточном для того, чтобы гражданское лицо, приближающееся к району, могло видеть их из любой точки".

protikol-ii-ogran-1.gif (8732 bytes)На рисунке представлено четыре из множества вариантов международного знака обозначения минных полей и минных районов. Обязательными в знаках являются их форма (треугольник или квадрат), размеры, цвет ( красный или оранжевый), желтая светотражающая окантовка  и надпись о минах, понятная местному населению. Цвета надписей, символы, означающие опасность не регламентируются. Лишь бы они были понятны местным жителям, в том числе и неграмотным.
По российским нормам знаки ограждения минных полей не регламентируются. Обязательным является лишь требование о понятности знаков. Символы и надписи могут быть произвольными. В армии США и  армиях стран NATO знаки ограждения минных полей регламентируются документами STANAG 2889 и STANAG 2036, однако и они не соответствуют стандартам Протокола II. очевидно с введением этого документа в действие национальные знаки минной опасности будут приведены в соответствие с ним.

Источники

1.Сайт "GICHD" (http://www.gichd.ch/docs/minebantreaty/index.htm)
2.Сайт http://extranet.garant.ru/cross/DOC2460842.htm

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

klassif-1.gif (2258 bytes)

Заметки на полях.
Тягостное впечатление остается по внимательному прочтению  с карандашом в руках и этого Протокола II и Оттавской Конвенции. Оба эти документа нежизнеспособные.

Оба они преследуют благие цели, но большинство их требований  невозможны к исполнению, т.к. фактически пытаются ликвидировать мины, как вид оружия.

Известный специалист Пол Джефферсон сказал, что это попытки ликвидировать не вид оружия, а принцип, используемый во всех областях жизни. Обычная охранная сигнализация автомобилей, квартир, офисов использует  все тот же принцип. Достаточно в системе  на выходе заменить звонок, сирену, регистратор и т.п. на электродетонатор с зарядом взрывчатки ( а ни то ни другое никакими конвенциями не запрещено) как мы получаем обычную мину

К тому же это  оружие весьма эффективно, особенно для более слабой, обороняющейся стороны при сравнительно небольших затратах на его производство. Когда перед властителями того или иного государства во весь рост встает диллема - соблюдать Конвенции и проиграть войну (а значит, потерять власть) или же плюнуть на все международные договоры и пустить в ход все, что может дать шанс на сохранение власти, то можете быть уверены, что нет такого короля, диктатора, президента, председателя,  парламента который предпочтет   потерять свой трон, но не нарушить международные соглашения.

Так что судьба и Оттавской Конвенции и Протокола II пылиться где-то на полках правительственных архивов в полном забвении. Такая судьба уже постигла многие Конвенции.

Скажете нет? А кто помнит про несколько десятков Гаагских Конвенций конца XIX, начала XX веков об обычаях и правилах ведения войн на суше и на море? Кто из соблюдает? Да уже никто и не помнит даже их текстов.
Про них вспоминают только досужие журналисты, когда им требуется обвинить во всех смертных грехах военных той или иной страны (последние десятилетия чаще СССР, Россию, да почившую в бозе Югославию). Да и то, журналисты даже не знают толком ни правильных названий, ни сути, ни даже дат их принятия и называют то Конвенциями, то Декларациями,  то Соглашениями, а в качестве положений этих документов приводят обычно просто свои собственные домыслы.

Скажете есть такие Конвенции, которые всеми неукоснительно соблюдаются ? Да, есть. Например, одна из них запрещает применять безоболочечные пули. Но выполняется она не потому, что она это запретила, а потому, что технически такие пули гораздо хуже пуль, имеющих оболочку. Выполняются соглашения о неприменении химического оружия? Так это только потому, что военные всех стран давным давно убедились, что химическое оружие неэффективно и лишь может затруднить действия своих же войск.

Это же можно сказать и  о ядерном оружии. Это только большой БУХ! и ничего более. Не случайно, американцы испытав на полигонах Ирак, Югославия, Афганистан высокоточное обычное оружие однозначно пришли к выводу, что с его помощью легче добиться нужных результатов, чем с помощью ядерных ударов.