Инженерные боеприпасы (ЯРМ) - arm.html

Инженерные боеприпасы

Советская Армия

Противодесантная мина ЯРМ

arm-03.jpg (20380 bytes)Мина противодесантная, якорного   типа контактного действия.   Предназначена для выведения из строя плавсредств  противника (плавающие транспортеры, автомобили, катера, баржи, лодки, амфибии, паромы и т.п.) при преодолении ими водных преград (рек, озер, водохранилищ и т.п.). Применяется на озерах, реках, небольших водохранилищах.

Мина устанавливается на дно водоема на глубине от 1 м до 12 м. вручную с плавсредства (катер, плавающий транспортер, лодка, баржа). Плавучая часть (на рисунке окрашена ,более светлым  цветом) находится ниже уровня поверхности воды на 0.1-0.7 м. (регулируется), а якорная часть (на рисунке окрашена более темным цветом) находится на дне водоема, удерживая плавучую часть от сноса.   Срабатывает при воздействии на крестовину, находящуюся в верхней части мины,  усилием 0.6-0.9 кг.  При взрыве мины в корпусе плавсредства  противника образуется пробоина или же при достаточно прочном корпусе гидроудар выводит из строя двигатель и трансмиссию машины (срыв с креплений).

Срок боевой работы мины   не ограничивается , т.к. взрыватель ВРМ относится к взрывателям механического типа и элементов электропитания не имеет. Самоликвидатором мина не оснащается.  Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.

Установка мины безопасна. С момента попадания мины в воду  до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей воды проходит от 8 мин. (при +30 град.) до 2.5 часов (при -0 град.). Время постановки мины на боевой взвод определяется временем растворения сахарного предохранителя.

Устройство.arm-01.jpg (16510 bytes)
Мина состоит из корпуса с зарядом ВВ и взрывателем  ВРМ 2, и якоря  с механизмом автоматической установки на заданное заглубление.

Корпус металлический, сварной, в нижней части внутри его приварен конус, заполненный зарядом ВВ. Свободный объем внутри корпуса служит камерой плавучести.
Сверху на корпусе имеется гнездо под взрыватель.
При хранении и транспортировке гнездо закрыто резьбовой пробкой.
В нижней части корпуса имеется горловина для заливки ВВ, закрытая заглушкой с ушком для крепления конца минрепа (троса), соединяющего корпус мины с якорем. К горловине прикреплены две стойки, служащие для соединения корпуса мины с якорем в транспортном положении.

Якорь служит для автоматической установки мины на заданное заглубление и удержания ее на месте установки. Якорь выполнен в форме цилиндра с дном и перегородкой сверху, на которую в транспортном положении опирается корпус мины. Снаружи на якоре закреплена ручка для переноски мины. Внутри якоря к дну прикреплены стойки, между которыми закреплен на оси барабан  с намотанным на нем минрепом, имеющим длину 12 м. Верхний конец минрепа проходит через отверстие в перегородке и с помощью вертлюга  прикреплен к корпусу мины. На щеках барабана имеется по два фигурных выреза, в которые входит подпружиненный стопор. К дну якоря сверху прикреплен дополнительный груз (штерт-груз) в виде кольца.  На грузе имеется подпружиненная поворотная скоба, которая при установке мины поворачивается перпендикулярно плоскости штерт-груза и увеличивает сцепление груза с дном водоема. Груз соединен штерт-тросом   со штоком стопора. Свободная длина штерт-троса определяет заглубление мины. Для регулировки заглубления часть штерт-троса закреплена на грузе четырьмя винтами.
При последовательном вывинчивании каждого винта в порядке номеров, свободная длина троса увеличивается на 10 см и соответственно увеличивается заглубление. Если вывернуть все четыре винта, то заглубление мины будет 0,5—0,7 м. При установке мины в водоемах с илистым дном для обеспечения заглубления мины на 0,1—0,3 м необходимо вывинтить винт № 1.
arm-02.jpg (28250 bytes)В транспортном положении мины штерт-груз удерживается в выемке дна днищем и донной чекой 15. Донная чека проходит в отверстия в закраинах якоря и нижних концах стоек, закрепленных верхними концами в горловине корпуса мины, и через прорезь винта, ввинченного во  втулку днища. Винт упирается в шток стопора. Этим обеспечиваются в транспортном положении соединение корпуса мины с якорем и фиксация стопора барабана в верхнем положении.

Взрыватель ВРМ.
Взрыватель механический с сахарным предохранителем состоит из корпуса 10, втулки 15, ударника 13, боевой пружины 14, колпачка /11, пружины колпачка 9, тяги 8, двух шариков 12, удерживающих ударник во взведенном положении, головки 5 с опорной шайбой 7, сахарного предохранителя 4 (шашка с отверстием), крышки 3 и предохранительной чеки 6 в виде вилки с кольцом 2.
Втулка 15 в корпусе взрывателя и тяга 8 в головке закреплены при помощи винтов. Сверху взрыватель при хранении закрыт резиновым колпачком .
Снизу в корпусе взрывателя закреплен стакан 18 с детонатором (тетрил, 27 г) 17 и капсюлем-детонатором М-1 16.
На корпусе взрывателя имеются наружная резьба для ввинчивания в гнездо мины, гнезда для радиусного ключа и отверстие, закрытое пробкой.
Крестовина служит для передачи усилия от цели (плавсредства) взрывателю. Стойка крестовины надевается на головку взрывателя и фиксируется пружинной защелкой.

Принцип действия

Перед сбрасыванием мины в воду выдергиваются предохранительная чека из взрывателя и донная чека из якоря.

I.При сбрасывании мины в воду от якоря отделяется днище, груз выпадает из выемки дна якоря и, повисая на штерт-тросе, оттягивает стопор, который выходит из зацепления со щеками барабана. Барабан получает возможность свободно вращаться.

II. Минреп сматывается с барабана, а якорь погружается в воду; корпус мины при этом плавает на поверхности воды.arm-2.gif (8414 bytes)

III. Когда груз достигает дна водоема, натяжение штерт-троса уменьшается, стопор под действием пружины входит в фигурные вырезы на щеках барабана и сматывание минрепа прекращается.

IV. Якорь, продолжая погружаться до дна водоема, увлекает под воду корпус мины на заглубление, заданное длиной штерт-троса.

После погружения взрывателя мины в воду растворяется сахарный предохранитель и мина переходит в боевое положение. |(Время растворения сахарного предохранителя от 10 мин при тем­пературе воды +20° С до 40 мин при температуре воды около 0° С.)

При воздействии цели  на крестовину головка взрывателя наклоняется и тянет за собой тягу с колпачком вверх. Колпачок, сжимая пружину колпачка, поднимается вверх и тянет за собой ударник до тех пор, пока шарики выйдут из втулки. Шарики выкатываются, .ударник освобождается и под действием боевой пружины накалывает капсюль-детонатор М-1, вызывая его взрыв. От капсюля-детонатора взрывается детонатор взрывателя и от него заряд ВВ мины.

Тактико-технические характеристики мин ЯРМ

Тип мины…………………………………...................................... противодесантная якорная  фугасная контактного действия
Корпус.............................................................................................. сталь
Масса. (полная)................................................................................. 13  кг.
Масса заряда ВВ (тротил)................................................................ 3 кг.
Габаритные размеры (до сброса в воду):
                                                                - диаметр................................. 27.5 см.
                                                                 - высота............................... 51 см.
Глубины установки мины: 1-12 м.
Максимально допустимая скорость течения..................................... 1.0 м/сек.
Возможные заглубления корпуса мины от поверхности................ 0.1, 0.3, 0.5, 0.7 м
Тип датчика цели........................................................................... контактный наклонный механический
Время приведения  боевое положение........................................ 10-40 мин.
Усилие срабатывания контактных замыкателей........................... 0.6-0.9 кг.
Взрывоустойчивость.................................................................... 12м. от взрыва подводного заряда массой до 3 кг.
Применяемый взрыватель............................................................. ВРМ
Используемый запал..................................................................... М-1
Извлекаемость................................................................................ извлекаемая, но извлечение запрещено
Обезвреживаемость....................................................................... обезвреживаемая, но обезвреживание запрещено
Самоликвидация/самонейтрализация............................................ нет/нет
Срок боевой работы....................................................................... не определено.
Температурный диапазон применения.......................................... 0- +30 градусов (вмерзшие в лед мины сохраняют работоспособность)
Гарантийный срок хранения........................................................ 10 лет.

Цвет- cерый (шаровый).

Маркировка.
Маркировка стандартная, наносится черной краской на боковой стенке корпуса   и содержит

ЯРМ шифр мины
01-6-56 шифр завода изготовителя- номер партии- год изготовления
Т шифр снаряжения

Укупорка.
Две мины с крестовинами, но  без взрывателей уложены в ящик размерами 85 на 34.5 и на 45.8 кг. Вес брутто 50 кг.
6 взрывателей уложены в металлическую коробку. В нее же уложены сахарные шашки. 2 металлические коробки уложены в деревянный ящик размерами 44 на 22 и на 20.7 см. Вес брутто 14 кг.


Источники

1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976г.
2.  Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
3. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
4. Е.С.Колибернов и др. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
5. Опыт применения инженерных мин в тропиках. ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1978г.
6. Личный фотоархив Д.И.Горбовского.
7. Экспозиция Cанкт-Петербургского музеz артиллерии, инженерных войск и войск связи/

Ноябрь 2016г..

 

 

---***---

Рейтинг@Mail.ru

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях. Мина  очень проста в применении и может использоваться минерами довольно низкой квалификации. Ее применение целесообразно в тихих озерах, медленно текущих реках.

Точных сведений о боевом применении этой мины у автора не имеется. Слышал об использовании этой мины вьетнамскими диверсантами в 1972-75гг. при минировании мест стоянок американских патрульных катеров, для блокирования проток, небольших бухт на вьетнамских реках. Каковы результаты применения неизвестно, но зная изощренность ума этих мелких, но злых солдатиков, их невероятное упорство в достижении цели, можно не сомневаться, что редкая из этих мин взорвалась напрасно.