Инженерные боеприпасыСоветская (Российская) Армия
|
Общая масса комплекта | |
-брутто............................................................. | 50 кг. |
-боевая............................................................ | 34 кг. |
Тип заряда............................................................................................... | Детонирующий кабель ДКР-150А |
Длина заряда........................................................................................... | 60 м. |
Диаметр заряда....................................................................................... | ? |
Масса взрывчатки в заряде................................................................... | 9 кг. |
Тип используемой взрывчатки............................................................. | A-IX-I 9 (гексоген) |
Способ подачи заряда на минное поле............................................. | по воздуху ракетным двигателем |
Дальность забрасывания заряда (считая от головной части)............ | 140-160 м. |
Протяженность создаваемого прохода................................................ | 54 м. |
Ширина создаваемого прохода............................................................. | 40-60 см. |
Вероятное отклонение подачи заряда от заданного направления. | до 2 м. |
Расчет для подготовки пуска заряда................................................... | 1-2 чел. |
Время подготовки заряда..................................................................... | 5-7 мин. |
Ограничения применения по уклонам местности............................. | продольный +- 15 градусов, поперечный +- 5 градусов |
Ограничения применения по ветру..................................................... | ветер поперечного или встречного направления не более 4м/сек |
Ограничения применения по вертикальным препятствиям............. | на месте пуска и на директрисе высотой не более 1.5 м. |
Способ инициирования взрыва........................................................... | таймерный взрыватель через 13-22 сек после пуска |
Температурный диапазон применения................................................. | -40 - +50 градусов |
Безопасное удаление личного состава при запуске............................. | 10 м. |
Безопасное удаление личного состава при взрыве заряда................. | 50 м. (без учета опасности от взрываемых мин) |
Комплект
заряда ЗРП-2.
1. Детонирующий кабель ДКР-15А, уложенный в рюкзак.
2. Пусковой станок, в который уложены:
-твердотопливный ракетный двигатель ДЗРП,
-металлический анкерный кол,
-наконечник анкерного кола,
-взрыватель заряда,
-пенал с двумя пусковыми устройствами УП-60,
-соединительный трос.
3. Футляр с тормозным шнуром.
4. Подрывная машинка ПМ-4.
В транспортировочном положении весь
комплект заряда уложен в рюкзак и может переноситься одним или двумя
солдатами.
Рюкзак при использовании заряда используется в качестве контейнера для детонирующего кабеля. Кроме того, к нему с помощью лямок крепится пусковой станок, в котором в это время находится лишь ракетный двигатель.
На снимке слева: комплект ЗРП-2 на станковой системе для переноски грузов.
Подготовка заряда к использованию.
От автора. Здесь я описываю кратко процесс подготовки заряда к пуску, но отнюдь не инструкцию, дабы избежать обвинений в том, что я обучаю террористов. Кое-что существенное я намерено опускаюПоложение заряда, приготовленного к пуску показано в начале данной статьи.
Пусковая позиция должна находиться на удалении 100 м от
ближней границы минного поля. При указанном расстоянии обеспечивается
перекрытие зарядом минного поля глубиной до 40 м.
Для пусковой позиции подготавливается ровная площадка размером не менее 1×1
м.
Положение заряда, приготовленного к пуску показано в начале данной статьи.
1, Установить заряд на площадке в ранце плечевыми ремнями в сторону, противоположную подаче заряда; развязать стягивающую ленту, вынуть из ранца футляр с тормозным шнуром и пусковой станок, закатать края ранца за бухту детонирующего кабеля.
2. Открыть дно и крышку пускового станка, из гнезд извлечь взрыватель, двигатель, футляр с пусковыми устройствами, анкер и соединительный канат.
3. Придать пусковому станку угол возвышения, для чего установить пусковой станок сзади ранца с детонирующим кабелем, и прикрепить станок к ранцу.
4. Ввинтить втулку соединительного троса в гнездо соплового блока двигателя и установить двигатель в гнездо пускового станка так, чтобы соединительный канат находился в пазе гнезда под двигателем, а свободный конец каната с втулкой выступал из паза сверху станка.
5. Свинтить между собой составные части анкера, на удалении 10 м сзади от пусковой позиции анкер забить в грунт под углом 30—45° так, чтобы его верхняя часть была направлена в сторону, противоположную направлению подачи заряда.
6. Вытянуть из футляра 10 м. шнура и закрепить его конец на анкере Футляр с тормозным шнуром положить в 1—1,5 м сбоку от ранца так, чтобы второй конец тормозного шнура оказался сверху.
7. Вытянуть из футляра второй конец тормозного шнура на 0,7—1 м и соединить его со взрывателем.
8. Соединить взрыватель с хвостовой втулкой детонирующего кабеля, навинтить накидную гайку и положить на футляр с тормозным шнуром, навинтить накидную гайку втулки соединительного каната на головную втулку детонирующего кабеля, находящуюся в нижней части бухты кабеля, уложив избыток соединительного каната внутрь бухты.
9. Произвести прицеливание заряда на створ намечаемого прохода перемещением пускового станка вместе с ранцем до совпадения белой стрелки на стенке станка с направлением будущего прохода, снять предохранительную чеку со взрывателя, вывинтить пробку из запирающего устройства реактивного двигателя и ввинтить на ее место пусковое устройство УП-60.
Заряд готов к пуску.
Пуск заряда
Для пуска заряда необходимо сдвинуть с корпуса терочного воспламенителя пускового устройства УП-60 металлическую гильзу, переломить корпус по ослабленному сечению и резким движением выдернуть терку за отломанную часть корпуса, отойти от заряда на расстояние не менее 10 м.
После падения заряда на грунт подтянуть его за тормозной шнур так, чтобы конец заряда оказался на ближней границе минного поля. Этим обеспечивается и прямолинейность расположения заряда на минном поле. Подтягивание не должно продолжаться более 13 секунд с момента пуска. По истечении 13-22 секунд с момента полного выхода заряда из ранца от таймерного взрывателя происходит взрыв заряда.
На снимке слева: пуск заряда ЗРП-2. В верхнем левом углу снимка виден дымный след ракетного двигателя. За ним тянется оранжевый детонирующий шнур и белый тормозной трос.
Процесс работы заряда.
Форс пламени от воспламенительного устройства УП-60
поджигает пороховой заряд ракетного двигателя.
Пороховые газы, выходя из сопел, создают реактивную тягу, и двигатель
вылетает из станка. На полете двигатель через соединенный с ним
и с детонирующим кабелем соединительный трос выбирает из ранца детонирующий
кабель.
После полной выборки детонирующего кабеля приводится в действие таймерный
взрыватель, в котором загорается пиротехнический замедлитель.
Заряд, продолжая полет, вытягивает из футляра тормозной трос; при этом
происходят плавное торможение заряда в воздухе, его выпрямление и
ограничение дальности подачи. Заряд падает на грунт.
Через 13—22 с, считая с момента полного выхода заряда из ранца, форс
пламени от пиротехнического замедлителя взрывателя воздействует на
капсюль-детонатор, который, срабатывая, вызывает взрыв детонатора взрывателя
и детонирующего кабеля.
От автора. На снимке справа показан момент взрыва заряда ЗРП-2. Я специально помещаю этот снимок с тем, чтобы показать, что в реальности взрыв любого заряда взрывчатки на воздухе - это короткая тускловатая вспышка (в яркий солнечный день часто вообще незаметная), короткий отрывистый хлопок (иногда звук раскатистый и повторяющийся, если звуковая волна отражается от местных предметов) и поднимающийся вверх черный, серый или белый дым. Если же вы видите красивое клубящееся огненное облако - знайте, во взрыве принимало участие моторное топливо (солярка, бензин и т.п.) или бытовой газ. Эти материалы любят использовать киношные пиротехники дабы создать впечатление.
Окраска.
Показана на иллюстрации в начале статьи.
Укупорка.
Комплект заряда в брезентовом ранце уложен в деревянный ящик с
размерами 53 на 50 и на 40 см. Масса брутто 50 кг.
Маркировка
На крышке ящика — знак разрядности (степени опасности) груза (1.1); на
передней стенке ящика — шифр или номер предприятия-изготовителя, номер
партии , год изготовления, количество изделий (1) и вес брутто. Могут
присутствовать надписи типа "Опасно", "Не кантовать" и т.п.
На изделиях комплекта только служебные (технологические) метки и клейма.
Аэротранспортабельность.
Комплект заряда в штатной деревянной таре может перевозиться всеми
типами транспортных самолетов.
Комплект заряда ЗРП-2 в ранце может сбрасываться на парашюте в
грузовом контейнере ГК-30.
Комплект заряда ЗРП-2 в деревянной упаковке допускает его сбрасывание на
парашюте на грузовой платформе ПГС-500. На платформе устанавливаются
дном вниз 12 ящиков с зарядами в два ряда по высоте.
Существует практический вариант ЗРП-2, который обозначается как УИ-ЗРП-2. Он предназначен для обучения личного состава. Отличается от боевого тем, что детонирующий кабель и взрыватель имеют инертное снаряжение. Реактивные двигатели и пусковые устройства в практических комплектах имеют боевое снаряжение.
Сентябрь 2017 г.
1.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной
части и применению. Книга пятая. Военное издательство. Москва. 1987г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов и др. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО
СССР. Москва. 1984г.
4. Руководство по подрывным работам. Военное издательство. Москва.1969г.
5. ГОСТ 14839.20-77
6. ГОСТ 19433-88
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы
Заметки на полях. Заряд оказался удобной штукой во
время сплошного разминирования местности после окончания боевых действий. В
частности, после второй Чеченской войны.
В общем то, едва ли не все противопехотные мины, которые используются
массово, достаточно надежно уничтожаются этим зарядом. Тропы, которые этот
заряд создает, облегчает работу деминеров, обеспечивает им более свободное
передвижение в опасных областях.
Думается, что и в будущем ЗРП-2 найдет самое широкое применение. Ведь это только наивные и недалекие умом диванные либерал-демократы (без излишней скромности именующие себя "мыслящей частью общества") могут всерьез полагать, что какие то Оттавские или Женевские конвенции могут остановить применение противопехотных мин.
Когда перед солдатом стоит диллема- нарушить конвенцию и получить шанс самому выжить, а врага уничтожить, или же соблюсти конвенцию и погибнуть, можете не сомневаться, он выберет первое.
А мину легко сварганить, что называется, и на коленке. С солдатских импровизаций в Первую Мирровую то как раз и начиналось современное минное дело.