Инженерные боеприпасы

Красная  Армия

Противотранспортная  мина МЗД-3

mzd-3-1.jpg (9153 bytes) В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-3".

Предназначена для  выведения из строя  транспорта ( автомобилей, бронемашин, танков), двигающегося по автодорогам. Может также применяться для выведения из строя железнодорожного подвижного состава  с одновременным разрушением рельсового пути.

По конструкции мина МЗД-3 аналогична мине МЗД-2, за исключением того, что инерционные замыкатели (датчики цели) были вынесены за пределы корпуса мины и залиты в мастичный герметичный корпус. С электроцепью мины датчики соединялись длинным двужильным кабелем 

От автора. Инерционные датчики мины МЗД-2, вследствие того, что были установлены внутри корпуса мины, не имели достаточной чувствительности, чтобы реагировать на сотрясение почвы под движущимися легковыми и легкими грузовыми автомобилями. Мина МЗД-2 могла сработать при движении по автодороге тяжелых грузовиков или танков, но  такое срабатывание не гарантировалось. Поэтому, в мине МЗД-3  блок инерционных датчиков цели и был сделан выносным на длинном двужильном проводе. В общем, можно считать мину МЗД-3 усовершенствованным вариантом мины МЗД-2.

 Мина приводится в боевое положение автоматически   по истечении заранее установленного времени.   Взрыв мины происходит после автоматического приведения ее в боевое положение под первым, оказавшимся над ней автомобилем, танком или железнодорожным подвижным средством (паровоз, мотовоз, дрезина, вагон).
Срок замедления определяется типом электросопротивления, установленного в электрохимический  взрыватель ЭХВ и может составлять mzd-3-2.jpg (20335 bytes)от 12 часов  до 120 суток.

Устройство мины предельно простое. Это дощатый ящик со сдвижной верхней крышкой, обеспечивающей доступ к  механизмам мины.

Внутренний объем корпуса разделен на два отсека. В заднем отсеке помещаются тротиловые шашки общим весом от 2 до 4 кг. В зависимости от массы заряда корпус может иметь различную длину от 31 до 51 см.
В переднем отсеке помещается электрохимический взрыватель ЭХВ (1) и две батареи КБС-Л-0,50 (2) питания электродетонатора.
Электродетонатор (3) вставляется в одну из шашек, сквозь отверстие в перегородке.
Шашки общим весом от 2 до 4 кг. фиксируются в своем отсеке дощатой перегородкой с отверстием  для пропуска электродетонатора. Взрыватель ЭХВ  и батареи фиксируются на месте с помощью фанерной перегородки. и сдвижной крышкой.

Два инерционных замыкателя (датчики цели), расположенные под углом 90 градусов относительно друг друга вделаны вmzd-3-3.jpg (4963 bytes) мастичный сплошной корпус (4), из которого выходят два провода. С помощью длинного (до 1.5 м.) двужильного кабеля(5), коробка датчиков цели соединена с электровзрывной цепью мины. Этот кабель проходит в отверстие (6) в боковой стенке мины. Отверстие герметизируется резиновой пробкой.

Мина имеет сравнительно небольшой заряд взрывчатки ( от 2 до 4 кг.) и должна использоваться с дополнительным зарядом, обеспечивающим надежное выведение цели из строя. Против автотранспорта и танков целесообразен дополнительный заряд массой от 15 до 100 кг., против ж/д подвижного состава от 5 до 15 кг. Против ж/д транспорта мина с зарядом 4 кг. может использоваться и без дополнительного заряда.

Мина доставляется к месту минирования неокончательно снаряженной. В корпус вставлены шашки, батареи питания, коробка датчиков цели и кабель  уложены внутрь корпуса мины.  Взрыватель ЭХВ и электродетонатор  перевозятся в собственной укупорке.

Эта мина была разработана и принята на вооружение Красной Армии  глубокой осенью 1941   года на основании опыта использования мин МЗД-2 на Украине и в Белоруссии, и применялась для минирования  автодорог, рулежных дорожек аэродромов, железнодорожных путей  при отходе Красной Армии, а также подразделениями спецминирования  под Москвой и позднее. 

Глубина установки мины в полотно автодороги должна быть в пределах  0.6-0.7 метра (считая от верхней крышки мины), а коробки датчиков не глубже 25 см. от поверхности.  При минировании железных дорог мина устанавливается на глубину до 1.5 м., при этом коробка датчиков цели размещается на глубине до 0.6-0.7 м.

Электрохимический взрыватель ЭХВ, выполняющий в данной мине роль   электрозамыкателя   замедленного действия, внешнеmzd-2-3.jpg (12794 bytes) представляет собой бакелитовый (фенопластовый) пенал диаметром 33 мм. (в широкой части 75 мм.) и длиной 15.6 см.

Внутри помещается медная электролитическая ванна (1), представляющая собой отрезок медной трубки, закрытой пластмассовыми пробками с обеих концов. Она заполнена электролитом. Сквозь ванну проходит медная изолированная проволока, которая в средней своей части обнажена. Один конец этой проволоки с помощью припоя закреплен на пробке, а второй конец ее прикреплен к подпружиненному ударнику (2). В припой упирается положительный контакт электрической батареи КБ-У-1.5 (3). В расширенной части взрывателя помещается пластмассовая пластина, на которой размещены два пружинных контакта с зажимами. Провод от одного контакта проходит к электролитической ванне и припаян к ее стенке. К второму контакту прикреплена пружинистая металлическая пластинка, которая опирается на отрицательный контакт батареи. В этих двух контактах может зажиматься металлическая ламель (4)  с калиброванным сопротивлением. Пенал закрывается завинчивающейся крышкой (5). С противоположной стороны в пенал ввинчивается    электроконтактная пробка (6).

Как только ламель, имеющая нужные параметры (срок замедления) будет вставлена в зажимы, замыкается электрическая цепь - mzd-3-5.jpg (7067 bytes)положительный полюс батареи -проволочка внутри электролитической ванны -  корпус ванны, - синий провод, зажим-ламель- второй зажим, отрицательный полюс батареи. Под воздействием электротока проволочка начинает растворяться и по истечении определенного времени разорвется. А поскольку только она удерживала подпружиненный ударник, то последний теперь пойдет вперед и   замкнет  электроцепь.  С этого момента электровзрывная цепь  мины разомкнута   только в инерционных  замыкателях, которые играют роль датчиков цели.
Каждый взрыватель снабжается набором ламелей, на которых обозначен срок замедления от 12 часов   до 120 суток, однако использовать ламели с обозначениями от 12 часов  до 10 суток разрешается, если с момента изготовления взрывателя прошло не более 2 месяцев. Обезвреживать разрешается мины, у которых прошло не более половины срока замедления.
Обезвреживание  взрывателя - отвинтить крышку, извлечь ламель. Затем извлечь взрыватель из мины и вывинтить запал. Обезвреженные взрыватели подлежат уничтожению. Повторное их использование не разрешается.

Электровзрывная цепь мины включает в себя электродетонатор, взрыватель ЭХВ, два инерционных замыкателя в отдельной бакелитовой коробке и две батареи питания электродетонатора. В боевом положении с началом работы мины эта цепь разомкнута в двух местах - взрывателем ЭХВ и инерционными замыкателями. При прохождении над миной  транспортного средства один из инерционных замыкателей  (датчиков цели) замыкается, но взрыва не происходит, поскольку цепь также разомкнута взрывателем ЭХВ. После прохождения транспортного средства инерционный замыкатель вновь размыкается. Как только ЭХВ отработает время замедления, он замыкает цепь. Теперь цепь разомкнута только инерционными датчиками. При первом же прохождении над миной поезда один из двух датчиков замыкается и на электродетонатор подается ток. Взрыв.

Инерционные датчики включены в цепь параллельно и работают независимо друг от друга.    они размещены в  перпендикулярных плоскостях, поскольку такой датчик реагирует на движение только в  поперечном направлении и не работает, если движение или колебания почвы действуют в перпендикулярном направлении.

 

Тактико-технические характеристики мины МЗД-3

Тип мины…………………………………....................................... противотранспортная автодорожная
Корпус................................................................................................ дерево
Масса................................................................................................. 8.2-16 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)................................................................. 2-4 кг.
Длина................................................................................................ 31-51 см.
Ширина............................................................................................. 16 см.
Высота.............................................................................................. 13 см.
Применяемый взрыватель............................................................. электровзрывное устройство с использованием ЭХВ и двух инерционных замыкателей
Время замедления..................................................................... 12 час.-120 сут.
Температурный диапазон применения......................................... -10 - +40 град.
Извлекаемость.............................................................................. неизвлекаемая до самонейтрализации
Обезвреживаемость...................................................................... необезвреживаемая до самонейтрализации
Cамоликвидация/самонейтрализация........................................... нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев)
Время боевой работы...................................................................... 9-18 месяцев

При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод вкладыванием в резиновый мешок,  обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать   утепление  мины. С наличием утеплителя батареи  работоспособны до температуры до -10 градусов, без утеплителя до -5 градусов.

Мина считается неизвлекаемой и необезвреживаемой, т.к. инерционные датчики весьма чувствительны к незначительным сотрясениям мины и даже иногда к шагам человека вблизи мины.

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашки располагаются на штатном месте, взрыватель , инерционные датчики, электродетонатор и батареи питания отдельно в своей штатной укупорке.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения   формуляра по инстанции до начальника инженерной службы  армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев.

Мина  МЗД- 3 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные или полностью облитые смолой или гудроном. Маркировка на мину не наносится.

Возможны различия в способах крепления крышки, массе заряда, коробки датчиков цели.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

Июнь 2006 г.

Источники

1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982 г.
3. Майор В.И.Семенов. Мины-сюрпризы. Военное издательство НКО Союза СССР. Москва. 1943 г.
4. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.
5. К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО СССР. 1942.
6. Merkblatt über russische Spreng- und Zünd- mittel, Minen und Zünder. Oberkommando des Heeres. Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr.1/42. Berlin, 1.1.1942.
7. Краткая инструкция по применению мин замедленного действия МЗД-1, МЗД-2 и МЗД-3. Военииздат НКО ССР. Москва. 1942 г.
8. П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год. ОЛМА-Пресс. Москва. 2005 г.
9. И.Старинов. Заместитель по диверсиям. Яуза. Эксмо. Москва. 2005 г.
10.И.Г. Старинов. Мины замедленного действия. Альманах Вымпел. Москва.1999 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

klassif-1.gif (2258 bytes)