Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПротиводесантная мина "Рыбка"Мина была разработана в 1915 году для военно-морского флота под обозначением "Малая якорная мина типа "Рыбка", как противокорабельная морская мина. Однако слишком маленький заряд взрывчатки ( всего 9-12 кг. тротила) позволял применять ее только против кораблей очень малого водоизмещения (максимум - против подводных лодок, торпедных катеров, бронекатеров или речных мониторов). Предполагалось использовать эти мины для защиты устьев судоходных рек от проникновения в них мониторов, прикрытия пляжей и других удобных для высадки морских десантов мест. Некоторые запасы этих мин хранились с тех времен на флотских складах в Севастополе. По свидетельству немецкой Памятки по советским трофейным минам издания января 1942 года мины "Рыбка" в довольно значительных количествах использовались советскими войсками в 1941 году в Каркинитском заливе Черного моря и заливе Сиваш Азовского моря в районе Перекопа и Турецкого вала против десантных высадочных плавсредств немцев (лодки, катера, паромы Зибель). Достоверных сведений об использовании в последующие годы войны не имеется. Установить, изготавливались ли эти мины в советское время, не представилось возможным. По непроверенным данным, советские войска, оставляя Севастополь и другие черноморские порты, установили некоторое количество Рыбок возле погибших боевых кораблей и транспортных судов с целью затруднить работу водолазов и судоподъемные работы. Однако, в послевоенное время наши водолазы с ними не столкнулись ни разу. От автора. Исходя из того, что морские якорные мины изготавливались из стойкого к морской воде металла, и имели высокую степень герметичности, нельзя совершенно исключить того, что отдельные экземпляры Рыбок плавают где либо в Азовском или Черном море, или еще в каком ни будь водоеме, и не сохранили свою боеспособность. Конечно, вероятность этого исчезающе мала, но думается, что статья об этой мине поможет дайверам, погружающимся на дно морское, в случае чего, правильно идентифицировать эту опасную находку. Уж очень мало она похожа на морские мины и слишком похожа на обычные буйки, которыми огораживаются со стороны моря черноморские пляжи. И не удивлюсь, если где то обнаружатся выкрашенные в веселенький оранжевый цвет, с давно оборванными датчиками цели и используемые в качестве буйков Рыбки с забытых складов, но сохранившими внутри тротил, а то и сам взрыватель. Внешне, мина представляет
собой веретенообразное металлическое тело. Средняя часть имеет
цилиндрическую форму диаметром 30 см. и длиной около 15 см., к которой
спереди приварен конусообразный нос длиной около 25 см, а сзади такой же
конусообразный хвост длиной около 50 см. Общая длина корпуса мины по
различным данным 90-113 см. В верхней части хвостового конуса имеется отверстие, в которое вделан взрыватель, имеющий в верхней части датчик цели, в виде двух металлических прутьев, каждый длиной по 30 см., расположенных горизонтально относительно поверхности воды и перпендикулярно продольной оси мины. Это двуплечий рычаг, высвобождающий подпружиненный ударник взрывателя, если рычаг повернулся от столкновения с плавсредством вокруг вертикальной оси более, чем на 30 градусов. В транспортном положении двуплечий рычаг расположен вдоль
продольной оси корпуса мины и один конец его удерживается в этом положении с
помощью сахарного (или солевого) замка, который находится на кончике
хвостового конуса. В этом положении двуплечего рычага ударник
взрывателя заблокирован. Якорный трос проходит от взрывателя через проушину в передней части цилиндрической части корпуса и шкив в носовой части носового конуса. Далее он уходит к вьюшке, расположенной в якоре мины. Якорь внешне представляет собой деревянный ящик, заполненный балластом и, укрепленный на металлической тележке. Вьюшка удерживается от разматывания троса защелкой храпового механизм. К защелке подвешивается на тросике штерт-груз. Длина тросика штерт-груза устанавливается в зависимости от того, на какой глубине желательно держать корпус мины. Она может составлять от 10 до 70 см. После сбрасывания мины с плавсредства штерт-груз повисает
на своем тросике под якорем, высвобождая вьюшку. Мина, вследствие своей
плавучести остается на поверхности, а якорь под своим весом опускается вниз.
Вьюшка в это время свободно крутится и трос разматывается. Как только
штерт-груз касается дна, защелка под действием своей пружины
поднимается вверх и блокирует вращение вьюшки. Трос перестает
разматываться и плавающий корпус мины якорем увлекается вниз, пока якорь не ляжет
на грунт. Таким образом корпус мины оказывается на заданной глубине. Вскоре
после этого заканчивается процесс растворения сахара в замке и мина
становится в боевое положение. Однако, этот способ установки мины используется при глубинах более 1 метра. На мелководье корпус мины остается закрепленным на своем якоре, который в этом случае играет роль подставки для корпуса мины. Минимальная глубина установки мины в этом случае составляет 80-90 см. На рисунке справа показан вариант установки мины на мелководье. По сведениям из немецкого Руководства по обезвреживанию морских мин издания 1946 года "Uebersicht ueber deutsche und fremde Ankertauminen und Sperrschhutzmittel" мины "Рыбка" могли использоваться и в качестве речных сплавных мин. В этом случае корпус мины отделялся от якоря и опускался в воду. Вследствие своей положительной плавучести мина плыла на поверхности по течению до встречи с опорой моста, понтоном наплавного моста, гидротехническим сооружением (плотина, ворота шлюза, водозабор и т.п.), плавсредством. Столкновение приводило к срабатыванию взрывателя и повреждению объекта противника. Тактико-технические характеристики мины "Рыбка"
Хотя мина не имеет никаких элементов неизвлекаемости,
высокая чувствительность датчика цели практически исключает извлечение
мины из воды. Конструкция взрывателя не предусматривает его перевод в
небоевое положение или извлечение его из корпуса мины. Обезвреживание мины
рекомендуется осуществлять ее расстрелом из орудия калибра 37-45 мм. При
этом необходимо проследить, чтобы произошел взрыв мины или ее полное
разрушение. Остатки взрывчатки и механизма взрывателя взорвать. От автора. Это немецкая рекомендация - уничтожать "Рыбку" накладным зарядом. По советским канонам подобные мины уничтожаются обстрелом из снайперской винтовки, обычного или крупнокалиберного пулемета с дистанции не меньше 200 метров (желательно из бронетранспортера). Стрельба ведется по взрывателю или датчикам цели до срабатывания взрывателя и взрыва мины. Сведений об устройстве взрывателя, внутреннего устройства мины у автора не имеется. Принцип конструкции якорного устройства Рыбки аналогичен морским якорным минам и противодесантной мины ПДМ-3я. Сведений об упаковке, маркировке и количестве изготовленных и использованных мин не имеется. Окраска боевых мин стандартная, т.е. черная. Окраска учебных мин - чередующиеся продольные красные и белые полосы на носовом конусе корпуса мины. Остальная часть учебной мины черная. P.S. Об использовании этих мин в период Первой мировой и Гражданской войн упоминает Г.М. Лебедский в своей научно-популярной книге издания 1949 года. Ниже я помещаю цитату их этой книги. Что в этой информации истина, а что просто пропаганда, мне установить не удалось. Думается, что с достаточной степенью достоверности можно утверждать, что мина "Рыбка" довольно активно использовалась в этот период. За предоставленный материал авто благодарит Игоря Куриленко из г.Бровары (Украина). Итак, выдержка из книги: "Года за два до начала первой мировой империалистической
войны русскими моряками была изобретена новая мина, которая могла находиться
недалеко от поверхности моря в районах, где преобладали сильные течения. Эта мина удерживалась в воде на том расстоянии от поверхности моря, которое необходимо для поражения кораблей. Мина была небольших размеров и имела заряд из пироксилина весом 8-12 килограммов. Во время первой мировой войны "Рыбку" часто использовали на Балтике - в Ирбенском проливе и на Черном море у Босфора. Ставили эту мину, как правило, небольшие корабли - катера или минные плотики. Но, несмотря на небольшой заряд, противники России особенно не любили эту маленькую мину. Дело в том, что у нее имелись весьма чувствительные механизмы. Благодаря этому от действия "Рыбки" страдали не только быстроходные боевые корабли, но и тихоходные транспортные суда, до парусных включительно. Кроме того, ее очень сложно было достать из воды и разоружить. Много немецких и турецких матросов погибло при попытках достать и разоружить русскую "Рыбку". Однако эта чувствительность мешала и тем, кто использовал мину. Иногда "Рыбка" взрывалась, когда с нею неосторожно обращались при постановках в воду. В связи с этим русские моряки своими силами сделали несколько приспособлений для того, чтобы использование "Рыбки" стало безопасным. В гражданскую войну не мало героических дел совершили минеры нашего государства на морях и реках. Особенно трудной была их работа на реках и на таких морях, как Азовское, Каспийское и Черное, на которых все корабли захватили интервенты и белогвардейцы. И здесь на помощь советским морякам пришла мина "Рыбка", так как она была очень небольшим подводным снарядом и ее можно было ставить с малых кораблей. Моряки Красной Азовской флотилии приспособили для
постановки мин буксирные пароходы и баржи. Располагая такими несовершенными
средствами, азовцы в течение 3 месяцев поставили 2210 мин, на которых
подорвались четыре тральщика противника и получили тяжелые
повреждения два миноносца и две канонерские лодки. Мина "Рыбка" использовалась советскими моряками и на других фронтах гражданской войны. Гибли неприятельские корабли на Волге, на Каме, на Белой, на Дону и на многих реках, где советскому народу приходилось отражать нападение интервентов. В 1920 году подстрекаемая крупнейшими капиталистическими государствами выступила против Советской России белопанская Польша. Для питания своих войск поляки использовали реку Припять. По ней проходили пароходы и баржи с военным грузом. Советским морякам было приказано нарушить судоходство на Припяти. Они поставили минное заграждение из мин "Рыбка". Через несколько дней на этих минах подорвались две польские баржи с военным грузом и одно военное судно. После этого поляки почти совершенно перестали пользоваться Припятью для переброски войск и грузов. Так мина "Рыбка" успешно использовалась нашими моряками в борьбе с врагами советского государства". Когда эта статья была полностью готова, И.Куриленко предоставил автору книгу Б.Федосьева "Минное оружие и противолодочные средства", где устройство этой мины описывается подробно и где это описание несколько отличается от от немецкого. После недолгих раздумий автор счел за благо не переделывать статью, а выложить в приложении описание мины в изложении Федосьева. Кстати, он именует эту мину как "Малая мина типа "Р". О довольно широком использовании в ходе Гражданской войны мин "Рыбка" пишет А.Б.Широкорад в своей книге "Великая речная война". В частности, он описывает бои на реке Кама осенью 1918 года, где эти мины
использовались красными для защиты стоянок своих речных кораблей у острова
Зеленый. Это примерно в 17 км от деревни Пьяный Бор Сентябрь 2007 г. Источники1.Ю.Л.Коршунов и Ю.П.Дьяконов. Мины Российского Флота.
Гангут.Нептун. Санкт-Петербург. 1995г. ---***---
|
©Веремеев Ю.Г. Главная страница
|