Инженерные боеприпасы

Армия Японии
(Вторая Мировая война)

Противодесантные мины серии JG
(Type JG Antiboat Mine)

japmine-jg-1.jpg (16443 bytes) Американский источник Japanese Explosive Ordnance обозначает эту серию мин одним наименованием  "Type JG Antiboat Mine".   Японский индекс  серии  неизвестен.

Всего имелось пять типов мин этой серии. Все мины совершенно одинаковы по своей конструкции и внешнему виду, различаясь между собой лишь незначительно размерами и соответственно весом.   Есть основания полагать, что это собственно, не серия, а одна и та же мина, но изготавливавшаяся  различными заводами.

Мина относится к противодесантным минам, т.е. предназначена для поражения плавсредств ( лодки, катера, понтоны, паромы, баржи, плавающие автомобили, плавающие гусеничные транспортеры, плавающие танки) используемых при высадке морских десантов. Также может использоваться как противотанковая противогусеничная мина. Довольно мощный заряд взрывчатки (около 10 кг.) надежно поражает как плавсредства на воде, так и танки на суше. При этом танк обычно   полностью выходит из строя и восстановлению не подлежит, поскольку кроме значительного разрушения ходовой части (гусеница, катки, балансиры) проламывается корпус у стыка днища и борта, внутри танка возникает пожар, экипаж гибнет, а агрегаты срываются со своих креплений. У плавсредства взрыв мины вызывает значительное пробивание корпуса, срыв агрегатов с крепления и тяжелую контузию всего экипажа и десанта.

От автора. Для плавсредства взрыв мины в воде куда как хуже, чем такой же взрыв в воздухе. Вода играет роль забивки и вся сила взрыва направляется в машину. Руководства по подрывным работам при расчетах пробивания металла рекомендуют уменьшать рассчитанный заряд ВВ в полтора раза, если  заряд находится в воде, а по другую сторону металла находится воздух. т.е. в случае взрыва под плавсредством можно считать, что масса взрывчатки не 10 кг, а все 15 килограмм. Корпус же десантных плавсредств обычно весьма тонкий, так что судьба катера или плавающего танка, напоровшегося на эту мину, весьма прискорбна.

Конструктивно, мина JG имеет много общего с миной JE и  представляет собой  стальной корпус в форме усеченного конуса (1), закрытый снизу диафрагмой (2), которая в центре имеет заливное отверстие, закрываемое винтовой стальной  пробкой (2а). Диафрагма-перемычка (3) делит внутреннюю полость мины на два отсека. Нижний отсек заполняется взрывчаткой ( смесь "88" состоящая из  40% динитронафталина и 60% тротила). Это основной заряд мины (4). В центре диафрагмы-перемычки имеется отверстие со вделанным в него стаканом. В этот стакан вставляется тетриловый промежуточный детонатор (9). В него вставлен электродетонатор (8).
Верхний отсек корпуса мины предназначен для размещения взрывного механизма мины. Этот механизм ввинчивается в резьбовое отверстие в верхней части корпуса. Его основу составляют датчик цели (5).

Датчик цели представляет собой металлический корпус, имеющий стеклянную ампулу (9), заполненную электролитом, и находящуюся в свинцовой герметичной оболочке (11) и окруженную защитной металлической спиралью (12). В своей нижней части корпус имеет сухую угольно-цинковую гальваническую батарею (13).  Снизу из корпуса выходят два проводника.

japmine-jg-2.jpg (21201 bytes)Проводники соединены с электродетонатором. Однако, электрическая цепь разорванаjapmine-jg-3.jpg (7397 bytes) предохранительным плунжером (6). Этот плунжер подпружинен и в предохранительном положении удерживается в верхнем положении с помощью предохранительной чеки (7).

При установке мины для приведения ее в боевое положение из плунжера  выдергивается предохранительная чека. Под действием пружины плунжер опускается вниз и перемыкает контакты между собой. Электрическая цепь замыкается. Однако взрыв произойти не может, поскольку сухие гальванические батареи ток не вырабатывают.

Когда цель сомнет свинцовую оболочку   датчика цели , то ампула разбивается и электролит из нее проливается в батарею. Последняя вырабатывает ток, достаточный для взрыва электродетонатора. Поскольку взрывная электроцепь замкнута, то электродетонатор взрывается. От него взрывается промежуточный детонатор (8), а от него основной заряд мины.

От автора.  Обе мины (JE и JG) довольно опасны в обращении. Свинцовые "рожки" при транспортировке и установке мины  никак не защищены. Стеклянная ампула вещь довольно хрупкая и легко может  треснуть, разбиться при разгрузке и переноске мины. Да и заводской брак ампулы нельзя исключать. Целостность же ампулы в мине проверить перед приведением ее в боевое положение невозможно, поскольку узел взрывного механизма, вырабатывающий электричество, представляет из себя неразборный узел. И может статься так, что мина взорвется в момент, когда из нее извлекают предохранительную чеку. Советские и немецкие мины подобного типа, как и морские, имели для этого т.н. сахарные рвушки и сахарные предохранители. Первые представляли собой толстые стальные подпружиненные колпаки, надеваемые на "рожки" и удерживаемые на месте подпружиненными штоками, которые в свою очередь удерживались кусочками сахара. При попадании мины в воду сахар растворялся, штоки высвобождались, колпаки сбрасывались с рожков.
Кроме того, предохранительный шток удерживался на месте не только предохранительной чекой, а тоже кусочком сахара, который вставлялся в механизм непосредственно перед сбрасыванием мины в воду (сначала вставляется кусочек сахара, это позволяет извлечь предохранительную чеку). И тоже при попадании в воду сахарный предохранитель растворялся и освобождал шток, который замыкал цепь. Вот только с этого момента мина могла сработать при попадании кислоты в гальванический элемент. Если мина при этом и взрывалась из-за  того, что ампула разбилась преждевременно, то минер уже давно находился на безопасном расстоянии. Ведь срок растворения сахара составлял от 10 до 100 минут.
Ну разумеется, что ни немцы, ни русские  минеры противодесантные мины против танков не использовали. Эти мины работали только в воде. Так что сахарное предохранение мин, работающих в воде, самое оптимальное.

Тактико-технические характеристики   серии противодесантных  мин  JG

Тип мины………………………………….................................. противодесантная  донная фугасная гальваноударного действия (контактная)
Корпус............................................................................................ сталь
Масса (общая):. .
                          Тип 1..................................................................... 25.9 кг.
                          Тип 2..................................................................... 24.99 кг.
                          Тип 3..................................................................... 28.35 кг.
                          Тип 4..................................................................... 25.9 кг.
                          Тип 5..................................................................... 23.81 кг.
Наибольший диаметр:
                          Тип 1..................................................................... 36.4 см.
                          Тип 2..................................................................... 37 см.
                          Тип 3..................................................................... 37 см.
                          Тип 4..................................................................... 36.4 см.
                          Тип 5..................................................................... 36.4 см.
Высота ( по корпусу)
                          Тип 1..................................................................... 26 см.
                          Тип 2..................................................................... 26.2 см.
                          Тип 3..................................................................... 26.2 см.
                          Тип 4..................................................................... 26.2 см.
                          Тип 5..................................................................... 26 см.
Высота датчика цели.................................................................... 11.2 см.
Маса заряда ВВ (динитронафталин 40%, тротил 60%).............. 9.98 кг.
Усилие срабатывания датчика цели........................ 10-20 кг.
Температурный диапазон применения...................................... 0 - +50 град.
Применяемый взрыватель............................................................. собственный гальваноударный
Извлекаемость............................................................................ да
Обезвреживаемость................................................................... да
Самоликвидация/самонейтрализация........................................ нет/нет
Срок боевой работы...................................................................... не ограничена

Устройств, обеспечивающих неизвлекаемость мина не имеет. Обезвреживание   вывинчиванием взрывного механизма с последующим перерезанием проводников. Если вывинтить взрывной механизм не удается, то такая мина считается необезвреживаемой и подлежит уничтожению на месте обнаружения   взрывом накладного заряда массой 800 гр., прикладываемого к боку мины в нижней части.

Мина окрашивалась в черный цвет. Маркировка белой краской по трафарету иероглифы и цифры. Сведений об упаковке мин не имеется.

Сведений о количестве изготовленных   мин не имеется.  Относительно применения     мин JG точной информации нет, однако можно предположить, что мины серии JG применялись там же и тогда же, что и мины JE.

Май 2006 г.

Источники и литература

1. Japanese Explosive Ordnance. OP 1667. Volume 1. U.S.Navy Regulation 1920, Article 76. 14 June 1946.
2.  M.Croll. The History of Landmines. LEO COOPER.Barnsley. 1998
3. Сайт  WWW.LEXPEV.NL.
4. Сайт "Encilopedia Uzbroenia" (www.dws.xip.pl)
5. Сайт  INERT-ORD.NET
6. К.Е.Черевко. Серп и молот против самурайского меча. ВЕЧЕ. Москва. 2003 г.
7 .Инженерный Журнал №2-1941. И.Волков. Некоторые средства японской подрывной техники.
8. Ю.Л.Коршунов, Ю.П.Дьяконов. Мины российского флота. Гангут. Нептун. Санкт-Петербург. 1995 г.
9. Инженерный Журнал №12-1945. М.Рагозин. Японские наземные мины.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы