Инженерные боеприпасы

Армия Японии
(Вторая Мировая война)

Противодесантная мина JE
(Type JE Antiboat Mine)

japmine-je-1.jpg (19198 bytes) Американский источник Japanese Explosive Ordnance обозначает эту мину как "Type JE Antiboat Mine". Японский индекс мины неизвестен.
Мина относится к противодесантным минам, т.е. предназначена для поражения плавсредств (лодки, катера, понтоны, паромы, баржи, плавающие автомобили, плавающие гусеничные транспортеры, плавающие танки) используемых при высадке морских десантов. Также может использоваться как противотанковая противогусеничная мина. Мощный заряд взрывчатки (около 21 кг.) надежно поражает как плавсредства, так и танки. При этом, как правило танк, полностью выходит из строя и восстановлению не подлежит, поскольку кроме значительного разрушения ходовой части ( гусеница, катки, балансиры) проламывается корпус у стыка днища и борта, внутри танка возникает пожар, экипаж гибнет, а агрегаты срываются со своих креплений. У плавсредства взрыв мины вызывает значительное пробивание корпуса, срыв агрегатов с крепления и тяжелую контузию всего экипажа и десанта.

От автора. Для плавсредства взрыв мины в воде куда как хуже, чем такой же взрыв в воздухе. Вода играет роль забивки и вся сила взрыва направляется в машину. Руководства по подрывным работам при расчетах пробивания металла рекомендуют уменьшать рассчитанный заряд ВВ в полтора раза, если  заряд находится в воде, а по другую сторону металла находится воздух. Т.е. в случае взрыва под плавсредством можно считать, что масса взрывчатки не 21 кг, а все 32 килограмма. Корпус десантных плавсредств обычно весьма тонкий, так что судьба катера или плавающего танка, напоровшегося на эту мину, весьма прискорбна.

japmine-je-2.jpg (17810 bytes)Конструктивно, мина JE представляет собой стальную полую полусферу (1), закрытую снизу диафрагмой (2), которая в центре имеет заливное отверстие, закрываемое винтовой стальной  пробкой (3). Диафрагма-перемычка (4) делит внутреннюю полость мины на два отсека. Нижний отсек заполняется взрывчаткой ( смесь "88" состоящая из  40% динитронафталина и 60% тротила). Это основной заряд мины (5). В центре диафрагмы-перемычки имеется отверстие со вделанным в него стаканом. В этот стакан вставляется тетриловый промежуточный детонатор (6). В него вставлен электродетонатор (7).
Верхний отсек корпуса мины предназначен для размещения взрывного механизма мины. Его основу составляют два датчика цели (8). Эти датчики цели ввинчены в отверстия в корпусе мины.
Датчик цели представляет собой металлический корпус, имеющий стеклянную ампулу (9), заполненную электролитом, и находящуюся в свинцовой герметичной оболочке (10) и окруженную защитной металлической спиралью (11). В своей нижней части корпус имеет сухую угольно-цинковую гальваническую батарею (12).  Снизу из корпуса выходят два проводника.

Проводники обеих датчиков цели соединены параллельно и соединены с электродетонатором. Однако, электрическая цепь разорванаjapmine-je-3.jpg (11562 bytes) предохранительным плунжером (13) и контактами (15). Этот плунжер подпружинен и в предохранительном положении удерживается в верхнем положении с помощью предохранительной чеки (14).

При установке мины для приведения ее в боевое положение из плунжера (13) выдергивается предохранительная чека (14). Под действием пружины плунжер опускается вниз и перемыкает контакты (15) между собой. Электрическая цепь замыкается. Однако взрыв произойти не может, поскольку сухие гальванические батареи ток не вырабатывают.

Когда цель сомнет свинцовую оболочку одного из двух датчиков цели, то ампула разбивается и электролит из нее проливается в батарею. Последняя вырабатывает ток, достаточный для взрыва электродетонатора. Поскольку взрывная электроцепь замкнута, то электродетонатор взрывается. От него взрывается промежуточный детонатор (5), а от него основной заряд мины.

От автора. В общем-то, мина довольно опасна в обращении. Свинцовые "рожки" при  установке мины  никак не защищены. Стеклянная ампула вещь довольно хрупкая и легко может  треснуть, разбиться при разгрузке с транспорта  и переноске мины. Все же  мина весит 48 килограмм и для ее переноски требуется два нормальных солдата или три-четыре японских. Трудно им согласовать свои действия так, чтобы ни разу не стукнуть и не уронить мину. Да и заводской брак ампулы нельзя исключать. Целостность же ампул в мине проверить перед приведением ее в боевое положение невозможно. И может статься так, что мина взорвется в момент, когда из нее извлекают предохранительную чеку. Советские и немецкие мины подобного типа, как и морские имели для этого т.н. сахарные рвушки и сахарные предохранители. Первые представляли собой толстые стальные подпружиненные колпаки, надеваемые на "рожки" и удерживаемые на месте подпружиненными штоками, которые в свою очередь удерживались кусочками сахара. При попадании мины в воду сахар растворялся, штоки высвобождались, колпаки сбрасывались с рожков.
Кроме того, предохранительный шток удерживался на месте не предохранительной чекой, а тоже кусочком сахара. И тоже при попадании в воду сахарный предохранитель растворялся и освобождал шток. Если мина при этом и взрывалась из-за  того, что ампула разбилась преждевременно, то минер уже давно находился на безопасном расстоянии. Ведь срок растворения сахара составлял от 10 до 100 минут.
Ну разумеется, что ни немцы, ни русские  минеры противодесантные мины против танков не использовали. Эти мины работали толко в воде. Так что сахарное предохранение мин, работающих в воде, самое оптимальное.

Тактико-технические характеристики   противодесантной мины  JE

Тип мины………………………………….................................. противодесантная  донная фугасная гальваноударного действия (контактная)
Корпус............................................................................................ сталь
Масса (общая)................................................................................. 48.31 .кг.
Масса заряда ВВ (динитронафталин 40%, тротил 60%).............. 21.09 кг.
Диаметр корпуса.......................................................................... 51.5 см.
Высота   корпуса........................................................................... 27см.
Усилие срабатывания датчика цели........................ 10-20 кг.
Температурный диапазон применения...................................... 0 - +50 град.
Применяемый взрыватель............................................................. собственный гальваноударный
Извлекаемость............................................................................ да
Обезвреживаемость................................................................... нет
Самоликвидация/самонейтрализация........................................ нет/нет
Срок боевой работы...................................................................... не ограничена

Устройств, обеспечивающих неизвлекаемость мина не имеет. Обезвреживание невозможно, поскольку  предохранительный плунжер вновь поднять невозможно.  В крайнем случае, если это удается, то мина обезвреживается вывинчиванием всего взрывного механизма  с последующим перерезанием проводников, идущих к датчикам цели.
Мина уничтожается на месте взрывом накладного заряда массой 800гр., прикладываемого к боку мины в нижней части.

Мина окрашивалась в черный цвет. Маркировка белой краской по трафарету иероглифы и цифры. Сведений об упаковке мин не имеется.

Сведений о количестве изготовленных   мин не имеется.  Относительно применения     мин JE  имеются сведения из книги Майкла Кролла  "The History of Landmines" :

japmine-je-4.jpg (15632 bytes)"На тихоокеанских островах география и характер боев позволили развиться минной войне. Берега были идеальным местом для мин: пологие берега, легко прикрываемые огнем и очевидные места для высадки десантов. Много островов были покрыты плотной растительностью с узкими дорожками, являющиеся единственными путями движения вглубь острова, были второй очевидной областью применения мин. Это подразумевало, что большая часть местности, подходящей для техники будет доставаться тяжелыми потерями.
Японская минная война испытывала недостаток в немецкой искушенности и методики. Многие из их ин были импровизированы из артиллерийских снарядов или других боеприпасов.
Они действительно производили эффективные противодесантные мины Тип 93
(ошибка М.Кролла, речь идет о мине JE - примечание автора статьи), подходящие и в качестве противотанковой мины.
Она устанавливалась в нескольких футах воды или на берегу непосредственно и была чрезвычайно сильна против десантных плавсредств, как это описано в донесении о высадке на остров Коррегидор (Corregidor) в феврале 1945:
"Черный Пляж взят. Ряды 130 противодесантных мин установленных каждые 2-4.5 метра через каждые сто двадцать метров пляжа. У всех мин рожки торчали из песка., и пехотинцы перескакивали через них, не опуская глаз для обнаружения натяжных проволок, поскольку они бежали внутрь острова. Но против техники они оказались чрезвычайно эффективными. Одними из первых подорвались самоходное орудие М7, танк М4 Шерман и джип, буксировавший 37-мм. противотанковую пушку сделал. Мины стоили полковнику Постлетвэйту (Postlethwait) командиру 3-го батальона 34-го пехотного полка (3rd Bin, 34th Infantry Regiment) двадцати девяти солдат и приблизительно половины техники."
Проблема мин была частично решена при помощи бульдозеров с V-образными отвалами, которые могли прокладывать дорожку через пляж и через джунгли, удаляя любые мины в стороны.
Несмотря на эту тактику, американцы потеряли 31 - 39 процентов своих танков и приблизительно 1 процента людей от мин во время сражений за Тихоокеанские острова."

Май 2006 г.

Источники и литература

1.Japanese Explosive Ordnance. OP 1667. Volume 1. U.S.Navy Regulation 1920, Article 76. 14 June 1946.
2. M.Croll. The History of Landmines. LEO COOPER.Barnsley. 1998
3. Сайт  WWW.LEXPEV.NL.
4.Сайт "Encilopedia Uzbroenia" (www.dws.xip.pl)
5.Сайт  INERT-ORD.NET
6.К.Е.Черевко. Серп и молот против самурайского меча. ВЕЧЕ. Москва. 2003г.
7.Инженерный Журнал №2-1941. И.Волков. Некоторые средства японской подрывной техники.
8.Ю.Л.Коршунов, Ю.П.Дьяконов. Мины российского флота.Гангут. Нептун. Санкт-Петербург. 1995г.
9.Инженерный Журнал №12-1945. М.Рагозин.Японские наземные мины.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы