Инженерные боеприпасы

Армия Германии (Die Wehrmacht)

Легкий носитель взрывного заряда Sd.-Kfz.303a
(Leichter Ladungstraeger (Sd.-Kfz.303a ))
(Аппарат 671 (Geraet 671))

goliath-303a-1.jpg (16915 bytes)Это подвижное взрывное устройство более известно под  иными названиями. Наиболее распространено в нашей военно-исторической литературе название "взрывающийся танк Голиаф", хотя именно это название самое неточное  из всех имеющихся.  В немецких официальных документах это взрывное устройство именовалось как Leichter Ladungstraeger (Легкий носитель зарядов) с добавлением в скобках аббревиатуры Sd.-Kfz.303a. Эта аббревиатура   расшифровывается как Sonder-Kraftfahrzeug, что в переводе означает "специальное транспортное средство".

Пояснение. Аббревиатурой Sd.Kfz. в Вермахте обозначали буквально все  самодвижущиеся устройства специального назначения, начиная с   полугусеничных транспортеров, гусеничных мотоциклов, бронетранспортеров, и заканчивая танками и подвижными взрывными устройствами.
Когда были созданы самодвижущиеся взрывные заряды, то им  присвоили наименование Leichter Ladungstraeger и аббревиатуру l.L.Tr. Однако, в процессе разработки и производства этих подвижных зарядов было создано несколько вариантов их механической части, которые получили обозначения Sd.-Kfz.302, Sd.-Kfz.303a, Sd.-Kfz.303b и Sd.-Kfz.3036. Поэтому в дальнейшем подвижные заряды стали обозначать соотвественно как  Leichter Ladungstraeger (Sd.-Kfz.302), Leichter Ladungstraeger (Sd.-Kfz.303a), Leichter Ladungstraeger (Sd.-Kfz.303b).
И только последний вариант подвижного заряда, а именно Leichter Ladungstraeger (Sd.-Kfz.3036) получил имя собственное и стал официально обозначаться как Leichter Ladungstraeger (Sd.Kfz.3036) Goliath. Т.е. "Легкий носитель взрывных зарядов Голиаф (Sd.-Kfz.3036)".
Строго говоря, только его можно именовать Голиафом. Правда, следует заметить, что внешне различить эти машины между собой было непросто, и в боевой практике немецкие солдаты стали все типы называть одинаково - Голиаф.
В литературе  можно встретить и такие названия -"Взрывающийся танк" (Sprengpanzer),  "Горный танк" (Bergpanzer), " Штурмовик бункеров" (Bunkersturmer).

В немецких официальных документах также нередко встречается иное обозначение этих подвижных взрывных устройств. В частности, относительно машины, о которой   пойдет речь ниже- Geraet 671, т.е. "Аппарат 671".

От автора. Лично меня больше устраивает именно это наименование- Geraet 671. Слово "Аппарат" самое нейтральное и нет необходимость думать, как будет вернее назвать это по русски - мина (?), фугас(?), сухопутная торпеда (?), самодвижущийся заряд (?), телеуправляемый заряд (?). А индекс  671 точно ориентирует на конкретную модель. Обозначение же Sd.-Kfz.303a может вводить людей в заблуждение, поскольку часто так обозначают  немецкие бронетранспортеры.

Аппарат 671 предназначен для уничтожения или выведения из строя способом подрывания фортификационных сооружений противника (ДОТы, ДЗОТы, убежища), танков и других бронемашин, а также иных важных объектов, приближение к которым саперов со взрывчаткой, поражение огнем артиллерии, танков, бомбометанием невозможно или нецелесообразно по каким либо причинам.

По своей сути Аппарат 671 представляет собой заряд взрывчатого вещества массой 75кг., взрываемый электрически по проводам с пульта управления, и установленный внутри небольшой гусеничной машины, которая управляется дистанционно по goliath-303a-5.jpg (13511 bytes)проводам. Оператор, имеющий в руках пульт управления, запускает машину в направлении объекта противника. Наблюдая за машиной, он с помощью органов управления направляет ее к объекту. После того, как машина   приблизится к объекту вплотную, оператор останавливает ее и выдает с пульта сигнал на взрывание заряда.
Предельная дальность действия определяется возможностями визуального наблюдения за машиной и количеством кабеля управления, намотанного на катушку. По запасу топлива аппарат 671 в состоянии преодолеть до 12 километров по дороге, или 6-8 километров по пересеченной местности.

На снимке слева: оператор, имеющий подвешенный на уровне живота  пульт управления, опробует работу  машины. Второй солдат поддерживает кабель управления.

От автора. Пожалуй, стоило бы оснастить машину взрывателем контактного действия, поскольку с расстояния нескольких сотен метров крайне трудно определить, насколько близок заряд к объекту. А если это танк противника, то едва ли он будет goliath-303a-2.jpg (8624 bytes)оставаться на месте, пока оператор силится определить - время ли взрывать Голиафа или еще нет. А при наличии собственного взрывателя  дошел Голиаф до танка противника, ткнулся  него и взрыв.
Да и о самоликвидаторе стоило бы позаботиться, чтобы у солдат противника не возникал  соблазн перерубить лопаткой кабель управления и завладеть машиной. Да еще и с подарком в виде 75 килограмм тротила. Взрывчатка на фронте дефицит. Ради нее снимают с риском для жизни вражеские мины, развинчивают неразорвавшиеся снаряды. А тут без всякой опасности и "с доставкой на дом".

Конструктивно, аппарат 671 представлял собой коробку, сваренную из стальных листов и разделенную на три отсека. В переднем отсеке (1) располагался заряд взрывчатки, в среднем  (2) бензиновый мотор, а в кормовом отсеке(3) располагался 6-литровый бензобак, и на цапфах подвешена катушка с кабелем. Сверху корпус накрывался крышкой (4), имеющей коробку для вентиляции двигателя. Сзади к корпусу крепилась направляющая рамка для кабеля(5). По бокам корпуса были приварены две коробки (6), которых размещались два аккумулятора для питания управляющими электромагнитными муфтами и пульт управления.

Двигатель мотоциклетный двухтактный двухцилиндровый карбюраторный фирмы Цюндапп (Zuendapp) мощностью 7.5goliath-303a-3.jpg (11937 bytes) лошадиных сил при 2000 об/мин., рабочим объемом 703 куб.см. Охлаждение воздушное принудительное. Зажигание  от магнето. Смазка двигателя за счет масла, добавляемого в топливо. Аккумуляторы 6-вольтовые -2 шт. типа 6x7 DIN 72311. Запуск двигателя пусковой рукояткой. С помощью электромагнитной муфты заслонка карбюратора может устанавливаться в два положения - малые обороты и большие обороты. На малых оборотах скорость движения 5 км/час., на больших 10 км/час.

goliath-303a-4.jpg (8162 bytes)Трансмиссия. Сцепление сухое однодисковое, управляемое электромагнитной муфтой. Передача цепная. Повороты осуществляются за счет отсоединения соответствующей ведущей звездочки от двигателя электромагнитной муфтой. Гусеницы имеют по 48 траков из листовой стали.

Катушка с кабелем подвешивается в кормовом отсеке с помощью инерционных самотормозящихся цапф, которые предотвращают запутывание провода в случае резкой остановки после быстрого движения. Обратная подмотка кабеля в случае движения назад не предусмотрена, т.к. трансмиссия машины не имеет заднего хода. Кроме того, катушка оснащена токосъемником, что обеспечивает устойчивую передачу команд управления при вращении катушки.

На снимке слева видна кормовая часть машины, катушка, направляющая рамка и лежащий на земле пульт управления с кабелем.

Тактико-технические характеристики подвижного заряда Geraet 671

Тип заряда…………………………………......................................................................... фугасный, управляемый, подвижный
Материал корпуса............................................................................................................... листовая сталь
Вес общий............................................................................................................................ 365 кг.
Масса заряда ВВ (тротил (Grf.02))..................................................................................... 75 кг.
Приведение в действие....................................................................................................... электроимпульс в электродетонатор по кабелю управления
Высота ................................................................................................................................. 60 см.
Длина..................................................................................................................................... 162 см.
Ширина................................................................................................................................. 84см.
Бронирование....................................................................................................................... только лобовая часть- 10мм. по углом 30 град.
Дальность подачи............................................................................................................... 12км. по дороге, 6-8 км. по бездорожью
Скорость движения............................................................................................................. фиксированная 5 или 10 км/час
Управление движением, поворотами, подрывом............................................................ с пульта управления по 3-жильному кабелю
Тип движителя..................................................................................................................... две стальные гусеницы
Радиус поворота.................................................................................................................. 3-4 метра
Преодолеваемый подъем................................................................................................... 70%
Преодолеваемая вертикальная стенка............................................................................. 22 см.
Преодолеваемая траншея.................................................................................................... 85 см.
Удельное давление на грунт.............................................................................................. 0.15 кг/кв.см.
Клиренс................................................................................................................................ 16.8 см.
Температурный диапазон применения.............................................................................. -10 - +30 градусов
Извлекаемость...................................................................................................................... извлекаемая
Обезвреживаемость............................................................................................................. обезвреживаемая
Самоликвидация /самонейтрализация............................................................................... нет/нет
Срок боевой работы............................................................................................................. не определялся

goliath-303a-6.jpg (9215 bytes)Аппарат доставлялся к месту применения на одноосной ручной тележке. Перед применением  в него следовало загрузить взрывчатку, заполнить бак горючим, подсоединить аккумуляторы, установить катушку с кабелем, подсоединить пульт управления. Затем было необходимо   проверить управляемость машины без запуска двигателя. При этом один из солдат, нажимая на пусковой рычаг, заставлял машину двигаться.
Затем проверялась подача импульса на взрыв. Для этого вместо электродетонатора подключалась лампа-пробник. При повороте ключа лампочка должна была трижды минуть. Затем ключ извлекался. После этого разрешалось присоединить провода к электродетонатору взрывного заряда.
Далее выполнялись операции по запуску двигателя. Для этого ручка управления ставилась в положение "HALT", открывался краник бензопровода. Ручка управления ставилась либо в положение "Warmstart" (для летнего времени), либо в положение "Kaltstart"(зимой). С помощью пускового рычага запускался двигатель.  Ручка управления поворачивалась в положение "Langsam"( малые обороты) . После прогрева двигателя ручку поворачивали в положение "Schnell" (большие обороты).
Для начала движения джойстик управления отклоняли в положение "V" (вперед). Для поворотов влево и вправо джойстик соотвественно отклоняли в положение "L" или "R". Если требовалась остановка, то ручку управления ставили в положение "HALT". Двигаться назад машина не могла. Для возобновления движения  ручку управления поворачивали  в положение "Langsam" для медленного движения или   в положение "Schnell" для быстрого движения. Однако, само движение возобновлялось джойстиком.

После того, как машина достигла цели, в скважину вставлялся боевой ключ и его поворот приводил к взрыву заряда.

В случае обрыва кабеля управления (повреждение осколками, близкими разрывами. воздействием противника и т.п.) машина останавливалась и для оператора она оказывалась полностью потерянной. Для противника машина становилась в этом случаеgoliath-303a-7.jpg (10026 bytes) совершенно безопасной.

Аппарат 671 был разработан совместно немецкой фирмой  Zuendapp в Нюрнберге (Германия) и чешской фирмой  Zachertz  во Френштате (Северная Моравия) к апрелю 1943 года и производился по сентябрь 1944 в основном фирмой Zachertz .

На снимке справа: английские солдаты возле отказавших Голиафов.

От автора. Помимо того, что сама по себе идея подвижных взрывных зарядов оказалась мало полезной, в конструкции, на взгляд автора был допущен ряд существенных ошибок. Прежде всего то, что заряд был защищен всего лишь 10мм. броней, т.е. достаточно легко пробивался пулей  противотанкового ружья. Главным просчетом было то, что взрыв мог быть произведен только с пульта управления. Никакого собственного взрывателя или самоликвидатора этот подвижный заряд не имел. Очень крупным, но совершенно неустранимым недостатком было то, что оператору было сложно ориентироваться относительно местоположения танка и определения момента, когда нужно произвести взрыв. Достаточно крупная воронка, траншея, уступ, издали неразличимые  для оператора   становились ловушкой для машины. Хотя проходимость машины была выше всяких похвал (большой угол подъема, очень низкое удельное давление на грунт, большая мощность мотора), однако, как правило, фортификационные сооружения имели перед собой проволочные и иные заграждения, преодолеть которые Голиафу было не под силу. Взрыв 75-килограммового заряда возле толстой бетонной стенки редко когда мог причинить существенный ущерб ДОТу. Встреча Голиафа с движущимся танком тоже не сулила ничего хорошего для первого, если оператор не успел точно сориентироваться. Танк, наехав на заряд, просто вдавливал его в грунт, уродовал корпус и рвал кабель управления.

Как диверсионное средство Голиаф тже был мало полезен. Большой вес затруднял транспортировку к месту диверсии, а шум работающего двигателя издалека выдавал Голиафа.

В общем и целом, идея подвижных зарядов так и не нашла своего развития в послевоенное время, хотя современные средства управления, наблюдения и навигации  позволяют создать машины, лишенные недостатков Голиафа. И собственно, дистанционно управляемые машины давно существуют, но используются в совершенно иных целях. Я имею в виду, прежде всего, луноходы и марсоходы, роботы для  обезвреживания взрывоопасных предметов.

Справка.  Думается, что нет необходимости, составлять отдельные статьи по легким носителям зарядов других вариантов, поскольку они достаточно близки к описанному выше. Поэтому дадим их кратко, справочно.

Leichter Ladungstraeger(Sd.Kfz.302). Он же Geraet 67.
goliath-303a-8.jpg (7145 bytes)Разработан фирмами Borgward в Бремене и Zuendapp в Нюрнберге в начале 1942 года и в апреле стал поступать на фронт. Производство прекращено в декабре 1943. Общий вес 370 кг. Заряд взрывчатого вещества 60 кг. Двигатели электрические ( 2 шт.) мощностью по 2 квт. каждый. Питание от двух аккумуляторов 12 x 75 DIN 72311. Дальность хода 1.5 км. по дороге или 800 метров по бездорожью. Передний лист бронирован 5 мм. Управление аналогично  Аппарату 671. Изготовлено около 2 тыс. экземпляров.

На снимке вид с кормовой части.

Leichter Ladungstraeger(Sd.Kfz.303b). Он же Geraet 672.
В сравнении с  Аппаратом 671 тяжелее на 65 кг., длиннее на 9 см и шире на 6 см. Масса заряда увеличена до 100 кг. Мощность двигателя поднята до 12.5 л.с. Производство началось в ноябре 1944. Было произведено аппаратов 671 и 672 в сумме около 5079 экземпляров.

Leichter Ladungstraeger(Sd.Kfz.3036) Goliath. Несколько увеличена максимальная скорость (до 11.5 км/час), на 1 см. больше длина. Преодолевает траншею шириной 1 метр. Усовершенствован конструктивно. Производство началось в конце 1944 года. Сведений о количестве изготовленных экземпляров не имеется.   Сведений о прекращении производства не имеется. Можно предположить, что с падением Нюрнберга.

В некоторых источниках указывается, что существовали   Leichter Ladungstraeger с радиоуправлением. Однако Waffen-Lexikon 1810-100-1 этого не подтверждает. Более того, данное издание предупреждает, что все сведения, отличающиеся от приведенных  у них, являются ошибочными и не соответствующими действительности, т.к. это издание опиралось на проверенные первоисточники.  Автор сверил эти данные со служебной инструкцией D 654/10 от 1 апреля 1943г., имеющейся в его распоряжении благодаря Ю.Мартыненко, и эти данные совпали. Так что, оснований не верить Waffen-Lexikon нет.

Следует заметить дабы не вносить путаницу в головы читателей, что радиоуправляемые носители зарядов все же были в   Вермахте еще с 1940 года, однако, это были несколько иные машины. Они назывались schwerer Ladungstrager (Sd. Kfz 301) Ausfuhrung B lVa , т.е. "Тяжелый носитель заряда (Sd. Kfz 301) модель B IV". По сути дела это было полноценное гусеничное транспортное средство, управляемое водителем, располагающимся внутри машины. Эта машина несла на себе мощный заряд 500 кг. тротила. И уже  на довольно близком расстоянии от  цели водитель оставлял машину, переведя ее на радиоуправление, и далее управлял ею дистанционно. Когда машина оказывалась у цели, то по радиокоманде заряд сбрасывался и машина возвращалась обратно. Затем с помощью радиовзрывателя водитель взрывал заряд. Сама машина могла использоваться и в дальнейшем.
Но это уже совсем иное устройство, речь о котором пойдет в следующих статьях.

От автора. schwerer Ladungstrager (Sd. Kfz 301) Ausfuhrung B lVa камня на камне не оставляет от утверждений г.Широкорада и иных псевдопатриотов, утверждающих, что  управление взрывом по радио это сугубо советское изобретение гения Бекаури, и что нигде в мире в то время не сумели создать ничего подобного. И что применение советскими саперами радиоуправляемых мин Ф-10 (называемое - БЕМИ в творениях Широкорада) в Харькове, Одессе  и Киеве явилось для немцев откровением, по поводу которого якобы Гитлер устроил своим  генералам, конструкторам и промышленникам дикий разнос. На примере  B IV , принятом на вооружение Вермахта еще в 1940 году мы видим, что и радиоуправляемые машины, и радиовзрыватели для немцев были к 1941 году обычными рутинными изделиями. Кстати, к 1943 году от B IV, как и от радиовзрывания немцы отказались. Дорого, ненадежно и мало эффективно.

Источники и литература

1.Die Sprengpanzer Goliath, Springer, B IV usw.. Waffen-Lexikon 1810-100-1. Waffen-Revue 8 1249 .
2.Leichte Ladungstraeger "Goliath" (Sd.Kfz.302/303a/303b) (www.geocities.com/CapeCanaveral/Lab/1167/goliath.htm)
3.Vorschrift OKW D 654/10 Leichter Ladungstraeger Sd.-Kfz. 303 Geraetebeschreibung und Bedienungsanweisung vom 1. April 1943

 

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях. Относительно Голиафа в свое время родилось столько мифов, что впору занести его в "Энциклопедию великих тайн и загадок" (есть такая). А между тем, Голиаф это всего лишь одна из многочисленных разработок времен войны, призванная снизить свои потери и наносить наибольшие потери противнику.

Причем, далеко не самая удачная.

Хотя, немцы начали применять их начиная с  апреля 1942 (первая модель Sd.-Kfz.302)  и ограниченно   использовали по ноябрь 1944 (последня модель Sd.-Kfz.3036), и изготовили их не так уж мало (например, Sd.-Kfz.303 - 5079 штук), заметного следа в истории войны они не оставили. Никто из противников Вермахта не обеспокоился появлением этого вида оружия и не стал предпринимать мер по разработке средств противодействия просто потому, что боевая эффективность Голиафов приближалась к нулю, а нейтрализовывать их оказалось очень просто.

Пожалуй, кроме Вермахта только в Красной Армии соблазнились идеей подвижных мин. Правда, по технической бедности попытались использовать собак. Но результат был еще хуже. Железяка на гусеницах ползет куда ее пошлют, а собака все же жить хочет, и близкие разрывы снарядов, рев моторов пугают ее.

Ну а со временем и из-за того, что никто из военных историков не упоминал об этом экзотическом оружии, Голиаф плавно перекочевал в область легенд и мифов. Есть довольно много в нашем мире людей, которым нужно щипать себе нервы и занимать свой тоскующий от безделья мозг чем либо необычным и таинственным.  В реальном и грубом мире им скучно, неуютно  и страшно. Выдуманные страшилки куда интереснее. Тем более, что они, вдобавок, совершенно безопасны.
Ну а коли есть спрос, есть и предложение.  Вот и появляются разные полтергейсты, экстрасенсы, бермудские треугольники, снежные человеки, лох-несские чудовища, тибетские медицины, ауры, кармы, летающие тарелки(НЛО) и прочие порождения больной фантазии.

Верно сказал, кажется Гойя: "Сон разума рождает чудовищ".

Надеюсь, что данной статьей я все же прихлопнул одного мифического комара.